Другое на тему Диагностика и коррекция агрессивного поведения в подростковом возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I.
Теоретические основы диагностики и коррекции агрессивного поведения в
подростковом возрасте. 7
1.1. Теоретические подходы в изучении и объяснении
агрессивности. Понятия агрессии. 7
1.2. Особенности проявления агрессивности у подростков. 10
Глава II. Методические основы диагностики и коррекции агрессивного
поведения в подростковом возрасте. 16
2.1.
Особенности психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения у
подростков. 16
2.2. Методы диагностики и способы коррекции агрессивного
поведения подростков 18
2.3
Эмпирические исследования подростковой агрессивности. 26
Заключение. 33
Список
литературы.. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 37
Список
сокращений. 42
Введение:
Актуальность
исследования:
Агрессивное поведение, и вообще проявление агрессии на
сегодняшний день является актуальной проблемой современной психологической
науки. Исследователей особенно беспокоит учащение у маленьких детей нездорового
агрессивного поведения, которое проявляется в повседневной деятельности.
Безразличие к взрослым усилилось. В крайних формах агрессии начинает
проявляться зло и гнев.
Преступность среди молодежи резко возросла. Возникают
новые формы девиантного поведения: молодые люди присоединяются к политическим
экстремистским группам или экстремистским группировкам, занимаются
проституцией, принимают и продают наркотики, воруют имущество людей и так
далее. По сравнению с недавним прошлым количество серьезных преступлений
увеличилось, фиксируется рост конфликтов в подростковой среде.
Агрессией пропитана вся история человечества с начала
времен, однако, и вопрос ее уменьшения беспокоил еще античных философов.
Проблема агрессии долгое время является актуальной среди отечественных и
зарубежных ученых, но им до сих пор так и не удалось сойтись на каком-то общем
мнении, поскольку она сложна и многогранна, соответственно единого решения
найти невозможно[2].
Исследователи сосредотачивают внимание на следующих
вопросах проблемы:
v биология
и социальное насилие;
v условия,
оценивающие проявление агрессии;
v индивидуальные,
гендерные и возрастные характеристики насильственного агрессивного поведения;
v методы,
которые позволят предотвратить агрессивное поведение;
v профилактика
агрессивного поведения в разных группах населения.
Вопросы, связанные с человеческим агрессивным
поведением, поднимаются во многих социологических исследованиях. Тот факт, что
в обществе так много насилия и отсутствует ясный и всеобъемлющий научный подход
в психологии агрессивного поведения, делает, изучение агрессии одной из проблем
современной психологии, важной принципиальной задачей научного сообщества.
Элементы подросткового агрессивного поведения сегодня
несколько уместны, поскольку они живут в сложном мире, где в зависимости от
содержания и социальных условий формируется их личность. Нестабильность,
социальные, экономические, экологические, идеологические условия, которые
сложились в нашем обществе сегодня, приводят к развитию различных искажений в
человеческом развитии и поведении развивающихся подростков.
Одной из важнейших характеристик подросткового
возраста является социальная активность, появление новых обязанностей,
стремление саморазвиваться. Молодой человек начинает показывать успехи в
определенном виде деятельности, выражать мысли о будущей профессии. В то же
время в подростковом возрасте развивается процесс осознанности и осмысления
своего «Я» и улучшается поведение, в результате чего меняются интересы
подростка. Интересы становятся более разнообразными и стойкими. Этот процесс
часто проявляется в состоянии деструктивного поведения.
Теоретико-методологическая
база исследования:
v агрессия и агрессивность в зарубежной литературе (Р. Бэрон, А.
Басс, К. Бютнер, Л. Берковиц, , З. Фрейд, Э. Фромм, А. Бандура, К. Лоренц, Д.
Ричардсон и др.) [2,4,1,9]
v отечественные исследования по проблематике агрессии и
агрессивного поведения (Л.С. Выготский, А.И. Захаров, С.Л. Колосова, Л.Б.
Гиппенрейтер, Н.М. Платонова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, П.П. Блонский, Л. М.
Семенюк, И.А. Фурманов, Г.Э. Бреслав, Р.В. Овчарова и др.) [12,1,19,4]
Проблема исследования: каковы
психолого-педагогические особенности диагностики и коррекции агрессивного
поведения в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить
психолого-педагогические методы диагностики и способы коррекции агрессивного
поведения в подростковом возрасте.
Объект исследования
– агрессивность в подростковом возрасте.
Предмет исследования
– методы диагностики и способы коррекции агрессивного поведения у подростков.
Гипотеза исследования:
эффективная коррекция агрессивного поведения в подростковом возрасте возможна,
при соблюдении комплекса мероприятий:
v своевременное
выявление подростков группы риска, т.е. тех, кто проявляет агрессивное поведение
или склонен к этому, с помощью методического инструментария;
v изучение
причин агрессивного поведения подростков;
v применение
адекватной коррекционной работы с использованием интерактивных методов;
v проведение
комплексной работы всех специалистов, которые работают с подростком
(психолог-педагог или психолог, классный руководитель, учителя-предметники,
родители).
Задачи исследования:
1) определить
сущность и содержание понятия «агрессия и агрессивность», выявить основные
теоретические подходы к объяснению агрессивности;
2) рассмотреть
особенности подросткового возраста;
3) определить
основные характеристики агрессивности в подростковой среде;
4) проанализировать
особенности социально-педагогической профилактики агрессивности у подростков;
5) выделить
основные методы диагностики и эффективные способы коррекции агрессивного
поведения у подростков;
6) обобщить
условия проведения эффективной профилактики агрессивного поведения в
подростковой среде.
Заключение:
Что касается
теории, мы обнаружили, что проблема насилия в современном мире, особенно в
связи с разрушением моральных ценностей и культуры и формированием новых, очень
актуальна. Необходимо уточнить характер происходящего и принципы действий
против агрессивного поведения, а также принять меры по предотвращению и
исправлению агрессивного поведения современными способами в образовательной
среде.
Агрессивное
поведение – это действие в отношении другого, направленное на причинение вреда,
без согласия на то последнего.
Подростковый
возраст – это затяжной возрастной кризис, который несет в себе множественные
физические и психологические изменения растущего организма. Однако, при всей
сложности эмоционального состояния в период подростничества, подобные
особенности возраста не могут привести к изменениям поведения, но все же могут
стать «последней каплей» на пути к возникновению девиаций.
Девиантное
поведение очень часто впервые появляется именно в подростковом возрасте,
особенно ярко это выражается в проявлении агрессии по отношению к окружающим.
Именно поэтому, исследование агрессивности является наиболее актуальным в
период подросткового возраста. Однако в ходе нашего исследования, нами были
выявлены следующие категории, которые определяют предрасположенность к
агрессивному поведению:
v предрассудки;
v требования,
активируемые внешними раздражителями;
v индивидуальные
особенности эмоциональной сферы;
v социальная
среда.
Появлению
девиантного поведения в подростковом возрасте, выражающегося в агрессивности
могут способствовать неблагоприятные условия социальной среды, в которой
находится подросток (семья, сверстники, средства массовой информации, школьная
среда и т.д.).
Исходя из анализа
литературы, проведенного в нашем исследовании, можно предположить, что
агрессивное поведение в подростковом возрасте является способом защиты и дает
подростку чувство безопасности, ведь тот, кто сильнее всегда находится в более
выгодных (безопасных) условиях.
Кроме того,
проявление агрессивности может являться ответом на особенности социальной
среды, своего рода способом адаптироваться в сложных для подростка условиях.
Агрессивная природа подростков имеет гендерные различия. Насильственное
поведение молодых людей – это реакция на ожидания общества. По мере того как
подростки становятся старше, уровень их агрессии уменьшается.
Таким
образом, наше исследование было посвящено теоретическим аспектам диагностики и
коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы диагностики и коррекции
агрессивного поведения в подростковом возрасте
1.1.
Теоретические подходы в изучении и объяснении агрессивности. Понятия агрессии
Существует несколько подходов к принципам исследования
природы и происхождения агрессивных актов. Одна из проблем понимания агрессии –
это инакоязычие. Т.е. сам термин «агрессия» пришел к нам из английского языка,
и перевод по-разному трактуется нашими соотечественниками.
Итак,
агрессия по-разному описывается в отечественной и зарубежной литературе, многие
придают ей негативную окраску, но есть и сторонники позитивного понимания
агрессии.
Агрессия
– подвижная позиция, направленная на утверждение себя среди окружающих.
Агрессия
– это разрушительные действия в отношении других, что ведет к негативным
последствиям для обеих сторон.
Агрессия
– реальное действие, нанесение вреда другому человеку или угроза о таком
действии.
Кроме
понятия «агрессия», есть термин «агрессивность» и у них разное значение.
Агрессия – это всегда
действие, т.е. поведение, которое вредит окружающим[13].
Агрессивность
– черта, которая устойчиво вошла в структуру личности[13].
Существуют
различные позиции объяснения агрессии, которые вылились в теоретические модели
изучения агрессии.
Теория влечения (психоаналитический подход).
Теория была разработана Зигмундом Фрейдом. Он считал
агрессивное поведение неотъемлемым и неизбежным. В человеке есть две самые
могущественные силы: сексуальность (либидо) и смерть (танатос). Исходя из