Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 7
1.1. Юридический анализ основного состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ 7
1.2. Юридический анализ квалифицирующих, особо квалифицирующих и признаков исключительной тяжести ч.2, ч.3, ч.4, ч.5, ч.6 ст.264 УК РФ 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАРУШЕНИИ ПДД И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 25
2.1. Разграничение состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ со смежными составами преступных деяний 25
2.2. Проблемные вопросы квалификации нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств 33
2.3. Предложения по совершенствованию мер противодействия нарушению правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Введение:
Актуальность темы исследования. Основные задачи по обеспечению безопасности дорожного движения закреплены в статье 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» [6]. К таким задачам зако-нодатель относит задачи по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, принятие мер по снижению тяжести последствий. Основной задачей является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита интересов общества и государства.
В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ[2]) выделена специальная глава, посвященная регламентации ответ-ственности за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта, которые в теории уголовного права часто называют транс-портными преступлениями. Выделение данных преступлений в отдельную главу обусловлено в первую очередь, ростом количества транспорта, что влечет за собой значительное увеличение преступлений, посягающих на безопасное для государства, общества и каждого человека функциониро-вание транспорта.
На сегодняшний день, особого внимания заслуживают такие транс-портные преступления, которые чаще всего встречаются на практике, это нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Статистика показывает, что именно преступления, предусмотрен-ные ст. 264 УК РФ самые распространенные из всех преступлений, нахо-дящихся в главе 27 УК РФ. Поэтому целесообразно в исследовании основ-ное внимание уделить рассмотрению особенностей статьи 264 УК РФ.
Проблемам обеспечения безопасности дорожного движения уделяет-ся пристальное внимание со стороны законодателя. Это связано с большим количеством жертв нарушений правил, а также и тем, что в результате со-вершения таких преступлений в ряде случаев причиняются крупные ущер-бы. В качестве одного из значимых актов, в которых отражается позиция законодателя о необходимости принятия мер по повышению безопасности дорожного движения можно назвать Федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения на 2013-2020 годы» ко-торая должна была поспособствовать сокращению смертности от дорож-но-транспортных происшествий[12].
Также следует отметить и изменения в УК РФ, которые коснулись ужесточения уголовной ответственности за совершения исследуемых пре-ступлений, а также введение уголовной ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. В данном случае налицо попытка противодействовать преступлениям путем угрозы достаточно суровых наказаний.
Исследуемый вид преступной деятельности представляет собой опас-ность как для общества в целом, так и для отдельных граждан. Обще-ственная опасность заключается в том, что оно посягает не только на от-ношения общественной безопасности, но также в результате их соверше-ния происходит нарушение и иных конституционных прав граждан, например, право жизнь и здоровье. Состав исследуемого преступления всегда был достаточно сложным для расследования и раскрытия. Несмот-ря на разъяснения отдельных сложных вопросов Пленумом Верховного суда, в части вопросы определения элементов отдельных составов, до настоящего времени существуют проблемы квалификации, что соответ-ственно ведет к переквалификации действий в судах первой инстанции, а также на стадиях пересмотра решений.
Кроме того, установление места совершения преступления, а точнее места, где данное деяние совершено, на практике зачастую вызывает спор-ные моменты, поэтому необходимо разобраться, что же является местом совершения дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
Также, немаловажной проблемой, является разграничение преступ-ления, предусмотренного ст. 264 УК РФ от смежных с ним преступлений, иных преступлений, а также административных правонарушений.
В число первостепенных проблем, которые необходимо решать в со-временной России, является проблема совершения ДТП в состоянии алко-гольного, наркотического и иного опьянения. Анализ уголовного законо-дательства и изучение результатов правоприменительной практики свиде-тельствуют о недостаточном научном и законодательном обеспечении про-тиводействия преступлениям, совершаемым в состоянии опьянения.
Одним из наиболее сложных вопросов при расследовании ДТП явля-ется установление причинной связи. Не всегда можно правильно опреде-лить наличие или отсутствие причинной связи, а ее установление является главным, так как именно причинная связь является связующим звеном между нарушением, и возникшими последствиями.
Объектом работы выступают общественные отношения, возникаю-щие в процессе нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования являются нормы уголовного законодатель-ства, материалы судебной практики, научно-правовая и специальная лите-ратура, связанные с характеристикой нарушений правил безопасности и эксплуатации транспортных средств.
Цель данной работы заключается в комплексном исследовании осо-бенностей, характерных для преступлений против безопасности дорожно-го движения и эксплуатации транспортных средств, а также, разработке предложений по их совершенствованию.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
1. охарактеризовать основные элементы состава преступлений про-тив безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств;
2. рассмотреть квалифицирующие признаки данного преступления;
3. исследовать критерии отграничения преступления, предусмотрен-ного ст.264 УК РФ от смежных составов преступлений;
4. определить проблемы, возникающие при квалификации преступ-ления, предусмотренного ст.264 УК РФ;
5. проанализировать меры противодействия нарушению правил до-рожного движения и эксплуатации.
База исследования.
Методологической основой работы являются общенаучные методы исследования: диалектический метод познания, системный, исторический, аналитический, классификационный, статистический, а также юридические: сравнительно-правовой и комплексно-правовой.
Теоретическая часть исследования основана на изучении научной ли-тературы ведущих специалистов в данной области, а именно труды таких авторов как: Бриллиантова А.В., Кирюшина В.В., Кудрявцева В.Л., Пику-рова Н.И., Чучаева А.И. и др.
Исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения, библиографического списка. Первая глава по-священа характеристике основных элементов состава преступления, преду-смотренного ст.264 УК РФ, а также анализу квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков. Во второй главе исследования рассмотрены вопросы, возникающим в правоприменительной практике при расследова-нии ДТП, в частности особенность установления места совершения пре-ступления. Также рассмотрен вопрос ограничения ст. 264 УК РФ от смеж-ных, иных составов преступления, административных правонарушений. Третья глава исследования посвящена анализу мер противодействия нарушению правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Заключение:
На основе проведенного исследования, в рамках достижения постав-ленной цели и решения выделенных задач, можно сделать следующие вы-воды.
Обеспечение безопасного дорожного движение и эксплуатации транспортных средств регламентированы специальным нормативно-правовым актом − Правилами дорожного движения Российской Федера-ции вместе с основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасно-сти дорожного движения.
Ст.264 УК РФ содержится в IX разделе под названием «Преступле-ния против общественной безопасности и общественного порядка» УК РФ. Соответственно, родовым объектом исследуемого преступления выступают общественная безопасность и общественный порядок. Статья 264 УК РФ расположена в главе 27 УК РФ поэтому видовым объектом в ней являются общественные отношения, возникающие по поводу безопасности движения и эксплуатации транспорта. Особенностью непосредственного объекта в ст.264 УК РФ, является то, что он, по сути, совпадает с видовым объектом. В качестве дополнительного объекта преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ следует рассматривать жизнь и здоровье человека.
Предметом преступления при нарушении правил дорожного движе-ния и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК) является автомо-биль, трамвай или другое механическое транспортное средство.
Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается, во-первых, в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств; во-вторых, в наступлении общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, смерть одного, двух и более лиц; и, в-третьих, обязательное наличие причинной связи между совершенным деянием и наступившими последствиями.
Нарушение ПДД РФ, может быть совершено водителем транспорт-ного средства, как путем действия, так и путем бездействия. В большинстве случаев, данные преступления совершаются именно путем бездействия, ко-гда лицо, управляющее транспортным средством, не выполняет обяза-тельные для исполнения правила.
Субъектом преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ является вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет, управляющее транспортным средством, субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, яв-ляются лица, как имеющие, так и не имеющие водительского удостовере-ния, полученного в установленном законом порядке, лица, лишенные пра-ва управления транспортными средствами, а также лица, срок действия водительского удостоверения которых истек, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, характеризуется виной в форме неосторожности. Преступление может быть совершено как по легкомыслию, так и по небрежности.
При анализе квалифицирующих признаков состава преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ было отмечено, что законодателем выде-ляются квалифицирующие признаки в зависимости от тяжести последствий такие как: повлекшие смерть одного человека и повлекшие смерть двух и более лиц, а также такие квалифицирующие признаки как: совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения, сопряженное с остав-лением места преступления. При квалификации совершенного преступле-ния в состоянии алкогольного опьянения, не имеет значения, в какой сте-пени алкогольного опьянения находится водитель, или какие наркотиче-ские средства он употреблял.
Под оставлением места ДТП следует понимать случаи, когда води-тель, совершив ДТП, не останавливается и не ожидает приезда сотрудни-ков полиции, а скрывается с места. Оставление места ДТП многие авторы рассматривают как один из способов противодействия раскрытию транс-портных преступлений.
Правильная квалификация преступления по ст. 264 УК РФ во многом зависит от точности ограничения данного состава от смежных, иных пре-ступлений, а также административных правонарушений. Решение вопроса об ограничении ст. 264 УК РФ от смежных составов преступлений, и иных составов преступлений в теории уголовного права, а также судебной прак-тике представляет трудности, которые возникают в процессе квалификации действий субъектов, нарушивших данные правила.
Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорт-ных средств следует отграничивать от преступлений, предусмотренных ст.263 и ст.268 УК РФ. Критериями для отграничения выступает субъект преступления, а также предмет и объективная сторона. Что касается отгра-ничения от ст.111 и ст.105 УК РФ, то элементом, по которому отграничи-ваются преступления является субъективная сторона преступления, а именно вина. Кроме того, ст.264 УК РФ следует отграничивать от админи-стративного правонарушения. Отграничение производится на основании последствий преступления, а именно по степени тяжести вреда здоровью, который был причинен в результате нарушения ПДД.
Отмечены проблемы, которые возникают при квалификации пре-ступления по ст. 264 УК РФ по определению места совершения ДТП. Из двух противоположных друг другу точек зрения ученых, по определению места, где ДТП может быть совершено, наиболее доказанной, справедли-вой и целесообразной признан позиция о том, что деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ и по-влекшее наступление указанных в этой статье последствий, не должно ква-лифицироваться по данной статье, если оно совершено вне дороги.
Для того, чтобы избежать проблем при определении места ДТП предлагается понятие дорога, закрепленное законодателем изложить в следующей редакции.
Дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искус-ственного сооружения. Дорога обязательно должна включать в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обо-чины и разделительные полосы при их наличии. Не относятся к дороге, поверхности земли и воды, не приспособленные для движения транспорт-ных средств, а именно, замерзшие водоемы, заснеженные поля, дороги на бездорожье, карьеры, территории предприятий и т.д.
На основании проблем, выделенных в исследовании, вносятся сле-дующие предложения по совершенствованию действующего законодатель-ства:
Существует проблема отнесения неосторожных преступлений к кате-гориям небольшой и средней тяжести, что не отвечает степени обществен-ной опасности таких деяний. Предлагается изменить редакцию ч. 3 и ч. 4 ст. 15 УК РФ и неосторожные преступления, наказание за которые преду-смотрено в виде лишения свободы на срок от пяти лет до пятнадцати лет, отнести к категории тяжких. Существующая редакция ст.15 УК РФ в части отнесения к категории тяжких преступлений неосторожные преступлений, наказания за которые предусмотрено на срок от десяти лет лишения сво-боды не отвечает степени общественной опасности данных преступлений.
Подобные изменения позволят избежать сомнительной практики прекращения уголовных дел в связи с примирением виновного лица с близкими родственниками погибших потерпевших по ст. 264 УК РФ.
Лишение права управления транспортным средством на определен-ный срок в случае нарушения ПДД РФ, повлекшее причинение вреда здо-ровью человека, а тем более лишение его жизни, должно носить обяза-тельный характер. Это будет способствовать повышению эффективности предупреждения преступлений по ст. 264 УК РФ. Реальная угроза лише-ния водительских прав будет стимулировать проявление повышенной внимательности у водителей, когда, например, возникает опасность наезда на пешехода, а необходимость повторной сдачи квалификационных экза-менов на получение права управление транспортным средством, лицом, ранее лишенным водительских прав, будет способствовать предупрежде-нию рецидива преступлений.
В свою очередь, ч. 2 ст. 47 УК РФ позволяет назначать данный вид наказания на срок до двадцати лет в случаях, специально предусмотрен-ных статьями Особенной части УК РФ, например, по ч. 3 ст. 132 УК РФ. С учетом положений ч. 2 ст. 47 УК РФ, срок лишения права управлять транспортным средством может быть более трех лет и соответствовать ос-новному наказанию в виде лишения свободы.
Кроме того, в последние годы можно наблюдать, что достаточно большое количество преступлений, предусмотренных ст.264 УК РФ со-вершается профессиональными водителями, т.е. субъектами для которых работа водителем является основным источником дохода. Предлагается дополнить УК РФ ст. 264.2 «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств при исполнении профессиональных обязанностей по перевозке пассажиров», либо дополнить ст.264 УК РФ указанным квалифицирующим признаком.
Пути совершенствования законодательства, предложенные в работе, помогут законодателю доработать данные положения, и ужесточить уго-ловную ответственность за грубое нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекших смерть человека.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
1.1. Юридический анализ основного состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.264 УК РФ
Для того, чтобы провести юридический анализ преступления, преду-смотренного ст.264 УК РФ, необходимо обратиться к анализу элементов состава преступления. Объективные признаки любого состава преступле-ния включают в себя признаки, которые характеризуют объект и объек-тивную сторону преступления.
Первым элементом состава преступления является объект. Рассмат-ривая вопрос об объекте преступления следует отметить, что под ним сле-дует понимать те общественные отношения, которым причиняется вред в результате совершения преступления. Благодаря правильному определе-нию объекта преступления становится возможным отграничивать отдель-ные преступления. В качестве примера можно привести вопросы отграни-чения преступлений против личности и преступления, предусмотренного ст.264 УК РФ. Одним из критериев отграничения выступает и объект пре-ступного посягательства.
Для некоторых составов преступлений характерно то, что законода-тель указывает одинаковые родовой и видовой объекты, то есть данные объекты совпадают. Такое совпадение характерно при отсутствии деления разделов УК РФ на главы[15, с.156].
В качестве непосредственного объекта преступления следует рас-сматривать тот объект, на который осуществляется посягательство при со-вершении конкретного преступления.
Ст.264 УК РФ содержится в IX разделе под названием «Преступле-ния против общественной безопасности и общественного порядка» УК РФ. Соответственно, родовым объектом исследуемого преступления выступают общественная безопасность и общественный порядок.