Другое на тему Экзаменационный проект «Арт-терапевтическая программа психологической помощи»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
1. Введение 3
2. Научно-методический (теоретический) обзор 4
3. Программа психологической помощи 10
1. Что вы получите на занятиях по арт-терапии 11
2. Структура программы 12
3. Формы и методы работы 13
4. Прогнозируемые результаты 14
5. Критерии оценки эффективности 15
6. Содержание программы 15
4. Самоанализ 25
5. Список использованных источников. 26
Введение:
Жизнь современных людей характеризуется хроническим стрессом, вызванным необходимостью перерабатывать огромный объем информации, постоянной озабоченностью различными проблемами, скученностью, связанной с проживанием в городах и бешенным ритмом жизни. Под его воздействием у многих людей появляются признаки дезадаптации как в соматическом плане – в виде различных заболеваний – так и в психологическом – в виде расстройств, вызывающих изменение поведения, характера и образа жизни. В связи с этим встает вопрос о возможности ослабления воздействия стрессовых факторов, а также коррекции уже сформированных негативных изменений, связанных с нездоровым образом жизни. И одним из способов преодоления их преодоления является возможность для человека изменить свой каждодневный ритм и свои действия с помощью различных средств: путешествий, посещений культурно-массовых мероприятий, выездов на природу и т.д. Одним из способов, которым активно пользуются люди, зачастую по наитию – это нахождение хобби, занимаясь которым человек к может расслабиться и отдохнуть, увидеть себя с другой стороны, раскрыть свои способности, невостребованные в повседневной жизни.
В современном мире массовый характер приобрело обращение к различным видам творчества. На основе этого обращения людей к творческому образу, как к способу снять стресс, и основано множество техник психотерапии, объединенные общим названием «Арт-терапия». С помощью различных методик обращения к различным видам творчества терапевты помогают клиентам в лечении некоторых заболеваний и расстройств, а также корректировке эмоционального напряжения, тревожных состояний, неуверенности в себе, замкнутости и других проблем, создаваемых сложностью современной жизни.
Задача: разработать экзаменационный проект «Арт-терапевтическая программа психологической помощи» в виде самостоятельно подготовленной программы психологической помощи с использованием технологий арт-терапии для конкретного контингента клиентов.
Фрагмент текста работы:
2. Научно-методический (теоретический) обзор
Арт-терапия — один из способов психотерапии и психологической коррекции, который в основе своей имеет применение искусства и творчества. Самовыражение с помощью искусства способно дать возможность человеку выразить чувства и состояния, которые человек не может выразить вербально и в поведении в повседневной жизни. Таким образом искусство является средством самовыражения, самопознания и саморазвития. Когда человек осуществляет какие-либо действия с красками, звуками, пластикой тела и т.д., вышедшие эмоции разряжаются и гармонизируют психическое состояние.
Метод арт-терапии впервые применил в 1938 году врач и художник из Великобритании Андриан Хилл в работе с туберкулезными больными в санаториях. По его определению Арт-терапия – направление психотерапии, основанное на проецирование человеком своего внутреннего мира как на продукт его творчества, так и на сам творческий процесс. Творческий процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы, самой художественной работой и психотерапевтом.
Благодаря средствам арт-терапии, и в первую очередь, рисованию, человек – и ребенок, и взрослый – учится видеть свои проблемы со стороны, тем самым получая возможность их решения. Разные ученые по-разному видят возможности арт-терапии в психологии и психиатрии. Так, например, Э. Крамер считала возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их. А. Хилл связывает исцеляющие возможности изобразительной деятельности прежде всего с возможностью отвлечения пациента от «болезненных переживаний». М. Наумбург полагает, что человек в результате художественных занятий преодолевает сомнения в своей способности свободно выражать свои страхи, выступает в соприкосновении со своим бессознательным и «разговаривает» с ним на символическом языке образов [17].
В настоящие время техники арт-терапии используют во многих областях лечения различных психосоматических заболеваний, психологической коррекции и повышении различных компетенции [17], например:
— лечении травматических расстройств [7],
— работе с психологическими травмами [5,6,12,15],
— коррекции психосоматических и эмоциональных расстройств [1,2,10],
— коррекции детско-родительских отношений [11],
— развитии коммуникации [13]
и многих других.
Однако, с начала использования арт-терапии как средства коррекции состояния и поведения пациентов, не только расширилась область применения арт-терапии, но и состав ее средств: в арт-терапию были включены такие виды искусства как музыка, танец, художественная литература, игра, а на современном этапе появляются новые и способы, связанные с расширением возможности использования технических средств – например, фототерапия [4].
В настоящий момент существуют следующие техники арт-терапии, связанные с использованием средств видов искусства:
Изотерапия — подразумевает применение в качестве выразительных средств материалов изобразительного искусства и скульптуры. Это краски, глина, гипс, клей, ткани, бумага, природные материалы и т.д., с которыми проводятся различные манипуляции с помощью инструментов или непосредственно руками.