Дефектология Другое Педагогика/Психология

Другое на тему Диалогическая речь у старших дошкольников с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. 7

1.1. Становление
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. 7

1.2.
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития. 15

1.3. Особенности
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 41

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. За последние годы
неоспоримым фактом стал рост количества детей, которые составляют группу риска
школьной, соматической и психофизической дезадаптации, следовательно,
усовершенствование технологий компенсаторно-коррекционного процесса обучения
детей с задержкой психического развития (ЗПР) остается актуальной проблемой в
коррекционной педагогике. Сорокалетний период развития теории и практики
обучения детей с ЗПР отечественным и зарубежными учеными характеризуется
достижениями в научном анализе основных закономерностей и особенностей
деятельности познания, речи и развития личности данной категории детей,
создании коррекционно-развивающих методик (Н. Борякова, Ю. Костенков, Г.
Лалаева, В. Лубовский, А. Малышева, Н. Малофеев, И. Марковская, И. Марченко, Т.
Сак, И. Ужченко, В. Ульенкова, М. Фишман, С. Шевченко и др.). Несмотря на
достижения в разработке подходов к организации целостной системы обучения детей
с ЗПР, в количественном и качественном аспектах более разработанными на современном
этапе являются коррекционно-развивающие методики для детей с ЗПР дошкольного
возраста. Но расстройства нервно-психической сферы обнаруживают у детей еще в
младшей группе детского сада, и количество их составляет около 35 % [2]. Однако
методы дифференциальной диагностики, в частности речевого развития детей
дошкольного возраста с особенностями психофизического развития, еще требуют
своего совершенствования, что имеет значительную теоретическую и практическую
значимость, ведь определение структуры дефекта предопределяет предоставление
своевременной, адекватной механизмам речевого нарушения логопедической помощи.

Анализ специальной литературы по исследуемой проблеме
показал, что речевое развитие детей с ЗПР имеет свою специфику, обусловленную
характером становления у них познавательных и эмоционально-волевых процессов.

Учитывая значение диалогической речи для развития личности,
которая растет, важным является то, что диалогизированная вещательная среда
окружает ребенка с первых минут жизни. ФГОС определяет одним из приоритетных
задач речевого развития формирование диалогической компетенции и конкретизирует
ее содержание. Недостаточная разработанность проблемы, эпизодический характер
работы над диалогом, что имеет место в традиционной практике дошкольных учебных
заведений (ДУЗ), не позволяет максимально полно и успешно решать эту задачу.

Диалог активно исследовали и исследуют ученые в философском
(М. Бахтин, В. Библер, М. Бубер и др.), Лингвистическом (Н. Арутюнова, Т.
Винокур, Л. Щерба, Л. Якубинская и др.), Нейрофизиологическом (Н  . Бехтерева, Е. Бойко, А. Лурия и др.),
психологическом и психолингвистических (Л. Выготский, И. Горелов, М. Жинкин, И.
Зимняя, Л. Калмыкова, С.  Лебединский, А.
Леонтьев, Т. Пироженко, К. Седов, Т. Ушакова, С. Цейтлин, А. Шахнарович, Н.
Юрьева и др.), лингвосоцио-психологическом (Т. Дридзе, И. Зимняя и др.),
лингводидактичном (А. Арушанова, А. Богуш, А. Бородич, Н. Гавриш, В.
Захарченко, К. Крутой, Г. Леушина, Н. Луцан, В. Любашина, С. Хаджирадева, А.
Ушакова, Г.  Чулкова и др.) аспектах.  Несмотря на наличие значительного количества
психолого-педагогической и научно-методической литературы по обучению
диалогической речи детей дошкольного возраста, вопросы обучения диалога детей с
ЗПР специально не изучались, что приводит к насущной необходимости в
исследовании особенностей становления диалога на этапе дошкольного возраста,
разработка научно обоснованной методической системы обучения диалогической
речи.

Цель исследования: обобщить и систематизировать современные научные
представления по проблеме развития диалогической речи у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития. Объект
исследования: процесс развития диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Предмет
исследования: особенности диалогической
речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

На основании поставленной цели, выявленных объекта и предмета,
и выдвинутой гипотезы, были поставлены следующие задачи:

1 Провести анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2 Изучить особенности
развития диалогической речи в онтогенезе

3 Рассмотреть психолого-педагогическую
характеристику детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития.

4 Охарактеризовать особенности
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития.

Методы
исследования:

Анализ и
обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.

Теоретическая
значимость исследования заключается в
обобщении современных научных представлений по проблеме исследования.

 Методологическая и
теоретическая основа исследования:

Идеи
о возникновении и развитии речи в процессе общения (Л.С. Выготский, М.И.
Лисина, А.Р. Лурия); идеи о диалоге как основной форме общения (Э.Э. Вильчек, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов); идеи об активизации
познавательно-мыслительных процессов в ходе диалогического общения (А.В.
Брушлинский, Г.М. Кучинский, А.М. Матюшкин); принцип единства диагностики и
коррекции развития (Р.Е. Левина); зона ближайшего развития (Л.С. Выготский);
положение о единстве диагностики и коррекции развития (Л.С. Выготский, Р.Е.
Левина).

Теоретическая значимость исследования заключается в
обобщении современных научных представлений по проблеме развития диалогической
речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Практическая значимость: материал исследования
может быть использован педагогами, работающими с данной категорией детей, может
служить основой для написания научной статьи, может использоваться студентами
при подготовке к практическому занятию.

Структура курсовой работы состоит из введения, одной главы, заключения,
списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Согласно задачам, отраженным в введении, первая глава
отражает результат аналитического обзора психолого-педагогической литературы по
проблеме формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста с
задержкой психического развития, что позволило прийти к следующим выводам:

Под задержкой психического развития понимают нарушение
нормального темпа психического развития, когда память, внимание, мышление,
эмоционально-волевая сфера отстают в своем развитии от принятых норм для
определенных возрастных категорий. Для детей с задержкой психического развития характерно
позднее появление речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения
и фонемо-образования.

Преодоление задержки психического развития является
комплексной медико-педагогической проблемой. Почти вся речевая патология в
детском возрасте обусловлена теми или иными факторами, которые действовали до
того, как у ребенка началось развитие речи.

Каждому ребенку, с любой формой поражения речевой функции,
независимо от того, захватывает ли поражение центральные механизмы речи
(например, при алалии) или только периферические (ринолалии) или и то, и другое
сочетаются между собой, все же необходимо овладеть родным языком сначала как
средством общения, а затем как средством мышления, для этого необходимо четко
представлять, как происходит развитие речи при нормальном развитии речи и
патологически, рассмотреть уровни поражения речи. От всего этого зависят и
коррекционные возможности работы с детьми.

Диалогическая речь включает специфические особенности всех
уровней языковой системы: фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса. Эти
особенности обусловлены особыми условиями функционирования. Непосредственность
и персональность общения, свойственные разговорной речи, определяют
преимущественное использование формы диалога и возможность передачи части
информации паралингвистическими средствами. Развитие
диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка.
Обучение диалогу можно рассматривать и как цель, и как средство практического
овладения языком. Основным методом формирования диалогической речи в
повседневном общении является разговор (или беседа) воспитателя с детьми. С
беседой тесно связано совместное рассказывание, совместное словесное творчество
как метод развития диалогической речи (совместный рассказ со взрослым и
совместный рассказ детей). Кроме этого, для развития диалога у детей могут
использоваться игровые упражнения, совместная изобразительная деятельность и
др.

В процессе организации игр – драматизаций у детей
развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и
средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения
детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.

Для полной картины решения данного вопроса проводят анализ
обследования по методике Р.Е. Левиной который показывает, уровень развития
диалогической речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического
развития, которые участвуют в исследовании.

Речь старшего дошкольника с задержкой психического развития
носит преимущественно ситуативный характер у детей нет навыков и умений связно
излагать свои мысли, для них характерна подмена связного высказывания
односложными ответами на вопросы или разрозненными нераспространенными
предложениями

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1.1. Становление
диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Речь для человека является не только
средством коммуникации, но и орудием мыслительного процесса, носителем
сознания, памяти, информации, средством контроля, как за поведением других
людей и, так и, непосредственно, за собственным поведением.

Речевой аппарат выполняет важнейшую
творческую психическую функцию человека, область проявления которой присуща
абсолютно всем людям сред которой, и способность к познанию, и самоорганизация,
и саморазвитие, и построение своей личности, своего внутреннего мира
посредством диалога с другими людьми и другими культурами. Диалог, творческая
деятельность, познание и саморазвитие – это основа, посредством которой
осуществляется решение проблемы речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Одним из самых жизненно важных достижений
для человека в дошкольном возрасте является овладение родным языком и
непосредственное развитие речи, поэтому данный феномен изучается в современном
дошкольном воспитании в качестве общей основы воспитания и обучения ребенка
[11].

На сегодняшний день, перед детскими
образовательными учреждениями стоит приоритетная задача, по формированию и
развитию у детей дошкольного возраста способности к связной самостоятельной
речи, иными словами – это умение в четкой, логичной и последовательной форме
повествовать о событиях и явлениях, при этом с легкостью объединяя отдельные
компоненты речи в одно единое, и по смыслу, и по структуре целое.

Связная речь – это логическое,
последовательное, грамматически правильное и образное изложение определенного
содержания. Она отражает логику мышления ребенка, его умение к осмыслению
воспринимаемого и правильному его выражению. Работа по развитию связной речи
включает в себя формирование диалогической и монологической речи [1].

Диалогическая речь – это основа коммуникативной
формы у детей дошкольного возраста. На протяжении длительного времени шло
обсуждение обсуждается по поводу того, насколько необходимо обучать ребенка
дошкольного возраста диалогической речи, если он формирует ее спонтанно во
время коммуникации, как со сверстниками, так и со взрослыми.

Диалог представляет собой основную форму
речевого общения. В глубине диалога возникает связная речь. Многие ученые
отмечают, что диалог можно назвать первичной формой общения. Отличительной
чертой диалога является чередование реплик беседующих, говорение одного и
слушание другого с последующим говорением. В отличие от монолога, в диалоге оба
собеседника знают, о чем идет речь, им не нужно раскрывать смысл высказывания.
Данный вид речи идет в ходе определенной ситуации с помощью жестов, мимики и
интонации голоса. Отсюда и вытекает словесное оформление диалога. Речь в нем не
должна быть полной, развернутой, здесь допускается фрагментарность мысли [16].

Для диалога характерны: разговорная
лексика и фразеологизмы; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и
сложные бессоюзные предложения; предварительное продумывание фраз не занимает
долгого времени. Связь в диалоге поддерживается обоими собеседниками. Диалог
имеет отличительную особенность, которая выражается в непроизвольности и
реактивности. Необходимо отметить, что в диалоге огромное количество
штампованных фраз, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных,
часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и
темам разговора [25]. Речевые штампы помогают облегчить ведение диалога.
Диалогическая речь симулируется не только внутренней, но и внешней мотивацией.
Формирование диалогической речи акцент ставится в методике обучения родному
языку. В процессе формирования диалогической речи образовываются условия для
осваивания повествования и описания. Становление диалога играет важнейшую роль
в ходе речевого развития дошкольника и занимает существенную часть в общей
системе работы по развитию речи в дошкольной организации. Диалогическую речь
можно назвать целью и средством практического овладения языком. Для развития
диалогической речи, ребенку необходимо освоить разные стороны речи, также
развитие диалога влечет за собой использование дошкольниками отдельных слов и
синтаксических конструкций.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы