Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Влияние привязанности ребёнка к значимому взрослому на его адаптацию к начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЁНКА К ЗНАЧИМОМУ ВЗРОСЛОМУ НА ЕГО АДАПТАЦИЮ К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 9
1.1. Анализ научных подходов к проблеме школьной адаптации личности 9
1.2. Детско-родительская привязанность как фактор развития ребенка 14
1.3. Особенности влияния привязанности ребёнка к значимому взрослому на его адаптацию к начальной школе 21
Выводы по 1 главе 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЛИЯНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЁНКА К ЗНАЧИМОМУ ВЗРОСЛОМУ НА ЕГО АДАПТАЦИЮ К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 28
2.1. Организация и методы исследования 28
2.2. Социально-психологическая программа коррекции адаптации младших школьников с нарушениями привязанности с родителями 30
2.3. Оценка эффективности психокоррекционной программы и обобщения результатов исследования 37
Выводы по 2 главе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Введение:
Актуальность темы исследования. В современном мире все больше растет понимание определяющей роли семьи не только для развития личности, но и для развития общества в целом. Именно семья обеспечивает успешность процесса социализации ребенка, открывает и структурирует для него мир, предоставляя значимые критерии для ориентирования в нем. В связи с этим особенно актуальным представляется изучение психологического влияния привязанности родителей и ребенка на процесс его социальной адаптации к школе и обучению, ведь эти вопросы имеют большое практическое значение, поскольку социальная адаптация является базовым этапом социализации личности, что совпадает с периодом детства, в частности в младшем школьном возрасте.
Школьная адаптация во многом определяется ожиданиями и настроением семьи, когнитивными и социально-эмоциональными характеристиками ребенка, степенью диссонанса или совпадения установок семьи и школы. Когда дети должны развивать два разных типа поведения из-за несовпадения взглядов учителя и родителей, это сопровождается большим давлением на них и часто приводит к срывам и дезадаптации
Семейному аспекту школьной адаптации следует уделить особое внимание, поскольку степень, в которой ребенок преуспевает в роли ученика, во многом определяется готовностью родителей справиться с ролью родителей ученика. Успех адаптации в школе во многом зависит от качества условий, которые родители создают для своих детей в семье.
Исследования по этой проблематике в основном были связаны с определением влияния детско-родительских отношений на общение младших школьников со сверстниками (И.Н. Андреева, Т.А. Гуцу и др.) и формированием эмпатии к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье (В.Е. Кузьмина и др.).
Подчеркивается также значимость детско-родительских отношений в сложный для младшего школьника период начала школьного обучения и его школьной адаптации (А.Л. Венгер, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Г.А. Цукерман и др.). Однако подавляющее большинство исследований было посвящено изучению детско-родительских отношений на особенности адаптации к начальной школе, а вопросы привязанности и его влияние на процесс школьной адаптации исследован не был.
Тем не менее, именно младший школьный возраст является тем этапом онтогенеза, в котором активно и стремительно развиваются социальные эмоции, самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение в генезе социального развития ребенка, закладывается специфика общения со взрослыми и сверстниками. В настоящее время наиболее важным является влияние существующей в семье привязанности на развитие личности ребенка (Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман и др.). При этом детско-родительская привязанность с характером социальной адаптации детей младшего школьного возраста еще не выступали предметом специального социально-психологического исследования.
Актуальность решения обозначенной проблемы, необходимость ее осмысления и эмпирического изучения с позиций психологии, а также социальная значимость обусловили выбор темы исследования «Влияние привязанности ребёнка к значимому взрослому на его адаптацию к начальной школе».
Объект исследования — адаптация детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования – психологическое влияние привязанности с родителями на адаптацию младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать и эмпирически определить особенности психологического влияния привязанности на социальную адаптацию младших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что специально разработанная программа социально-психологической коррекции деструктивного психологического влияния родителей будет эффективно влиять на социально-психологическую адаптацию младших школьников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретико-методологический анализ подходов к изучению проблемы адаптации детей младшего школьного возраста в научном пространстве.
2. Определить социально-психологическую специфику привязанности в детско-родительских отношениях.
3. Выявить особенности влияния привязанности ребёнка к значимому взрослому на его адаптацию к начальной школе.
4. Исследовать особенности психологического влияния привязанности с родителями на социальную адаптацию младших школьников.
5. Разработать социально-психологическую программу коррекции деструктивного психологического влияния привязанности с родителями на социальную адаптацию младших школьников и проверить ее эффективность.
6. Провести оценку эффективности психокоррекционной программы путем повторного исследования.
