Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Защита прав граждан в области социального обеспечения судебными органами различных уровней
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Общие положения защиты прав граждан по социальному обеспечению 5
1.1.
Понятие защиты социальных прав граждан. 5
1.2.
Правовое регулирование защиты прав граждан в области социального обеспечения. 19
Глава
2. Содержание и особенности защиты прав граждан в области социального
обеспечения судебными органами. 27
2.1.
Судебная защита прав граждан по социальному обеспечению.. 27
2.2.
Проблемы судебной защиты прав граждан в области современного социального
обеспечения. 35
2.3.
Пути повышения эффективности судебной защиты прав граждан в сфере социального
обеспечения. 39
Заключение. 52
Библиографический
список. 59
Введение:
Актуальность темы. Признание государством права всех граждан
на социальное обеспечение влечет за собой обязанность государства обеспечивать
его реализацию.
По своему содержанию право на социальное обеспечение
включает в себя комплекс мер, которые государство должно принять, чтобы
защитить права граждан в старости, в случае инвалидности, в случае потери
кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в других ситуациях
жизни, в которых эти граждане не могут использовать свой труд для получения
дохода либо вознаграждения за труд. В то же время осуществление этого права
осуществляется путем предоставления гражданам различных видов социального
обеспечения.
Государство гарантирует право на все формы социального
обеспечения как элемент общего права на социальное обеспечение посредством
проведения соответствующей социальной политики. В соответствии с Конституцией
Российской Федерации государство гарантирует каждому социальное обеспечение по
возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания
детей и в иных случаях, установленных законом; право на охрану здоровья и
медицинскую помощь, что в сфере здравоохранения и Муниципальной предоставляется
гражданам бесплатно; право на защиту от безработицы; материнство и детство, семья
находятся под защитой государства.
Конкретное содержание права на социальное обеспечение и
механизмы его реализации устанавливаются законодателем. В то же время, решение этих
вопросов прерогативой законодателя не предполагает освобождение государства конституционную
обязанность по обеспечению материального обеспечения граждан на случай
социального риска, но, наоборот, обусловливает развитие механизмов оптимальной
для регулирования отношений в этой области на основе баланса между социальными
потребностями населения и экономического потенциала государства, в определенный
этап своего развития.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере
защиты прав граждан по социальному обеспечению.
Предмет работы – нормы действующего законодательства, предусматривающие
формы и способы защиты прав граждан по социальному обеспечению, научная и
учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании,
материалы судебной практики.
Цель работы – исследовать особенности и актуальные проблемы защиты
прав граждан в области социального обеспечения судебными органами различных
уровней.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены
следующие задачи:
1. Определить понятие защиты социальных прав граждан.
2. Рассмотреть особенности правового регулирования защиты
прав граждан в области социального обеспечения.
3. Исследовать вопросы судебной защиты прав граждан по
социальному обеспечению.
4. Проанализировать проблемы судебной защиты прав граждан в
области современного социального обеспечения.
6. Выявить пути повышения эффективности судебной защиты прав
граждан в сфере социального обеспечения.
Методологическая
основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие
как: метод комплексного юридического анализа, системный метод,
формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих
пять параграфов, заключения и библиографического списка.
Заключение:
Средства защиты состоят как из действий граждан, так и из
действий соответствующих органов, учреждений, организаций и должностных лиц и
имеют внешнюю конструкцию. Граждане подают жалобы, иски. Государственные
органы, органы местного самоуправления, организации, должностные лица отвечают
на запросы граждан путем оформления протоколов, выпуска указов, постановлений,
предупреждений, представлений, протестов и т.д.
В правоотношениях защиты субъектами являются: граждане;
органы, организации и учреждения, обеспечивающие гарантии; судебные органы.
Граждане имеют право требовать возмещения нарушенных прав и
возмещения причиненного ущерба. В свою очередь, судебные органы обязаны удовлетворять
законные требования граждан и требовать от органов, организаций и учреждений,
ответственных за нарушения прав граждан, восстановления этих прав и компенсации
причиненного ущерба.
В обязанности органов, организаций и учреждений входит
выполнение решений, вынесенных судебными органами.
Вопрос о сроках возникновения правоотношений защиты имеет
большое значение. Сроки возникновения защитных правоотношений зависят от
момента нарушения прав граждан и от момента обращения гражданина с просьбой о
защите своих прав. В одних случаях это происходит на этапе подготовки заявки на
гарантию, в других-заявки на гарантию, то есть в процессуальных правоотношениях.
Обращение граждан к защите своих прав происходит в материальных
правоотношениях. Тогда возникают правовые отношения защиты. В то же время он
может существовать вместе с процессуальными и материальными отношениями или без
них.
Способы и формы защиты устанавливаются отраслевым
законодательством. Они образуют необходимый состав, с помощью которого
потерпевший добивается необходимого юридического результата для восстановления
нарушенного права.
Способы защиты права на социальное обеспечение:
— пресечение противоправных действий;
— восстановление нарушенного права;
— признание права гражданина;
— понуждение к исполнению обязанности реализации и
соблюдения социальных прав;
— признание акта нормотворчества не подлежащим применению;
— возмещение убытков;
— компенсация морального вреда;
— взыскание неустойки.
Способы защиты права на социальное обеспечение – это
законодательно закрепленные материально-правовые меры, носящие принудительный
характер, с помощью которых производится признание (восстановление) оспариваемых
(нарушенных) прав, воздействие на правонарушителя.
К основным способам защиты трудовых прав и свобод относятся:
— защита профессиональными союзами;
— самозащита;
— государственный контроль за соблюдением
нормативно-правовых актов;
— судебная защита.
Самозащита права – это какие-либо действия лица, имеющего
субъективное право, связанное с защитой этого права от нарушения. Самозащита
может применяться при следующих условиях: способ защиты должен соразмеряться
нарушению; лицо, осуществляющее защиту собственного права, должно быть
бесспорным по отношению к его обладателю; самозащита не должна выходить за
пределы необходимых для защиты действий.
Самозащита может применяться только при нарушении или после нарушения
права. Во время самозащиты лицо к компетентным органам по поводу защиты
обратиться не может. В тоже время, если обращение к таким органам возможно, то
необходимо исходить из того, что именно в данной ситуации применение самозащиты
является наиболее действенным и оперативным. Осуществление самозащиты
происходит благодаря силам самого потерпевшего.
Самозащиту можно рассматривать, как возможность
контролировать, инициировать, воздействовать на процесс защиты от начала до
конца, осуществляя взаимодействие с органами государственной власти. Органы
власти играют большую роль при реализации самозащиты социальных прав граждан.
Самозащиту социальных прав можно реализовывать через органы исполнительной,
законодательной, судебной власти, через органы местного самоуправления.
Формы правовой защиты социального обеспечения представляют
собой порядок реализации уполномоченным лицом деятельности, совокупность
внутренне согласованных организационных действий по защите охраняемых законом
интересов и прав, осуществляемых в рамках одного правового режима.
Любая форма защиты объединяет характерные и конкретные
способы и соответствующие органы защиты.
Все формы защиты прав на социальное обеспечение
подразделяются на 2 группы:
1. Юрисдикционная форма. Деятельность общественных
организаций и государственных органов по защите охраняемых законом интересов и
прав (защита прав уполномоченными государством или государственными органами,
обладающими правомочными полномочиями). Наиболее характерна для защиты прав
социального обеспечения.
2. Неюрисдикционная форма. Применение мер защиты
самостоятельно управомоченным субъектом, без обращения к отдельному органу.
Индивидуальная форма защиты интересов наиболее часто
используется в пенсионном обеспечении, так как инициирует все возможные
варианты защиты законных интересов.
Формы защиты права на социальное обеспечение могут быть
правовыми (защита осуществляется в административном или судебном порядке) и
неправовыми (осуществляется в зависимости от того, какие организации (органы) обладают
законно закрепленным правом защищать права и интересы граждан на получение социального
обеспечения.
Неправовая форма защиты четких процедурных форм не имеет,
может осуществляться через переговоры или специальные обращения общественных
организаций в органы государственной власти, принимающие соответствующие
решения для защиты законных прав и интересов граждан.
Если обращение граждан в общественные или государственные
организации (органы) инициирует правовой механизм защиты прав граждан, можно
рассматривать смешанное (совокупное) применение юрисдикционной и
неюрисдикцинной форм защиты прав.
Право социального обеспечения создало традиционный
инструмент для защиты прав и законных интересов в сфере отношений по социальному
обеспечению, которое реализуется через государственные структуры, уполномоченные,
и которые, по существу, является актом реагирования органа для восстановления
нарушенного права. Иными словами, преобладает юрисдикционная форма защиты прав
на социальное обеспечение. Что касается несудебной формы и связанных с ней форм
защиты прав в рассматриваемой области – досудебное урегулирование спора без
обращения в специально уполномоченные органы, защита социальных прав и прав
безопасности профсоюзными или другими общественными организациями, самозащита-то
они незначительны или отсутствуют.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Общие положения защиты прав граждан по
социальному обеспечению 1.1. Понятие защиты социальных прав граждан Защита прав граждан в сфере социального обеспечения – это
правомерная деятельность по защите законных интересов различных субъектов
права, важнейшая область правового регулирования общественных отношений.
Право на социальное обеспечение действенно только в
ситуациях, когда обеспечено возможностью защиты этого права. Защиту права можно
рассматривать, как государственно-принудительную деятельность, которая направлена
на обеспечение реализации юридической обязанности и восстановление нарушенного
права.
Безусловно, в системе прав человека право на социальное обеспечение
занимает одно из важнейших мест и заслуживает специального исследования. При
этом, в российском законодательстве до сих пор нет официального определения
понятия «социальное обеспечение». Каждый из авторов, изучавших вопросы
социального обеспечения, формулировал свое собственное определение.
Так, один из основателей права социального обеспечения, профессор
В.С. Андреев считал следующее. Социальное обеспечение представляет собой
комплекс некоторых социально-экономических мероприятий, связанных с обеспечением
граждан в пожилом возрасте и инвалидности, с уходом за матерями и детьми, с
медицинским обслуживанием и лечением в качестве основных средств восстановления,
профилактики и восстановления трудоспособности[1].
Русский правовед В.Н. Дурденевский охарактеризовал «социальное
обеспечение» как деятельность публичной администрации, направленную на устранение
социальных опасностей, угрожающих жизни и уровню существования различных слоев
населения, путем предоставления им денежной или социальной помощи[2].
К.Н. Гусов высказал такое мнение. Социальное обеспечение
следует рассматривать как форму выражения государственной социальной политики,
направленной на оказание материальной поддержки определенным категориям граждан
из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных
средств в случае возникновения событий, которые считаются социально значимыми
государством на данном этапе их развития, с тем чтобы уравнять социальное
положение этих граждан по сравнению с остальными членами этого общества[3].
К.Б. Бароцкая предлагает считать социальное обеспечение
формой распределения, гарантирующую гражданам при наступлении неблагоприятных
социальных ситуаций государственную поддержку в виде пенсий, пособий и
социальных услуг[4].
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16.12.1997 № 20-П
указывает, что социальное обеспечение может охватывать различные виды помощи и
поддержки граждан, но по смыслу конституционных норм главное его содержание
заключается в материальном обеспечении и предоставлении человеку средств к
существованию[5].
При таком многообразии трактовок, тем не менее, ни одна из
них не является универсальной и не охватывает всех направлений социального
обеспечения, как важной правовой категории. В связи с этим становится
необходимым на законодательном уровне ввести понятие «социального обеспечения»,
точно объясняющее его предмет, признаки и функции.
С нашей точки зрения, социальное обеспечение можно определить
как обеспечение государством члена своего общества в случае тяжелой жизненной
ситуации либо нетрудоспособности. При этом, конкретные случаи наступления права
на социальное обеспечение должны быть указаны в соответствующих
нормативно-правовых актах[6].
Раскрывая природу социально-обеспечительных правоотношений,
нужно отметить, что они тесно связаны со многими иными отношениями, являющимися
предметами правового регулирования различных отраслей права, имеют сходные с
ними черты. Некоторые из них предполагают в прошлом, настоящем или будущем существование
социально-обеспечительных правоотношений. В своей структуре имеют общих
участников с социально-обеспечительными правоотношениями, являются необходимым условием
существования и реализации, при определенных условиях,
социально-обеспечительных правоотношений.
Вопросам
защита прав граждан в различных сферах общественной жизни в настоящее время
посвящено множество работ. В целом в теории права [1]
Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. Учебник. М., 1974. С. 10. [2]
Дурденевский В. Лекции по праву социальной культуры. – М. – Л., 1929. С. 10. [3]
Гусов К.Н. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н Гусова. –. М.:
ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. С.11. [4]
Бароцкая К.Б. Конституционное право на социальное обеспечение в системе прав человека
и гражданина. Автореферат дисс. Челябинск, 2006. [5]
Постановление Конституционного Суда РФ от 16.12.1997 № 20-П // Вестник
Конституционного Суда РФ. 1998. № 1. [6]
Трегубова Е.В., Коридзе М.Т. Понятие «социальная защита граждан» в российском
праве // Ямальский вестник. 2015. № 4 (5). С. 83-87.