Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Влияние объема и интенсивности тренировочных нагрузок на результаты легкоатлетов-многоборцев , тренирующихся на выносливость
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЕГКОАТЛЕТОВ-МНОГОБОРЦЕВ…
1.1. Многоборье как спортивная
дисциплина в легкой атлетике…………
1.2. Анатомо-физиологические особенности
спортсменов юношеского возраста………………………………………………………………………
1.3. Анализ стандартной методики
развития выносливости у легкоатлетов-многоборцев…………………………………………………….
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ…………….
2.1.
Методы исследования ……………….…………………………………..
2.2.
Организация исследования и характеристика контингента испытуемых
…………………………………………………………………………………………. 2.3. Описание экспериментальной
программы занятий/тренировок ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………..
3.1. Результаты, полученные на
констатирующем этапе эксперимента (исходное тестирование) …………………………………………………….
3.2. Результаты, полученные на
контрольном этапе эксперимента (контрольное тестирование) …………..………………………………………
3.3. Анализ полученных результатов ………………………………………
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………..…….. 3
6 6
6 9 14
33
33
33
35
35
37
39
39 40
40
40
42
46
47
Введение:
Актуальность
темы. Подготовка высококвалифицированного спортивного
резерва в легкой атлетике обусловливает необходимость постоянного поиска новых
путей повышения эффективности тренировочного процесса.
В современной научной и методической
литературе вопросом изучения оптимальных соотношений объема и интенсивности
тренировочных нагрузок многие авторы. Мы можем здесь привести имена некоторых
из них, В.Д. Кузнецов, М.Е. Забулик, В.П. Озеров, А.Б. Нариманов, О.В.
Хачатрян. Эти авторы отмечают, что характерной особенностью современного уровня
развития спорта является быстрый и неуклонный рост объемов и интенсивности
тренировочных и соревновательных физических нагрузок, которые являются мощным
фактором, стимулирующим адаптационные процессы и обеспечивающим повышение
специальных выносливости и работоспособности спортсмена. Поэтому управление
тренировочным процессом легкоатлетов невозможно без установления количественных
критериев и зависимостей, связывающих такие важные параметры физической
нагрузки, как объем и интенсивность, с результативностью спортсмена.
Таким образом,
актуальность нашего исследования заключается в разработке предложений для
оптимизации тренировочных нагрузок легкоатлетов-многоборцев, тренирующихся на
выносливость.
Цель
исследования. Изучить влияние объема и интенсивности
тренировочных нагрузок на результаты легкоатлетов-многоборцев, тренирующихся на
выносливость.
Задачи
исследования
1. Изучить специальную
литературу по вопросу особенностей построения тренировочного процесса в
дисциплине «многоборье» в части взаимовлияния объема и интенсивности
тренировочных нагрузок на уровень развития выносливости легкоатлетов.
2. Провести анализ и
выявить особенности спортивной подготовки легкоатлетов-многоборцев, проходящих
спортивную подготовку на этапе спортивного совершенствования.
3. Оценить динамику изменений
показателей выносливости и спортивных результатов легкоатлетов-многоборцев.
4. На основе проведенного
исследования разработать рекомендации построения тренировочного процесса в
части изменения объема и интенсивности нагрузки для легкоатлетов-многоборцев.
Объект
исследования. Тренировочный процесс
легкоатлетов-многоборцев, проходящих спортивную подготовку на этапе спортивного
совершенствования.
Предмет
исследования. Изучение динамики изменений показателей
выносливости и спортивных результатов легкоатлетов-многоборцев.
Гипотеза
исследования. Предполагается, что оптимальное изменение
соотношений объема и интенсивности тренировочных нагрузок в тренировочном
процессе положительно влияет на результаты легкоатлетов-многоборцев,
тренирующихся на выносливость.
Теоретическая
и практическая значимость исследования. На наш взгляд,
теоретическая значимость исследования состоит в том, что изученный нами опыт
работы тренера позволит выявить оптимальное соотношение объема и интенсивности
нагрузок в тренировочном процессе, и на этой основе более объективно
планировать содержание тренировочного процесса легкоатлетов-многоборцев. Также
данный анализ опыта работы тренера, может показывать усредненные данные
прироста показателей выносливости и спортивных результатов у легкоатлетов в
дисциплине «многоборье», что важно использовать в педагогической деятельности с
целью мониторинга и дальнейшего совершенствования тренировочного процесса.
Методы
исследования. В данной работе были использованы
следующие методы научного исследования:
· теоретический анализ литературы;
· педагогическое наблюдение;
· анкетирование;
· тестирование и функциональные пробы (контрольные
тесты: — бег на 800 метров; бег на 1000 метров; бег в гору 5х400 метров; присед
со штангой (20 кг) за 1 минуту; функциональные пробы: жизненную ёмкость лёгких
(ЖЕЛ); мощность вдоха и выдоха (ПТМ вдоха, ПТМ выдоха), пробу Штанге и пробу
Генче);
· методы математической статистики.
Заключение:
Особенность многоборья
как спортивного состязания заключается в том, что победитель определяется не по
одному, а по совокупности результатов, полученных в разных дисциплинах или
упражнениях. К плюсам такого подхода можно отнести универсальный характер
подготовки, развивающий множество физических навыков, а не только один
Важное значение в
многолетней подготовке спортсмена приобретает знание возрастных особенностей
становления спортивного мастерства
В подростковом возрасте
значительно возрастает роль корковых структур в регуляции психической
деятельности и физиологических функций организма.
На основе обобщения
практического опыта и экспериментальных исследований выявлено, что на этапе
начальной специализации наиболее эффективной является следующая
последовательность обучения видам:
Первый год – обучение
специальным и подготовительным упражнениям для барьерного бега, прыжков в
высоту и метании копья; обучение технике барьерного бега и метания копья;
Второй год – обучение
специальным и подготовительным упражнениям прыгунов в высоту и длину с разбега,
толкателей ядра. Обучение технике прыжков в высоту с разбега; совершенствование
в технике барьерного бега, метание копья;
Третий год – обучение
технике толкания ядра и прыжка в длину с разбега; совершенствование техники
барьерного бега, метание копья и прыжков в высоту с разбега.
Предлагаемая
последовательность обучения видам легкоатлетического семиборья не исключает
целостного выполнения упражнений на всех годах начальной специализации, а
определяет лишь преимущественную направленность.
В тренировке, которая
направлена на развитие скоростной выносливости, используют не однократное
повторение упражнений высокой интенсивности (85-95% от максимума)
продолжительностью 20-30 секунд. Обычно выполняется несколько серий таких
упражнений в среднем по 5 повторений в каждой с интервалами отдыха от 1 до 3
минут. Сокращение времени отдыха между упражнениями безрезультатно для решения
поставленной задачи в процессе профессиональной тренировки ввиду того, что
следствием является активизация анаэробного гликолиза, быстрое накопление
лактата в работающих мышцах и крови, снижение мощности исполняемых упражнений и
переход в режим аэробно-анаэробных нагрузок.
При воспитании
выносливости необходимо, учитывать не только специализацию спортсмена, но и
индивидуальные особенности занимающихся, в частности уровень их физической
подготовленности. Сохранение приблизительно постоянной интенсивности работы
облегчает достижение лучшего результата.
Для реализации цели и
задач, а также проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование на
базе Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Спортивная школа
олимпийского резерва «Северный» Департамента спорта города Москвы является
основной базой подготовки московских спортсменов – членов сборной команды России
по современному пятиборью.
В период проведения
исследований мы наблюдали за группой спортсменов в количестве 20 человек, из
которых 10 (50%) юношей в возрасте 13 лет и 10 (50%) юношей в возрасте 14 лет,
регулярно посещающих учебно-тренировочные занятия. Испытуемые были разделены на
2 группы: экспериментальную и контрольную, по 10 человек в каждой.
Исследование было
проведено в три этапа.
Первый этап проходил с
октября по декабрь 2021 г.
В ходе первого этапа
проведены поиск, изучение и анализ научно-методической литературы по теме
исследования, сформулированы цель, задачи исследования, определены объект,
предмет и методы исследования, сформулирована гипотеза исследования,
разработана экспериментальная программа.
Второй этап исследования
продолжался с ноября 2021 года по март 2022 года включительно. В течение этого
этапа нами проводилось наблюдение за тренировочным процессом и тестирование
выносливости спортсменов в возрасте 14-15 лет в тренировочном периоде, которое
было организовано на базе «Спортивная школа олимпийского резерва «Северный», а
также проведен анализ полученных результатов. Полученные результаты были
обработаны с помощью методов математической статистики.
Во время третьего этапа в
период с марта по апрель 2022 года включительно нами был проведен компьютерный
набор работы, сформулированы выводы, разработаны практические рекомендации.
Для
определения уровня подготовленности спортсменов в экспериментальной и
контрольной группах, применялись контрольные упражнения, используемые в
практике спортивной тренировки и соответствующие требованиям спортивной
метрологии.
Контрольные
испытания помогают:
—
выявить уровень развития отдельных двигательных качеств;
—
оценить степень технической и тактической подготовленности;
—
сравнить подготовленность как отдельных занимающихся, так и целых групп;
—
вести объективный контроль над тренировками;
—
выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм
организации занятия.
Контрольные
испытания проводятся с помощью контрольных тестов. Определенная система
использования контрольных упражнений называется тестированием.
На занятиях лѐгкой атлетикой
выполнялась работа по развитию специальной выносливости в соответствии с тренировочным
планом.
Занятия проводились 5 раз
в неделю по 1,5-2 часа. Данные комплексы
физических упражнений на развитие специальной выносливости применялись на протяжении всего эксперимента.
Комплексам уделялось 3 дня в неделю из 5 тренировочных дней, в оставшиеся 2 дня спортсмены выполняли восстановительный кроссовый
бег.
До
начала эксперимента спортсмены в обеих группах показали одинаковый уровень
развития скоростно-силовых качеств, что было подтверждено проведенными тестами.
Результаты
контрольных испытаний, проведенных в конце эксперимента, в контрольной группе,
показывают, что юноши добились более высоких показателей спортивной
подготовленности, чем в начале эксперимента.
Однако
в экспериментальной группе положительные сдвиги значительно выше.
Таким
образом, апробированные нами средства и методы тренировки многоборцев, позволили
не только улучшить показатели выносливости и скоростно-силовых качеств, но и
повысить результаты в многоборье.
Межгрупповые
различия при начальных испытаниях были статистически не достоверны, что
подтверждают такие показатели I
– Стьюдента
(приложение), граничная величина которого, в нашем случае, 2,15 и коэффициент
корреляции, который признается статистически значимым с вероятностью ошибки
-<0,05, если у>-г 05 и с вероятностью ошибки -< 0,01, если г>-г0\,
Поэтому группы можно считать однородными.
Статистическая
обработка данных в конце эксперимента подтвердила достоверность межгрупповых
различий по большинству показателей.
Таким
образом, при комплексной оценке роста показателей результатов эксперимента была
подтверждена выдвинутая рабочая гипотеза.
В
общем прирост показателей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной на
4 — 5%. Однако, необходимо иметь в виду, что эксперимент длился всего год.
Анализ аналогичных, но только более длительных экспериментов показал, что
наметившиеся тенденции роста показателей вышеперечисленных физических качеств,
продолжают развиваться на протяжении всего времени тренировочного процесса. И
уже после 2-4 лет разница в достигаемых результатах между опытной и контрольной
группами существенно различается.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
ЛЕГКОАТЛЕТОВ-МНОГОБОРЦЕВ
1.1.
Многоборье как спортивная дисциплина в легкой атлетике Легкоатлетические многоборья
– это совокупность легкоатлетических дисциплин, где спортсмены соревнуются в
различных видах. Многоборцев мужчин иногда называют рыцарями многих качеств.
Соревнования по многоборьям входят в программу Олимпиад и проводятся в летнем и
зимнем сезоне [6].
Особенность многоборья
как спортивного состязания заключается в том, что победитель определяется не по
одному, а по совокупности результатов, полученных в разных дисциплинах или
упражнениях. К плюсам такого подхода можно отнести универсальный характер подготовки,
развивающий множество физических навыков, а не только один. Первая попытка
проведения многоборья на Олимпийских играх современности была предпринята в
1906 году. Правила современного десятиборья были разработаны в 1911 году. В
1912 году этот вид был включён в программу Олимпийских игр как отдельная
дисциплина (первый победитель – американец Джим Торп). Таблицы очков
пересматривали в 1935-м, 1952-м и 1962 годах. Современная система подсчёта была
принята в 1984 году [29].
Организационные формы по
развитию многоборий постоянно расширяются. Несмотря на сравнительно небольшой
период развития, женское многоборье претерпело большое количество изменений по
сравнению с другими видами легкой атлетики. Первое официальное международное
соревнование по многоборью для женщин было проведено в Монте-Карло на 2 женской
Олимпиаде в 1922 г. (еще до включения в программу Олимпийских игр соревнований
женщин по легкой атлетике). Программа многоборья включала в себя пять видов.
Однако в период с 1922 по 1933 г. в разных странах проводилось пятиборье по
разным программам.
Так в нашей стране
впервые женщины соревновались в 1923 г. В программу пятиборья входили: бег 100
метров, прыжки в длину, метание диска (1,5 кг), метание копья, и бег на 800
метров.
Лишь в 1933 г. спортивная
международная женская федерация утвердила единую программу, по которой стали
регистрироваться рекорды. Первой рекордсменкой мира в пятиборье была Т.
Мауэрмайер. Ее рекорд продержался до 1946 г. С 1948 по 1977 г. программа
пятиборья также существенно изменилась, включились новые виды, менялась
последовательность выполнения видов.
В 1964 г. в программу
Олимпийских игр было включено женское пятиборье, проводившееся в Токио.
Обладательницей золотой медали стала советская спортсменка И. Пресс. С тех пор
этот вид стал развиваться быстрыми темпами. История пятиборья окончилась на
Московской олимпиаде в 1980 г. Первое место заняла советская спортсменка Н. Ткаченко,
которая набрала сумму 5081 очко и установила последний рекорд мира по программе
пятиборья. В следующем 1981 г. женщины по решению ИААФ начали выступать в новом
виде – семиборье [10, 11].
На чемпионате мира в Хельсинки
в 1983 г. победительницей стала спортсменка из ГДР Р. Нойберт, набрав сумму
6677 очков. Первой преодолела, рубеж 7000 очков американская спортсменка Д.
Джойнер установив в 1986 г. рекорд мира 7158 очков.
Весь период эволюции
методики тренировки в женском многоборье можно разбить на три этапа, по мнению
Ю. Н. Примакова. Первый 1923-1960 гг. характеризуется, прежде всего, тем, что в
многоборье выступали в основном спортсмены, имеющие высокие результаты в
спринте. Виды, входящие в пятиборье тех лет, носили скоростно-силовой характер,
и спортсменка, имеющая хорошую подготовку в спринте, легко добивалась успехов в
многоборье. Второй этап 1960-1980 гг. характерен тем, что многоборье пришли
спортсменки, имеющие высокие результаты в большинстве видов пятиборья, можно
назвать имена: И. Пресс, А. Прокоп, Б. Поллак, М. Питерс, В. Тихомирова, Н.
Ткаченко. Кроме того, введение в 1977 г. в пятиборье бега на 800 метров
заставило многоборок перейти к настоящей многоборной подготовке, где наряду с
развитием быстроты и силы уделялось значительное место развитию беговой
выносливости. Третий этап 1981 г. и по настоящее время, когда женщины стали
выступать в семиборье, расширение программы многоборья потребовало развития
более разнообразных качеств, а также позволило выявить потенциальные
возможности женщин. Об этом свидетельствуют результаты, показываемые
многоборками в беге на 800 метров.
Говоря об эволюции
методики тренировки женщин в многоборье, следует сказать, что до середины 60-х
годов тренировка заключалась в 11 целенаправленной подготовке в одном-двух видах.
Например: спринт, прыжки в длину, барьерный бег. И поэтому методика тренировки
многоборок фактически не отличалась от тренировки прыгуний в длину или
барьеристок того времени [25].
В 70-х годах тренировка
многоборок начинает изменяться и во многом основывается на тех же принципах,
что и у мужчин в десятиборье. Существующая в нашей стране система соревнований
по легкоатлетическим многоборьям позволяет выступать в состязаниях с 11 лет.
Это во многом предопределяет многоборный характер на первых этапах многолетний
подготовки и расширяет возможности отбора для специализаций в женском семиборье
[36].