Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Экономические науки Финансы

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Управление государственным долгом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы государственного долга. 5

1.1 Сущность и структура государственного долга. 5

1.2 Система управления государственным долгом. 9

1.3 Нормативно-правовое регулирование государственного долга. 15

Глава 2. Анализ государственного долга РФ за период 2010-2020
гг. 21

2.1. Анализ управления государственным долгом в РФ.. 21

2.2. Анализ погашения государственного долга. 34

Глава 3. Пути совершенствования управления государственным
долгом. 42

3.1. Основные направления и перспективы развития
государственного долга. 42

3.2. Практика
управления государственным долгом в зарубежных странах. 46

Заключение. 53

Список использованных источников. 58

  

Введение:

 

Стратегия в области
государственных займов, управление суверенными долгами для большинства стран и
регионов является важной частью государственной финансовой политики. Состояние
государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, международного
рейтинга государства, структуры потребления и международное сотрудничество, все
это непосредственно зависит от её эффективности. Эффективное управление
государственным долгом формируется на установлении четких целей управления
государственными гарантиями, соотнесении рисков и стоимости государственных
заимствований, управлении и мониторинге рисками, связанными с объемом,
структурой и графиком платежей по накопленному долгу, создании условий для
обеспечения постоянного доступа субъекта к рынку заемного капитала.

Актуальность темы работы
обусловлена формированием управления задолженностью в России в качестве
самостоятельной отрасли российской экономики. Необходимость погашения ранее
принятых на себя долговых обязательств является одним из основных факторов,
определяющих не только интенсивность новых заимствований, но и экономическую
политику хозяйствующего субъекта в целом.

Цель работы – разработать
предложения по повышению эффективности управления государственным долгом Российской
Федерации.

Достижение цели
потребовало решения следующих задач:

— раскрыть сущность и
структуру государственного долга;

— изучить систему
управления государственным долгом;

— рассмотреть нормативно-правовое
регулирование государственного долга;

— провести анализ
управления государственным долгом в РФ и анализ погашения государственного
долга;

— определить основные
направления и перспективы развития государственного долга.

Объектом исследования
является государственный долг Российской Федерации. В качестве предмета
исследования выступают основы управления государственным долгом Российской
Федерации.

Методы научного
исследования, используемые в данной работе – анализ, описание, обобщение,
сравнение и структурно-функциональный.

Информационная база
исследования включает Бюджетный Кодекс РФ, действующие нормативно-правовые
акты, учебную и научную литературу, а также аналитические статьи учёных и
практиков по теме исследования в периодических изданиях.

Цель и задачи
исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя
главами, заключением и списком использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Государственный долг РФ –
это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами,
иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами
международного права, которые включают в себя обязательства по государственным
гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.

Федеральные органы
государственной власти используют все возможные полномочия для формирования
доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и
обслуживания государственного долга РФ. Долговые обязательства РФ могут
выступать в следующих формах:

1) в форме кредитных
соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как с кредитными так и
международными финансовыми организациями;

2) в форме
государственных займов, осуществляющихся путем выпуска ценных бумаг от имени
РФ;

 3) в форме договоров и соглашений о получении
бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

4) в форме договоров о
предоставлении государственных гарантий РФ;

5) в форме соглашений и
договоров, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых
обязательств РФ прошлых лет.

Наличие государственного
долга может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на
экономическое развитие страны. В периоды экономических спадов наиболее
эффективным способом смягчения ситуации может являться осуществление
государственных заимствований, которые помогают препятствовать резкому падению
совокупного спроса, тем самым оказывая стабилизирующее воздействие на экономику
страны.

Кроме того,
государственные займы являются дополнительными поступлениями финансовых
ресурсов, которые могут стать базой будущего экономического роста.

Внешняя задолженность
позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты и финансировать
инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В данном
случае государственные заимствования оказывают положительное влияние на
макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние
государственных заимствований можно наблюдать в наличии бюджетного дефицита,
особенно в тех объемах, которые являются непомерными для развития конкретной
экономики. Высокие объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование
как производственной, так и социальной сферы также связаны с такими
отрицательными макроэкономическими явлениями, как девальвация национальной
валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности,
дестабилизация экономики и разбалансирование экономических пропорций.

 Выделяют следующие причины возникновения
бюджетного дефицита:

– сокращение
общественного производства;

– эмиссия необеспеченных
денег;

– чрезмерные затраты на
социальные программы;

– чрезмерные объемы
накопленных государственных долгов с неблагоприятными условиями обслуживания.

Прогноз дефицита бюджета
и государственного долга не может осуществляться в отдельности, в отрыве от
прогнозирования макроэкономического развития страны в целом, а лишь как
естественная составляющая такого развития.

Управление
государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством
Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов РФ.

Государственный долг, как
и финансы, может выступать рычагом и объектом управления. В качестве рычага
управления государственный долг предоставляет возможность законодательным и
исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый
рынок и производство.

Государство определяет
соотношение и структуру между различными видами долговой деятельности по срокам
и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, порядок
выпуска и обращения государственных займов , кредитов и гарантий. В процессе
управления государственным долгом РФ необходимо решить следующие задачи:

– удержать объем
внутреннего и внешнего государственного долга на том уровне, чтобы сохранить
экономическую безопасность страны;

– минимизировать
стоимость долга с помощью удлинения срока заимствований и снижения доходности
государственных ценных бумаг;

– сохранить репутацию
первоклассного заемщика на основе выполнения финансовых обязательств перед
инвесторами;

– поддержать стабильность
рынка государственного долга;

– достигнуть эффективного
и целевого использования заимствованных государством средств и гарантированных
им заимствований.

Управление внешним долгом
является одним из элементов макроэкономической политики государства.
Эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором
экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы.
Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное
выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного
авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных
условиях.

Основными причинами
образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных
денежных средств у физических и юридических лиц. Долговые обязательства
Российской Федерации могут выступать в виде:

– кредитов, привлеченных
от кредитных организаций, иностранных государств;

– государственных ценных
бумаг, которые были выпущены от имени Российской Федерации;

– бюджетного кредита,
который был привлечен в федеральный бюджет из других бюджетов Российской
Федерации;

– государственных
гарантий РФ; – других видов обязательств, которые ранее были отнесены на
государственный долг Российской Федерации.

Органическое воздействие
внутреннего и внешнего долга, обеспечение беспрепятственного их взаимного
обеспечения на основе проведения единой долговой политики, единства
планирования и учета всех операций по привлечению, обслуживанию и погашению как
внешних, так и внутренних государственных заимствований позволит:

– изменить сроки
обращения, погашения и доходности государственных ценных бумаг;

 – внести коррективы для того, чтобы снизить
неблагоприятные воздействия колебания курса иностранной валюты и процентных
ставок на финансовых рынках;

 – уменьшить бюджетные расходы, предназначенные
на обслуживание государственного долга;

– выполнять обязательства
перед внутренними и внешними кредиторами своевременно и в полном объеме.

Создание эффективной
системы управления позволит укрепить доверие кредиторов к Российскому
государству. Полноценное выгодное участие и достойный выход государства на
внутреннем финансовом рынке создаст более благоприятные условия для того, чтобы
продолжить разрабатывать политику сокращения долговой нагрузка на экономику и
бюджет государства.

Для более эффективной
реализации долговой политики необходимо оказать большое воздействие на
совершенствование системы долгового управления. Важными элементами данной
системы выступают – надлежащий учет и мониторинг государственного долга.

Для усовершенствования
данной системы необходимо внедрять прогрессивные технологии по управлению
государственным долгом, которые будут позволять, и отслеживать состояние
долговой нагрузки в режиме реального времени, правильно реагировать на
изменяющиеся условия финансовых рынков и использовать наиболее благоприятные
источники и формы заимствований.

Совершенствование
управления государственным долгом Российской Федерации включает в себя 3
направления:

1. Формирование бюджетной
политики исходя из постановленных целей перед федеральным бюджетом;

2. Осуществление
заимствований с учетом платежеспособности и долговой емкости федерального
бюджета, проведение операций с государственным долгом, направленных на
оптимизацию его структуры и минимизацию расходов на обслуживание.

3. Организация учета
долговых обязательств и операций с государственным долгом.

Управление структурой
государственного долга в соответствии с данной стратегией следует осуществлять
посредством систематического отбора форм заимствований, отвечающих потребностям
привлечения и способствующих минимизации стоимости государственного долга при
заданном уровне рисков.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы государственного долга

1.1 Сущность и структура государственного долга Государственный
долг это важный макроэкономический показатель, от величины которого часто
зависит будущее страны[1]. У одних государств он
составляет триллионы долларов, у других – его практически нет. Однако оценивать
финансовое состояние страны лишь по абсолютной величине государственного долга
неверно: это может привести к ложным выводам, так как большой госдолг далеко не
всегда является показателем слабой экономики. Обо всех нюансах подсчета
госдолга будет рассказано в этой статье.

Сложность
оценки госдолга в том, что в международном праве нет общего, унифицированного
способа его подсчета: каждая страна применяет различные методы. Однако в
традиционном понимании государственным долгом является сумма заимствованных
государством средств, необходимых для покрытия дефицита бюджета.

В
качестве кредиторов государства могут выступать (рисунок 1.1): Рисунок
1.1 – Кредиторы государства[2]

При
подсчете государственного долга не учитываются обязательства других стран и
юридических лиц перед данным государством (неоплаченные налоги и штрафы). То
есть, госдолг не снижается на сумму дебиторской задолженности. Например, даже
если одно государство кредитует другие страны на более высокую сумму, чем его
собственные долги (этому государству должны больше, чем должно оно), то его
госдолг все равно считается положительным.

Строго
говоря, есть государственный внутренний долг и государственный внешний долг.
Первый включает в себя государственные заимствования внутри страны,
обеспеченные правительством. А внешний долг страны это ее долговые
обязательства перед иностранными кредиторами: не только перед правительствами,
но и перед резидентами иностранных государств, а также перед международными
фондами (например, МВФ).

Сумма
этих двух составляющих = капитальная / общая задолженность государства
(госдолг)[3]. Обычно сюда же включаются
проценты по кредитам. Если правительство занимает много денег у своего
населения, то внутренняя задолженность может оказаться больше внешнего долга.

Составляющие
государственного долга в разных странах могут заметно отличаются. Например, в
России госдолгом считается обязательства (рисунок 1.2).

Государственные
гарантии возникают, когда правительство дает письменное согласие отвечать за
долги частных организаций: это один из методов поддержки стратегических и
системообразующих предприятий.

В
США понятие госдолга намного уже: в него входят лишь обязательства федерального
правительства. То есть ни долги отдельных штатов, ни долги физических и
юридических лиц, гарантированные государством, не входят в сумму госдолга США.
Зато в него включаются обязательства перед Федеральной резервной системой
(ФРС). Рисунок
1.2 – Обязательства, считающиеся государственным долгом[4] В
обоих случаях составляющими государственного долга не являются обязательства
правительства по социальным, пенсионным и иным выплатам, в том числе по
выплатам и компенсациям другим странам – например, по репарациям. Госдолг также
можно разделить на капитальный и текущий (рисунок 1.3): Рисунок
1.3 – Виды государственного долга[5]

Как
государство должно отдавать свои долги? За счет прибыли своей экономики. Для
сырьевых стран, как Россия, этому благоприятствует мировая цена на основной
энергоноситель – нефть. Китай оказывается конкурентным за счет дешевой рабочей
силы и низкой себестоимости продукции, а технологичные страны, как США или
Израиль, за счет спроса на товары IT-сектора. Как известно, за последний айфон
многие согласны платить серьезные суммы.

Когда
у государства нет возможности погасить текущий долг, оно объявляет дефолт –
признается в неплатежеспособности, невозможности отвечать по долговым
обязательствам. Т.е. вроде как с соседом Васей по лестничной клетке: просишь
вернуть, а Вася говорит, что все пропил. Однако последствия для экономики
страны, отказавшейся возвращать долг, обычно печальны: ее ждет обвал
национальной валюты, инфляция и падение кредитного рейтинга на многие годы
(экономика страны за это время лишится большей части инвестиций). [1] Государственные и муниципальные
финансы / Под редакцией С.И. Лушина, В.А. Слепова. — Сер. Homo faber – М.:
Экономист. – 2016, С.51. [2] Составлено автором. [3] Власенко Т. А. Управление
государственным долгом: сущность понятия и обоснование методов
реструктуризации. Бизнес-Информ. 2019. № 10. С. 310-317. [4] Составлено автором [5] Составлено автором

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы