Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Строительно-конструктивные игры, как средство развития творческого воображения у старших дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Особенности воображения и творчества в период детства 5

1.1. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» 5

1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов 7

1.3. Особенности и механизмы творческого воображения 11

Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивно-строительных игр 16

2.1. Выявление уровня развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 16

2.2. Разработка и реализация комплекса конструктивно-строительных игр в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста 20

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования 28

Заключение 35

Список использованной литературы 38

  

Введение:

 

Актуальность проблемы развития творческого воображения у дошкольников обусловлена необходимостью совершенствования организации творческой деятельности детей и стимулирования их активного отношения к действительности. Вследствие этого поиск новых современных приемов, способов и методов для воздействия на детей с целью развития их творческой деятельности выступает как актуальный.

При разработке проблемы реализации творческих возможностей и развития воображения детей необходим ретроспективный взгляд на эволюцию представлений о процессе творческой личности с позиций межпредметных исследований, выявляющих сущность и специфику творчества, его роль и место в системе актуальных аспектов жизнедеятельности современного человека.

Философский и педагогический аспекты проблемы развития творческой личности дошкольников связаны с осмыслением сущности творчества и попытками создать «теорию творчества», которая по-разному решалась в различные исторические эпохи.

Известно, что высшей и необходимейшей творческой способностью человека является воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно.

Объект исследования – процесс становления творческого воображения у старших дошкольников.

Предмет исследования – строительно-конструктивные игры.

Цель исследования – изучить особенности становления творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивно-строительных игр.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Раскрыть сущность понятий «воображение», «творческое воображение»;

2. Проанализировать виды воображения и способы создания творческих образов;

3. Рассмотреть особенности, компоненты и уровни творческой деятельности

4. провести экспериментальное исследование развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивно-строительных игр.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования, метод наблюдения, анализ продуктов детской деятельности, педагогическая диагностика, экспериментальное исследование и количественная и качественная обработка его результатов.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура дипломной работы включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать вывод, что творчество понимается как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д., там, где создается, открывается, изобретается нечто новое.

Следовательно, творчество можно рассматривать как вид человеческой деятельности, для которой характерно:

а) наличие противоречия, проблемной ситуации, творческой задачи;

б) социальная и личная значимость для субъекта деятельности;

в) наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

г) наличие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

д) новизна и оригинальность процесса или результата.

Таким образом, творчество – специфический вид неадаптивной продуктивной активности, приводящей к созданию нового за счет преобразования прошлого опыта субъекта.

Творческое воображение выступает, как процесс противоположный мышлению, но воображения нет без мышления, и тем не мание оно не сводится к логике, так как в нем всегда присутствует преобразование чувственного материала. Творческое воображение является основой для создания новых образов, которые формируются без опоры на готовое описание и условное изображение.

Старший дошкольник и его творческое воображение активно развиваются как в процессе игры, так и в обычной продуктивной деятельности, все напрямую зависит от окружающего его мира, образа жизни, воспитания. Воображение формируется от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому.

Главной особенностью творческого воображения у старших дошкольников является внутренний интерес к процессу, спонтанность, отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе. Это связано с тем, что продукт деятельности для старшего дошкольника носит лишь субъективную новизну, активность в этом возрасте проявляется чаще эпизодическая.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

— раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

— создание обстановки, опережающей развитие ребенка.

— самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

— предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т.д.

— умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

— комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Но создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями — нужна целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

В процессе экспериментального исследования на констатирующем этапе был изучен уровень развития творческих способностей дошкольников подготовительной группы. Оказалось, что в обеих группах есть дети, которые имеют низкий уровень развития творческих способностей, но все же большинство детей обеих групп находится на среднем уровне.

На формирующем этапе экспериментального исследования был реализован комплекс конструктивно-строительных игр, ориентированных на развитие творческих способностей дошкольников подготовительной группы.

Проведенное экспериментальное исследование показало, что на контрольном этапе результаты развития творческих способностей детей экспериментальной группы имеют положительную динамику: количество детей с низким уровнем уменьшилось на 15%, а с высоким уровнем увеличилось на 15%. Это указывает на эффективность проведенной работы на основе комплекса конструктивно-строительных игр, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный комплекс конструктивно-строительных игр для развития творческих способностей дошкольников подготовительной группы, может быть использован воспитателями дошкольных образовательных учреждений.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА В ПЕРИОД ДЕТСТВА

1.1. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение»

Проблема воображения, в частности творческого воображения, изучалась еще Сократом. Он утверждал, что воображение является неотделимой частью искусства, а искусство – это подражание космосу либо деятельности животных и людей .

Аристотель и Платон первыми поставили эту проблему как научную, раскрыли основные и сущность черты. Платон описывал воображение как смешение чувственного мнения и ощущения. Аристотеля полагал: «Воображение – это определенный род деятельности специфическим продуктом, которого считаются познавательные образы окружающей действительности» .

Воображение не является самой действительностью, однако оно не способно существовать без самой действительности, без питающего окружения. Воображение порождает «образ» того, что только обудет создано в творческом процесс . Как отечественные, так и зарубежные ученые с различных сторон исследуют сущность понятия «воображения» и «творческого воображения».

Спиркин А. Г., Коган Л. Н. утверждали, что «воображение – это психологическая деятельность, заключающаяся в создании мысленных ситуаций и представлений, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком» .

Ж. Пиаже полагал, что воображение – это «временная стадия искаженного отражения, и потому воображение деформирует представления детей о реальности, не давая им взамен ничего нового только искажая картину самой действительности» .

Старший дошкольный возраст является началом жизненного пути детей, и формирование в этот период их личностных качеств, влияет на их жизнь в будущем.

Мухина В. С. подчеркивает, что в старшем дошкольном возрасте дети в своем воображении уже способны создавать разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов иными, воображение переходит и в иные виды деятельности.

Таким образом, воображение является особой формой человеческой психики, которая стоит отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимает промежуточное положение между мышлением и восприятием. Благодаря воображению люди могут творить, разумно планировать собственную деятельность и управлять ею.

Почти вся человеческая духовная и материальная культура – это продукт воображения и творчества людей. Воображение – это основа наглядно-образного мышления, которое позволяет людям ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает им в таких случаях жизни, когда практические действия либо невозможны, либо затруднены, либо просто нецелесообразны (нежелательны) .

К примеру, если детям предложить просмотреть несколько картин (к примеру, кадров песочной анимации), проанализировать их вместе с учителем, а потом выполнить картины противоположные просмотренным по содержанию, тут будет задействовано воображение как основа наглядно-образного мышления.

Воображение – это основа любой творческой деятельности. Оно помогает детям и взрослым освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, чем обеспечивает, в итоге, создание заведомо нового. В таком смысле, все, что окружает нас и что сделано человеческими руками, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это есть продукт творческого воображения.

Творческое воображение зависит от множетсва факторов:

– разработанности процесса воспитания и обучения.

– возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-нибудь нарушения психофизического развития),

– индивидуальных особенностей личности (осознанности, устойчивости и направленности мотивов, темперамента и черт характера),

– оценочных структур образа «Я»;

– степени оценки и самореализации собственной деятельности;

– особенностей коммуникации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы