Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Влияние лыжного спорта на развитие физических качеств школьников 12 — 13 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Научно-теоретические
подходы к специфики влияния лыжного спорта на развитие физических качеств
школьников 12 — 13 лет. 7
1.1. Особенности
физиологического развития подростков 12-13 лет. 7
1.2. Методологические
особенности лыжной подготовки в основной школе. 14
1.3. Специфика влияния
занятий лыжами на развитие физических качеств школьников 12 — 13 лет. 20
2. Организация и методы
исследования. 24
2.1. Цели и задачи
исследования. 24
2.2. Методы и методики
исследования. 24
2.2.1. Анализ
научно-методической литературы. 24
2.2.2. Педагогический
эксперимент. 25
2.2.3. Педагогическое
тестирование. 25
2.3. Организация исследования. 27
3. Результаты исследования и
их обсуждение. 29
3.1. Разработка и реализация
методики развития физических качеств на занятиях по лыжной подготовке. 29
3.2. Анализ результатов
исследования. 32
3.3. Рекомендации по развитию
физических качеств школьников 12 — 13 лет на занятиях по лыжной подготовке. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 41
Тестирование физических
качеств свидетельствует о том, что влияние подвижных игр на развитие физических
качеств велико. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 45
Приложение 1. 49
Приложение 2. 50
Введение:
Отечественная система физического воспитания по праву
считается одной из лучших в мире. Видное место в системе физического воспитания
в школе занимает лыжная подготовка как один из самых популярных видов спорта.
Она способствует развитию личности спортсмена, физических качеств.
На уроках лыжной подготовки предполагается решение следующих
основных задачи: обучение школьников способам передвижения на лыжах;
оздоровление и закаливание учащихся, развитие важнейших физических качеств
(выносливости, силы, ловкости и др.); воспитание морально-волевых качеств
(смелости, настойчивости, дисциплинированности и др.); привитие устойчивого
интереса к систематическим занятиям на лыжах; воспитание навыков и умений,
необходимых для самостоятельных занятий и т.д.
Однако в ходе уроков лыжной подготовки в основном наблюдаются
попытки решения двух задач: первая — обучение способам передвижения на лыжах и
вторая — развитие физических качеств (средствами лыжного спорта), при этом не
учитываются особенности повышения интереса школьников, особенно подросткового
возраста к лыжной подготовке.
В связи вышесказанным актуальность данного исследования
обусловлена тем, что существует необходимость усовершенствовать занятия по
лыжной подготовке с целью более эффективного развития физических качеств
школьников 12-13 лет.
Включение игрового
метода в уроки по лыжной подготовке является одним из важных средств
комплексного воспитания детей. Игровой метод занимает важное место
в лыжных тренировках, что позволяет отвлечь учеников от порой монотонной
работы, повысить эмоциональность занятий и сделать их разнообразными. Подвижные
игры на лыжах благотворно влияют на нервную систему и органы чувств. В ходе
игры ярко и всесторонне раскрываются способности и поведенческие особенности
учащихся, развиваются ловкость, ловкость, находчивость и изобретательность.
Ценность подвижных игр и игровых
упражнений заключается в том, что в них работа по закреплению и
совершенствованию техники катания на лыжах и воспитанию физических качеств
интересна, эмоционально и как бы незаметна для тех, кто занимается. Кроме того,
интенсивность нагрузки и двигательная плотность уроков возрастают.
Таким образом, подвижные игры на
лыжах являются одним из лучших средств морального и физического воспитания для
тех, кто занимается оздоровлением. Подвижные игры и игровые упражнения
позволяют нам закреплять и совершенствовать технику катания на лыжах, воспитывать
физические качества, влиять на развитие физических качеств.
В последние годы было проведено
большое количество научных работ, обосновывающих использование игрового метода
в физическом воспитании школьников (Л. М. Борисова, В. Е. Гриженя, А. Ю.
Патрикеев и др.). Тем не менее, использование игрового метода на уроках
физического воспитания на
занятиях по лыжной подготовке остается несистематическим, что, в свою
очередь, затрудняет выбор подвижных игр и игровых упражнений.
Очевидно, что решение этого вопроса
представляет собой определенный научный, теоретический и прикладной интерес для
совершенствования системы физического воспитания подрастающего поколения.
В связи с теоретическим и
практическим значением выделенного противоречия и необходимостью его решения
сформулирована проблема исследования, которая должна обосновывать
организационные и методологические условия использования игрового метода на занятиях по лыжной
подготовке в развитии физических качеств школьников 12-13 лет.
Объектом
исследования является лыжная подготовка школьников 12-13 лет.
Предметом
исследования является процесс влияния лыжной подготовки на развитие физических
качеств школьников 12-13 лет.
Цель
исследования – определить эффективность использования игрового метода на занятиях по лыжной подготовке в
развитии физических качеств школьников 12-13 лет.
В основу исследования положена гипотеза, согласно
которой развитие физических качеств школьников 12-13 лет на занятиях по лыжной
подготовке будет эффективным, если:
̵систематически
на уроках по лыжной подготовке проводить
с детьми подвижные игры,
̵использовать игровой метод на
занятиях по лыжной подготовке,
̵ при подборе игр и упражнений учитывать
индивидуальные особенности детей 12-13 лет.
Задачи
исследования:
1. изучить научно-теоретические подходы к влиянию лыжной
подготовки на развитие физических качеств школьников 12-13 лет,
2. разработать и реализовать методику использования игрового
метода на занятиях по лыжной подготовке,
3. провести исследование влияния лыжной подготовки на
развитие физических качеств школьников 12-13 лет,
4. предложить рекомендации по использованию игрового метода на занятиях по лыжной подготовке в физическом воспитании и
развитии школьников 12-13 лет.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение и анализ литературы; изучение передового
педагогического опыта; систематизация имеющихся материалов;
2) эмпирические: педагогическое наблюдение, диагностические методики,
тестирование. Ведущим методом нашего исследования был педагогический
эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
3) статистические: обработка результатов исследования.
Новизна
данного исследования заключается в том, что разработана и апробирована в практике методика
использования игрового метода на занятиях по лыжной подготовке,
направленная на совершенствование физических качеств школьников 12-13 лет и
методическое обеспечение к ней.
Теоретическая
значимость исследования:
— отобраны для
использования в работе с детьми подвижные игры, направленные на
совершенствование физических качеств школьников;
4) систематизирован и
апробирован диагностический инструментарий по изучению и оценке эффективности использования
игрового метода.
Практическая значимость исследования.
Материалы исследования могут быть использованы педагогами по
физической культуре, а также в программах дополнительного профессионального
образования педагогических кадров системы образования.
Экспериментальной базой исследования стало МОУ СОШ 122.
Структура
исследования: исследование состоит из введения,
трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
В
результате проведенного исследования, необходимо сделать следующие вывод:
1.
Систематические занятия лыжами благоприятно влияют на физическое развитие и
физическую подготовленность детей 12-13 лет.
В
этом возрасте уровень развития высшей нервной деятельности позволяет успешно
формировать у детей двигательные навыки и обучение их спортивной технике
проходит успешнее, чем новичков более старшего возраста и взрослых. Объясняется
это большой пластичностью нервной системы детей. Развитие интеллекта, волевых
качеств, способностей к более устойчивому вниманию также дает возможность
проводить занятия достаточно эффективно. Уровень физического развития и
двигательных качеств позволяет (при соблюдении определенных методических
правил) успешно овладеть рациональной техникой скольжения. У детей имеются
благоприятные физиологические условия для, деятельности организма благодаря
гармоничности и пропорциональности в развитии внутренних органов по сравнению с
последующим периодом — периодом полового созревания.
При
передвижении по равнине и пересеченной местности с преодолением подъемов и
спусков в работу вовлекаются все основные группы мышц ног, рук и туловища.
Лыжный спорт благотворно воздействует на сердечно-сосудистую, дыхательную и
нервную систему. Систематические занятия лыжным спортом способствуют
всестороннему физическому развитию школьников, особенно положительно влияя на
развитие таких двигательных качеств, как выносливость, сила, ловкость.
2. Была разработана и экспериментально обоснована
эффективность применения игрового метода, в развитии физических качеств
школьников 12-13 лет.
Первичный
замер, до апробации разработанной модели показал, что физические показатели
(рост, вес, ОГК) в двух группах в начале эксперимента отличается, но
незначительно.
В
экспериментальной группе средняя длина тела (рост) составляла — 164 ± 2,5 см, у контрольной группы
— 163,3 ± 2,4 см.
Именно эти показатели не имели различий между группами (t = 0,2; P> 0,05),
что свидетельствует об однородности состава групп по данному показателю.
Средняя
арифметическая масса тела опытной группы в начале эксперимента составила 64,5 ±
0,4 кг,
контроля — 64,6 ± 0,4 кг,
различия также не выявлены (t = 0,2; P> 0,05).
Среднее
арифметическое значение окружности грудной клетки у детей обеих групп, как и
предыдущей, не имело четких различий и было равным в опытной группе — 69,0 ± 0,7 см, в контроле — 68,4 ± 0,5 см (t = 0,7; P>
0,05).
Также средне групповые показатели развития физических
по всем тестам не имеют достоверных различий между группами в начале
эксперимента:
— приседания в экспериментальной группы 10,0 ± 0,3 с, у контрольной группы — 10,1 ± 0,4 с (t = 0,2 при Р > 0,05). Различий
нет.
—
отжимания в экспериментальной группе в среднем 13 ± 6,5 см; в контрольной — 12 ± 3,5 см (t = 0,4 при Р > 0,05).
— подъемы туловища в экспериментальной группе в среднем 7,7 ± 0,4; в контрольной — 7,8 ± 0,6 также достоверно не различалась (t = 0,1 при Р > 0,05).
— подтягивания в экспериментальной группе 2,5 ± 0,2; в контрольной — 2,3 ± 0,3 так же не имеют достоверных различий, t = 0,6 при Р > 0,05.
— бег на лыжах: в экспериментальной группе — 950 ± 14,3 м, в контрольной — 940 ± 10,2 м (t = 0,3 при
Р > 0,05).
Именно
поэтому была предпринята попытка включить игровой метод на уроки лыжной
подготовки.
При планировании занятий была соблюдена следующая
дозировка: в понедельник и вторник для 2-3 занятий длительность подвижных игр
должна составлять 20 минут; одинаковая продолжительность подвижных игр на 2-3
урока в пятницу и субботу; 1 или 4 занятия по понедельникам, вторникам,
пятницам и субботам, продолжительность подвижных игр должна быть сокращена до
15 минут; в среду и четверг на 2-3 занятиях продолжительность подвижных игр
составляет 30 минут, а на 1 или 4 занятиях — до 20 минут.
По окончании, были повторно проведены замеры физических показателей (рост, вес,
ОГК) в двух группах.
Было выявлено, что по двум показателям (рост и вес) из трех
достоверных различий по-прежнему нет. Однако подростки, занимающиеся по
разработанной нами методике превзошли сверстников из контрольной группы по ОГК
– t=3,7; Р <
0,01. В то же время сравнения показателей физического развития до и после
эксперимента каждой из групп однозначно показало, что в обеих группах за
истекший период времени имел место достоверный прогресс по показателям веса и
ОГК.
Измерения физических качеств,
проведенное в конце педагогического эксперимента, показали, что в приседаниях
спортсмены экспериментальной и контрольной групп достоверных различий не имели
(t = 0,8 при Р
> 0,05).
Количество отжиманий у экспериментальной группы стали
достоверно выше после эксперимента, чем у контрольной. Результат у них вырос до
14 ± 4,2
см, в контрольной составил 13 ± 3,3 см, различия
достоверны (t = 2,3 при Р < 0,05).
Подъем туловища, занимающихся по нашей методике, выросло
более значительно и достоверно при сравнении с детьми из контрольной группы.
Различия достоверны, соответственно t = 4,1 при Р < 0,01.
Подтягивания у детей экспериментальной группы стали
достоверно выше, чем у их сверстников из контрольной группы в 1,2 раза (t = 3,3 при Р < 0,01).
В
экспериментальной группе прогресс более заметен, здесь отсутствует прирост
результатов в приседаниях и отжиманиях, соответственно t = 1,0; Р > 0,05 и t = 1,9; Р > 0,05. Подъем туловища
и подтягиваниях у детей этой группы также стало достоверно выше (t = 2,8; Р
< 0,01, t = 4,2; Р < 0,01).
Значительное превосходство
школьников экспериментальной группы над контрольной после эксперимента мы
наблюдаем по качеству выносливости (6-минутный бег на лыжах): на 120 метров (t = 7,5 при
Р < 0,001).
На основании анализа полученных в
итоговом тестировании результатов можно с уверенностью утверждать о том, что
предложенная методика оказалась эффективной, она способствует более эффективному
развитию физических качеств школьников в процессе лыжной подготовки.
3. По результатам были разработаны практические
рекомендации к содержанию и организации занятий лыжами с помощью игрового метода.
В 1-й четверти необходимо планировать более легкие
игры по виду движений, правилам и взаимоотношениям, в последующих четвертях
переходите к более сложным.
В конце учебного года необходимо проводить знакомые
игры и их варианты, не затрудняя внимание детей усвоением новых правил.
Во 2-й и 3-й четвертях необходимо планировать
проведение таких игр, которые можно проводить в помещении. Поскольку основным
разделом программы является гимнастика, то нужно выбирать игры, развивающие и
закрепляющие чувство равновесия, ритма, ориентировки в пространстве.
Тестирование физических качеств
свидетельствует о том, что влияние подвижных игр на развитие физических качеств
велико.
Фрагмент текста работы:
1. Научно-теоретические подходы к
специфики влияния лыжного спорта на развитие физических качеств школьников 12 —
13 лет 1.1. Особенности физиологического
развития подростков 12-13 лет Закономерности
анатомо-физиологической перестройки организма подростков обозначают
принципиальные изменения всех соматических систем от детского типа к взрослому.
Переходный процесс охватывает все уровни биологической организации подростка и
является одним из важнейших факторов, что обусловливает процесс формирования
личности в период взросления.
Основными
направлениями анатомо-физиологической перестройки организма традиционно считают
физическое развитие, половое созревание, особенности функционирования нервной
системы. Физическое развитие. Активизация и сложное взаимодействие гормонов
роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое
развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик
«пубертатного скачка роста» приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет,
иногда продолжаясь до 17.
У
девочек «скачок роста» начинается и заканчивается на два года раньше. Изменение
роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала «взрослых»
размеров достигают голова, ступни, затем конечности (удлиняются руки и ноги) и
в последнюю очередь – туловище.
Интенсивный
рост скелета, достигающий 4 – 7
см в год, опережает развитие мышц. Кости конечностей
опережают в своем развитии кости грудной клетки и таза. Рост мышечной ткани не
успевает за увеличением длины тела. Нарушается координация движений. Все это
приводит к непропорциональности тела и подростковой неуклюжести. Ускоряется
обмен веществ. В связи с быстрым развитием возникают трудности в
функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга.