Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Юриспруденция

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 7

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВОГО СТАЖА 13

1.1 Понятие страхового стажа и его юридическая природа 13

1.2 Виды страхового стажа и их правовое значение 20

ГЛАВА 2. ПЕРИОДЫ, ВКЛЮЧАЕМЫЕ В СТРАХОВОЙ СТАЖ 27

2.1 Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж 27

2.2 Иные периоды, засчитываемые страховой стаж. 33

ГЛАВА 3. СПЕЦИФИКА ПОДСЧЁТА И ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СТРАХОВОГО СТАЖА 37

3.1 Порядок исчисления и правила подсчёта страхового стажа 37

3.2 Порядок подтверждения страхового стажа 44

3.3 Особенности подтверждения страхового стажа отдельных категорий застрахованных лиц 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 62

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Гарантированное каждому основным законом Российской Федерации право на социальное обеспечение предполагает обязательное участие государства в создании условий для поддержания необходимого уровня жизни гражданина в случае наступления того или иного социального риска.

Реализация гражданами указанного конституционного права и его эффективная защита обеспечивается государством посредством механизма правового регулирования социально-обеспечительных отношений, в том числе путём совершенствования ранее принятых норм права.

Проводимое в настоящее время в России реформирование пенсионной системы преследует цель усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение путём создания механизма обеспечения соответствия условий предоставления пенсий и установления их размера объёму участия конкретного лица в социальном страховании, определяемому в зависимости от продолжительности страхования и величины страховых взносов, отчисляемых в Пенсионный Фонд РФ.

Указанная трансформация пенсионной системы обусловила совершенствование такого правоустанавливающего факта для формирования права граждан на пенсию как стажа работы. С развитием общественных отношений институт стажа работы продолжает формироваться и модернизироваться, изменяется его значение и классификация, появляются его новые виды.

Законодательное закрепление нескольких дефиниций страхового стажа на современном этапе реформирования пенсионной системы свидетельствует о наличии правовой неопределённости в системе социальных норм, требующей незамедлительного устранения в целях исключения неограниченного усмотрения в процессе правоприменения.

Всё это требует всестороннего и комплексного анализа, результатом которого должно стать формирование нового понятийного аппарата права социального обеспечения.

Возникающие в связи с изменением пенсионной системы трудности в правоприменительной деятельности, связанные, в том числе с нарушением субъектами трудовых правоотношений сроков и размера уплаты страховых взносов, от продолжительности уплаты и величины которых зависит право граждан на назначение страховых пенсий, зачастую приводят к нарушениям гарантированного Конституцией РФ права на социальное обеспечение, вызванным неправомерными отказами органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, в назначении страховых пенсий.

При указанных выше социальных условиях исследование правового регулирования института стажа, в частности такого его вида как страховой, охватывающее в себе его понятие, содержание и составные элементы, порядок исчисления, правила подсчёта и подтверждения, виды и критерии их отграничения, весьма актуально с точки зрения доктринального, законотворческого и правоприменительного аспектов.

Степень разработанности темы работы. В условиях реформирования всей системы социального обеспечения вопрос о достаточно новой, по меркам юридической доктрины, правовой категории права социального обеспечения – страховом стаже – в отечественной юридической литературе был объектом научных исследований не так часто. Наиболее известные публикации в данной области исследования принадлежат Е.Е. Мачульской, Э.Г. Тучковой, Т.К. Мироновой и другим.

Отдельные аспекты социально-правового института страхового стажа были предметом рассмотрения ряда научных статей таких авторов, как: А.В. Афтахова, Ю.Б. Корсаненкова, Е.В. Молчанова, Е.Н. Моисеева, А.В. Менкенов, А.Ю. Колябин, Д.В. Агашев, С.А. Чирков, Т.П. Свиридова и других.

Кроме того, был защищён ряд диссертаций, в которых затрагивались вопросы правовой природы страхового стажа, его видов и значения в праве социального обеспечения, в частности, Д.Г. Вихровым по теме: «Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения», А.В. Менкеновым по теме: «Трудовой стаж и его роль в праве социального обеспечения», Е.И. Бутенко по теме «Особенности юридических фактов в праве социального обеспечения (теоретический аспект)» и другими.

Тем не менее, несмотря на озвученный массив научных публикаций и разработок по теме исследования, многие вопросы остаются дискуссионными и вызывают различные споры как теоретического, так и практического характера. В частности, до сих пор спорными являются вопросы о необходимости разработки и законодательного закрепления универсального понятия страхового стажа, которое могло бы применяться в любом виде социального страхования, о правомерности законодательного ограничения использования свидетельских показаний для подтверждения характер работ и их периодов, подлежащих включению в страховой стаж и другие.

Следовательно, в силу динамичности правового регулирования в области права социального обеспечения и многоаспектности выбранной темы выпускной работы, последнюю нельзя считать достаточно изученной.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей работы – комплексное исследование доктринальных источников, социально-обеспечительного законодательства, в том числе пенсионного, и судебной практики в части, касающейся правового регулирования института страхового стажа, для выделения основных аспектов и особенностей указанного социально-правового института, определения проблем его правового регулирования, а также выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в этой области.

Для достижения указанной цели является необходимым решение следующих задач:

— определить юридическую природу страхового стажа и его правовое значение в социально-обеспечительных правоотношениях;

— на основе выявленных юридически значимых особенностей страхового стажа, сформулировать универсальную дефиницию страхового стажа, которая может быть использована во всех видах социального страхования;

— определить критерии классификации страхового стажа на виды;

— сформулировать определение «специального страхового стажа»;

— установить особенности исчисления и формирования страхового стажа;

— выявить проблемы в правовом регулировании исчисления и подтверждения страхового стажа;

— сформулировать научно обоснованные предложения, направленные на совершенствование отечественного законодательства, в целях устранения выявленных в ходе исследования проблем.

Объектом исследования является совокупность социально-обеспечительных правоотношений, связанных с формированием, исчислением и подтверждением страхового стажа.

Предмет исследования – доктринальные исследования, нормы социально-обеспечительного законодательства, в том числе пенсионного, и судебная практика в части, касающейся правового регулирования института страхового стажа.

В рамках работы автором исследовался вопрос отсутствия в действующем социально-обеспечительном законодательстве единого универсального понятия страхового стажа, которое отражало бы все юридически значимые особенности этого социально-правового института и могло использоваться в любых видах социального страхования.

Кроме того, автором исследовался вопрос законодательного ограничения способов подтверждения периодов работы, подлежащих включению или зачёту в страховой стаж, в частности существующие ограничения использования свидетельских показаний, которые на современном этапе пенсионного реформирования существенно ограничивают возможности граждан по подтверждению своего страхового стажа, фактически перекладывая негативные последствия нарушения трудового законодательства с работодателя и иных лиц на работников.

Так же автором исследовался вопрос законодательного ограничения продолжительности периодов работ, подлежащих включению или зачёту в страховой стаж, в случаях их подтверждения свидетельскими показаниями.

Существующее ограничение начала исчисления таких периодов моментом достижения лицом общеустановленного трудоспособного возраста фактически приводит к переложению негативных последствий нарушения трудового законодательства с работодателя, заключившего договор с лицом, не обладающим трудовой правосубъектностью, на работника.

Ограничение максимальной продолжительности указанных периодов половиной страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии, существенно нарушает права и законные интересы граждан, сведения о работе которых не сохранились при отсутствии их вины, ввиду невозможности их влияния на процесс сохранности таких документов.

Подвергался исследованию автором и вопрос отсутствия законодательного закрепления возможности подтверждения периодов работы лица, после его регистрации в качестве застрахованного лица, подлежащих включению в страховой стаж, в течение которых работодатель не исполнял надлежащим образом обязанности по уплате страховых взносов, иными способами доказывания, нежели сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта.

Также исследовался вопрос правомерности ограничения со стороны государства предоставленного законодателем право выбора периодов, подлежащих включению или зачёту в страховой стаж, в случае их совпадения по времени, в той мере, в которой в действующем пенсионном законодательстве отсутствует норма, наделяющая пенсионеров в ходе реализации своего права на одновременное получение двух пенсий правом требования от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, исключения периода, учтённого при расчёте стажа для назначения им пенсии за выслугу лет, и включения этого же периода в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости.

Методологическую основу исследования составила совокупность всеобщих, общенаучных и частных методов познания. В качестве основного использовался всеобщий диалектический метод познания. Также применялись иные научные методы познания – формально-логический, сравнительно-правовой, системный анализ, статистический — позволяющие решить поставленные в исследовании задачи.

Теоретическую основу исследования составляют научные труды Л.Я. Гинцбурга, М.О. Буяновой, Е.Е. Мачульской, Э.Г. Тучковой, А.В. Афтаховой, Ю.Б. Корсаненковой, А.В. Осипова, Т.П. Свиридовой, Н.И. Сапожниковой и других.

Нормативную базу исследования образуют Конституция РФ, отраслевые федеральные законы и законы РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, Приказы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, по исследуемой теме.

Эмпирическую базу исследования составляют постановления и определения высших судов Российской Федерации и правоприменительная практика судов общей юрисдикции РФ.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Комплексный анализ доктринальных источников, социально-обеспечительного законодательства, в том числе пенсионного, и судебной практики в части, касающейся правового регулирования института страхового стажа, позволяет сделать следующие выводы:

1.На сегодняшний день российское законодательство содержит несколько определений страхового стажа: в виде общей дефиниции, определяющей страховой стаж как родовую категорию, вне зависимости от вида социального страхования, в котором данное понятие может использоваться, а также в виде частных дефиниций, отражающих специфику этого социального института, обусловленную видами социального страхования, применяющими этот термин.

Неопределённость, содержащаяся в законодательных источниках, относительно содержания понятия «страховой стаж» автоматически порождает неоднозначность употребления указанного понятия в контексте языкового оформления нормативных правовых актов, судебных решений и предписаний публичных образований.

С целью устранения этой неопределённости представляется целесообразным выработка на законодательном уровне единого, универсального понятия «страховой стаж» вне зависимости от вида социального страхования, в котором данное понятие будет использоваться.

2. Придание законодательными конструкциями страхового стажа уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ значения необходимого условия для включения соответствующих периодов работы лица в страховой стаж, в целях реализации принципов обязательного пенсионного страхования: устойчивости и автономности финансовой системы Пенсионного фонда РФ, фактически поставило реализацию конституционного права граждан на социальное обеспечения в зависимость от исполнения работодателями обязанности по уплате страховых взносов, что само по себе в отсутствие достаточных гарантий обеспечения прав застрахованных лиц, надлежащим образом выполняющих работу по трудовому договору, на случай неуплаты работодателями страховых взносов, является нарушением гарантированных Конституцией РФ пенсионных прав.

3.На основе выявленных юридически значимых особенностей страхового стажа можно предложить следующее его определение.

Страховой стаж — это суммарная продолжительность работы и (или) иной деятельности с уплатой или без уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, других предусмотренных законодательством периодов, если с указанными периодами связано право на различные виды социального обеспечения и (или) они влияют на размер соответствующих денежных выплат.

4.Под специальным страховым стажем в праве социального обеспечения понимается суммарная продолжительность периодов определённой работы, указанной в соответствующих нормативных правовых актах, как правило, в особых условиях труда, в течение которых уплачивались страховые взносы и (или) дополнительные «профессиональные» страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

5. Юридическое значение страхового стажа заключается в том, что он является обязательным условием для приобретения гражданами права на различные виды страховых пенсий и на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также влияет на размер таких выплат.

6.При исчислении страхового стажа, необходимого для приобретения права на страховую пенсию по старости, право выбора периодов, подлежащих включению или зачёту в такой стаж, в случае их совпадения по времени, может быть ограничено со стороны государства в рамках механизма публично-правового регулирования пенсионных отношений в той мере, в которой в действующем пенсионном законодательстве отсутствует норма, наделяющая пенсионеров в ходе реализации своего права на одновременное получение двух пенсий правом требовать от органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, исключения периода, учтённого при расчёте стажа для назначения им пенсии за выслугу лет, и включения этого же периода в страховой стаж при назначении страховой пенсии по старости.

7. Невыполнение работодателем обязанности по уплате страховых взносов не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на страховую пенсию.

В указанной связи представляется целесообразным закрепление на законодательном уровне возможности подтверждения периодов страхового стажа, в течение которых работодатель не исполнял обязанность по своевременному начислению и уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, документами и другими доказательствами.

8. Существующие ограничения использования свидетельских показаний для подтверждения как общего, так и специального страхового стажа существенно ограничивают возможности граждан по подтверждению своего страхового стажа, а в некоторых случаях фактически перекладывают негативные последствия нарушения трудового законодательства с работодателя и иных лиц на работников.

В целях повышения эффективности реализации гражданами своих пенсионных и социальных прав необходимо:

— законодательно допустить возможность подтверждения свидетельскими показаниями всего страхового стажа без каких-либо ограничений его продолжительности, а также характера выполняемых застрахованным лицом работ, в случаях утраты документов о работе не по вине работника;

— исключить из правил подсчёта страхового стажа ограничение его подтверждения свидетельскими показаниями моментом достижения лицом общеустановленного трудоспособного возраста.

9. Страховой стаж как важнейший компонент фактического состава, с которым связано возникновение и изменение правоотношений по социальному обеспечению, прочно занял свое место в ряду юридически значимых обстоятельств.

Тенденции развития законодательства о социальном обеспечении показывают, что роль страхового стажа остается значимой и будет впредь оказывать влияние на уровень социального обеспечения граждан.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВОГО СТАЖА

1.1 Понятие страхового стажа и его юридическая природа

Российская Федерация — это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты .

Обязанность осуществления социального обеспечения граждан возникает у государства при условии наступления определённого законом события, так называемого «социального страхового риска»: установления инвалидности, потери кормильца, достижения пенсионного возраста и т.п.

Однако, для получения большинства видов социального обеспечения наступление одного факта «социального страхового риска» недостаточно. Довольно часто для этого требуется ещё одно условия – наличие у лица стажа.

Под стажем принято понимать суммарную продолжительность какой-либо деятельности (трудовой или общественно полезной) либо иных периодов, определённых в законе, с которыми последний связывает наступление соответствующих правовых последствий.

На протяжении многих десятилетий в российском законодательстве и научной литературе в сфере социального и пенсионного обеспечения существовало лишь одно понятие – трудовой стаж – продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, исчисляемая в установленном законом порядке и порождающая определённые правовые последствия: назначение пенсий, пособий, установление льгот» .

Впервые термин «страховой стаж» был введён в российское законодательство в 1996 году с принятием Федерального закона РФ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования» , в рамках реализации Концепции реформирования пенсионной системы в условиях проводимой экономической реформы с целью усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение.

Суть пенсионной реформы заключалась в создании механизма обеспечения соответствия условий предоставления пенсий и установления их размера объёму участия конкретного лица в социальном страховании, определяемому в зависимости от продолжительности страхования и величины страховых взносов, отчисляемых в Пенсионный Фонд РФ.

Согласно принятым в рамках проводимой пенсионной реформы Законам в период с 2001 по 2013 годы: Федеральному закону РФ от 15 декабря 2001 года №167 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» , Федеральному закону РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» , Федеральному закону РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» социально-правовой институт общего трудового стажа был полностью заменён социально-правовым институтом страхового стажа, поскольку в соответствии с указанными нормативными правовыми актами именно страховой, а не трудовой стаж стал являться условием, определяющим право на трудовую (страховую) пенсию, и приоритетом при определении её размера.

Законодательство Российской Федерации о страховом стаже является частью законодательства о пенсионной системе (пенсионного законодательства) и одновременно – частью законодательства о социальном обеспечении пособиями. На правовое регулирование института страхового стажа направлен целый комплекс разноуровневых нормативных актов (международных договоров и соглашений, многочисленных законов и подзаконных нормативных актов Российской Федерации).

Основными нормативно-правовыми актами, определяющим понятие страхового стажа, порядок его исчисления и подтверждения, являются Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановление Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» , Приказ Минтруда России от 09 сентября 2020 года № 585н «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам» .

На сегодняшний день российское законодательство содержится несколько определений страхового стажа.

Наиболее общая из всех имеющихся дефиниций, определяющая страховой стаж как родовую категорию, вне зависимости от вида социального страхования, в котором данное понятие может использоваться, содержится в статье 3 Федерального закона РФ от 16 июля 1999 года №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» . Названный закон определяет страховой стаж как суммарную продолжительность времени уплаты страховых взносов.

Понятие страхового стажа, используемое для назначения трудовых пенсий, содержится в статье 2 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которому под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, а также других периодов, засчитываемых в страховой стаж.

При правовом регулировании оснований возникновения и порядка реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии используется понятие страхового стажа, определённое в статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому страховой стаж – учитываемая при определении права на страховую пенсию и её размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) другой деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Таким образом, неопределённость, содержащаяся в законодательных источниках, автоматически порождает неограниченное усмотрение в процессе правоприменения (судейское или административное) и неоднозначность употребления указанного понятия в контексте языкового оформления нормативных правовых актов, судебных решений и предписаний публичных образований.

С целью устранения этой неопределённости представляется целесообразным выработка на законодательном уровне единого, универсального понятия «страховой стаж» вне зависимости от вида социального страхования, в котором данное понятие будет использоваться.

Кроме того, представляется, что законодательные конструкции страхового стажа, используемые в обязательном пенсионном страховании, навряд ли можно признать соответствующими сути проводимого пенсионного реформирования – обеспечению соответствия условий предоставления пенсий и установления их размера объёму индивидуального участия лица в трудовой деятельности – ввиду содержащейся в них возможности формирования страхового стажа за счёт периодов, не имеющих отношения к трудовой деятельности лица.

Придание указанными законодательными конструкциями уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ значения необходимого условия для включения соответствующих периодов работы лица в страховой стаж, в целях реализации принципов обязательного пенсионного страхования: устойчивости и автономности финансовой системы Пенсионного фонда РФ, фактически поставило реализацию конституционного права граждан на социальное обеспечения в зависимость от исполнения работодателями обязанности по уплате страховых взносов и от эффективности действий налоговых органов, что само по себе в отсутствие достаточных гарантий обеспечения прав застрахованных лиц, надлежащим образом выполняющих работу по трудовому договору, на случай неуплаты работодателями страховых взносов, является нарушением гарантированных Конституцией РФ пенсионных прав.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы