Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Псо

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Виды государственной социальной помощи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 8

Глава 1. Теоретические основы
государственной социальной помощи. 12

1.1. Понятие и сущность государственной
социальной помощи. 12

1.2. Цели и задачи
государственной социальной помощи. 16

1.3. Виды и формы государственной
социальной помощи. 22

Глава 2. Нормативно-правовые
основы государственной социальной помощи. 29

2.1. Федеральные и региональные
правовые аспекты оказания государственной социальной помощи. 29

2.2. Порядок предоставления
государственной социально помощи. 35

2.3. Условия и критерии
предоставления государственной социальной помощи  42

Глава 3. Проблемы и направления
совершенствования государственной социальной помощи. 56

3.1. Актуальные проблемы
предоставления государственной социальной помощи  56

3.2. Пути совершенствования
правового регулирования оказания и предоставления государственной социальной помощи. 63

3.3. Оптимизация на федеральном и
региональном уровнях государственной социальной помощи. 70

Заключение. 79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 83

ПРИЛОЖЕНИЕ. 94

  

Введение:

 

Вопросы предоставления государственной
социальной помощи в современный период развития России имеют большое значение,
так как она является неотъемлемой частью правовых отношений в области
социального обеспечения, которая гарантирует уважение прав и свобод человека и
гражданина, в частности права на достойную жизнь в обществе.

Согласно официальным
данным Федеральной службы государственной статистики, в России наблюдается
ежегодное снижение уровня бедности. За последние 10 лет население с денежным
доходом ниже прожиточного минимума почти вдвое сократилось с 20,3% в 2009 году
до 11% в 2019 году[1].
Однако, несмотря на систематическое снижение, уровень бедности в России все еще
показывает высокие значения (в абсолютном выражении 15,7 млн. чел. при
достаточно низких для достойного существования минимальных социальных стандартах
прожиточного минимума — заработной платы, пенсий, прожиточного минимума и т.д.)
и, следовательно, остается актуальной проблемой российской действительности[2]. Существует
необходимость и дальше совершенствовать регулирование государственной социальной
помощи, путем выравнивания дифференциации доходов, реализации принципа адресной
поддержки малоимущих, создания условий для повышения заработной платы,
трудоустройства.

Актуальность исследования
государственной социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными
целями (ст. 7 Конституции Российской Федерации[3])
формирования государства всеобщего благосостояния и обеспечения достойной жизни
для всех. Проведенные в стране социально-экономические реформы, в результате
которых был осуществлен переход к рыночным отношениям, сопровождались
колоссальным ростом численности социально уязвимых групп населения, не имеющих
возможности самостоятельно обеспечить себе приемлемый уровень жизни, что
привело к необходимости введения дополнительных мер в оказании государственной
социальной помощи и расширения контингента лиц, имеющих право на её получение.

Государственная
социальная помощь в современных условиях требует новых механизмов, форм и
методов ее реализации, которые необходимо непрерывно совершенствовать, так как
на нее возложена жизненно важная цель – оказание необходимой помощи конкретному
человеку в сложной жизненной ситуации.

Конституция возлагает
обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления
этого права.

Степень научной разработанности темы
исследования. Вопросы оказания государственной социальной помощи в России не
раз становились предметом научного анализа таких авторов, как: А.Н. Аверин,
Ю.В. Васильева, Е.И. Беглова, Н.Н. Быкова, Ю.В. Васильев, Т.В. Деркачева, М.Л. Захаров,
Е.Ю. Кравченко, В.В. Кукушкина, М.В. Лушникова, А.М. Лушников, М.А. Парыгина,
Р.А. Свистун, Ф.О. Сулейманова и др. Однако многие аспекты по ее
совершенствованию остаются еще далеко не изученными.

Объектом исследования является
комплекс социально-правовых отношений, возникающих в процессе оказания
государственной социальной помощи.

Предметом исследования является
совокупность правовых норм, регулирующих вопросы государственной социальной
помощи и поддержки, а также правоприменительная практика в данной сфере.

Цель исследования — проанализировать
особенности предоставления государственной социальной помощи на федеральном и
региональном уровнях и пути ее оптимизации.

Задачи исследования:

1. изучить особенности, цели и
основные направления государственной социальной помощи,

2. проанализировать
нормативно-правовые аспекты оказания государственной социальной помощи,

3. определить порядок предоставления государственной
социальной помощи в различных субъектах РФ,

4. охарактеризовать порядок
предоставления государственной социально помощи,

5. изучить основные условия и
критерии предоставления государственной социальной помощи,

6. выявить основные проблемы оказания
государственной социальной помощи,

7. предложить перспективные
направления по совершенствованию оказания государственной социальной помощи в
РФ.

Основными методами при проведении данного
исследования выступили: анализ, синтез, индукция, дедукция, описательный метод,
методы систематизации и обобщения, методы сравнения и аналогии, метод
статистической обработки информации, прогнозирование и др.

Информационная основа исследования.
Данная работа основана на положениях международных договоров о правах человека,
Конституции Российской Федерации, федеральных законах и подзаконных актах,
законах и подзаконных актах органов государственной власти Российской Федерации
и органов местного самоуправления, нормативных актов, опыте ряда субъектов
Российской Федерации.

Эмпирической основой исследования послужили
материалы органов государственной власти, организаций и средств массовой
информации, а также личный опыт автора во время его стажировки в органе
социальной защиты.

Научная новизна данной работы определяется
тем, что это первое комплексное исследование правовых вопросов оказания
государственной социальной помощи. Так же новизна исследования заключается в
том, что в работе, на основе порядка, условиях и критериев предоставления
государственной социальной помощи выявлены основные проблемы ее предоставления
в РФ и предложены перспективные направления по совершенствованию ее предоставления.

Практическая и теоретическая
значимость выпускной квалификационной работы заключается в комплексном изучении
вопросов государственной социальной помощи, как в правовой доктрине и законодательстве,
так  и в практике. Исходя из этого, были
выявлены проблемы и пути совершенствования законодательства в области ее
предоставления. Поэтому данное исследование представляет интерес, как для
студентов, так и для специалистов в области социального обеспечения, в
частности, социальной помощи, как на теоретическом, так и практическом уровнях.

Данное исследование состоит из
введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. [1] Плюхина, А.А. Социальная
политика современной России: проблемы и тенденции развития / А.А. Плюхина //
Экономический журнал. — 2019. — № 4. — С. 36–42. [2] Дахин А.В. Основы социального
государства: учебник. пособие / А.В. Дахин С.А. Воробьев. — Н. Новгород: НИУ
РАНЭПА, 2019 .- С. 35 [3] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, государственная
социальная помощь – это система общественных отношений, которая складываются
между гражданами (семьями), нуждающимися в дополнительной поддержке, и органами
государства, местного самоуправления, организациями в связи с предоставлениями
гражданам (семьям) денежных выплат, натуральных выплат и услуг сверх получаемых
ими согласно законодательству РФ заработка, стипендий, пенсий, пособий и др. с
целью обеспечения им прожиточного минимума и удовлетворения их основных
потребностей.

Основными целями, для которых создан
такой вид социального обеспечения, как государственная социальная помощь,
являются удовлетворение основных потребностей и доведение доходов до уровня
прожиточного минимума. Для достижения этих целей были приняты ФЗ от 03.12.2012 N 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по
Российской Федерации» (ред. от 28.12.2017) и ФЗ от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской
Федерации» (ред. от 1. 04. 2019), определяющие порядок определения размера
прожиточного минимума и основных (минимальных) потребностей человека. Государственная
социальная помощь может предоставляться в форме социальных пособий, социальных
пенсионных надбавок, субсидий, социальных услуг и предметов первой
необходимости. Этот список является исчерпывающим. В то же время в соответствии
со ст. 12 ФЗ от 17 июля 1999
г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред.
от 24.04.2020) предоставление государственной социальной помощи осуществляется
следующим образом:

— денежные выплаты (социальные
выплаты, субсидии и другие выплаты);

— помощь в натуральной форме
(топливо, еда, одежда, обувь, лекарства и другая помощь).

Между тем, критерием, который дает
право на получение государственной социальной помощи, является доход человека,
а помощь в виде набора социальных услуг предоставляется четко определенным
категориям граждан, предусматривающий меры социальной поддержки, что связано с
наличием у человека определенного статуса. Учитывая, что размеры пенсий таких
категорий граждан, как правило, превышают среднюю пенсию в России, их нельзя
отнести к категории получателей государственной социальной помощи, а набор
социальных услуг — к видам государственной социальной помощи.

В настоящее время субъекты Российской
Федерации осуществляют правовое регулирование предоставления государственной
социальной помощи в части определения размера, условий и порядка назначения и
выплаты государственной социальной помощи, а определение лиц, имеющих право на
государственную социальную помощь, федеральные законодатели на полномочия
федеральных государственных органов.

Элементами, характеризующими субъект
права на государственную социальную помощь — получателя являются: гражданство,
наличие дееспособности или несовершеннолетия, место жительства, семейные и
родственные отношения. Помимо заявления, необходимо предусмотреть
предоставление паспорта или иного документа, подтверждающего совершеннолетие и
законное основание нахождения на территории Российской Федерации. Кроме того,
необходимо, помимо указанных выше документов, представить документы,
подтверждающие независящие причины.

Государственная социальная помощь предоставляется по
решению органа социальной защиты по месту жительства семьи с низким доходом или
одинокого гражданина с низким доходом на основании заявления, представленного в
электронном или письменном виде в органы социальной защиты по месту жительства
или по месту нахождения или через многофункциональный центр лично (для одиноких
людей с низким доходом) или от имени законного представителя гражданина, в
которой содержится информация о составе семьи, доходе и принадлежит ему (его
семье) на правах собственности, а также на получение мер социальной поддержки.
Информация, предоставленная заявителем, может быть подтверждена дополнительной
проверкой (комиссионным опросом), проведенной самим органом социальной защиты.

Главной особенностью
системы государственной социальной помощи является ее адресность, то есть
оказание помощи нацелено на определенного человека в соответствии с условиями
ее предоставления: уровнем дохода, жилищными условиями и др. В соответствии с
этим выделяется три основных вида государственной социальной помощи: социальное
пособие, субсидия, компенсация. Помимо денежной формы, государственная помощь
бывает и в натуральном виде. Закон дает органам исполнительной власти,
существующим на местах, самые широкие полномочия. Они могут осуществлять помощь,
как в натуральной форме, так и в форме денежных выплат.

В работе были выявлены
основные проблемы в оказании государственной социальной помощи:

— меры
социальной помощи включают выплаты, не связанные с защитой граждан от основных
социальных рисков;

— цель
многих мер даже не определена в законодательстве, устанавливающем их;


получателями мер являются не только сами бенефициары, но и члены их семей,
которых значительно больше (в два или три раза);

— количество
получателей мер активно увеличивается за счет граждан, в отношении которых
государство выступает в качестве работодателя (государственные служащие,
сельские специалисты и т. д.), а социальные пособия фактически являются
«социальным пакетом» работника, т. е. по своему назначению не социальная поддержка
граждан;

— большое
количество мер предоставляется одной и той же категории получателей (в
большинстве случаев это замечание относится к мерам по поддержке семей с
детьми);

— меры часто
вводятся ситуативно, для нужд дня или через «лобби» определенных групп граждан;

— существуют
меры, которые дублируют федеральные или установленные в дополнение к
федеральным, таким образом, регион оказывает социальную поддержку не только
региональным бенефициарам, но и гражданам, которые включены в федеральный
реестр бенефициаров.

— меры
социальной помощи, связанные со строительством или приобретением жилья,
развитием ипотеки, прямо противоречат применению принципа адресности и
потребности, так как очевидно, что покупатели жилья (получатели ипотеки) не
самые нуждающиеся семьи.

По нашему мнению, необходимо разработать
Социальный кодекс Российской Федерации, как сводный законодательный акт,
который будет охватывать всю существенную часть нормативного материала
законодательства о социальной сфере и на основе общих принципов детального
регулирования соответствующих общественных отношений.

Социальный кодекс Российской
Федерации станет законом, рассчитанным на длительный срок действия и
систематически излагающим различные правовые нормы. В Общей части Кодекса
целесообразно разместить нормы, определяющие общие положения о социальной
защите граждан Российской Федерации.

Следует отметить, что в связи с рядом
существенных недостатков в федеральных законах и законах ряда субъектов
Российской Федерации существует острая необходимость в пересмотре ФЗ от 17 июля
1999 г.
№ 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 24.04.2020), который бы
создал более эффективную систему государственной социальной помощи в стране.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические основы государственной социальной помощи 1.1.
Понятие и сущность государственной социальной помощи Прежде всего, обратимся к вопросу
определения понятия государственной социальной помощи. Согласно ст. 1
Федерального закона от 17 июля 1999
г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред.
от 24.04.2020) государственная социальная помощь — это предоставление
малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным
категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных
пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно
необходимых товаров[1].

Хотя понятие государственной
социальной помощи недавно вошло в современное научное использование, уже есть
много определений, которые отражают различные точки зрения на понимание природы
и роли социальной помощи в обществе.

Социальная помощь является одним из
видов материальной поддержки семей и одиноких людей с низким доходом. В
противном случае такую помощь можно назвать помощью в связи с бедностью.

Ю.В. Васильева дает следующую трактовку
государственной социальной помощи: «это вид социального обеспечения, который
заключается в предоставлении государством малообеспеченным семьям или одиноким
гражданам с низким доходом за счет средств федерального бюджета или бюджета
Российской Федерации на период выплаты наличных средств и выплаты в натуральной
форме с целью удовлетворения основных потребностей и доведения их дохода до
уровня прожиточного минимума»[2].

По мнению В.В. Кукушкина,
государственная социальная помощь является формой социального обеспечения,
предоставляемого гражданам с целью поддержания уровня жизни бедных, создания
условий для всеобщего доступа к социальным услугам, увеличения доходов и
снижения уровня социального неравенства граждан для их обеспечения достойного
уровня жизни[3].

Т.В. Деркачева выделяет особенности
государственной социальной помощи как самостоятельной организационно-правовой
формы социального обеспечения. Во-первых, это относится к семьям с низким
доходом и одиноким людям с низким доходом. Во-вторых, источниками
финансирования являются бюджеты на разных уровнях. В-третьих, предоставляются
специальные виды платежей и услуг. В-четвертых, социальная помощь
предоставляется по решению органа социальной защиты по месту жительства или
регистрации лица с низким доходом[4].

Отметим, что
выделение в качестве признака предоставление особых видов выплат и услуг является
не достаточно обоснованным, поскольку каждый вид социального обеспечения имеет
особенности при выплатах, а государственная социальная помощь сама является
особым видом выплат. В то же время считаем, что особенностью государственной
социальной помощи как вида социального обеспечения является возложенная на
уполномоченные органы обязанность по ее оказанию, как в денежной, так и в
натуральной форме. Кроме того, считаем, что четвертый признак сформулирован не
точно. Государственная социальная помощь назначается, как и многие другие виды
социального обеспечения, органом социальной защиты населения, а проверка
нуждаемости при ее назначении осуществляется в обязательном порядке. По нашему
мнению, данный признак следует сформулировать как особое основание
предоставления — нуждаемость. [1] Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» (ред. от 24.04.2020) [2] Васильева, Ю.В. Кодификация российского
законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические
проблемы / Ю.В. Васильевой. — М.: Юридическая литература, 2018 .- С. 77 [3] Кукушина, В.В. Социальная защита
населения: опыт организационно -административной работы. — Изд. 5-е. — М.: ИКЦ
«Март», Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2017 — С. 88 [4] Деркачева, Т. В. Правовое регулирование
государственной социальной помощи (федеральный и региональный аспекты). / Т.В.
Деркачева. — М.: Валдос, 2017 .- С. 92

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы