Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старше дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Особенности понятия «здоровья» и его формирование у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Работа дошкольного учреждения по формированию здоровья детей дошкольного возраста в детской дошкольной организации 9
1.3. Роль семьи в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста и ее взаимодействие с детской дошкольной организацией 12
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста 16
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ проблемы организации взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей по сохранению и укреплению здоровья воспитанников 17
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов. Предложения по совершенствованию здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста 27
Заключение 42
Список литературы 42
Введение:
Актуальность исследования. Анализ современной педагогической практики в учебных заведениях свидетельствует о том факте, что большинство заболеваний у дошкольников детерминировано, в том числе и недостатками осуществления учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, что приводит к объективной потребности в повышении эффективности системы работы педагогического персонала по здоровьесбережению детей путем организации и осуществления методической работы дошкольного заведения по вопросам здоровьесбережения субъектов образовательной деятельности.
Однако, несмотря на существенный интерес ученых, проблема сохранения и укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста остается недостаточно разработанной в психологическом отношении. Так, не определен достаточно полно комплекс знаний, умений и навыков, здоровьесберегающей работы с дошкольниками и его семьей; не определены теоретико-методологические подходы, на основе которых может быть разработана психологическая основа, связанная с практическим применением заданий по сохранению и укреплению здоровья дошкольника, не сконструирована технология внедрения данной системы в процесс взаимодействия между детским садом и семьей воспитанников. Все это предопределяет недостаточный уровень подготовки воспитателей к работе, связанной с сохранением и укреплением здоровья дошкольника, а также исследованием здоровьесберегающих образовательных технологий в целом.
Цель исследования: состоит в разработке рекомендаций по взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старше дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.Изучить теоретические основы изучения особенностей взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести опытно-экспериментальную работу по организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать предложения по совершенствованию здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования: детская образовательная организация «Иван да Марья» Звенигород, Московская область.
Предметом исследования: здоровьесберегающие технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: организация взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старше дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: правда ли что современная семья недостаточно участвует в формировании здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.
Методами исследования были определены следующие: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, нормативных актов; анализ и обобщение педагогического опыта, связанного с использованием здоровьесберегающих технологий в ДОО; метод педагогического эксперимента; методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Исследование теоретических и прикладных аспектов проблемы здоровьесбережения молодого поколения находилось в поле повышенного внимания отечественных и зарубежных ученых (Н. Беседа, Л. Горяная, А. Дубогай, Л. Попова, С. Лапаенко и другие). Сущность валеологической культуры молодежи в современных условиях обучения нашла отражение в трудах таких исследователей, как Т. Бойченко, А. Бондаренко, Л. Ващенко, М. Гончаренко, В. Горащук, В. Грибан, С. Кондратюк и др.). Обстоятельный анализ факторов формирования здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольной организации осуществили А. Ващенко, В. Звеков, А. Клестова, К. Оглоблин и другие.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В результаты проведенного исследования было установлено следующее:
1. Выделяя особенности понятия «здоровья» и его формирование у детей старшего дошкольного возраста было определено, что здоровье всегда являлось главным фактором безопасности нации. Задача улучшения здоровья детей не может быть решена только усилиями медиков. Здоровье должно быть одним из результатов образования. Задача педагогов – формировать у детей приоритеты здоровья, чувство ответственности за него и учить их быть здоровыми. Здоровье подрастающего поколения — это «золотой фонд» общества. Здоровым считается гармонично развитый человек, хорошо приспособленный к окружающей среде, постоянно реализующий свои физические и умственные способности, вносит посильный, соответствующий его возможностям, вклад в благополучие общества
2. Определяя работу дошкольного учреждения по формированию здоровья дошкольников, было выявлено, что воспитывать здоровую личность можно только тогда, когда у каждого члена общества будут сформированы навыки здорового образа жизни, когда человек с раннего возраста учится контролю над своим физическим состоянием и рациональному поведению в конкретных условиях жизни, выработает осознанное негативное отношение к вредным привычкам. Учитывая актуальность указанной проблемы, ее недостаточную разработанность и практическую значимость, важно сегодня создание современной модели дошкольного учреждения — заведения содействия здоровью. По сути, каждый детский сад должен стать Школой содействия здоровью. В такой школе должны быть необходимы психолого-педагогические и медицинские условия для сохранения и укрепления здоровья малышей, для развития здоровой личности.
3. Изучая роль семьи в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста, было определено, что родители закладывают основы характера ребенка и формируют особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. В процессе воспитания необходимо учитывать, что исходным моментов в становлении компетентности дошкольников в области укрепления здоровья является взаимодействие родителей и ребенка.
4. Были проведены опытно-экспериментальные мероприятия, которые выявили ряд проблем. Эти мероприятия проводились на базе детского сада «Иван да Марья». В них приняли участие дети старшего дошкольного возраста и их родители.
Основные проблемы взаимодействия родителей и дошкольных образовательных организаций следующие:
1. Исходный уровень сформированности основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста был определен как преимущественно низкий.
2. Отношение к здоровому образу жизни детей напрямую зависит от результатов формирования основ здорового образа жизни в условиях социального института, в нашем случае – в условиях семьи и дошкольной образовательной организации.
5. Были разработаны следующие рекомендации:
1. Необходимо проводить работу по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста и родителей о здоровом образе жизни.
2. Родители должны понимать необходимость воспитание интереса к проблеме физического воспитания, вопросам заботы о здоровье и т.п.
3. Воспитателям следует показать влияние природных факторов на здоровье человека, помочь выбирать места для прогулки; познакомить ребенка с правилами поведения на улице, в транспорте, при встрече с незнакомыми людьми и животными; сформировать у детей навыки об особенностях жизни в окружающей среде, о факторах окружающей среды, которые оказывают влияние на здоровье человека, о значении здорового образа жизни для здоровья человека, а также формировать поведение, которое будет способствовать здоровому образу жизни.
4. Для более эффективной работы по данному направлению детскому саду и родителям необходимо наладить более тесный контакт на основе взаимного доверия и взаимопомощи педагогов и родителей.
5. Для обогащения знаний родителей и педагогов о формировании у детей представлений о здоровом образе жизни необходимо организовать просветительскую деятельность в детском саду посредством бесед, консультаций, на которых раскрыть следующие аспекты проблемы: актуальность темы, зависимость состояния здоровья от окружающей социальной и экологической среды, значение природы для здоровья человека.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи по вопросам здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности понятия «здоровья» и его формирование у детей старшего дошкольного возраста
В современной науке разрабатывается системный подход к определению понятия «здоровье», согласно которому учеными определяется, как правило, четырьмя компонентными составляющими здоровья: физическая, психическая, духовная и социальная составляющие [2, с. 62].
Все современные концепции здоровья признают здоровье чем-то большим, чем отсутствие болезней, предполагая максимальную способность личности к самореализации и самореализации. Это должно уравновешивать внутренние силы и возможности человека с чувством удовольствия или неудовлетворенности в его отношениях с окружающей средой.
Целостная концепция здоровья содержится в выражении целостности. Здоровье – это относительное состояние, при котором человек способен хорошо функционировать физически, умственно, социально и духовно, чтобы выражать весь спектр своих уникальных возможностей в среде, в которой он живет. И здоровье, и болезнь являются динамическими процессами, и каждый человек находится на градуированной шкале или в непрерывном спектре (континууме), начиная от хорошего самочувствия и оптимального функционирования во всех аспектах своей жизни [11, с. 23].
Валеологическое воспитание дошкольников – это процесс педагогического взаимодействия детей, педагогического персонала учреждения дошкольного образования и родителей, который осуществляется с целью осознания детьми необходимости сохранения и укрепления здоровья, приобретения санитарно-гигиенических навыков, представлений и знаний о здоровом образе жизни [24, с. 199]. В дошкольном возрасте воспитание у здорового образа жизни обеспечивается осознание норм и правил оздоровительного поведения, формируются устойчивые убеждения в необходимости сохранения и укрепления здоровья, зависимости состояния здоровья от образа жизни. Под влиянием педагогических действий дети начинают более уважительно относиться к предлагаемой информации о здоровом образе жизни. В этом возрасте возрастают объем и глубина знаний, более эффективно формируются понятия о влиянии негативных факторов на организм человека [14, с. 210].
Здоровьесохраняющее сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях должно предусматривать реализацию следующих задач:
— организацию личностно ориентированного обучения с учетом индивидуальных возможностей ребенка;
— диагностику индивидуального здоровья с учетом анатомо-физиологических и психологических особенностей дошкольника;
— реализацию системы рекреационных, коррекционных и реабилитационных мероприятий по сохранению здоровья;
— выбор оптимальных учебных программ, учитывающих возраст, пол, социальную и экологическую среду;
— формирование индивидуальных потребностей личности и профориентации на основе знаний о собственных возможностях и особенности физического, психического, социального и духовного здоровье;
— оптимизацию социально-гигиенических условий жизнедеятельности детей, воспитателей и педагогов [21, с. 5].
Как показывает анализ психологично-педагогических источников, ценность здоровья личности признается на всех уровнях отечественной системы образования. Таким образом, здоровье представляет собой сложную и одновременно динамичную категорию, включающую такие составляющие, как духовное, психическое, физическое и социальное здоровье. Эти составляющие взаимодействуют друг с другом, интегрируются, и создают здоровье как целостность и как ценность.