Другое на тему Этико-аксиологические аспекты святости в древнерусской житийной литературе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 6
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СВЯТОСТИ В ПРАВОСЛАВНОМ
ХРИСТИАНСТВЕ. 10
§1.1 Онтологические характеристики православной
святости. 10
§1.2 Этико-аксиологическая проблематика
святости в православном христианстве 23
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОГО БОГОСЛОВИЯ
СВЯТОСТИ.. 37
§2.1 Типология древнерусской святости:
нравственный аспект. 37
§2.2 Аксиологические характеристики ликов
святости в житийной литературе Древней Руси. 55
Заключение. 74
Список литературы. 79
Введение:
Актуальность
темы исследования обусловлена тем, что святость – это фундаментальное
понятие христианского учения. Христианская Церковь – это орудие, через которое Господь
совершает наше спасение. И история её – это, прежде всего, история её святости.
Церковь только тогда в полной мере исполняет своё предназначение, когда являет миру
подвижников благочестия и соборным волеизъявлением прославляет их как канонизированных
святых. Святость – одно из центральных понятий, которое обозначает в христианстве
сущностную характеристику Бога, а также высокую степень духовного совершенства некоторых
людей. Они отличаются особым благородством и нравственной чистотой в своих действиях
и мыслях. Святые люди в определенном смысле запечатлевают в себе присутствие Божества,
отмечены действием благодати Бога. Собор святых окружает человека уже с начала его
земного пути, когда в Крещении он получает имя в честь одного из прославленных угодников
Божиих, и до погребения, когда Церковь молится о упокоении его со святыми. Почитание
святых является неотъемлемой частью жизни православного христианина.
В
выпускной квалификационной работе затрагивается этико-аксиологическая проблематика
святости в православном христианстве. Святой человек призван к новой жизни во Христе,
призван стать иным по отношению к миру, именно ему дано будет «облечься в нового
человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4:24). Однако,
в православии под «святостью» подразумевают не только нравственное совершенство.
Святость – это ещё и онтологическая категория, означающая внутреннее преображение,
восстановление первозданной нетленной природы, возвращение утраченного подобия Божьего,
обожение [13].
Христианская
церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и
деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. В русской культуре
святость подчеркивает принадлежность человека к иному миру. В своих посланиях апостол
Павел называет современных ему христиан святыми, указывая на их «выделенность» из
всего человечества. «Святые – это иные люди, отличные от живущих по стихиям мира
сего. Иные потому, что они борются и с помощью Божией побеждают «похоть плоти, похоть
очей и гордость житейскую» (1Ин. 2,16), – все то, что порабощает людей мира сего.
В этой выделенности святых из мира троякой похоти, из атмосферы греха, можно видеть
одну из принципиальных характеристик святости и единство первоначального апостольского
и церковно-традиционного ее понимания» [7. С. 48].
Проблемы
правильного представления о святости, осмысления способов достижения соответствующего
состояния святости актуальны и в настоящее время при определении идеала, модели,
образца, необходимых для духовного развития человека [13]. И они нуждаются в своем
дальнейшем осмыслении. Правильное понимание святости дает возможность человеку иметь
ориентир на пути формирования своего нравственного поведения. Исходя из этого, была
определена тема исследования.
Степень
научной изученности темы. Тема русской святости, ее этические и
аксиологические аспекты затрагиваются в трудах ряда выдающихся историков, философов
и религиозных деятелей, в том числе отечественных. Данное направление является совсем
не малоизученным. Очевидным является описание природы русского духа, русского национального
характера, при описании исторических событий, в которых раскрываются земной путь
и аскетическое служение великих русских святых. Но, тем не менее, как особенность
русской православной культурой принимают феномен русской святости, который еще малоизучен.
И поэтому роль русских святых в процессе формирования русского религиозного мировоззрения,
духовной культуры России остается недооцененной, не вписанной в очертание общего
культурного наследия России как ее важной составляющей. Ссылка на духовный опыт
православия необходима, поскольку это традиционная религиозная основа построения
общества.
Заключение:
Формирование
духовно-нравственных ценностей, моральных норм поведения невозможно без опоры на
нравственный идеал. Православие обогатило Русь традиционными ценностями, на которых
построилась её культурная, национальная и религиозная самобытность. Православная
церковь являет миру подвижников благочестия – святых. Их пример не только наставляет
и учит, но и становится эталоном нравственного поступка, образцом подражания. В
условиях современности в обществе происходит неосознаваемое глубинное противоречие
между заложенными вековыми духовно-нравственными ценностями и искусственно прививаемыми
западными ценностями, имеющими принципиально иную природу, которую трудно совместить
с русским религиозным мировоззрением и сложившимся на его основе менталитетом. Святость
– это духовный фундамент нашей культуры. Она раскрывается в описании русской души,
русского национального характера, повседневной жизни, исторических событий, где
присутствуют особенности русского православного менталитета. Выпускная квалификационная
работа была направлена на то, чтобы вернуться к истокам становления этого духовного
фундамента, дать правильное представление о святости и о способах достижения его
святыми подвижниками, путем анализа древнерусской житийной литературы.
Исследование
этико-аксиологических аспектов святости в древнерусской житийной литературе, мы
начали с раскрытия и определения самого понятия «святость» в православном христианстве.
Обобщая всю изученную информацию, можно сделать вывод, что природа святости – божественна
и утверждена в Боге. Следовательно, святость – это отчужденность от греха, разлитого
в мире, отрицание его. Путь святого подвижника — это путь самоотречения, преодоления
тяготения земного, выход на принципиально новый уровень духовного развития. Только
на этом высочайшем уровне возможно перерождение человека смертного в человека святого.
Именно здесь и раскрывается значение святых, призванных еще в земном бытии стать
началом будущего всеобщего освящения. Кроме того, немало важно, что святость не
может быть достигнута вне Церкви, вне дома Божьего, который не просто хранит ее
саму, но и является святым по своей природе. Каждый, кто вне Церкви, или чужд ей,
отпадает от святости и лишает себя переживаний религиозного опыта восхождения к
совершенству.
Решение
следующей задачи исследования выпускной работы позволило дать онтологические характеристики
православной святости. Мы ещё более углубились в это божественное понятие. Святость
– это не только моральное совершенство, подразумеваемое исходя из мирских представлений
о нем, хотя и неразрывно с ним связанное. И это не только отсутствие всякого зла,
но утверждение иной, высшей реальности, растворенной в божественном мире. Святость
— это сила, преображающая не только отдельного человека, но и весь мир в целом,
чтобы все творение стало иным, явило собой Бога. В этом процессе активная роль отводится
самому человеку, его свободной воле, данной ему Богом от рождения. Святитель Григорий
Палама называет свободную волю бесценным даром человеку, сотворенному
по образу Божию. Святые Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Дамаскин и другие
отцы Церкви считали её важнейшей частью образа Божия. Согласуя свою волю с природным
логосом, человек имеет возможность стать причастником Божества, то есть достичь
обожения. Обожение является «идеалом Православия» и главной целью существования
Церкви и каждого христианина в отдельности. Человеческая природа Христа стала сосудом
нетварной божественной энергии и с тех пор изливает эту благодать в Святом Духе
всем верующим.
Выполняя
следующую задачу, поставленную в работе, мы провели исследование этико-аксиологической
проблематики святости в православном христианстве. Оно показало, что в современных
условиях, в условиях серьезных перемен в различных сферах общественной жизни особое
место занимает проблема сохранения духовности, упадок которой в последние годы более
чем очевиден. Очень очевидным стало то обстоятельство, что общество, лишенное духовной
основы, не может построить ни эффективной экономики, ни справедливой социальной
сферы, ни политических отношений. И такой основой может быть только православное
христианство. А применительно к русской православной культуре, можно с уверенностью
сказать, что только святость всегда определяла мировоззрение русского человека.
Ещё со времен Древней Руси к святым относились с большим благоговением, с их помощью
выстраивалась иерархическая система ценностей и жизненных идеалов. Для простых людей
они были сомолитвенниками, их друзьями и помощниками в служении Богу и общении с
Ним. И именно древнерусская святость может являться тем образцом, в соответствии
с которым возможно возрождение в духовно-нравственном смысле и всего общества в
целом.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СВЯТОСТИ В ПРАВОСЛАВНОМ ХРИСТИАНСТВЕ
§1.1 Онтологические характеристики православной
святости
В
православной культуре святость, по своей сути считается явлением феноменальным.
Обряд канонизации и прославления святого дает особый нравственный эффект на человека.
Статус святого обязывает относиться к нему с особым чувством уважения и восприятия,
принимать его как героя уже на подсознательном уровне. Возникающее желание подражания
герою является абсолютно естественным. В независимости от временных рамок или места
действия, политических и религиозных условий статус святости остается неприкосновенным.
[42, с. 75-78]. Отец Иоанн Кологривов в труде «Русское благочестие веками питалось
их (святыми) идеалом: их пламя сияло светом, и вся «Святая Русь» писал: «святая,
не в смысле моральной святости, а святая, потому что идеал святости является для
нее высшей из всех мыслимых ценностей» [19].
Если
мы обратимся к определению «святости» по Ветхому Завету, то сможем заметить, что
тогда внешнее распределение чего-то для посвящения Богу имело глубокий нравственный
смысл и было тесно связано со святостью Бога, абсолютно чуждой всем грехам, обладающим
полнотой нравственного совершенства. Достижение святости как единения со святостью
Божьей неоднократно объявлялось задачей для каждого человека: «Будьте святы, ибо
Я свят» (Лев. 11.44-45). Такое определение несло в себе отделенность от другого
народа, и стремление к нравственному совершенству.
Для
сравнения, можно рассмотреть языческое понятие, в котором святость несет в себе
лишь внешнее отношение объекта, человека к Божеству, посвящение, принадлежность
к нему. Моральный момент полностью отсутствует, поскольку Божество не было известно
до христианства как «любовь», которая является единственной, которая может определять
действительные внутренние отношения Бога и человека и вызывать внутреннюю трансформацию
его природы и истинно моральной природы его жизни.
В
языческой концепции святость Божества была задумана как особенность и отделение
Бога от мира. Они поняли Его возвышение во всем, несоизмеримость и несопоставимость
с чем-либо созданным. Бог, будучи «святым», не терпит нарушений морального и нравственного
закона, наказывает сознательные и бессознательные пороки и преступления людей, но
Он, в их понимании, не терпит выдающегося морального и нравственного совершенства
людей, к которому Он относится как к желанию быть наравне с Ним, как посягать на
божественные прерогативы. Таким образом, момент мести, любви к себе, входит в божественную
жизнь, которая по сути уже разрушает понятие святости.
В
то время как в Библии святость — единственное слово, выражающее концепцию, в которой
сосредоточены основные принципы и основные цели Божественного Откровения. Согласно
смыслу библейского учения, святость человека — это ассимиляция Божественной сущности,
отражение и реализация божественных совершенств в человеке. Единственным носителем
истинной и все-совершенной абсолютной жизни, Бог является в то же время единственным
и единственным источником «святости» [29]. В христианстве слово «святость» наполняется
совершенно новым содержанием. Святость – является Божьим даром. Это преисполненные
надежды, преисполненная вера, переполнение любви к Богу в Его Духе. Дар любви, является
высшим и наиболее совершенным, потому что, если у кого-то есть даже дар пророчества,
и он знает все тайны бытия и обладает всеми знаниями и всей верой, так, что он может
изменить горы, но не имеет любви, тогда он — ничто (1 Кор. 13:20). Высочайшее знание
Бога «гносис» связано с даром любви: «Тот, кто пребывает в любви, пребывает в Боге»
(1 Иоанна 4:16). Великий святой Василий произносит замечательные слова: «Я человек,
но у меня есть задача — стать Богом» [29]. И это сотворится в святости.
Но
следует отметить, что существуют разные подходы к интерпретации понятия святости
и тех, кто ею владеет. Здесь не имеется противоречия, ввиду того, что все существующие
подходы большого отличия не имеют, могут отличаться друг от друга лишь некоторыми
нюансами, не значительными категориями, святости, некоторыми отличиями в оценке
одних и тех же явлений.
Например,
апостол Павел в Священном Писании называет всех христиан святыми, хотя среди них
было не так много мудрых, благородных, сильных: «Посмотрите, братья, кто вы, призванные:
не многие из вас мудры во плоти, не так много сильных, не так много благородных»
(1 Кор. 1:26). В этом понимании слово «святые» обращено к обычным людям, которые
в некотором смысле отделены от других, потому что принадлежат Богу, являются посвященными
Творцу: «Павел, по воле Бога, Апостол Иисус Христос призвал … в церковь Божью,
расположенную в Коринфе, освященную во Христе Иисусе, называемую святыми» (1 Кор.
1: 1-2). С данными представителями человечества Бог заключил завет, и именно по
этой причине их называют святыми. Таким образом, определение святости в библейском
контексте используется в значении обязательства (долженствования), то есть тем,
кем должны стать верующие, получившие дар благодати через таинства и, прежде всего,
через таинство крещения. Те христиане, которые реализовали этот идеал святости в
своей праведной жизни, в церковной традиции понимается как качество. Примером являются
почитаемые мученики церкви — мученики, которые принадлежали к святому чину и пострадали
за веру. Оба подхода говорят о главном — причастности христианина к Святому Духу.