Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Сюжетно ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКА 5
1.1 Особенности социально-коммуникативного развития детей в дошкольном возрасте 5
1.2 Уровни развития, этапы и структура становления сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте сюжетно-ролевой игры 9
1.3 Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольника 13
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА II СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19
2.1. Диагностика уровня развития социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент) 19
2.2 Комплект сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста, направленных на развитие социально-коммуникативных навыков 24
2.3 Методические рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста 25
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность темы проистекает из объективной потребности в выработке социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с целью их успешной дальнейшей социальной адаптации.
Степень разработанности темы: данная тема явилась объектом внимания значительно количества научных организаций и учреждений. Однако стремительное развитие общественной ситуации и включённых в неё форс-мажорных обстоятельств постоянно побуждает искать новые действенные решения там, где традиционные взгляды и алгоритмы теряют присущую им эффективность.
Проблема в основе работы: дальнейшее, всё более углублённое изучение сюжетно-ролевой игры как средства развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование возможности использования сюжетно-ролевой игры для развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Объект работы: процесс развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет работы: изучение сюжетно-ролевой игры как средства развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности социально-коммуникативного развития детей в дошкольном возрасте.
2. Охарактеризовать уровни развития, этапы становления и структуру сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
3. Раскрыть характер влияния сюжетно-ролевой игры на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольника.
4. Осуществить экспериментальную проверку уровня развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент).
5. Подобрать комплект сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста, направленных на развитие социально-коммуникативных навыков.
6. Составить методические рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр в развитии социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическая основа работы: Изучением особенностей детей старшего дошкольного возраста занимались такие учёные как: Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, Б.Ф.Ломов, А.В.Запорожец и многие другие. В отношении развития социально-коммуникативных навыков накоплен богатый научно-методической деятельности, которая отражена в работах Т.В.Лавреньтевой, Сухиной Е.М, Юдиной Е.
На развитии социально-коммуникативных навыков посредством сюжетно-ролевой игры в дошкольной образовательной организации было акцентировано внимание таких исследователей как: Урунтаева Г.А, Михоленко Н.Я, Короткова Н. А.и других известных учёных.
Методы исследования:
1) Теоретические — изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2) Эмпирические — обобщение педагогического опыта, изучение педагогической документации, наблюдение, педагогический эксперимент.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
В ходе исследования была достигнута его цель: состоялось изучение сюжетно-ролевой игры как средства развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения вышеуказанной цели были решены следующие задачи исследования:
Изучена структура сюжетно-ролевой игры.
Определены уровни развития и этапы становления сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.
Рассмотрены особенности социально-коммуникативного развития детей в дошкольном возрасте.
Определён характер влияния сюжетно-ролевой игры на развитие социально-коммуникативных навыков дошкольника.
Изучены пути проведения диагностика уровня развития социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста на сталии констатирующего эксперимента.
Рассмотрен комплект сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста, направленных на развитие социально-коммуникативных навыков.
Предложены методические рекомендации по использованию сюжетно-ролевых игр в развитии социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в результате исследования, проведённого в данной работе, представляется возможным сделать следующие выводы:
Сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для развития дошкольников. По своей структуре сюжетно-ролевая игра характеризуется такими ключевыми элементами, как мотив, тема игры, сюжет игры, игровое действие, игровая роль, воображаемая ситуация, а также используемый игровой материал.
Поэтому по структуре сюжетно-ролевая игра характеризуется многообразием сюжетов и игровых действий, и позволяет привить детям старшего дошкольного возраста немало ключевых навыков в области человеческой деятельности.
Для сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте характерны определенные уровни развития и этапы становления. Трудно представить такой период жизни человека, в котором он приобретал бы так много ценнейших навыков, как в старшем дошкольном возрасте, поскольку интенсивность развития ребёнка данной возрастной категории чрезвычайно велика.
Обогащение представлений об окружающем мире, получаемых ребёнком в старшем дошкольном возрасте, приобретает на данном этапе детского развития особое многообразие и вариативность форм, способов и обстоятельств.
Пути освоения детьми старшего дошкольного возраста социально-коммуникативных навыков является основополагающим в жизни. Благодаря этому ребёнок может адаптироваться в любой окружающей его среде, что позволяет надлежащим образом сформировать ситуацию социального самоопределения среди представителей своей возрастной категории.
В дальнейшем это будет активно способствовать благополучному социальному становлению детей старшего дошкольного возраста, которое позволит приобрести надлежащие общественные позиции в разностороннем развитии.
Руководство сюжетно-ролевой игрой требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности. Можно отметить, что систематическая работа по формированию социально-коммуникативных навыков через сюжетно-ролевые игры способствуют улучшению социального статуса ребёнка.
От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер будущих отношений детей старшего дошкольного возраста в современном социуме.
Представляется возможным выразить уверенность в том, что должный уровень совершенства диагностических методик, применяемых на стадии проведения констатирующего эксперимента для определения уровня развития социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, позволяет правильно установить реальные возможности каждого современного ребёнка.
В дальнейшем процесс развития социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста может приобретать все новые этапы интенсификации, что позволит приобретать достаточно быстрые и ощутимые результаты.
Комплект сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста, направленных на развитие социально-коммуникативных навыков, отличается разнообразием, рассчитанным на развитие многочисленных навыков детей данной возрастной категории.
Данный комплект является результатом многолетней продуктивной экспериментаторской деятельности педагогов и психологов, органичный тандем которых позволяет достигать неизменно высоких результатов в деле воспитания подрастающего поколения.
Предполагается, что существенное изменение в правилах современной коммуникации неизбежно повлечет за собой и определенные изменения в алгоритме выработки социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Однако в настоящий момент данный алгоритм настолько хорошо отработан и проверен, что заслуживает широкого внимания современной отечественной педагогической общественности, и на протяжении длительного времени сохранит свои ключевые позиции.
Первым этапом работы по формированию социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста является описание диагностики. Обобщение педагогического опыта помогло подобрать комплекс методик, созданных коллективом авторов под руководством Т. В. Лаврентьевой «Игровая комната» как наиболее интересный и достаточно эффективный. Было представлено подробное описание методик, а также балльная оценка каждого задания.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКА
1.1 Особенности социально-коммуникативного развития детей в дошкольном возрасте
Рассматривая понятие «социально-коммуникативные навыки», необходимо проанализировать определение понятия «навыки». Следует заметить, что отечественные ученые как Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн под навыками понимают автоматизированные компоненты сознательной деятельности человека, которые развиваются при выполнении упражнений. Когда человек приступает к новой для него деятельности, то он сознательно определяет и контролирует не только свои действия, которые направлены на определенную цель, но и отдельные движения, операции? с помощью которых он осуществляет данные действия.
При повторном выполнении деятельности человек уже имеет возможность выполнять действия по достижении цели в виде единого целенаправленного акта, не разбивая свою деятельность на отдельные операции [12].
Необходимо отметить, что, несмотря на значительные различия в определении навыков, учёные согласны с тем, что навыки развиваются в процессе упражнения и что при этом способы выполнения действия совершенствуются [14].
В психолого-педагогической науке, как правило, исследователи различают шесть основных вида навыков – это двигательные, мыслительные, сенсорные, коммуникативные навыки, социально- коммуникативные и навыки поведения [12].
Более подробно остановимся на рассмотрении содержания понятия «социально-коммуникативные навыки».
О.А. Санькова считает, что высокий уровень развития социально- коммуникативных навыков – это основа благополучной адаптации личности в каждой общественной среде, данный процесс обусловлен практической важностью развития коммуникативных навыков с самого раннего возраста [17].
В становлении социально-коммуникативных навыков личности дошкольника важную роль имеет процесс социализации личности. Социализация является важной составляющей данного процесса и условием гармоничного развития дошкольника [11].
Развитие социально-коммуникативное навыков у старших дошкольников подразумевает навыки взаимодействия с окружающими людьми и развитие следующих навыков [3]:
– понимать эмоциональное состояние сверстников и взрослых;
– вести диалог с взрослыми и сверстниками;
– сформулировать и задать вопрос;
– участвовать в коллективном обсуждении темы;
– сопереживать сверстникам и взрослым;
– вступать в общение, поддерживать и завершать общение;
– навык общаться в паре, в группе, в коллективе;
– проявлять инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сказано, что образовательная программа дошкольной образовательной организации должна быть направлена на создание условий развития дошкольника, его позитивной социализации, личностного развития при взаимодействии со взрослыми и сверстниками [1]
Одним из условий успешной социализации Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет процесс развития социально-коммуникативных навыков.
Социально-коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества и осуществляемый широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К данным средствам можно отнести формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности [1].
Задачами социально-коммуникативного развития дошкольников, согласно ФГОС, являются следующие:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие позитивных установок к различным видам труда и творчества; — развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— развитие готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— развитие уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
— развитие основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [2].