Методы исследования:
– теоретические: анализ, синтез, теоретическое моделирование; сравнение современных научных и эмпирических исследований по проблеме психологического влияния привязанности с родителями на социальную адаптацию младших школьников, а также их обобщение, классификация и систематизация;
– эмпирические: наблюдение; беседа; анализ школьной документации; психодиагностические методики: тест тревожности (Г. Теммл, М. Дорки, В. Амен); «Тест-опросник родительского отношения» (А.Я. Варга, В.В. Столин); методика Р. Жиля, методика «Лесенка» (В.Г. Щур);
– методы математической обработки данных с их последующей качественной интерпретацией и содержательным обобщением.
Организация и база исследования. Исследование проводилось на базе СОШ №12.
Выборку составили 15 родителей и 15 детей.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
– впервые: определены психологическое влияние привязанности с родителями на индивидуально-психологическую, межличностную и микросоциальную сферу функционирования личности ребенка младшего школьного возраста (самооценку, социальные эмоции, социальные представления, социальные мотивы), которые определяют особенности ее социальной адаптации;
— разработана и доказана эффективность научно обоснованной социально-психологической программы коррекции деструктивного психологического влияния привязанности с родителями на школьную адаптацию младших школьников;
— углублены и уточнены положения психологической теории социальной адаптации в отношении детей младшего школьного возраста, в частности условия их успешной школьной адаптации и ее взаимосвязь с характером привязанности с родителями;
— получили дальнейшее развитие: взгляды на социально-психологические подходы к средствам и технологиям коррекции детско-родительских отношений и повышение эффективности школьной адаптации младших школьников, содержащие меры внутриличностной, межличностной и микросоциальной направленности.
Практическое значение полученных результатов заключается: в обосновании методологических основ и методического инструментария для изучения психологического влияния привязанности с родителями на социальную адаптацию младших школьников; разработке и апробации социально-психологической программы коррекции деструктивного психологического влияния привязанности с родителями на социальную адаптацию младших школьников. Основные теоретико-эмпирические положения и сформулированные на их основе выводы могут быть использованы в консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической деятельности с целью оптимизации детско-родительских отношений и повышение эффективности процесса социальной адаптации детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования определяется также возможностью использования его результатов в работе психологов сферы образования, консультантов психологических центров, специалистов, которые организуют подготовку детей к школе.
Заключение:
По результатам изучения литературы и проведения эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы:
1. В контексте психологической адаптации человека решающую роль играет активность личности, которая выступает как единство процессов усвоения правил среды и преобразования среды. Возможности и характер адаптивного процесса детерминируются факторами субъективного порядка, связанными с характеристиками адаптанта, и объективного, связанными с характеристиками социальной среды. Важным является согласование самооценки, уровня стремлений и возможностей субъекта с реальностью.
2. Очень важно, готовя ребенка к школе, помнить, что развитие психолого-физиологических особенностей детей шести лет является незавершенным, особенно таких важных для обучения систем, как опорно-двигательный аппарат, но самое главное это формирование центральной нервной системы, именно они и определяют достаточно высокую чувствительность к неблагоприятным условиям, которые могут навредить организму и внешних раздражителей. Анализ социально-педагогической и психологической литературы свидетельствует, что важными в процессе адаптации детей к школьному обучению является их готовность к этому обучению, которая заключается в сформированности в них познавательной, интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой сфер, коммуникативных навыков и тому подобное.
3. Родительская привязанность – это целостная система разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. Семейные отношения либо способствуют, либо препятствуют адаптации младшего школьника к школе и учебному процессу, оказывают негативное влияние; снижают уровень адаптации, а именно мотивацию, самооценку, волевые качества.
4. Социально-психологическая программа коррекции деструктивного психологического влияния детско-родительских отношений на социальную адаптацию младших школьников состояла из ряда тренингов: тренинг готовности, перцептивного тренинга, когнитивного анализа, общения, укрепления отношений и улучшения межличностного взаимодействия.
При проведении социально-психологической коррекции использовались элементы и приемы игровой терапии (игровые упражнения и задания, ролевое проигрывание ситуаций; упражнения на самопознание; психогимнастические упражнения для воссоздания проблемных форм детско-родительских отношений); телесно-ориентированной терапии (упражнения на физический контакт, развитие и обогащение сенсорно-перцептивного опыта и психомоторной сферы); сказкотерапии (групповое составление сказок, разыгрывание сюжетов сказки); продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка, конструирование). Эффективными в этом блоке предложенной программы оказались статусная психотерапия, техника объединение в разновозрастные группы для выполнения общего задания, коллективные творческие дела, что давало возможность распространения зоны вариативного развития всем участникам психокоррекционной программы.
Контрольный блок программы предусматривал оценку эффективности внедренных мероприятий. Выявлены положительные изменения в детско-родительских отношениях: вероятностно уменьшилась напряженность и конфликтность между членами семьи, что способствовало снижению тревожности, чувства неполноценности и враждебности в семейной ситуации.
Выявлены положительные изменения в детско-родительских отношениях: вероятностно уменьшилась напряженность и конфликтность между членами семьи, что способствовало снижению тревожности, чувства неполноценности и враждебности в семейной ситуации.
Зафиксировано снижение выраженности дезадаптивных форм родительского отношения, налаживание взаимоотношений в детско-родительском взаимодействии, что способствовало развитию произвольной саморегуляции, эмоциональной зрелости испытуемых, а именно уменьшению импульсивных реакций, адекватному проявлению эмоций в соответствии с социальным нормам и требованиям.
Установлено, что у родителей отмечается соотнесение образа детско-родительского взаимодействия и особенностей образа ребенка с реализацией реальных взаимоотношений с ним. Так, уменьшилось количество родителей с авторитарной гиперсоциализацией, отторжением, по типам «симбиоз» и «маленький неудачник». Зато значительно возросло количество родителей с таким социально желательным типом родительского отношения как кооперация.
Констатировано положительное влияние формирующих мероприятий на восприятие младшими школьниками семейной ситуации, своего места в семье и ее образа, а также отношения к ее членам.
Анализ результатов формирующего воздействия показал, что произошли положительные изменения в самооценке младших школьников. Так, количество испытуемых с заниженной самооценкой уменьшилось почти вдвое. У младших школьников, которые были в начале эксперимента заниженную самооценку, под влиянием внедренной социально-психологической программы также происходило изменение самооценки в сторону повышения уровня ее адекватности.
Установлены достоверные сдвиги по уменьшению высокой тревожности младших школьников, которые выявлены при сравнительном анализе уровней их тревожности до и после коррекции.
Итак, полученные результаты показали, что предложенная социально психологическая программа способствует коррекции деструктивного психологического воздействия детско-родительских отношений и повышению эффективности социальной адаптации младших школьников.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЁНКА К ЗНАЧИМОМУ ВЗРОСЛОМУ НА ЕГО АДАПТАЦИЮ К НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Анализ научных подходов к проблеме школьной адаптации личности
Понятие «адаптация» (от лат. «аdapto» – приспосабливаю) заимствовано из биологии и означает приспособление к окружающей среде. В биологических науках адаптация раскрывается через процесс приспособления организма к выживанию в определенных климатически условиях. Физиологической адаптации соответствуют реакции, наиболее полно отвечающие потребностям имеющейся ситуации и обеспечивающие устойчивую активность организма [35].
Заметим, что термин «адаптация» появился в конце XVIII века. Введение его в научный оборот связывают с именем немецкого физиолога Ауберга, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения (или слуха), что выражается в повышении или понижении чувствительности в ответ на действие адекватного раздражителя [33].
В научных исследованиях адаптация рассматривается как процесс, проявление и результат.
Адаптация как процесс является активным приспособлением человека к различным условиям среды (например, детский сад, класс, группа, бригада на производстве и тому подобное).
Адаптация как проявление характеризует типичное поведение, отношения и результативность деятельности человека в условиях среды как отражение ее приспособления к нему.
Адаптация как результат является свидетельством того, насколько ребенок приспособлен к среде, насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам, принятым в социуме [18].
В современных научных исследованиях проблемы адаптации рассматриваются в различных аспектах: биологическом, психологическом, социологическом, социальном, педагогическом, социально-педагогическом.
Так, в биологии под этим понятием понимают устойчивость организма к перепадам температуры, к недостатку кислорода, изменениям давления и другим неблагоприятным воздействиям среды.
В психологии это понятие широко используется в тех концепциях, которые трактуют взаимодействие индивида и его окружения как процессы гомеостатической равновесия [10]. Им характеризуют динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития, продолжения рода. Процесс адаптации происходит тогда, когда в системе организм – среда возникают значимые изменения, обеспечивающие формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций [13].
Психологическая адаптация человека — это приспособление органов чувств к особенностям стимулов, которые действуют на них с целью их лучшего восприятия и предотвращения чрезмерной нагрузки на рецепторы [15].
В контексте психологической адаптации человека решающую роль играет активность личности, которая выступает как единство процессов усвоения правил среды и преобразования среды. Возможности и характер адаптивного процесса детерминируются факторами субъективного порядка, связанными с характеристиками адаптанта, и объективного, связанными с характеристиками социальной среды. Важным является согласование самооценки, уровня стремлений и возможностей субъекта с реальностью [1].
Социальная адаптация личности проявляется в трех различных формах: аккомодации, конформизма и ассимиляции. В свою очередь, аккомодация означает, что человек полностью подчиняется требованиям среды без их сознательного анализа, а конформизм проявляется в вынужденном подчинении человека требованиям среды. В отличие от этих двух форм адаптации, ассимиляция – это сознательное принятие личностью тех норм и ценностей, которые существуют в определенной среде [4].
Анализ социального аспекта адаптации невозможен без рассмотрения педагогического, который ученые определяют как « … приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентаций индивида» [1].
Отметим, что в социально-педагогическом смысле человеческое общество, в котором происходит адаптация индивида, рассматривается как система, обладающая способностью не только адаптироваться к тем или иным изменениям под влиянием внутренних и внешних условий, но и осуществлять приспособление человека к социуму через систему социальных институтов, механизмов и носителей социальной адаптации. При этом социально-педагогическая деятельность выступает важнейшим адаптирующим фактором[4].
В научной литературе есть несколько определений адаптации, анализ которых дает комплексное представление о природе этого процесса. В частности, О.В. Андреева определяла адаптацию как процесс выработки как можно более оптимального режима целенаправленного функционирования личности, то есть приведение ее в определенных условиях времени и места к такому состоянию, когда вся энергия, все физические и духовные силы ребенка направлены и распределяются на выполнение ее основных задач [3].
Адаптация является элементом механизма социализации, что происходит как совокупность адаптаций к различным жизненным ситуациям, во время которых накапливается социальный опыт, усваиваются нормы и ценности. Каждая адаптация обогащает социальный опыт, облегчает дальнейшую адаптацию человека [22, с. 19].
Н.П. Горбунова по этому поводу приводил в своих исследованиях известную концепцию А. Петровского, согласно которой взаимодействие личности с группой происходит в три фазы: адаптация, индивидуализация и интеграция. Первая фаза – адаптация — это период активного усвоения личностью действующих в группе норм и овладения соответствующих форм и средств деятельности. Вторая фаза – индивидуализация – обусловлена развитием противоречия между достигнутым результатом адаптации (индивид стал «таким, как все» в группе) и неудовлетворенной потребностью в максимальной персонализации. Третья фаза – интеграция – определяется противоречиями, которые возникают между стремлением (унаследованным из предыдущего этапа) индивида быть идеально принятым другими членами группы со своими особенностями и значимыми различиями, с одной стороны, и готовностью участников группы принять, поддержать и культивировать лишь те индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют групповым ценностям, стандартам, способам совместной деятельности и тому подобное – с другой [11].
Мы определяем психологическую адаптацию как приспособление человека с его собственными потребностями, мотивами и интересами к его существованию в обществе [6].
Отечественная психолого-педагогическая наука выделяет три направления в разработке проблемы социализации личности: социально-философский, социально-психологический и социально-педагогический [38, с. 26].
Социально-философское направление, представленное рассматривает проблемы сохранения и стабилизации общественных отношений при их усвоении, а также активное коммуникативное влияние на формирование аутентичного социального «Я» [37].
Третье направление – социально-педагогическое, охватывает вопросы целенаправленного влияния социума на личность, разнообразия взаимодействия личности и коллектива с социальной средой, регуляции механизмов этого взаимодействия, воспроизводства опыта предыдущих поколений в процессе саморазвития личности и тому подобное [35].
На современном этапе развития особенность социально-педагогических исследований состоит в рассмотрении социализации как процесса, отражающего ход социального формирования личности в конкретной социокультурной среде и в этом случае социализация представляет собой чрезвычайно сложный и многофакторный процесс приобретения индивидом человеческих свойств и качеств, направленность которых определяется конкретной социальной ситуацией [38, с. 26].
Специфика социально-педагогического подхода к изучению процессов социализации проявляется также в том, что в этом случае возникает адаптационный аспект. Поэтому Б. Вульфов рассматривал социализацию как процесс социальной адаптации человека, реализации способности к бытовому (физического), морального, социального выживания в доступных, ожидаемых или непредвиденных обстоятельствах, готовность выбрать правильные способы существования, сохраняя свою активную позицию [38, с. 27]
Из всех типов адаптации (социальной, физиологической, биологической и т.д.) мы выбрали психологическую адаптацию. Для этого есть несколько причин. Во-первых, школьная адаптация трактуется как симбиоз критериев, характеризующих соответствие социально-психологических и психофизиологических характеристик ребенка учебно-воспитательной среде начальной школы. Во-вторых, понятие «психологическая адаптация» частично пересекается с понятием «социальная адаптация».
Критериями успешного адаптационного процесса в школе, с одной стороны – является продуктивность учебной деятельности, а с другой – психологическое состояние школьника, его эмоциональное самочувствие, отсутствие внутреннего напряжения и дискомфорта. Большинство учеников адаптируется к условиям обучения школы достаточно быстро, принимая требования учебно-воспитательного процесса. Среди факторов, влияющих на успешность адаптации первоклассника к обучению в школе большое значение имеет изменение социальной позиции ребенка-дошкольника он превращается в ученика, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими и обязанностями.