Другое Гуманитарные науки Литература

Другое на тему денежные единицы в русской классической литературе (от полушки до катеринки)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Денежные единицы в русской классической литературе
(от полушки до катеринки)

В своей эволюции деньги прошли несколько стадий: металлические (медные, серебряные и золотые), бумажные, кредитные и новый вид кредитных денег — электронные деньги.
Ранней формой металлических денег выступали проволоки и пластины да другие формы слитков.
В процессе обмена стали выделять товар, который считали эквивалентом в качестве денег.
Деньги — исторически экономическая категория товарного производства, которая выделена из мира товаров.
В классической русской литературе, в крупных произведениях часто упоминаются денежные единицы, их заменители или финансовые взаимоотношения персонажей. Эта лексика особенно трудна для читателей.
Угол, катеринка, синенькая, красненькая, синица, рак – это архаизмы. Обозначаемые ими денежные единицы по-прежнему существуют, но за ними закрепились другие, современные, названия.
«Алтын» — старинная золотая монета. В пословице «Не было ни гроша, да вдруг алтын» противопоставляется грошу как крупная денежная единица, поэтому вряд ли слово происходит от татарского «шесть», а скорее всего от «алтын» — «золото». И по своему значению близко словам «златник» (монета Киевской Руси), «злотый» (монета в Польше) и «гульден» (монета в Голландии, буквально: «золотой»). За алтыном закрепилась стоимость в три копейки. Поэтому 15-копеечную монету до недавнего прошлого называли «пятиалтынным» (5×3=15).
«Гривенник» — от «гривна», как в Древней Руси называли слиток серебра, украшение на шее, подобное гриве льва. Гривна обычно представляла из себя металлический обруч, который носили на шее. Это был древнейший знак отличия, награда.
На протяжении 19 века в обиходе было порядка 30-ти наименований монет, хотя самих монет было значительно меньше.
С течением времени становятся малопонятными слова ушедшей эпохи.
В комедии Островского «Свои люди – сочтемся!» купчиха обещает свахе за то, что та нашла жениха благородного происхождения, парочку арабчиков. Читателю непонятно, что должны дать свахе за её труды, мы не знаем, насколько щедро хотят её отблагодарить. Необходимо обратиться к словарю, чтобы узнать, что арабчик – это «золотая десятирублёвая монета», так что сумма вознаграждения весьма солидная, а купчиха довольно щедрая.
В русских народных сказках сказки упоминаются старинные деньги: полтина, золотой. Например: «Что ты, шальной? Где слыхал про такие дорогие кожи? Возьми два с полтиной». (Дорогая кожа. Русская народная сказка)
Так в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождеством» я прочитала: «Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки по шести гривен аршин».
Упоминания о старинных деньгах можно встретить и в других произведениях Н. В. Гоголя. Например, «Майская ночь», «Утопленница», «Сорочинская ярмарка». «Вот тебе и синица в задаток».
В произведениях А. С. Пушкина читаем следующее:
«… имение продам и промотаю, и тебе полушки не оставлю». («Барышня-крестьянка»)
Итак, в литературных произведениях можно встретить упоминание о разных денежных единицах, которые использовались в разные времена в нашей стране. Определяя значение смысла пословиц и поговорок, легко догадаться о соотношениях среди денежных единиц. И, наоборот, зная соотношения среди старинных и современных денежных единиц, мы можем легко понять смысл пословиц, понять содержание художественных произведений.
В «Портрете», Н.В. Гоголя, мотив золота имеет исключительно негативный смысл. Чартков никого не убивал, не вступал в сговор с нечистой силой. Вся его вина заключается в том, то он нашел и взял деньги. Здесь богатство — само по себе уже не грех, за который герой расплачивается жизнью. Разбогатев, Чартков решил работать. Но верх взяло ощущение могущества: «…теперь в его власти было все то, а что он глядел доселе завистливыми глазами», его « охватило желанье необоримое, схватить славу сей же час, за хвост».
Недостача денег — основная предпосылка возникновения комической ситуации в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Каждому из персонажей не хватает денег: Хлестакову — чтобы ехать дальше («Если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой»). Губернатору, казенных денег, на строительство церкви при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма»; купец «строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тог да как его и на сто рублей не было» (губернатор тут «помог сплутовать»). Даже унтер-офицерская вдова хлопочет потому, что ей деньги «теперь очень пригодились» бы. Напомним, что главным признаком принадлежности Хлестакова к «высшим сферам» чиновничества стало его вольное обращение с деньгами: «Он! И денег не платит, и не едет. Кому же б быть, как не ему?».
В рассказе Чехова «Хороший конец» сваха
жалуется: «Какие наши заработки? Ежели в скоромный месяц заработаешь две четвертных, и слава Богу». Обер-кондуктор, ищущий невесту, удивляется: «Пятьдесят рублей! Не всякий мужчина столько получит!».
Приведем примеры употребления наименований денежных единиц в произведениях русской литературы (Приложение 1).
Деньги показаны в основном как средство удовлетворения потребностей, почти в каждой книге можно прочесть гимн богатству
Каждый писатель и поэт по-своему видит, понимает и изображает эту проблему. Но практически все сходятся на мысли, что деньги, несомненно, вносят бездуховность в жизнь людей, обезображивают, убивают всё человеческое, позволяют людям забывать о нравственности.
Деньги постепенно заменяют человеку всё: совесть, честность, порядочность. Зачем нужны эти возвышенные чувства, когда всё можно купить? Заплатил – и ты известный уважаемый человек.
С другой стороны, рачительный хозяин, умело ведёт с помощью денег домашнее хозяйство, преумножает материальные блага и может вкладывать деньги в образование, путешествия, духовное развитие.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы