Другое на тему Экспертные опросные листы. Отличительные характеристики экспертных опросных методов. Экспертные интервью и фокус-группы, clientvisits.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Введение:
Основная масса эмпирической информации добывается в социологии методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни. Большая значимость этих методов опреде-ляется, во-первых, организационными преимуществами (всегда легче ор-ганизовать опрос, чем осуществлять любой другой метод социологическо-го исследования); во-вторых, относительной дешевизной, в-третьих, со-держательностью и универсальностью информации, полученной опросным методом (при помощи опросного метода можно получить любую инфор-мацию по самым разным проблемам, которая не всегда может быть отра-жена документально или фиксироваться с помощью наблюдения); в-четвертых, возможностью максимального использования технических средств для обработки полученных в результате опроса данных. Вместе с тем опросные методы имеют и свои негативные стороны.
Основными видами опросных методов являются анкетный опрос и социологическое интервью, которые в зависимости от ряда признаков подразделяются на: сплошные и выборочные; индивидуальные и группо-вые; массовые и экспертные; устные и письменные; очные и заочные; од-норазовые и многоразовые; стандартизированные нестандартизирован-ные.
Заключение:
Экспертный опрос — это вид социологического исследования, в кото-ром респондентами выступают эксперты, обладающие глубокими знания-ми о предмете или объекте исследования, основной целью которого явля-ется выявление наиболее значимых, важных аспектов изучаемой пробле-мы, повышение надежности, достоверности, обоснованности информации, выводов и практических рекомендаций за счет использования экспертных знаний и опыта.
Экспертное интервью — это метод качественного исследования, одна из разновидностей глубинного интервью, беседа между компетентным от-раслевым специалистом по определенной теме и интервьюером.
Групповые дискуссии на сфокусированную тему (фокус-группы) — один из методов качественной социологии. Он позволяет выявить деталь-ное мнение людей по тому или иному вопросу и с помощью наводящих вопросов прояснить основные мотивы выбора, а также логику действий. Проводится в форме круглого стола, где каждый из респондентов, участ-вующих в исследовании, достаточно подробно отвечает на вопросы моде-ратора. Метод считается недорогим и оперативным. Его недостатки за-ключаются в том, что он не является репрезентативным.
Фрагмент текста работы:
Экспертные опросные листы
Экспертный опрос – вид социологического опроса, в котором ре-спондентами являются компетентные лица, обладающие глубокими знани-ями о предмете или объекте исследования, т.е. эксперты. [6]
Отличительные черты:
1. Количество интервьюируемых всегда меньше.
2. Качество интервьюируемых: более высокий уровень квалифика-ции.
3. Получение специальных знаний, которыми не обладает социолог.
4. Уникальность знаний эксперта, а не повторение.
5. Данные нужны не для проверки гипотез, а для понимания новой области [6].
Основная цель экспертного опроса состоит в выявлении наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, повышении надежности, достоверности, обоснованности информации, выводов и прак-тических рекомендаций за счет использования знаний и опыта экспертов.
Область применения: может использоваться при исследовании всех сфер деятельности; в диагностике, при оценке состояний социального объ-екта, стандартизации, проектировании, прогнозировании, принятии реше-ний. Разновидности экспертного опроса достаточно эффективно использу-ются на разных этапах СИ: при определении целей и задач, выявлении проблемных ситуаций, поиске гипотез, при интерпретации понятий, обос-новании надежности инструментов и исходной информации, при обосно-вании выводов, при разработке рекомендаций.
Основные нормативные требования: тщательный отбор экспертов (обязательная оценка их компетентности. Методы определения компетент-ности: самооценка экспертов и коллективная оценка авторитета экспертов), учет факторов, влияющих на мнение эксперта, создание условий для про-ведения опроса, сохранение информации без искажений. Данные эксперт-ного опроса субъективны, поэтому они должны быть дополнены объек-тивными данными.
Программа применения экспертного опроса включает основные структурные элементы программы СИ. Основными задачами являются: выбор целей опроса, критериев отбора, правил участия экспертов и кри-териев оценки полученной от них информации. Программа экспертного опроса не столь подробна, как программа массового опроса, и носит кон-цептуальный характер.
Основной инструментарий – анкета или форма интервью, разрабо-танная по специальной программе. Количество экспертов не должно пре-вышать 10-15 человек [2].
Экспертные оценки — это суждения экспертов, предполагающие про-цедуру сравнения объектов, их свойств по выбранным критериям. Метод экспертных оценок основан на их применении при анализе проблем [2].
Отличительные характеристики экспертных опросных методов
Отличительные характеристики ЭО:
1. изменяется ролевая функция респондента
2. изменяется функция программы
3. разница в типе и объеме информации
4. Небольшое количество респондентов
5. Особенности инструментария [3]
Цели ЭО:
1. прогноз развития явления
2. анализ состояния какого-либо объекта
3. оценка достоверности результатов массового опроса
Процедура:
1) Концептуальная строгость, однозначность используемых катего-рий, составление в сложных случаях специальных словарей, толкующих значение некоторых понятий, их использование всеми экспертами в ходе экспертизы.
2) Четкое определение цели всех аспектов экспертизы и каждого из них в отдельности, их соответствие задачам и гипотезам исследования.
3) Тщательный отбор экспертов на основе хорошо разработанной модели идеального эксперта и вытекающих из этой модели критериев.
4) Соблюдение правила оптимального числа экспертов, т.е. учет то-го, что ограничение числа экспертов ведет к увеличению веса каждого экс-перта, а увеличение их числа затрудняет интеграцию экспертных оценок (и то, и другое увеличивает риск ошибочных выводов, сделанных монито-ром).
5) Апробация всего инструментария как экспертного опроса, так и последующих процедур сравнения и согласования экспертных оценок.
6) Информационная изоляция экспертов друг от друга на первом этапе (раунде) экспертного опроса.
7) Организация наиболее тесного творческого взаимодействия экс-пертов на последующих этапах экспертизы (после установления меры до-стоверности полученных оценок).
8) безупречное знание наблюдателем и применение им на практике конкретных методов интенсивного группового взаимодействия экспертов на заключительном этапе экспертизы [3].
Виды экспертного опроса.
Две основные процедуры:
• регулярный опрос — разовый анонимный опрос. Более простая.
• Многоэтапный опрос — на каждом последующем этапе все более сложные задачи. В анонимности нет смысла, так как эксперт — участ-ник научного исследования, а не его объект.
Заочный опрос: Письменный опрос, анкеты (формализованный опрос), метод независимых характеристик и техника Дельфи.
Письменный опрос: заполнение анкет. 50-90% открытых вопросов. Трудности возврата. Проводится для выявления новых идей.
Формализованный опрос: анкета с открытыми и закрытыми вопро-сами. Выяснение оценок готового решения.
Метод независимых характеристик: обобщенная оценка одного явле-ния, информация о котором получена из разных источников. Сравнение и сопоставление различных мнений, обработка их с помощью математиче-ских процедур, получение достоверных выводов. Изучение личных ка-честв человека (опрашиваются знакомые с ним люди).