Дошкольная педагогика Другое Педагогика/Психология

Другое на тему Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы
развития творческих способностей дошкольников средствами аппликации. 6

1.1.   Содержание и сущность
творческих способностей. 6

1.2.   Понятие «аппликация», ее
виды и технические приемы.. 9

1.3.   Организация развивающей
предметно-пространственной среды    группы   18

1.4.   Основные условия и
средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста средствами
аппликации. 23

Глава 2. Эмпирическое
исследование проблемы развития творческих способностей дошкольников в процессе
организованной образовательной деятельности по аппликации
. 29

2.1. Аппликация, как средство развития творческих
способностей детей дошкольного возраста. 29

2.2. Описание проекта по развитию творческих способностей
средствами аппликации на примере МБДОУ «Детский сад № 206». 36

2.3 Методические рекомендации по развитию творческих
способностей дошкольников средствами аппликации. 41

2.4 Диагностика творческих способностей старших
дошкольников на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.. 44

Заключение. 49

Список литературы.. 50

Приложение 1. 54

Приложение 2. 55

 

 

  

Введение:

 

Творческое развитие личности в
условиях целостного педагогического   процесса
рассматривается как важнейшая задача, решение которой необходимо начинать с
самого раннего возраста – дошкольного детства.

В  современных педагогических и психологических
исследованиях особое место занимает необходимость организации занятий
изобразительным творчеством для умственного и эстетического развития детей
дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста способны в процессе
осуществления предметной чувственной деятельности, куда входят и занятия
аппликацией, выделять наиболее существенные свойства предметов, а также
явлений, в том числе устанавливать связи между различными предметами и
явлениями, а также в образной форме их отражать.

Аппликация является одним из
самых доступных и понятных видов детского творчества. Ведь аппликация развивает
у детей двигательные навыки, мышление, эстетический вкус и воображение. Кроме
того, любой тип аппликации поможет ребенку освоить их тактильные ощущения,
особенно если вы работаете с различными типами аппликаций и берете не только
бумагу, но ткань, хлопья, сухие листья и цветы для своих поделок.

Однако занятия по аппликации как
средство развития творческих способностей старших дошкольников, зачастую
недооценивается педагогами, не в полной мере разработано содержание занятия в
ДОУ направленное на развитие творческих способностей в процессе продуктивной
деятельности. Вместе с тем именно в старшем
дошкольном возрасте, когда закладываются основы творческой личности, важно
определить эффективные методы и приемы развития творческих способностей.

Объектом исследования является процесс развития творческих способностей
детей дошкольного возраста.

Предметом исследования являются педагогические условия использования
аппликации как средства развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста.

Цель исследования: определить педагогические условия, способствующие
использованию аппликации как средства развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста.

Из
поставленной цели вытекают следующие
задачи:

1. 
Проанализировать
психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. 
 Определить критерии и уровни развития
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

3. 
Разработать цикл
занятий по аппликации для детей старшего дошкольного возраста, направленный на
развитие творческих способностей.

4. 
Подготовить
методические рекомендации по развитию творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста средствами аппликации.

 Гипотеза
исследования:
развитие творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста средствами аппликации будет
эффективнее, если:

1.
Обеспечены педагогические условия
организации развивающей предметно-пространственной среды
группы; взаимодействие с педагогами и родителями по вопросам развития
творческих способностей.

2.
Создан благоприятный психологический климат для формирования творческой
деятельности дошкольников на занятиях аппликацией.

3.
Разработан цикл занятий по аппликации для детей старшего дошкольного возраста,
направленный на развитие творческих способностей.

4.
Отобран комплекс занимательных заданий с использованием аппликации,
способствующих формированию творческой деятельности дошкольников на занятиях
изобразительным искусством.

5.
Используются методы, направленные на формирование творческого интереса
дошкольников средствами аппликации.

Методы исследования. В качестве теоретических методов исследования выступил сравнительно-аналитический
метод. В качестве эмпирических методов исследования выступили: метод
наблюдения, беседы, анализа продуктов изобразительной деятельности.

Практическая значимость результатов исследования определяется  тем, что положения и выводы, полученные в
ходе опытно-экспериментальной работы, могут быть использованы педагогами для
организации вовлечения детей в творческую деятельность на занятиях по аппликации.

База исследования. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад  №206» в группе общеразвивающей направленности,
в котором приняли участие 20 воспитанников старшей группы в возрасте от 5 до 6
лет.

Курсовая
работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы,
приложений.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенные
теоретическое и опытно-поисковое исследование позволили сделать следующие
выводы.

Для изучения и
теоретического обоснования сущности и структуры творческих способностей были
проанализированы существующие трактовки, которые отражают разные подходы в
исследовании данной проблемы, и сделан вывод, что под способностями разумеются
индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от
другого; способностями называются не всякие вообще индивидуальные особенности, а
лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо
деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или
умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Изучение работ
зарубежных и отечественных психологов позволило выделить структурные компоненты
творческих способностей и особенности их развития на занятиях аппликацией в
период дошкольного возраста.

Для развития
творческих способностей старших дошкольников использование занимательных
занятий по аппликации выступает как одно из важнейших педагогических условий.

Формирующий этап
опытно-поисковой работы осуществлялся на основе разработанной серии занятий. В
работе были использованы разные техники в аппликации.

Полученные
результаты стали основой проектирования комплекса занятий по развитию
творческих способностей дошкольников посредством аппликации, для чего и был
разработан проект.

Таким образом,
цель реализована, задачи исследования достигнуты, выдвинутая гипотеза нашла
подтверждение.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития творческих
способностей дошкольников средствами аппликации

 

1.1.        
Содержание и сущность творческих способностей

Способности являются
психолого-педагогической категорией и понимаются как индивидуальные качества,
отличающие одного человека от другого; как свойства функциональных систем,
которые содействуют осуществлению отдельных психических функций, имеющих
собственную меру проявления и относящиеся к успешному и качественному овладению
деятельностью[1].Среди
разнообразных видов способностей психологи особо выделяют творческие как
возможность создавать в деятельности нечто качественно новое, никогда ранее не
существовавшее[2].

Общей универсальной способностью
к творчеству называют креативность, которая связана с развитием воображения,
фантазии, порождением гипотез, идей. При изучении феномена креативности следует
иметь в виду особенности его проявления и развития на различных возрастных
этапах, т.е. необходимо обратить внимание на онтогенетический аспект этой
проблемы. Так, известный психолог Л.С. Выготский подчеркивал важную роль
творческой деятельности в жизни ребенка, утверждая, что творчество является
нормальным и постоянным спутником детского развития[3].

Творчество – специфическая и
уникальная возможность человека, потому что нет творческого процесса там, где
нет развитого интеллекта. Даже у животных с более развитым интеллектом, нет
способности к творческим усилиям. Без наличия творческого мышления и развитого
интеллекта нет и творчества. Что же касается творчества, «Творчество по своей
сущности является культурно-историческим явлением и имеет психологические
аспекты: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности
способностей, мотивов, знаний и умений, с помощью которых создаётся продукт,
отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью»[4].
Каждая отрасль современного производства, науки, искусства нуждается в
творческих людях.

Виды творчества определяет
характер творческой деятельности человека (творчество изобретателя,
организатора, ученого, педагога и т.д.). Г.Линдсей, К. Халл и Р.Томпсон,
сравнивали творческое и критическое мышление и отмечали, что «творческое
мышление – это мышление, результатом которого является открытие чего-то нового
или усовершенствование старого. Критическое же мышление представляет собой
проверку предложенных решений с целью определения области их возможного
применения. Творческое мышление нацелено на создание новых идей, а критическое
направлено на выявление их недостатков и дефектов. Для успешного решения задач
необходимы оба вида мышления. Хотя используются они раздельно: творческое
мышление является помехой для критического, и наоборот»[5].
Творческое мышление – это также возможность человеческого ума творчески решать
разные интеллектуальные задачи, но не по составленному плану, а гибко,
адаптивно и с некоторой долей предприимчивости. Сформулировано много
определений творчества, креативности и творческих способностей. Рассмотрим их
более подробно. Творчество предусматривает у личности наличие определенных
способностей, потребностей, жизненной позиции, установок, которые приводят к
успеху в привычной деятельности[6].



[1]Дружинин
В.Н. Психология общих способностей / СПб.: Питер Ком, 2009. — 368 с.

[2]Пономарев
Я.А. Психология творческого мышления. М., 2000. 351с.

[3]Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. —
М.: Просвещение, 2017. — 124 с.

[4]Котова
Е.В, Кузнецова С.В, Романова Т.А. Развитие творческих способностей
дошкольников. Методическое пособие. – М.: Сфера, 2015

[5]Цит. по: Теплов
Б.М. Психологические вопросы художественного восприятия. – М.: Педагогика,
2007. – 167с.

[6]Хайрутдинова
Т. В. Аппликация как средство развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста // Педагогические науки, 2019, №18. С. 374 – 378.
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: 
https://elibrary.ru/item.asp?id=38206372
(дата обращения: 22.04.2020).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы