Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Возможности использования сказки как средство нравственного развития в процессе обогащения логическо-математического опыта дошкольника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические аспекты логико-математического развития детей старшего
дошкольного возраста посредством дидактической сказки.
1.1 Психолого-педагогические
особенности формирования логико-математического опыта детей старшего
дошкольного возраста. 7
1.2 Методы
формирования элементарных математических представлений у детей старшего
дошкольного возраста. 14
1.3 Возможности
использования сказки как средства формирования логико-математического развития
детей старшего дошкольного возраста. 18
Выводы по
1 главе. 22
Глава 2.
Практическая работа по реализации возможностей использования сказки как
средства обогащения логико-математического опыта детей старшего дошкольного
возраста.
2.1
Исследование исходного уровня логико-математического развития детей старшего
дошкольного возраста. 24
2.2.
Использование возможностей дидактической сказки как средства развития
логико-математического опыта детей старшего дошкольного возраста. 27
2.3
Анализ результатов работы с детьми старшего дошкольного возраста по
формированию и обогащению логико-математического опыта посредством
дидактической сказки. 32
Выводы по
2 главе. 38
Заключение. 40
Список
источников и литературы.. 42
Приложения. 48
Введение:
Актуальность. Проблемой логико-математического
развития ведущие педагоги психологи интересовались всегда, но в современном
цифровом мире эта проблема приобретает максимальную актуальность. В дошкольном возрасте математические
представления бессознательны, основаны на личном практическом опыте
взаимодействия с счетным количеством предметов, или же в процессе обмена
информации со сверстниками. Даже игра в песочнице содержит математический
подтекст, так как дети, наблюдая друг за другом, сравнивают песочные строения,
обмениваются средствами работы с песком, понимая и обозначая их ценность.
Современные дети с ранних лет
держат в руках телефон, выбирают себе игры, или в видео для просмотра.
Безусловно, между родителем и ребенком происходит обмен (равнозначный или нет
ребенок бессознательно определяет для себя сам), что влечет за собой понимание
ценности и цены того самого телефона. Такой маленький пример подводит нас к
пониманию актуальности математических отношений между людьми и детьми в том
числе.
Тенденции в информационном и
цифровом развитии общества в целом программируют мышление и его развитие у
детей и школьного, и дошкольного возраста (посредством передачи этих тенденций
через родителя, трансляции преобладающих ценностей в домашних условиях). Так
как рефлексия в этом возрасте находится на низшей ступени развития – необходимо
прибегать к стимуляции если не рефлексии, то комплексного развития мышления в
целом. Логико-математическое развитие является неотъемлемой, неоспоримо важной,
основополагающей стороной мышления, что также подчеркивает актуальность
выбранной темы.
Освоенные математические
представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны,
модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический
опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности,
первым вхождением в мир математики.
Под логико-математическим развитием
дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере
личности, которые происходят в результате освоения математических представлений
и связанных с ними логических операций [13].
Вопросам развития
логико-математических представлений дошкольников посвящены работы А. В.
Белошистой, Р. Л. Березиной, В. В. Воскобович, В. В. Давыдовой, Л. И.
Ермолаевой, З. Е. Лебедевой, Л. А. Левиновой, З. А. Михайловой, Р. Л.
Непомнящей, Б. П. Никитина, Н. Н. Подъякова,
А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаевой, Е. А. Тархановой, К. В. Шевелева, Е. И.
Щербаковой, Д. Б. Эльконина и др.
Актуальность выбранной темы
подчеркивается также в документах Федерального Государственного
Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО), согласно которому
формирование и развитие математических представлений происходит в процессе
интеграции различных видов детской деятельности, (игровой, трудовой,
познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, и др.).
В частности, многие
современные ученые и педагоги отмечали большое влияние сказки на
логико-математическое развитие дошкольников. Сказка олицетворяет специфику
взаимоотношений людей, обличает жизнедеятельность человека в социуме. Сказка –
наиболее близкий вид описательного творчества для детей дошкольного возраста.
Яркие характеры героев привлекают внимание ребенка, происходящие ситуации, в
которых ребенок может найти собственное «я» запоминаются надолго и
откладываются в сознании, а нравственный подтекст, который содержится в каждом
событии сказки позволяет ребенку интерпретировать собственные чувства и
самоопределяться в мире ценностей.
Помимо
привычной нам, дидактической сказки, существует математическая сказка — это
сказка с математическим содержанием, где персонажами являются цифры, формы,
геометрические фигуры, а также и простые герои сказки. Сюжет математической
сказки разрешает объединить в самом ребенке сказку и проблемные условия, а жанр
и волшебные персонажи притягивают воспитанников [7]. В педагогической
литературе достаточно подробно описано то, что, погружаясь в сказку, ребенок
становится ее функционирующим лицом. При данном обстоятельстве увеличивается
познавательная инициативность: ребенок стремится вторгнуться в суть сказки и
оказать какое-либо действие.
По мнению научных исследователей,
таких как Н.И. Кравцов и С.Г. Лазутин, математические сказки систематизируются
согласно жанровым видам — сказки о животных, волшебные и общественно-бытовые
сказки. Любая из наречённых выше видов содержит собственные сюжеты, собственных
героев, поэтику и повадку. Старших дошкольников притягивают волшебные и
фантастические сказки [2].
Исходя из вышесказанного,
логико-математическое развитие дошкольников является деятельностью, которая
обогащается через сказку, проблемные ситуации, а также играми, игровыми
заданиями, творческими задачами и прочей различной деятельностью
ребенка-дошкольника.
Таким образом, сказка представляется
успешным средством развития логико-математических представлений дошкольников,
так как дети любят сказки, они им ясны, они являются отражением их воображения,
дети стремятся подражать героям сказок. В математических сказках
логико-математических исход находится на поверхности, поэтому дети их
воспринимают и усваивают незаметно, непосредственно и легко. Исходя из всего
вышесказанного можно сформулировать противоречие между возможностями
использования сказки как средства в процессе обогащения логико-математического
опыта дошкольника, практической не реализацией этих возможностей.
Из данного
противоречия вытекает проблема: как реализовать возможности дидактической сказки
в процессе логико-математического развития старших дошкольников.
Объект исследования – логико-математическое развитие
детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – реализация возможностей дидактической
сказки в процессе обогащения логико-математического опыта дошкольников
Цель исследования – реализовать возможности
дидактической сказки процессе логико-математического развития детей старшего
дошкольного возраста
В соответствии с поставленной целью нами были определены
следующие задачи:
1) Рассмотреть психолого-педагогические
особенности формирования логико-математического опыта детей старшего
дошкольного возраста;
2) Определить методы формирования
элементарных математических представлений у старших дошкольников;
3) Выявить возможности использования сказки
как средства логико-математического развития дошкольника;
4) Провести анализ исходного уровня логико-математического
развития старших дошкольников;
5) Реализовать возможности дидактической
сказки как средства логико-математического развития детей старшего дошкольного
возраста;
6) Интерпретировать результаты практической
работы. Методы исследования.
— анализ
научной, математической, педагогической и психологической литературы по теме
исследования;
—
теоретический анализ и синтез;
—
интервьюирование, беседа, анкетирование;
— наблюдение.
Опытно-экспериментальная
база исследования. Эмпирическое исследование осуществлялось на базе ГБОУ
СОШ (ДОО) №146 г. Москвы
Заключение:
Многогранное значение
логико-математического развития дошкольников в современной системе образования
и всей их последующей жизни подчеркивали многие отечественные и зарубежные
ученые.
В соответствии с ФГОС ДО
одной из основных целей математического развития детей дошкольного возраста
является развитие логико-математических представлений о математических
свойствах и отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических
фигурах, зависимостях, закономерностях). Логико-математическое развитие предполагает
формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко
осваивать новое. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость
мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.
В нашей работе ставились
и были решены следующие задачи:
1) Рассмотрены психолого-педагогические особенности формирования
логико-математического опыта детей старшего дошкольного возраста, выявлены
наиболее точные пути развития, возможности усвоения детьми данного возраста
новых знаний и готовность психического развития к преобразованию видов
деятельности.
2) Определены методы формирования элементарных математических
представлений у старших дошкольников, к ним относятся практические, наглядные,
словесные, игровые. Ведущим является практический метод. Суть его заключается в
организации практической деятельности детей, направленной на усвоение строго
определенных способов действий с предметами или их заменителями (изображениями,
графическими рисунками, моделями и т. д.).
3) Выявлены возможности использования сказки как средства
логико-математического развития дошкольника, где дидактическая сказка является
важным, всесторонне полезным и комплексно развивающим средством обогащения
логико-математического опыта. Благодаря сказке дети могут расширять
элементарные математические представления, с применением дополнительных
стимулирующих средств, таких как палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики
Никитина и другие, или же без них.
4) Проведен анализ-диагностика исходного уровня логико-математического
развития старших дошкольников, по результатам которого выявлен преимущественно
средний и низкий уровень логико-математического развития старших дошкольников.
5) Реализованы возможности дидактической сказки как средства
логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста в рамках
проекта: «Месяц сказок». Разработанная нами программа предполагает
систематическое усвоение известных элементарных математических представлений, с
последующим обновлением и усложнением таковых.
6) Интерпретированы результаты практической работы, выявлена
положительная динамика по истечению экспериментальной работы, чтобы говорит о
продуктивности разработанной программы – проекта.
Задачи решены
и цель нашего исследования достигнута – реализованы возможности дидактической сказки в процессе логико-математического
развития детей старшего дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
Актуальность. Проблемой логико-математического
развития ведущие педагоги психологи интересовались всегда, но в современном
цифровом мире эта проблема приобретает максимальную актуальность. В дошкольном возрасте математические
представления бессознательны, основаны на личном практическом опыте
взаимодействия с счетным количеством предметов, или же в процессе обмена
информации со сверстниками. Даже игра в песочнице содержит математический
подтекст, так как дети, наблюдая друг за другом, сравнивают песочные строения,
обмениваются средствами работы с песком, понимая и обозначая их ценность.
Современные дети с ранних лет
держат в руках телефон, выбирают себе игры, или в видео для просмотра.
Безусловно, между родителем и ребенком происходит обмен (равнозначный или нет
ребенок бессознательно определяет для себя сам), что влечет за собой понимание
ценности и цены того самого телефона. Такой маленький пример подводит нас к
пониманию актуальности математических отношений между людьми и детьми в том
числе.
Тенденции в информационном и
цифровом развитии общества в целом программируют мышление и его развитие у
детей и школьного, и дошкольного возраста (посредством передачи этих тенденций
через родителя, трансляции преобладающих ценностей в домашних условиях). Так
как рефлексия в этом возрасте находится на низшей ступени развития – необходимо
прибегать к стимуляции если не рефлексии, то комплексного развития мышления в
целом. Логико-математическое развитие является неотъемлемой, неоспоримо важной,
основополагающей стороной мышления, что также подчеркивает актуальность
выбранной темы.
Освоенные математические
представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны,
модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический
опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности,
первым вхождением в мир математики.
Под логико-математическим развитием
дошкольников следует понимать позитивные изменения в познавательной сфере
личности, которые происходят в результате освоения математических представлений
и связанных с ними логических операций [13].
Вопросам развития
логико-математических представлений дошкольников посвящены работы А. В.
Белошистой, Р. Л. Березиной, В. В. Воскобович, В. В. Давыдовой, Л. И.
Ермолаевой, З. Е. Лебедевой, Л. А. Левиновой, З. А. Михайловой, Р. Л.
Непомнящей, Б. П. Никитина, Н. Н. Подъякова,
А. А. Столяр, Т. В. Тарунтаевой, Е. А. Тархановой, К. В. Шевелева, Е. И.
Щербаковой, Д. Б. Эльконина и др.
Актуальность выбранной темы
подчеркивается также в документах Федерального Государственного
Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО), согласно которому
формирование и развитие математических представлений происходит в процессе
интеграции различных видов детской деятельности, (игровой, трудовой,
познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной, и др.).
В частности, многие
современные ученые и педагоги отмечали большое влияние сказки на
логико-математическое развитие дошкольников. Сказка олицетворяет специфику
взаимоотношений людей, обличает жизнедеятельность человека в социуме. Сказка –
наиболее близкий вид описательного творчества для детей дошкольного возраста.
Яркие характеры героев привлекают внимание ребенка, происходящие ситуации, в
которых ребенок может найти собственное «я» запоминаются надолго и
откладываются в сознании, а нравственный подтекст, который содержится в каждом
событии сказки позволяет ребенку интерпретировать собственные чувства и
самоопределяться в мире ценностей.
Помимо
привычной нам, дидактической сказки, существует математическая сказка — это
сказка с математическим содержанием, где персонажами являются цифры, формы,
геометрические фигуры, а также и простые герои сказки. Сюжет математической
сказки разрешает объединить в самом ребенке сказку и проблемные условия, а жанр
и волшебные персонажи притягивают воспитанников [7]. В педагогической
литературе достаточно подробно описано то, что, погружаясь в сказку, ребенок
становится ее функционирующим лицом. При данном обстоятельстве увеличивается
познавательная инициативность: ребенок стремится вторгнуться в суть сказки и
оказать какое-либо действие.
По мнению научных исследователей,
таких как Н.И. Кравцов и С.Г. Лазутин, математические сказки систематизируются
согласно жанровым видам — сказки о животных, волшебные и общественно-бытовые
сказки. Любая из наречённых выше видов содержит собственные сюжеты, собственных
героев, поэтику и повадку. Старших дошкольников притягивают волшебные и
фантастические сказки [2].
Исходя из вышесказанного,
логико-математическое развитие дошкольников является деятельностью, которая
обогащается через сказку, проблемные ситуации, а также играми, игровыми
заданиями, творческими задачами и прочей различной деятельностью
ребенка-дошкольника.
Таким образом, сказка представляется
успешным средством развития логико-математических представлений дошкольников,
так как дети любят сказки, они им ясны, они являются отражением их воображения,
дети стремятся подражать героям сказок. В математических сказках
логико-математических исход находится на поверхности, поэтому дети их
воспринимают и усваивают незаметно, непосредственно и легко. Исходя из всего
вышесказанного можно сформулировать противоречие между возможностями
использования сказки как средства в процессе обогащения логико-математического
опыта дошкольника, практической не реализацией этих возможностей.
Из данного
противоречия вытекает проблема: как реализовать возможности дидактической сказки
в процессе логико-математического развития старших дошкольников.
Объект исследования – логико-математическое развитие
детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования – реализация возможностей дидактической
сказки в процессе обогащения логико-математического опыта дошкольников
Цель исследования – реализовать возможности
дидактической сказки процессе логико-математического развития детей старшего
дошкольного возраста
В соответствии с поставленной целью нами были определены
следующие задачи:
1) Рассмотреть психолого-педагогические
особенности формирования логико-математического опыта детей старшего
дошкольного возраста;
2) Определить методы формирования
элементарных математических представлений у старших дошкольников;
3) Выявить возможности использования сказки
как средства логико-математического развития дошкольника;
4) Провести анализ исходного уровня логико-математического
развития старших дошкольников;
5) Реализовать возможности дидактической
сказки как средства логико-математического развития детей старшего дошкольного
возраста;
6) Интерпретировать результаты практической
работы. Методы исследования.
— анализ
научной, математической, педагогической и психологической литературы по теме
исследования;
—
теоретический анализ и синтез;
—
интервьюирование, беседа, анкетирование;
— наблюдение.
Опытно-экспериментальная
база исследования. Эмпирическое исследование осуществлялось на базе ГБОУ
СОШ (ДОО) №146 г. Москвы