Другое на тему Экзистенциальная психология
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ.. 7
1.1. Философия экзистенциализма и
феноменологическая психология. 7
1.2. Гуманистическое направление в
психологии и отделение экзистенциальной психологии. 9
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ
ПСИХОЛОГИИ.. 17
2.1. Основные понятия
экзистенциальной психологии. 17
2.2. Основные экзистенциальные
проблемы человека. 22
Заключение. 27
Список использованной литературы.. 29
Введение:
Актуальность
темы. Психологическая наука призвана помогать человеку
обслуживать свою богатую психику. Экзистенциальная психология стоит на рубежах
психологической науки, так как берет на себя задачу рассмотреть самые
неприступные и до конца неразрешимые вопросы жизни человека. Предмет
экзистенциальной психологии – это изучение процесса построения человеком
отношения к основным вопросам человеческого существования, которые обозначаются
в экзистенциальной психологии как экзистенции или данности бытия.
Для экзистенциальной психологии характерно
активное обращение к проблемам жизни человека в современном мире.
Востребованность экзистенциальной психологии последовательно обусловлена низкой
развитостью экзистенциальной методологии в психологии, не смотря на
актуальность. Однако, почему экзистенциальной психологии так тяжело было
развиться из классической? Это связано как с разными методами валидизации
знаний, так и с разными подходами.
Психологическая наука стремится при помощи
эмпирического исследования расчленить единый многоуровневый организм –
человеческую психику — на отдельные
части и составляющие, которые можно было бы анализировать независимо друг от
друга и, таким образом, иметь твердую почву под ногами, точки опоры в
теоретической работе.
Данный подход сужает поле деятельности,
исследование сводится к изучению частных понятий. Однако экзистенциальный
подход проникает настолько глубоко во взаимосвязи психических процессов, что
граница субъектно-объектных отношений стирается. Человек воспринимается как
сознание, способное влиять на построение собственной реальности, то есть как
объект, сам для себя являющийся субъектом.
Еще в свое время М. Хайдеггер говорил о
человеке, как об определенном организованном бытии dasein. Человек определяется
для себя как «эмпирическое Эго» — сознание, получающее жизненный опыт и
испытывающее на себе влияние окружающего мира. В тоже время, человек
одновременно видится как «трансцендентальное эго» — сознание, создающее для
себя новый опыт и изменяющее настоящую реальность. Это противоречит
классическому научному исследованию, где определенные объекты исследования
изучаются согласно наделенным свойствам. В научном подходе неизменно
присутствует объект и субъект. [34, с. 47]
Мир, в котором живет человек, одновременно
становится все более социально неопределенным, и, в то же время,
характеризуется все большей ответственностью индивида за свой собственный
жизненный сценарий. Усиление социальной неопределенности связано с расширением
поля социальной вариативности. Ценностей и социальные нормы постоянно
трансформируются и скорость социальных изменений все быстрее. Именно «вызов
неопределенности» становится главной определяющей характеристикой современного
мира. Важнейшим следствием этих изменений становится усиление роли внутренних
опор человека как реакции на рост неопределенности и уменьшение опор во внешнем
мире. [23, с. 61]
Экзистенциальные проблемы — это
универсальные проблемы, касающиеся человека на протяжении всей сознательной
жизни, но которые каждый переживает через свой индивидуальный опыт.
Общая тенденция в психологии,
характеризуется движением от парадигмы естественнонаучной к гуманитарной.
Объясняющий подход сменяется понимающим, человек рассматривается уже не как
изолированный объект, но в неразрывной связи с окружающим миром. Эти идеи также
интегрированы и в экзистенциальную психологию. Они способствуют ее развитию и
распространению, стремлению к обмену идеями с другими психологическими
направлениями. В последнее время происходит рост популярности экзистенциальной
психологии, которая за последние десятилетия получила значительное развитие.
Цель курсовой работы: знакомство с научной
картиной мира экзистенциальной психологии; формирование представления о
понятиях, входящих в предметное поле экзистенциальной психологии, о специфике
психологического знания, об основных научных категориях экзистенциальной
психологии.
Задачи:
1) Восстановить логическую структуру
основных понятий экзистенциальной психологии;
2) Выявить
основные проблемы экзистенциальной психологии и путь развития психологической
науки.
Заключение:
Экзистенциальная терапия постепенно
получает признание. Соответствующие специалисты практикуют в 48 странах мира, и
с каждым годом количество людей с экзистенциальными расстройствами только
растет. Например, В. Франкл в книге «Человек в поисках смысла» назвал этот
процесс экзистенциальным вакуумом. Он считал, что удобства промышленной
революции дали людям вредный избыток свободного времени, сделав их жизни
бесцельными, скучными и грустными. Именно экзистенциальный вакуум, по мнению В.
Франкла, лежит в основе депрессии, агрессии и разного рода зависимостей. [30,
с. 31].
Современные экзистенциальные
психотерапевты объясняют возникновение перечисленных выше проблем — ограничены
способностью принимать осмысленные и самостоятельные решения о том, как жить. В
данном случае экзистенциальный подход направлен на повышение самосознания и
самопонимания.
Возрастающее влияние экзистенциальных
подходов является одной из признанных тенденций развития психологии в первом
десятилетии XXI века. Замечательной ее чертой является «переход от изучения
отдельных психических процессов и явлений к анализу целостных ситуаций
человеческого существования», что соответствует методологическим принципам
экзистенциальной направленности, отстаивающим значение не отдельных
психологических реакций, а психологического существования.
Развитие практических направлений и теоретических
идей в психологии всегда было связано с действительностью и проблемами своего
времени. Представления о благополучии человека в начале ХХ века основывались на
его соответствии социальным критериям, что в качестве обязательного условия
предполагало эффективную интеграцию человека в общество. Психологи решали
задачу обеспечения условий для благоприятного развития человека, коррекции его
поведения и преодоления внутренних проблем. Но изменения социальной действительности
создают новые проблемы в жизни людей, ставят новые цели и ведут к изменению
целей и приоритетов психологической работы, что порождает необходимость
уточнения целей и задач в практико-ориентированных направлениях.
В центре внимания теоретического анализа и
практической работы экзистенциально ориентированных психологов находятся
экзистенциальные проблемы человека: смерть, жизнь, одиночество,
бессмысленность.
Особое место в осмыслении этих проблем
отведено экзистенциальной психологии.
Анализируя публикации, отметим, что И. Ялом
включает бессмысленность существования в число 4-х главных экзистенциальных
проблем: смерть, одиночество и свобода. Под одиночеством подразумевается то,
что при всей эмоциональной близости между людьми всегда остается последняя
непреодолимая пропасть: каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в
одиночестве должен его покинуть. Под свободой — тотальная неопределенность
внешнего мира, в котором нам самим приходится создавать для себя систему
координат.
Смерть – как самая очевидная и актуальная
данность всегда является примером того, как работает наша психика.
Бессознательное – это не просто «емкость», хранилище для запретных мыслей и
табу, это скорее постоянный «процесс», сопровождающий нас 24 часа в сутки.
Смерть и сопутствующие ей представления будто «стираются» из сознания, но
остаются в памяти; и в моменты некоторых послаблений сознаний, например, во
время сна, бессознательное прорывается наружу, в случае сна – через сны. Другая
форма проявления – это отображение в творчестве, в искусстве, через
рационализацию. Вот почему психологам-экзистенциалистам так важен анализ
сновидений и произведений искусства. Но бесконечное игнорирование смерти, ее
отрицание может пагубно сказаться на человеке. Естественно, все мы боимся
умереть, но иногда этот страх превращается буквально в навязчивую идею. Или же,
еще чаще, невротик, приходящий к психологу, часто приходит с симптомами
далекими от тревоги смерти; но само невротическое состояние пробуждает
затаенный страх смерти – и «невротический круг» замыкается. Страх смерти
тревожит невротика, невротик становится еще более восприимчив к смерти.
В заключение отметим, что содержание
смысла жизни меняется вместе с изменением социального мира, но остаются некие
константы, которые всегда будут лежать в основании новых представлений о жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Философия экзистенциализма и феноменологическая
психология Одним из значимых направлений философской
мысли, где просматривается определенное пренебрежение к проблеме
объективно-всеобщего, является философия экзистенциализма. Стоит подчеркнуть,
что, противопоставляя учение философии сущностей и философии глубоких
абстракций, представители экзистенциализма называют его философией
существования. Особенно внимание здесь обращается на индивидуальную сторону
существования человека, на сознательность его мышления, социальную
уникальность. Поэтому на первый план выходит не познание истины в ее
максимальной объективизации: ракурс развернут к внутреннему, к личностному,
субъективно переживаемому. И с этой точки зрения философия экзистенциализма –
это про индивидуальный опыт.
Ярким представителем экзистенциализма
являлся М. Хайдеггер. Он не рассматривал проблему всеобщности, тем не менее,
возводил ее к Бытию, считая его за субъект-объектную действительность, где
объекты становятся внутренне присущими бытию субъекта. Отсюда бытие становится
чем-то иррациональным, в рамках которого предметный мир обусловлен субъектными
переживаниями. Отсюда, бытие, лишенное объективизма, социальных закономерностей
и взаимосвязей, ощущается полностью иррациональным. Одновременно с этим,
структура духовного мира человека у М. Хайдеггера – это всегда противоположное
индивидуальному [34, с. 64].
Всеобщее с точки зрения Ж.П. Сартра
рассматривается в категории универсально-значимого, однако с точки зрения
созависимости от индивидуализации. Ж.П. Сартр писал следующее: «Всегда можно
понять идиота, ребёнка, дикаря и иностранца; достаточно иметь для этого лишь
необходимые сведения. В этом смысле мы можем говорить о всеобщности человека,
которая, однако, не дана заранее, но постоянно созидается. Выбирая себя, я
созидаю всеобщее». [24, с. 336].
Сторонники философии экзистенциализма в общем же
старались отойти от проблемы объективно-всеобщего, индивидуализируя и
уникализируя человека как личность. Уникальность «Я» — это какое-то абсолютное
значение, в котором есть и всеобщее, и объективное содержание (мотивы). Именно
поэтому «Я» всегда находится в состоянии противопоставления. Мышление индивида
же ориентируется на замкнутость собственными переживаниями бытия.
Экзистенциализм точечно влияет на наиболее субъективно-значимые мотивы.
Одновременно с этим предлагается не решение проблем, а их обострение, усиление
тенденции осознания мира как чуждого.