Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Сюжетно-ролевые игры как средство расширения представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 6

1.2 Средства расширения представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста 13

1.3 Сюжетно-ролевая игра и ее роль в расширении представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста 18

Выводы по главе 1 25

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 26

2.1 Диагностика представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста 26

2.2 Методические рекомендации для воспитателей по расширению представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры 34

Выводы по главе 2 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

ПРИЛОЖЕНИЯ 48

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Профессиональная ориентация – это государственная по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию, педагогическая по методам, сложная и многогранная проблема. Профориентация содействует рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного хозяйства в кадрах определенных профессий.

К концу школьного обучения каждый ребенок должен определиться с выбором профессии. Однако происходит это под давлением взрослых: родителей или учителей. Проблема профессионального самоопределения остро стоит на сегодняшний день. Причина этих трудностей – недостаток знаний о дальнейшем пути. Именно поэтому современное образование нуждается в расширении средств ранней профориентации. Начинать ее лучше со старшего дошкольного возраста.

В дошкольных учебных учреждениях проходит знакомство детей с различными профессиями, но делается весьма поверхностно, зачастую не учитываются современные тенденции. Более того, ребенок не имеет возможности попробовать свои силы в той или иной деятельности, поскольку знакомство с профессией имеет описательный характер. В результате, когда ребенок достигает подросткового возраста, он не имеет достаточной мотивации для выбора будущей профессии, слабо представляет с чем именно ему придется столкнуться в своей работе, что только усиливает проблему профессионального самоопределения.

Поскольку ведущим видом деятельности ребенка старшего дошкольного возраста является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главным средством в расширении представлений о профессиях, в игре ребенок начинает жить по правилам, перенимает конкретные поведенческие нормы, базовые профессиональные навыки, которые потом переносит в жизнь. Именно сюжетно-ролевая игра помогает ребенка понять, что больше ему нравится. Он как бы пробует себя в разных сферах деятельности, что в будущем поможет выбрать профессиональный путь.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность ребенка старшего дошкольного возраста, а, следовательно, она имеет огромный потенциал для развития необходимых новообразований дошкольного возраста и сообразна природе ребенка на данном возрастном этапе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Сюжетно-ролевая игра обеспечивает качественное погружение в понимание профессии и формирует понимание ее значения. Этим обусловлена актуальность темы исследования.

Цель исследования – теоретическое обоснование роли сюжетно-ролевых игр в расширении представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста; экспериментальное исследование уровня сформированности представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – процесс расширения представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – сюжетно-ролевые игры как средство расширения представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1) дать психолого-педагогическую характеристику старшему дошкольному возрасту;

2) рассмотреть средства расширения представлений о профессиях у старших дошкольников;

3) определить возможности сюжетно-ролевой игры в процессе расширения представлений о профессиях в старшем дошкольном возрасте;

4) выявить уровень сформированности представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста;

5) разработать методические рекомендации для воспитателей по расширению представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ научной литературы, раскрывающей роль сюжетно-ролевых игр в расширении представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.

Эмпирические методы: диагностические методы, констатирующий эксперимент.

Структура работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и приложений.

Объем выпускной квалификационной работы представлен 50 страницами печатного компьютерного набора, включая 3 приложения, 34 наименованиями списка литературы, 5 таблицами и 3 диаграммами.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дети старшего дошкольного возраста начинают осознавать для себя роль обучения, развивается стремление к получению новых знаний. При этом сюжетно-ролевая игра становится основным видом продуктивной деятельности ребенка. Развитие произвольной памяти и внимания способствует эффективному усвоению новых знаний в процессе игры. Активное развитие восприятия и воображения позволяют придумывать новые сюжеты в играх, развивать их в нужном направлении. Учитывая то, что ребенок может теперь предугадать последствия своих действий и рассказать о них, сюжетно-ролевая игра приобретает особую важность о обучении старших дошкольных и расширении их представлений о мире. Также немаловажным является развитие эмоциональной сферы. Ребенку важно испытывать положительные эмоции при усвоении новой информации, а именно игра приносит ему их.

В педагогике используются различные средства расширения представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Среди наиболее эффективных можно выделить следующие: беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, составление рассказов по картинкам, а также различные игры, в том числе сюжетно-ролевые.

Роль сюжетно-ролевой игры в расширении представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста велика. В частности, она способствуют практическому переживанию окружающей действительности, дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

В экспериментальном исследовании сюжетно-ролевая игра была рассмотрена как средство расширения представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Результаты данного исследования свою показали эффективность.

По результатам экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:

Расширения представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр будут эффективными при соблюдении следующих условий: систематическое и регулярное использование сюжетно-ролевых игр в процессе занятий с детьми, соблюдение последовательности игр от простых к более сложным; наличие необходимого инвентаря или его заменителей, четкое и эмоциональное объяснение правил и последовательности игры, привлечение детей к исполнению различных ролей в ходе игр, обсуждение результатов и анализ игры.

Таким образом, в ходе исследования была доказана эффективность использования сюжетно-ролевых игр как средства расширения представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевые игры не только знакомят дошкольников с различными профессиями, но и показывают особенности работы в той или иной сфере, а также воспитывает уважение к труду взрослых и становятся первой ступенью к выбору будущей профессии.

Поэтому сюжетно-ролевые игры необходимо вводить в образовательно-воспитательный процесс в дошкольном возрасте. Знания, навыки и умения, приобретенные детьми в процессе сюжетно-ролевых игр, будут способствовать правильному выбору профессии в будущем, обеспечивая успешность и самореализацию во взрослом возрасте.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРЕДСТВ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста

К старшему дошкольному возрасту относят детей с 4 до 6 лет. В данный возрастной период происходят значительные изменения в развитии личности. Рассмотрим основные особенности данного возрастного периода.

В научной литературе старший дошкольный возраст характеризуется периодом расцвета сюжетно-ролевой игры. Обогащаются содержание и формы других видов деятельности ребенка. Происходит усложнение сюжетов игры, растет их разнообразие и развернутость. Детей интересуют не только локальные события по их собственному опыту, но и имеющие значение в пределах всего человеческого общества. Часто воспроизводятся эпизоды из жизни людей разных профессий (воспитатель, учитель, врач, рыбак, милиционер, капитан морского судна, шофер, продавец, директор магазина, контроллер транспорта). Основное в игре – передача ролевых отношений, однако дети не просто передают человеческие отношения, но и моделируют их. Игра все больше приобретает творческий характер [4].

Дети уже самостоятельно подбирают материал к игре. Очень привлекательными для них становятся аксессуары, обозначающие роль (бинокль, платок медсестры). Если какой-нибудь материал или аксессуары игры отсутствуют, то дети самостоятельно изготавливают их [9].

Развиваются другие виды и подвиды сюжетно-ролевой игры; режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами. В режиссерской игре, когда ребенок составляет сюжет и роли, раздает их игрушкам, а затем сам их передвигает, отражается стремление ребенка управлять событиями жизни, управлять другими. Желание воплотить в игре чрезвычайные, невероятные образы своего воображения, способность создать в фантазии сюжет, к тому же, возможно, нестандартный характер, и развернуть его в представлении рождающую игру-фантазию. Игра с правилами в этом возрасте доказывает, что дети впервые осознают в определенной степени значение выигрыша, стремятся к достижениям, получают от них эмоциональное удовольствие. Об этом свидетельствует и то, что детей больше интересует результат игры-соревнования, а не ее процесс, хотя обычно в игре дети ориентированы именно на процесс. Игра с правилами важна в нескольких аспектах: она является фактором дальнейшего развития произвольности поведения и психических процессов, специальных двигательных и сенсорных способностей, формирование многих свойств личности [12].

В процессе развития игры развиваются отношения между членами детского коллектива. Она сплачивает детей, обогащает их реальный опыт взаимоотношений.

Появление сюжетно-ролевой игры является не единственным новым видом продуктивной деятельности в старшем дошкольном возрасте. При составлении психолого-педагогической характеристики детей анализируемой возрастной категории, стоит рассмотреть и остальные.

Шестой год жизни – возраст развития рисования. Именно в этот период осуществляется переход к сюжетному рисованию. Созданию самих рисунков предшествует развернутая затея. Наивность и открытость чувств – характерные признаки воспроизведенных образов [10].

Получает дальнейшее совершенствование конструирования. В пять лет ребенок уже может конструировать как по условиям, предлагаемым взрослым, так и по собственному замыслу. Формируются простейшие обобщенные способы построения образа: операции пространственного мышления, навыки пространственной смены или замены деталей конструкции, сочетание множества разнообразных деталей, построения целостного основания будущего сооружения. Как и в рисовании, так и в конструкторской деятельности ей предшествует замысел и составление плана его выполнения.

В этот возрастной период у детей наблюдается богатый и разнообразный опыт выразительных музыкальных действий, одновременное ориентирование не на одно, а на несколько средств музыкальной выразительности (темп, тембр, динамику). Певческий голос еще довольно слаб, поэтому возможно выразительное исполнение только несложных песен [11].

Для художественно-речевой деятельности характерно желание ребенка создавать собственные сказки, необычные истории, выдумки. Он рассказывает эти истории выразительной, громкой речью с богатыми интонациями. Во время восприятия литературных произведений внешние проявления эмоционального восприятия и отклика на события в меньшей степени выражены, чем в предыдущие возрастные периоды, однако внутренняя эмпатия высока. Наибольшее понимание содержания литературного произведения происходит через его воспроизведение [24].

Наблюдаются значительные индивидуальные различия в предпочтении репродуктивным или творческим формам деятельности.

Существенную роль начинают играть элементы учебной и трудовой деятельности. Дети пяти лет могут систематически выполнять посильные трудовые обязанности. Они пытаются сделать что-нибудь полезное для других, быть нужными кому-то. Зарождается понимание публичного значения труда. Само осознание значения собственных действий для других и обязательности получения запланированного результата придает этим действиям характеристики трудовой деятельности. В процессе труда формируются навыки совместной деятельности, а именно: вместе планировать действия, подчинять их поставленным целям, добиваться очерченного результата. Поначалу все это происходит при участии и под руководством взрослого [11].

Пятилетние дошкольники начинают отличать учебные задания от игры, практических жизненных ситуаций, с интересом относятся к обучению, но воспринимают и запоминают только те знания, которые можно использовать в игре или в художественной деятельности. Дети обращаются к взрослым с просьбой оценить правильность выполнения учебных заданий. У старших дошкольников понимание различия между серьезным делом, занятием и игрой приобретает еще более выразительный характер. Этому способствует чувство важности занятий, осознание себя на пороге новой, школьной жизни. Дети стремятся учиться. Возникает особенный энтузиазм к чтению, обучению математике, потребность проявить себя в этих видах деятельности. В конце дошкольного возраста дети не просто «утилитарно» усваивают знания, которые можно было бы применить во время игры, конструирования и т.д., но и знания «про запас», которые не приносят сразу ситуативной пользы. Развиваются учебные умения осознания задачи, способа действия, самоконтроля в процессе выполнения задач, самооценки учебных достижений. Однако подавляющее количество детей по-прежнему склонно переоценивать свои возможности [26].

Процесс обучения сопровождается положительными интеллектуальными эмоциями. При этом дети видят путь к удивительным открытиям. Поэтому неучет в процессе обучения возрастных особенностей детей, образности их мышления, эмоциональности (репродуктивные методы обучения, слишком абстрактный характер материала, отсутствие ситуаций, наполненных светлой радостью познания и т.д.) отражается не только на качестве обучения, но и в целом на личностном развитии ребенка [29].

Это говорит о необходимости изучить некоторые психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, учитывая тему исследования. Итак, как происходит развитие познавательной сферы? В первую очередь, остановимся на восприятии. В пять лет обследование предмета приобретает систематизированный плановый характер. Оно уже не имеет глобального характера, выделяется свойство предмета, и само это отдельное свойство является объектом специального рассмотрения. Свойство предмета называется словом и становится категорией познавательной деятельности (категорий цвета, величины, формы. пространственных отношений). Усиливается осознанное восприятие. Дети способны последовательно, детально рассматривать рисунки, интерпретировать их, давать правильные объяснения сюжету. Совершенствуется восприятие пространства и времени.

В конце шестого года восприятие становится еще более целеустремленным, точным и обобщенным. Ребенок правильно видит пропорции предметов, выделяет пространственные, цветные ритмы, понимает перспективные отношения в рисунке. При специальном обучении совершенствуется слуховое восприятие речи и музыки [10].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы