Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Право и организация социального обеспечения

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Защита прав граждан в области социального обеспечения Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Эволюция отечественного законодательства о социальном обеспечении 6

1.1. История развития отечественного законодательства о социальном обеспечении 6

1.2. Сущность и роль социального обеспечения Российской Федерации 15

1.3. Состояние социального обеспечения Российской Федерации 26

1.4. Способы защиты прав граждан в области социального обеспечения Российской Федерации 34

2. Анализ защиты прав граждан в области социального обеспечения Российской Федерации 44

2.1. Практика защиты прав граждан в области социального обеспечения Российской Федерации 44

2.2. Проблемы и перспективы развития защиты прав граждан в области социального обеспечения Российской Федерации 54

Заключение 62

Список используемых источников 66

Приложения 74

  

Введение:

 

Актуальность выпускной квалификационной работы. Конституция Российской Федерации устанавливает, что, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Следовательно, государство выступает гарантом социальных прав граждан и играет решающую роль в жизни страны. Таким образом, социальное обеспечение представляет собой, одну из конституционных форм социальной защиты населения, политика которого направлена на материальное обеспечение определенных категорий граждан. В данном исследовании затронута проблема декларируемого достойного уровня жизни населения Российской Федерации.

Защита социальных прав, в том числе права на социальное обеспечение, является важным конституционным правом человека и гражданина. Полагаем, что российское государство выполняет все взятые социальные обязательства, закреплённые законодательно, но реальный уровень социальной защищенности требует серьёзной доработки.

При этом, не редким выступает нарушение механизма предоставления мер социального обеспечения, за счет совершения различного рода противоправных действий как со стороны лиц, ответственных за соблюдение данного механизма со стороны государства, так и со стороны лиц, которые являются получателем указанных мер, а также со стороны иных лиц, имеющих на то злой умысел.

Все это приводит к снижению эффективности и результативности механизма поддержки населения в решении его социально-значимых вопросов, негативно сказывается на качестве жизни российских граждан. В связи с необходимостью ведения надлежащей борьбы с такими посягательствами, особое значение имеет механизм выявления и анализа такого рода нарушений, что должно иметь широкое обсуждение как в научных кругах, так и среди правоприменителей. Именно по этой причине, особо актуальным выступает изучение вопроса защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступили общественные отношения, возникающие в процессе защиты прав граждан в области социального обеспечения Российской Федерации.

Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие защиту прав граждан в области социального обеспечения Российской Федерации.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ особенностей защиты прав граждан в области социального обеспечения Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач выпускной квалификационной работы:

1. изучить историю развития отечественного законодательства о социальном обеспечении;

2. раскрыть сущность и роль социального обеспечения Российской Федерации;

3. рассмотреть состояние социального обеспечения Российской Федерации;

4. проанализировать способы защиты прав граждан в области социального обеспечения Российской Федерации;

5. охарактеризовать практику защиты прав граждан в области социального обеспечения Российской Федерации;

6. выявить проблемы и перспективы развития защиты прав граждан в области социального обеспечения Российской Федерации.

Методологическая база выпускной квалификационной работы. Из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- формально-юридический, сравнительно-правовой, проблемно-теоретический и др.

Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили Конституция РФ , федеральные законы.

Эмпирической основой выпускной квалификационной работы выступают материалы судебной практики. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.

Теоретическая значимость темы выпускной квалификационной работы обоснована спецификой современного этапа развития защиты прав граждан в области социального обеспечения Российской Федерации в условиях, связанных с пандемией.

Практическая значимость темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании защиты прав граждан в области социального обеспечения Российской Федерации в условиях, связанных с пандемией.

Структурно выпускная квалификационная работа включает введение, обосновывающее объект и предмет исследования, цели и задачи работы, две главы, последовательно раскрывающие содержание работы и заключение, содержащее выводы по проведенному исследованию.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.

1. В ходе революционных событий довольно быстро произошла смена политического и экономического курса в сфере социального обеспечения. Продекларировав в своих первых декретах страховые принципы социального обеспечения трудящихся от всех видов потери трудоспособности, и даже от безработицы, советская власть перешла к государственному социальному обеспечению. Однако, законодательство о труде и социальном обеспечении существенно опережало социально-экономические возможности государства, другими словами, de jure не соответствовало de facto

Становление и развитие советской теории права социального обеспечения отличалось значительной идеологической нагрузкой большого количества исследований. Формирование права социального обеспечения и отражающей его теории, несмотря на проявляющиеся в них «волатильность», т.е. изменчивость, непостоянство, а также утопичность некоторых положений, внутренние противоречия, тем не менее неуклонно сопровождалось продвижением к системности норм и теоретических воззрений, и в настоящее время, ощущается, что разработанные ранее теоретические и нормативные положения повлияли и продолжают влиять на современное развитие ныне конституционно закрепленной отрасли права — права социального обеспечения.

2. Социальное обеспечение – предусмотренная законодательством система материального обеспечения и обслуживания отдельных категорий граждан с целью удовлетворения их жизненно важных потребностей, включая физические, социальные, интеллектуальные. Сюда относятся старики, больные, дети, иждивенцы, потерявшие кормильца, безработные, а также все граждане страны в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы.

Социальное обеспечение населения является одной из важнейших составных частей политики государства, что позволяет обеспечить достойный уровень жизни человека, его потребности в материальных благах и услугах и одновременно является показателем социального развития нашей страны. Поэтому нет сомнения, что эта отрасль права заслуживает большего внимания и более высокой урегулированности всех социальных вопросов, чтобы избегать возможных нарушений социальных прав человека.

3. Социальная политика является одним из основных векторов деятельности государства по росту эффективности социальной системы, основная задача которого заключается в обеспечение необходимого уровня жизни населения.

Работа страны по социальному обеспечению жителей имеет колоссальную значимость, а в особенности в такие непростые периоды как, к примеру, пандемия. В этот нелегкий период общество как никогда нуждаются в помощи и поддержки. Органы государственной власти, осознавая значимость происходящего, стараются всеми легкодоступными методами уменьшить последствия новой коронавирусной инфекции, а также не позволить появления разрушающего кризиса в социальной и финансовой сферах.

Вопросы о значении и источниках социальных расходов и об их связи с качеством и уровнем жизни являются в нашей стране одними из наиболее острых. Государство, реализуя линию на повышение качества жизни населения не может избежать решения вопросов региональной дифференциации, качества и механизма предоставления социальной поддержки.

4. О нарушениях права человека на социальное обеспечение свидетельствуют статистические данные, представленные Фондом «Общественное мнение», указанные в Ежегодном докладе Уполномоченного по правам человека за 2021 год.

Под «способом» защиты права нами понимаются материальные возможности (самозащита, публичная защита, общественная защита) индивида по защите своего права, в данном случае на социальное обеспечение.

На сегодняшний день в ст. 39 Конституции РФ перечисляются лишь виды социального обеспечения, в то время как в ст.43 Конституции СССР 1977 года закреплены также способы реализации гарантированного Конституцией СССР материального обеспечения.

Принимая это обстоятельство во внимание, предлагаем, при совершенствовании и реформировании Конституции РФ обратить неподдельное внимание способам зашиты конституционных прав, в частности конституционного права на социальное обеспечение.

Защита социальных прав, в том числе права на социальное обеспечение, является важным конституционным правом человека и гражданина. Полагаем, что российское государство выполняет все взятые социальные обязательства, закреплённые законодательно, но реальный уровень социальной защищенности требует серьёзной доработки.

5. Хотя судебная защита является одним из основных и действенных способов защиты права, все же для обращения в суд требуются определенные познания в области процедуры обращения за судебной защитой, как в плане материального, так и процессуального права. Часть граждан предпочитают обратиться напрямую к тому, кто нарушил право, или в прокуратуру, поскольку данная процедура не требует специальных познаний. Многоуровневая и многочисленная нормативно-правовая база законодательства в сфере социального обеспечения, недостаточная юридическая грамотность, порой и нежелание защищать свои права, а также отсутствие финансовой возможности обратиться к юристу – это лишь некоторые причины, в связи с существованием которых можно наблюдать определенную слабую активность и заинтересованность граждан в защите своего нарушенного права в судебном порядке.

6. Любое из гарантированных Конституцией РФ прав человека и гражданина, в том числе и право на социальное обеспечение, действенно, когда обеспечено реальной возможностью его защиты. В настоящий момент в условиях развития современного государства одним из актуальных вопросов является защита конституционного права на социальное обеспечение.

Разобщенность и непоследовательность, частая смена содержания соответствующего законодательства, наличие коллизий правовых норм не могут не влиять на право социального обеспечения и возможности его защиты.

Анализ научной литературы, нормативно-правовых актов, а также конкретных примеров дел из имеющейся и доступной судебной практики разрешает выдвинуть некоторые предложения:

1. — В Конвенцию о защите прав человека и основных свобод должна быть внесена статья о защите права человека на «социальное обеспечение».

2. — В законодательстве РФ работники правоохранительных органов должны иметь общее право социального обеспечения, а не особенное.

3. — За ошибки правоприменительной практики по социальному обеспечению должен быть предусмотрен административный штраф для должностных лиц — чиновников, так количество ошибок необходимо снизить.

Таким образом, защита права на социальное обеспечение является одним из вариантов реализации права в специфичной форме. Защита происходит благодаря правомерной деятельности государственных компетентных органов, управомоченных лиц, направленной на восстановление права и устранение препятствий для его осуществления.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Эволюция отечественного законодательства о социальном обеспечении

1.1. История развития отечественного законодательства о социальном обеспечении

Социальное законодательство в нашем государство формировалось по подобию первых древних государств также на основе благотворительности, сочетания помощи нуждающимся с одновременным становлением института «нищенства». По воспоминаниям В.О. Ключевского, «человеколюбие на деле значило нищелюбие. Это сделало нищенство важнейшим феноменом общественной жизни России» . Среди русских князей заслуживает внимание князь Владимир, который славился на Руси как податель милостыни, причем тем, кто не мог прийти за ней к княжескому дворцу, она доставлялась на дом. В 1091 г. на Руси появляется первое лечебное заведение, где бедным людям оказывают бесплатное лечение.

Вопросы труда и социального обеспечения и сегодня являются поводом для дискуссий в научном сообществе. В ранее опубликованных материалах мы уже обращали внимание на вопросы, связанные с развитием законодательства о труде, которое нашло отражение в период становления и развития Российской империи. Законодательные памятники рассматриваемого периода позволяют нам убедиться в том, что государство в силу экономических, социальных, а иногда и политических причин, регламентировало ряд вопросов, сегодня относящихся к сфере регулирования трудового и социального права.

Еще в ст. 91 Судебника Ивана IV Грозного 1550 г. было установлено: «А на манастырех жити нищим, которые питаютца от церкви божьи» . А при царе Фёдоре Алексеевиче Романове был издан указ об оказании помощи пострадавшим от пожара, строительстве дома для бедняков и калек, защите пленных.

В 1682 г. был издан указ «О принудительной работе как средстве исправления нищенства», (с. 16), который предусмотрел создание работных домов. В законодательстве петровского периода можно выделить нуждающихся трудоспособных подданных, в первую очередь военных, помощь которым предоставлялась посредством их профессиональной переподготовки, организации труда, содействия в поиске работы, дающей средства на содержание себя и своей семьи. Так, 9 февраля 1710 г. был издан Именной указ, в котором говорилось: «Престарелых и раненых и увечных офицеров, и урядников и солдат пересмотреть в Военном приказе, и годных разослать для учения рекрутов по губерниям, а негодных к посылке отсылать в московские богадельни».

В XVIII в. в России начинают повсеместно создавать работные (рабочие) дома. Решение о их открытии было закреплено сначала Именным указом3 , а затем Указом Сената от 31 января 1783 г.: «чтобы… во всех губерниях были заведены рабочие дома, с назначением в них работ, для пользы общей потребных».

Неработающие трудоспособные подданные империи – «профессиональные» нищие и бродяги, занимающиеся мошенничеством, воровством, попрошайничеством в принудительном порядке начинают помещаться в работные дома.

В 1775 г. в ходе знаменитой екатерининской реформы местного управления было принято «Учреждения для управления губерний», в котором отдельная XXV глава посвящена вновь созданному Приказу общественного призрения, а ст. 380 подробно регламентирует, «что есть дело приказа общественного призрения».

Обострение социальных противоречий в империи привело в необходимости принятия в 1782 г. Устава благочиния или полицейского, согласно которому работные дома были переданы в ведение Приказов общественного призрения, но в них стали помещать не только нищих и бродяг, но и вообще преступников. Одновременно в стране создаются смирительные дома для правонарушителей, которые впервые упоминаются в Грамоте на права и выгоды городам Российской империи 1785 г.

Помимо репрессивной направленности, предполагающей принуждение к труду преступников, работные дома занимались и предоставлением работы нуждающимся, проживания и пропитания. В ст. 390, 391 Учреждения для управления губерний говорится «… в работных домах каждый кормится своею работаю, то и принимают в оные совершенно убогих обоего пола людей, кои работать могут, и сами добровольно туда приходят (и кои не привязаны к иной работе) в оных домах дают им работу, а по мере работу пищу, покров, одежду, или деньги…».

В период правления Николая I делались попытки объединить общественную и государственную деятельность по призрению нищих под руководством государства, но дело ограничилось лишь намерениями. Было принято Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, согласно которому «рабочий дом», наряду со смирительными домами, исправительными арестантскими ротами получил статус исправительного наказания .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы