Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Влияние семьи на развитие мотивации к учебной деятельности младшего школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы развития мотивации к учебной деятельности младшего
школьника. 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика
младших школьников. 7
1.2 Развитие мотивации учебной
деятельности младших школьников как педагогическая проблема современного
образовательного процесса. 10
1.3 Роль семьи в процессе развития мотивации к
учебной деятельности младшего школьника. 15
Глава 2.
Опытно-экспериментальное исследование роли семьи в процессе развития мотивации
к учебной деятельности младшего школьника. 22
2.1 Исследование
влияния родительского отношения на мотивацию к учебной деятельности младшего
школьника. 22
2.2 Разработка
и апробация проекта развития мотивации к учебной деятельности младшего
школьника во взаимодействии с семейным окружением. 27
2.3 Оценка
эффективности проекта развития мотивацию к учебной деятельности младшего
школьника во взаимодействии с семейным окружением. 32
Заключение. 37
Список
используемой литературы.. 38
Приложения. 46
Введение:
В настоящее время в
России предъявляются высокие требования к качеству образования на всех уровнях.
В целях соответствовать современным тенденциям приоритетным направлением
деятельности системой образования заявлено обучение, направленное на развитие
личности обучающегося. Помощь ребенку полноценно реализовывать заложенные
таланты, развивать активную жизненную позицию, способность принимать
самостоятельные решения – все это выступает основными задачами современной
школы.
В одном из ведущих документов – Федеральном
государственном образовательном стандарте начального общего образования –
приоритетной задачей обозначено формирование личностных результатов,
«включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию» [2]. Формирование мотивов
учебной деятельности младших школьников играет важнейшую роль в успешности
дальнейшего обучения. Наличие у ребенка положительных мотивов для школьного
обучения способствует проявлению инициативы и активности в отборе нужной
информации. К окончанию начальной школы познавательные мотивы должны стать
устойчивым личностным образованием. Решающую роль в развитии мотивации к
учебной деятельности играет родительское отношение к ребенку, поскольку именно
в семье складываются ведущие потребности, как социальные, так и познавательные.
Степень изученности проблемы исследования.
Понятие и сущность учебной мотивации школьников исследовали Г.Р. Акрамова, М.А.
Алиева, Л.В. Верниенко, Т.В. Газизова, В.А. Горфинкель, Л.А. Грачева, В.В.
Кучина, М.А. Морозова, А.А. Мотовилова, Е.Н. Одинцова, А.С. Пономарева и др. Роль
семьи в развитии мотивации к учебной деятельности у младших школьников нашли
отражение в трудах У.А. Акопян, Е.А. Антипиной, А.Б. Бауриной, П.А. Горбуновой,
Е.Г. Изотовой, Е.В. Костюшиной, О.М. Назаровой, М.О. Резванцевой, Л.С.
Самсоненко и других ученых и практиков.
Проблема исследования заключается в
следующем: современная система начального общего образования в настоящее время
не имеет программ и практических пособий по развитию учебной мотивации у
обучающихся во взаимодействии с семейным окружением, отвечающих требованиям Федерального государственного
образовательного стандарта.
Объект исследования: процесс развития мотивации к учебной деятельности младшего школьника.
Предмет исследования: теоретические основы и практические аспекты влияния семьи на развитие мотивации учебной деятельности младших школьников.
Цель исследования: теоретически
обосновать, разработать и апробировать проект развития мотивации к учебной
деятельности младшего школьника во взаимодействии с семейным окружением.
Задачи исследования:
1) дать психолого-педагогическую
характеристику младших школьников;
2) рассмотреть развитие мотивации
учебной деятельности младших школьников как педагогическую проблему
современного образовательного процесса;
3) определить роль семьи в
процессе развития мотивации к учебной деятельности младшего школьника;
4) исследовать влияние
родительского отношения на мотивацию к учебной деятельности младшего школьника;
5) разработать и апробировать
проект развития мотивации к учебной деятельности младшего школьника во взаимодействии
с семейным окружением;
6) оценить эффективность проекта
развития мотивацию к учебной деятельности младшего школьника во взаимодействии
с семейным окружением.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс
развития мотивации учебной деятельности
школьников будет наиболее успешным при условии
объединения усилий педагогов и родителей в процессе обучения и воспитания
младших школьников.
Теоретическая основа исследования: труды выше
перечисленных ученых и практиков по проблемам влияния семьи на развитие
мотивации учебной деятельности младших школьников.
Методы исследования:
− анализ
психологической, педагогической литературы;
− наблюдение
за деятельностью педагогов;
− наблюдение
за школьниками;
− педагогический
эксперимент;
− анкетирование
родителей;
− обработка
полученных результатов.
Проведенное исследование имеет теоретическую и
практическую значимость – это, прежде всего, определяется актуальностью
исследуемой проблемы, в работе уточнены теоретические представления об
особенностях развития мотивации учебной деятельности
школьников, влияния семьи на развитие мотивации учебной деятельности младших
школьников, теоретически обоснована необходимость разработки и апробации проект развития мотивации к учебной деятельности
младшего школьника во взаимодействии с семейным окружением; результаты
проведенного исследования используются при организации образовательного
процесса в условиях современной школы.
Базой исследования определено МОУ «Лицей 23», Московская область, Воскресенский район, город
Белоозёрский.
Структура выпускной квалификационной работы выстроена в
соответствии с целями, задачами и гипотезой исследования
и представлена введением, основной частью, состоящей из двух глав, заключения, списка
использованной литературы и приложений, содержащих пояснительный материал.
Во введении обосновывается актуальность работы, степень изученности
проблемы исследования, определяются объект и предмет исследовании, цель, задачи
работы, выдвигается гипотеза исследования.
В первой главе проводится анализ теоретических основ развития мотивации
к учебной деятельности младшего школьника, в частности, раскрывается психолого-педагогическая характеристика
младших школьников; исследуется проблема развития мотивации учебной
деятельности младших школьников; определяется роль семьи в процессе развития
мотивации к учебной деятельности младшего школьника.
Вторая глава содержит опытно-экспериментальное исследование роли семьи в
процессе развития мотивации к учебной деятельности младшего школьника:
проводится исследование влияния родительского отношения на мотивацию к учебной
деятельности младшего школьника; отражены результаты разработки и апробации
проекта развития мотивации к учебной деятельности младшего школьника во взаимодействии
с семейным окружением; проводится оценка
эффективности проекта развития мотивацию к учебной деятельности младшего
школьника во взаимодействии с семейным окружением.
В заключении подводится итог проделанной работы на тему: «Влияние семьи
на развитие мотивации к учебной деятельности младшего школьника».
Заключение:
Анализ теоретических основ развития
мотивации к учебной деятельности младших школьников позволил отметить, что
мотивация понимается как совокупность, система психологически разнородных факторов,
детерминирующих поведение и деятельность человека. В структуре всех
рассмотренных определений есть общий существенный признак, определяющий
специфику данного понятия. В качестве него выступает наличие системы
побудителей как необходимого структурного компонента процесса мотивации.
Мотивацию учебной деятельности предлагается
рассматривать как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения,
учебную деятельность. Учебная мотивация – это процесс, которым запускается,
направляются и поддерживаются усилия, направленные на выполнение учебной
деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями,
реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Учебная деятельность школьников побуждается
не одним мотивом, а целым комплексом разнообразных мотивов, которые
переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между
собой. Мотивы учения формируются постепенно в процессе учебной деятельности.
Учебная
мотивация к концу обучения в начальной школе снижается, что создает
дополнительные сложности при переходе детей в среднюю школу. В этой связи
оправдан поиск новых способов дальнейшего совершенствования организации учебной
деятельности в целях положительного влияния на мотивацию обучаемых. Один из
таких способов является организация взаимодействия образовательной организации
и семьи младшего школьника.
Опытно
экспериментальная работа по проверке гипотезы, выдвинутой в начале исследования,
проводилась в три этапа:
— проведена первичная диагностика родительского
отношения к детям и особенностей
мотивационной сферы младших школьников; результаты констатирующего этапа педагогического
эксперимента подтвердили важность и необходимость развития мотивации учебной
деятельности младших школьников во взаимодействии школы с семейным
окружением.
—
в ходе
формирующего эксперимента реализован проект, направленный на развитие
мотивации учебной деятельности младших школьников во взаимодействии с семейным
окружением; для того, чтобы у школьников сформировалась устойчивая познавательная
мотивация, педагог должен грамотно выстроить взаимодействие между субъектами
образовательных отношений – педагог – школьник – родители. Большим потенциалом обладает совместная
(дети-родители) внеурочная и проектная деятельность учащихся.
— на контрольном этапе проведена повторная
диагностика, направленная на определение эффективности проекта; результаты
повторной диагностики показали, что младшие школьники значительно улучшили
показатели мотивации учебной деятельности, также улучшились детско-родительские
отношения. Таким образом, при правильной организации взаимодействия семьи и
школы уровень сформированности
мотивации учебной деятельности младших школьников, можно изменять в
положительную сторону.
Опытно-экспериментальным путем
подтверждена гипотеза, выдвинутая в начале исследования. Таким
образом, цель исследования достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика младших школьников Одним из основных
периодов в жизни человека является младший школьный возраст, поскольку именно
на этом этапе своей жизни он начинает приобретать знания об окружающей
действительности для своего дальнейшего развития. Также ребенок приобретает не
только знания, но и основополагающие умения и навыки. Именно от этого периода
жизни зависят дальнейшие пути развития ребенка [6, с. 4-5].
Одной из особенностей
учащихся младших классов является формирование личности, наполненной повышенной
впечатлительностью, внушаемостью, произвольностью, внутренним планом действия, наличием
самоконтроля и рефлексии. Младший школьный возраст включает в себя период от 6
до 11 лет и характеризуется сменой вида деятельности, в данном возрасте
доминирует учебная деятельность. Здесь становится понятным, почему данный возраст
является настолько важным. Ребенок, который привык ходить в детский сад, все
свое время посвящать играм, оказывается в необычной для него среде. У него уже
появляются обязанности, такие как: ходить в школу, делать уроки. Поэтому в этот
период очень важно оказать поддержку учащимся младших классов со стороны семьи
и учителя. Родитель должен дать понять ребенку, что он рядом, поможет в трудной
ситуации, но самое главное то, что родитель должен приучить ребенка к
самостоятельности, нести ответственность за свои поступки [49, с. 606].
Как известно, у учащихся
младших классов психические процессы становятся произвольными, то есть
происходит совершенствование познавательных процессов, таких как восприятие,
память, внимание, а также освоение высших психических функций – речи, письма,
чтения, счета, что дает возможность школьнику осуществлять уже более сложные мыслительные
действия. При благоприятных условиях обучения и хорошем уровне умственного
развития на этой основе зарождаются предпосылки к развитию теоретического
мышления и сознания. С этого возраста ребенок впервые довольно ясно начинает
осознавать отношения между ним и окружающими, задумываться над общественными мотивами
поведения, нравственных оценках, влияния конфликтных ситуаций, то есть
постепенно переходит в сознательную фазу формирования личности.
В
психолого-педагогической литературе к психологическим особенностям учащихся
младших классов относят кризис 7 лет. Это период формирования социального «Я»
школьника. Наблюдается смена ценностей, обобщение переживаний, образование внутренней
жизни ребенка, смысловая ориентированная основа поступка, потеря детской
непосредственности. Социальная ситуация развития учащихся младших классов: с
того момента, когда ребенок поступает в школу, устанавливается новая ситуация
развития. Основой социальной ситуации развития является учитель. Учебная
деятельность является ведущей у учащихся младших классов. Учебная деятельность
проявляется в активности ученика, ориентированная на изменение самого себя как
субъекта учения. Предметом учебной деятельности впервые становится сам ученик,
школьник меняется в процессе деятельности или его «я» [49, с. 607].
Новообразования: происходит
активное интеллектуальное развитие, «память становится мыслящей, а восприятие
думающим», формируются предпосылки к развитию чувства взрослости. Необходимо
подчеркнуть, что преобладающей функцией у учащихся младших классов становится –
мышление. Мышление носит более обобщенный характер, изначально мышление –
конкретно, т.е. дети всякое явление понимают дословно. Оканчивается
определившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно – образного к
словесно-логическому мышлению. В школьном обучении, таким образом,
словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые
два года обучения дети усиленно работают с наглядными образцами, то в следующих
классах, количество такого рода занятий уменьшается. В этом возрасте дети все
еще не способны долго удерживать внимание, основным является непроизвольное
внимание, что-то яркое интересное, то что смогло заинтересовать ребенка.
Сложнее дела обстоят с произвольным вниманием, если педагог не сможет
заинтересовать учащегося на усвоение учебного материала, очень быстро ребенок
начинает находить его скучным, отвлекается, старается найти себе более
интересное занятие. Подобным образом (как и внимание) у детей младшего
школьного возраста работает и механизм запоминания и анализа, и воспроизведения
информации, дети легко и быстро запоминают завлекшие интересующие их вещи, они способны
их проанализировать, при чтении или рассмотрении картинок применить
воображение, но им сложно дается заучивание материала неинтересного и особенно
непонятного для них. Если с самого начала предмет либо тема оказалась для
ребенка скучной или непонятной вероятнее всего ребенок не уделит внимания ее
изучению, а попытается найти для себя другое более интересное занятие [46, с.
1307].
Чтобы ребенок учился с
интересом, надо применить мотивацию, которая включает в себя систему
побуждений. Система побуждений дает ребенку стимул учиться, придает учебной
деятельности смысл. Младший школьный возраст рассматривается в возрастной
психологии как наиболее благоприятный период для развития мотивации к учебной
деятельности, в младшем школьном возрасте закладывается основа дальнейшего
обучения школьника [42, с. 6].
Таким образом, в младшем
школьном возрасте, в отличие от других возрастных периодов, ребенок вступает в
новую общественную деятельность, имеющую колоссальное значение не только для
самого ребенка, но и для его ближайшего окружения. Психологическими
новообразованиями учащихся младших классов являются произвольность и
осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация посредством
усвоения учебных действий и развития учебной деятельности.
Особое внимание уделяется
развитию учебной мотивации.