Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Методика преподавания продуктивным видам деятельности с практикумом

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Влияние искусства оригами на развитие пространственного мышления младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 1

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ.. 5

1.1 Проблемы исследования
пространственного мышления в психолого-педагогической литературе. 5

1.2 Особенности развития
пространственного мышления у младших школьников  11

1.3 Роль оригами в развитии
пространственного мышления у младших школьников  17

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ.. 25

2.1 Выявление уровня развития
пространственного мышления у младших школьников. 25

2.2 Содержание работы по развитию
пространственного мышления у младших школьников посредством оригами. 33

2.3 Динамика уровня развития
пространственного мышления у младших школьников  36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 45

  

Введение:

 

Актуальность
исследования. В настоящее время все
более возрастает потребность общества во всесторонне развитой личности,
обладающей высоким уровнем интеллектуальных способностей, которая способна не
только адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям, но и создавать нечто
новое, обеспечивающее общественный прогресс. Описанную выше личность нельзя
представить себе без развития пространственного мышления. Развитие
пространственного мышления играет большую роль как во всестороннем и умственном
развитии учащихся, так и в формировании специальных умений, связанных с будущей
профессиональной деятельностью.

Важность
формирования пространственного мышления младших школьников отражается в
требованиях Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, которые предусматривают овладение школьниками не только
основами алгоритмического, логического мышления, но и пространственного
мышления, развитие умений использовать знания для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных отношений.

Особое
внимание развитию этого вида мышления необходимо уделять в младшем школьном
возрасте, когда наиболее активно у ребенка развиваются когнитивные процессы:
восприятие, память, мышление, речь, воображение. В младшем школьном возрасте
развиваются различные виды продуктивной деятельности учащихся, в том числе и
работа с бумагой, поскольку она направлена на получение определённого продукта.
Характерной особенностью процесса оригами является воссоздание и преобразование
пространственных представлений. При этом особенно важно развитие
пространственного воображения и мышления.

Большой вклад в развитие методики
преподавания оригами и применения наглядности в обучении оригами в
общеобразовательной школе внесли Фребель, В.В. Выгонов, С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина.
Э. Кенневей. При изготовлении поделок оригами у учащихся развивается фантазия,
воображение, моторика рук, пространственное мышление, воспитывается
эстетический вкус, воля, аккуратность, трудолюбие, что и делает изучение
использования оригами в школе актуальным для исследования.

Изучением проблемы формирования
пространственного мышления у младших школьников занимались многие отечественные
и зарубежные исследователи. Психолого-педагогическое осмысление этой проблемы
проводились в работах Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.В.Знаменской,
Н.Ф.Талызиной, Д.Б. Эльконина, И.С. Якиманской; методическое осмысление – в
работах А.М. Пышкало, В.А. Гусеева, С.Л.Альперович, Б.П.Эрдниева, М.В. Пидручного
и других. Каждый из исследователей предлагал свой, новый, взгляд на
рассматриваемую проблему, тем самым, расширяя и углубляя её результаты
исследований, были внедрены в педагогическую практику и успешно использовались
учителями.

В настоящее время существует противоречие между
наличием разработанных методов и приемов формирования пространственного
мышления в психологии и методике и отсутствием системы заданий, которая
способствовала бы ее формированию у учащихся начальной школы.

На
основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы
возможности оригами в развитии пространственного мышления у младших школьников?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально
проверить возможность развития пространственного мышления у
младших школьников посредством оригами.

Объект исследования: процесс развития пространственного мышления у
младших школьников.

Предмет исследования: влияние
искусства оригами на развитие пространственного мышления младших школьников.

Гипотеза исследования: базируется на
предположении, о том, что развитие пространственного мышления у младших
школьников посредством оригами будет эффективным, если реализована поэтапная
работа по обучению оригами в сочетании с методами и приемами обучения данной
техники;

Для реализации цели и
подтверждения гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать особенности
развития пространственного мышления у младших школьников.

2. Рассмотреть роль
оригами в развитии пространственного мышления у младших школьников.

3. Провести диагностические
исследования по развитию пространственного мышления у младших школьников

4. Разработать и
реализовать  содержание работы по развитию пространственного
мышления у младших школьников посредством оригами, оценить его эффективность.

5. Проанализировать результаты исследования.

Для
реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические
(анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и
массовой практики, системный анализ); эмпирические (наблюдение, тестирование,
психолого-педагогический эксперимент); методы обработки результатов
(качественный и количественный анализы результатов исследования, обработка
фактического материала исследования, представленного в виде диаграмм и таблиц).

Методологическую
основу исследования составили психологические исследования психологов по
проблеме развития мышления младшего школьника Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского,
Р.С. Немова, Ю.К. Бабанского, Н.Ф. Талызиной, А.В. Усовой, А.Г. Асмолова; исследования, посвященные роли оригами в
развитии мышления младших школьников (В.А. Моляко, М. Вертхеймер, Н.П Шаталова., В.И.
Малков,  Л.А. Парамонова).

Практическая значимость исследования
состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть
использованы для построения психолого-педагогической работы по развитию пространственного мышления у
младших школьников посредством оригами в начальной школе.

Структура работы состоит из введения, двух глав,
заключения, списка используемой литературы, приложений.

Во введении обоснована актуальность темы, степень
ее разработанности,
сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза   и задачи
исследования, определена
практическая значимость исследования.

В первой главе «Теоретические основы изучения проблемы
развития пространственного мышления у младших школьников посредством оригами»
раскрыта сущность пространственного мышления в психолого-педагогической
литературе. Также изучены особенности развития пространственного мышления у
младших школьников, рассмотрена роль оригами в развитии пространственного
мышления у младших школьников.

Во второй главе «Экспериментальная
работа по развитию пространственного мышления у младших школьников посредством
оригами» проведено  исследование по
выявлению уровня развития пространственного мышления у младших школьников.
Рассмотрели содержание работы по развитию пространственного мышления у младших
школьников посредством оригами. В заключении подведены итоги  исследования и сформулированы  выводы.

Список использованной литературы состоит из 42 источников.
В приложении приведены конспекты уроков по развитию у детей пространственного
мышления в процессе конструирования из бумаги.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В первой главе рассмотрели теоретические
основы изучения проблемы развития пространственного мышления у младших
школьников посредством оригами. Пришли к выводу, что пространственное мышление
— это вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных
образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и
теоретических задач. Являясь разновидностью образного мышления,
пространственное мышление сохраняет все его основные черты, и тем самым
отличается от словесно-дискурсивных форм мышления. Это различие, прежде всего,
можно увидеть в том, что пространственное мышление оперирует образами: в
процессе этого оперирования происходит их воссоздание, перестройка,
видоизменение в требуемом направлении. Образы здесь являются и исходным
материалом, и основой оперативной единицей, и результатом мыслительного
процесса.

Пространственное мышление формируется
в результате общего психического развития ребёнка, его взаимодействия с
окружающим миром, а также под влиянием обучения, в ходе которого ученик познаёт
пространственные свойства и пространственные отношения объектов. Следует
отметить, что формирование пространственного мышления младших школьников
начинается еще в недрах наглядно-действенного мышления и продолжается,
приобретая новые более совершенные формы на последующих ступенях психического
развития. Формируется пространственное мышление у учащихся 1-4 классов в
процессе обучения путем наблюдения; восприятия и осмысливания информации,
полученной от учителя и из учебников; практической деятельности (измерение,
построение, рисование, моделирование, решение задач и др.); мысленного
оперирования пространственного мышления.

Роль оригами по достоинству оценена
многими современными педагогами и психологами. Оригами – это не только
знакомство с определёнными фигурками, но и возможность увлечь детей в удивительный
мир творчества, прекрасный способ интеллектуального развития ребёнка. Освоение
последовательности приёмов оригами помогает решать творческие задачи на
доступном, интересном материале. Занятия оригами активизируют развитие
пространственного мышления младших школьников.

В процессе занятий оригами
развивается пространственное воображение, глазомер, способность концентрировать
внимание, запоминать, начинает работать фантазия, творческий потенциал. Ребёнок
усваивает ещё один способ выражения себя. Организация занятий направлена на
поддержание постоянного интереса детей. Развитие интереса к творчеству
происходит поэтапно в виде лестницы, ведущей наверх: от мотивации через
мануальную практику, процесс познания, практическое творчество — к
профессиональной пробе.

Во второй главе провели
экспериментальную работу по развитию пространственного мышления у младших
школьников посредством оригами. Для проведения исследования по выявлению уровня
развития пространственного мышления младших школьников были подобраны следующие
диагностические методики: методика «Домик» Н.И. Гуткиной; методика «Лабиринт»
А.Л. Венгера, «Графический диктант» Д.М. Эльконина.

Целью контрольного этапа эксперимента
явилась проверка эффективности проведенной нами работы с учащимися, то есть выявление
динамики развития пространственного мышления у младших школьников при обучении
на уроках технологии с использованием разработанного содержания приемов
моделирования и без их использования.

В ходе констатирующего этапа
эксперимента было установлено, что у младших школьников преобладающими уровнями
развития пространственного мышления являются низкий (37%) и средний (52%).
Показатели высокого уровня развития пространственного мышления составляют
11%  учащихся.

Цель формирующего эксперимента –
экспериментальная апробация содержания работы по развитию у детей пространственного
мышления в процессе конструирования из бумаги. На формирующем этапе была
разработана серия уроков по технологии с использованием оригами (УМК
"Школа России" Е.А. Лутцевой, Т.П.Зуевой), которая затем применялось
в процессе обучения на уроках технологии с целью развития пространственного
мышления младших школьников.

Целью контрольного этапа эксперимента
явилась проверка эффективности проведенной нами работы с учащимися, то есть
выявление динамики развития пространственного мышления у младших школьников при
обучении на уроках технологии с использованием разработанного содержания
приемов моделирования и без их использования. Сравнительный анализ результатов показал
положительную динамику изменений. Так учащихся обладающих высоким уровнем
развития пространственного мышления увеличилось на 34%. Средний уровень также
характеризуется положительными изменениями, так как произошло увеличение числа
младших школьников данной группы на 3%. Показатели низкого уровня развития
пространственного мышления учащихся не выявлены на контрольном этапе.

Таким образом, в ходе исследования,
мы доказали, что развитие пространственного мышления у младших школьников
посредством оригами будет эффективным, если реализована поэтапная работа по
обучению оригами в сочетании с методами и приемами обучения данной техники. Наша
гипотеза подтвердилась. Тем самым, цель нашей работы достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ 1.1 Проблемы исследования пространственного
мышления в психолого-педагогической литературе В современной литературе существует
множество определений мышления. Мышление возникает как процесс и, развиваясь,
превращается в самостоятельную деятельность, имеющую свои мотивы и цели.
По-другому можно сказать, что это познавательный процесс, представляющий собой
высший уровень познавательности человека, который связан с решением различных
задач. Под задачами подразумеваются условия, путем преобразования которых,
можно получить новые знания. Цель мышления состоит в том, чтобы узнать об
окружающем мире то, что невозможно узнать с помощью органов чувств (слух,
зрение и т.д.).

Основной единицей мышления является
мысль, которая представляет собой действие, направленное на анализ и
сопоставление фактов по различным признакам. Мышление как процесс связан с
мотивацией и способностями личности, а так же ее действиями. На каждом этапе
развития человек осуществляет мыслительные действия исходя из сложившихся
мотивов, способностей, целей. Но в тоже время, все эти образования развиваются
и вступают в новые системные связи из-за усложнения мыслительной деятельности.
В беспрерывном процессе мышления образуются дискретные умственные операции
(анализ, синтез, абстрагирование и т.д.), которые мышление порождает, но не
сводится к ним полностью. Мотивы выступают не только как средства развертывания,
но и влияют на производительность мышления. Орудием мыслительной деятельности
являются языковые средства, которые используются для выполнения дискретных
операций [11].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы