Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Влияние детской и молодёжной субкультуры на процесс воспитание детей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Теоретические аспекты исследования
влияния детской и молодёжной субкультуры на процесс воспитание детей. 6

1.1. Сущность понятия «детская и
подростковая субкультура». 6

1.2. Основные подходы к исследованию
проблемы детской и молодежной субкультуры  11

1.3. Влияние субкультуры на
социальное воспитание личности. 19

2. Практические аспекты исследования
влияния детской и молодёжной субкультуры на процесс воспитание детей. 28

2.1. Методы и организация
исследования. 28

2.2. Исследование особенностей
проявления детской и молодежной субкультур и их влияния на личность
подрастающего поколения. 31

2.3. Рекомендации по организации
воспитательного процесса с учетом выявленных особенностей влияния детской и
молодежной субкультур на личность детей. 58

Заключение. 61

Список использованных источников. 64

  

Введение:

 

Молодежь представляет собой специфическую
социальную группу, по своему социальному статусу отличающуюся от доминирующего
мира взрослых. Являясь специфической социальной группой, молодежь порождает
свою особую культуру, альтернативную миру традиционной, доминирующей культуры
общества, и через эту культуру пытается интегрироваться в существующую
социальную систему, социализироваться и утвердить свое особое место в обществе.

В XX веке роль молодежи и молодежной
субкультуры значительно возросла в связи с ускорением темпов и углублением
масштабов социокультурных трансформаций общества. Молодежная субкультура стала
одним из ключевых факторов, определяющих становление, социализацию и
инкультурацию молодежи в современное общество.

Тема молодежной субкультуры вошла в
научный дискурс со второй половины XX века в связи с бурным развитием на Западе
молодежных неформальных движений. Сам термин «субкультура» по отношению к
молодежи впервые применил Т. Роззак, который рассматривал молодежную
субкультура как форму контркультуры, или протеста западной молодежи против
официальной, традиционной рационалистической, технократической,
дегуманистической культуре индустриального общества.

Благодаря работам большой группы западных
и отечественных исследователей, тема молодежной субкультуры получила
разностороннее развитие. При этом теоретическое осмысление феномена
специфической, альтернативной официальной, традиционной господствующей культуре
мира взрослых, молодежной культуры, происходило одновременно с бурным и
противоречивым развитием многочисленных молодежных неформальных движений.

Среди западных исследователей молодежных
неформальных движений, относимых к молодежной субкультуре можно назвать
М.Гордона, У.Эко, М.Брейка, Л.Фойера, К.Мангейма, Э.Тирьякьян, Л.Марсиля,
С.Типтона, П.Уилли, Г. Дэвиса, Б. Бергера, Л. Хаузера и многих других.

В России бурный рост неформальных
молодежных движений начался в постсоветский период в условиях относительной
свободы от принудительных форм государственной опеки и воспитания в лице
пионерских и комсомольских организаций, полученной молодежью. Причем, стихийное
развитие этих молодежных движений в стране нередко имело негативные последствия
и проявления, оказывая на часть молодежи отрицательное влияние.

Эти движения как проявления молодежной
специфической культуры стали предметом исследования большой группы
отечественных исследователей: П.С. Гуревича, Э.А. Орловой, И.К. Кучмаевой, С.Я.
Матвеевой, М.М. Шибаевой, И.В. Бестужева, С.И. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т.
Лисовского, А.В. Мудрика, А.И. Шендрика, Т.Б. Щипанской, В.И. Чупрова и многих
других.

Благодаря этим исследованиям в научном
сообществе сложилась не только проблемно-тематическая рубрика молодежной
субкультуры, но и сформировалась целая группа разнообразных методологических
подходов к исследованию молодежной субкультуры. Кроме того, на основе
взаимодействия, конкуренции и интеграции различных подходов к теме молодежной
культуры, как особой субкультуры общества, сложилось концептуальное осознание
ключевых методологических проблем, связанных с ее исследованием

Воспитание детей и подростков, как и
процесс социализации, принято рассматривать наряду с особенностями социального
состояния, с актуальным функционированием и развитием общества. Любые
изменения, происходящие в обществе, имеют влияние на каждую из возможных сфер
жизни, таких как система образования, воспитания и социализации.

Можно полагать, что неотъемлемой частью
процесса социализации детей и подростков является субкультура, так как она
представляет собой систему ценностей и некую модель поведения, принимаемую
какой-либо социальной группой.

Актуальность
темы
работы связана с существующей проблемой социального развития и воспитания и
предполагает следующую цель работы:
исследование влияния детской и молодёжной субкультуры на процесс воспитание
детей.

Объект исследования – детская и молодежная
субкультура.

Предмет исследования – воспитание детей и
подростков на основе исследования особенностей влияния на личность
подрастающего поколения субкультур.

Достижение цели потребовало решения
следующих задач:

— раскрыть сущность понятия «детская и
подростковая субкультура»;

— изучить основные подходы к исследованию
проблемы детской и молодежной субкультуры;

— рассмотреть влияние субкультуры на
социальное воспитание личности;

— отобрать методы для практического
исследования влияния детской и молодёжной субкультуры на процесс воспитание
детей;

— организовать исследование особенностей
проявления детской и молодежной субкультур и их влияния на личность
подрастающего поколения;

— разработать рекомендации по организации
воспитательного процесса с учетом выявленных особенностей влияния детской и
молодежной субкультур на личность детей.

Цель и задачи обусловили структуру работы,
которая представлена введением, двумя главами, заключением и списком
использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Путь в культуру каждого
человека индивидуален и соотносится с уровнем его нравственного развития. В
настоящее время говорят о поликультурности как важнейшем условии устойчивого
социального развития, обеспечивающем интеграцию человека в культурное пространство.

Культура рассматривается
как способ бытия и становится личным достоянием человека. Понятие «молодёжная
субкультура» в науку вошло в конце XX столетия, и первоначально понималась как
молодёжная контркультура, отрицающая и противопоставляющая себя в общекультурных
установках и ценностях. В последующем субкультурой стали называть культурную
подсистему внутри «официальной» культуры общества, определяющую стиль жизни,
мировосприятие, ценности и менталитет её носителей.

Возникновение субкультур
в молодёжной среде вызвано неопределенностью социального статуса молодого
человека, его неуверенностью в своей социальной роли.

Сущность субкультуры –
найти социальный статус и те социальные роли и связи, которые защитят подростка
от пока ещё чуждого общества, укроют от «перста указующего» взрослых. Так
формируются неформальные группы, которые обеспечивают определенный социальный
статус, продуцируют субкультуру, отличающуюся от культуры взрослых, со
свойственными ей внутренним единообразием и внешним протестом против
общепринятых установлений. Иными словами, субкультура – это общность людей, чьи
убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых или просто
скрыты от широкой публики, что отличает их от более широкого понятия культуры,
ответвлением которой они являются.

Мировоззренческие
установки молодёжных субкультур предполагали возможность «быть» в обществе,
главная цель которого – «иметь». То есть ориентироваться не на бесконечное
потребление, а любить, дружить и заботиться друг о друге.

Однако в противостоянии
культуры и антикультуры на современном этапе всё ярче проявляется антикультура,
что ведёт к росту проявлений агрессии, асоциального поведения, инфантилизма и
потребительства у современной молодёжи (согласно данным ФКУ «Главный информационно–аналитический
центр» МВД РФ, за январь–февраль 2020г. из 123 общего числа выявленных лиц,
совершивших преступления, несовершеннолетних 3,7%, учащихся и студентов 4,1%).

Наиболее
распространёнными целями агрессивного поведения могут быть: доминирование над
другим человеком, получение материальных благ, самоутверждение, завоевание
авторитета в группе сверстников, привлечение внимания и т.п.

Инфантилизм – сохранение
в поведении взрослого особенностей, присущих детям: несамостоятельности решений
и действий, низких самокритичности и самосознания, требовательности к заботе о
себе, слабоволии, безответственности, пассивности, преобладании игровых
интересов, быстрой пресыщаемости и иждивенчества. Следствием инфантилизма
становится формирование потребительское отношение к миру (погоня за
неиспытанными ранее удовольствиями). Поэтому проблемы управления культурными
процессами в молодежной среде не теряют свою актуальность. Исследуя эти
вопросы, нами были выявлены следующие проблемы:

1) Субкультуры
исследовались, в основном, культурологами, социологами и философами (М. Брейк,
Т. Роззак, А.О. Райхштат, М.В. Блохина, С.И. Левикова и др.). Несмотря на то,
что накоплен значительный эмпирический материал, актуализирована проблематика,
выделились несколько исследовательских подходов. Однако, работ, рассматривающих
субкультуры с организационнопедагогической точки зрения, недостаточно.

2) Молодёжные субкультуры
– не всегда асоциальные (хиппи, панки, эмо, готы и др.) и антисоциальные
(радикальные скинхэды, околокриминальные группировки, футбольные хулиганы и
т.д.) неформальные объединения. Хорошая альтернатива им – формальные объединения
молодёжи, такие как подростковые клубы, спортивные секции, школьные и
внешкольные объединения и организации, способствующие единению подростков и
молодежи в рамках принимаемых ценностей и идеалов.

3) Отсутствие у
педагогического сообщества знаний и компетенций о влиянии и роли субкультур на
процессы, протекающие в самоорганизующихся детских сообществах.

Решением этих проблем
должны стать:

1) Проектирование
управленческой модели формирования поликультурной компетентности педагогов,
определением условий и форм учебной работы, которые направлены на созидающую,
творческую коммуникацию и социальное взаимодействие. И роль педагога-наставника
как вдохновляющего источника самоорганизации детского сообщества возрастет и
минимизирует негативные в воспитательном аспекте эффекты.

2) Семья, школа,
внешкольные учреждения и учреждения культуры должны направить совместные усилия
на борьбу с проявлениями антикультуры – вышеназванными агрессией, инфантилизмом
и потребительством: развивать и поощрять самостоятельность, ответственность, творческую
активность, стремление к обогащению и развитию традиционных общечеловеческих
ценностей, транслировать детям навыки социально значимой деятельности,
воспитывать самостоятельность и ответственность, развивать привычку к труду и
навыки преодоления трудностей.

В противном случае,
элементы, усиливающие в обществе тенденции развития антикультуры, обязательно
заполнят этот вакуум, что необратимо приведёт к формированию антикультурной
личности современного молодого человека.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты исследования влияния детской
и молодёжной субкультуры на процесс воспитание детей

1.1. Сущность понятия «детская и подростковая субкультура» В современном дискурсе темы молодежной
субкультуры в полном соответствии с духом постмодернизма сложилась ситуация
фрагментации и плюрализма подходов. Почти каждый исследователь молодежной
субкультуры, вынужден предварительно попытаться сориентироваться в существующих
методологических подходах. Это порождает множество классификаций подходов и
концепций молодежной субкультуры по самым различным критериям.

Так, например, Вербина О.В. выделяет
десять подходов к исследованию молодежной субкультуры: когнитивный,
системно-динамический, синергетический, информационный, генетический,
иерархический, экологический, эпидемиологический, аксиологический. [2, С.180-181]

Вербина не проясняет критерии данной
классификации, но по ее контексту понятно, что здесь смешаны два основных
критерия: предметный, т.е. тип интерпретации феномена молодежной субкультуры и
методологический, т.е. метод ее исследования. Ю.В. Манько и К.М. Оганян
анализируют четыре наиболее распространенных подхода: функционалистский подход,
классовый подход, гендерный подход, расовый подход. [6]

В основу этой классификации кладется
различие интерпретации специфического социального статуса молодежи и его причин
и оснований. Л.В. Шабанов выделяет три основных подхода к исследованию
молодежной субкультуры: структурно-функциональный, психоаналитический и
политеоретический. [9, С.13]

По контексту этой классификации, очевидно, что речь
идет о различии дисциплинарных подходов: социологического

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы