Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Становление детского изобразительного творчества детей раннего возраста (1-3 года) в условиях дошкольной образовательной организации (на примере МБДОУ «Детский сад №11» г.Каширы микрорайона Ожерелье)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Понятие изобразительного творчества 6
1.2 Роль изобразительного творчества в развитии детей раннего возраста 14
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СТАНОВЛЕНИЮ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА НА ПРИМЕРЕ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №11» Г. КАШИРЫ 22
2.1 Изучение особенностей изобразительного творчества детей раннего возраста 22
2.2Методические рекомендации по становлению детского изобразительного творчества детей раннего возраста 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ГЛОССАРИЙ 45
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Введение:
Актуальность темы исследования. Одна из ключевых задач ФГОС ДО обращена к созданию условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
Развитие детского творчества у детей раннего возраста играет существенную роль в развитии личности ребенка. Известно, что творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувство цвета, обогащает внутренний мир и помогает раскрыть таланты, заложенные природой.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительном творчестве. Так, изобразительное творчество в раннем возрасте неотделимо от познавательной деятельности. Главное в этом возрасте – не обучение приемам рисования, а научение новым способам игровой, предметно-манипулятивной деятельности и развитие эмоционального мира ребенка.
Степень разработанности темы исследования. Поскольку становление изобразительного творчества является очень важным в процессе развития личности ребенка раннего возраста, можно говорить о проблеме нехватки соответствующей научно-методической литературы. В основном, изобразительным творчеством занимаются, начиная с младшего школьного возраста, тогда как раннее творчество остается недооцененным.
Проблемой изобразительного творчества дошкольников в раннем возрасте занимались И.А. Лыкова, К. Казакова, А.Н. Каюрова, Д.Н. Колдина и другие. Авторы пишут о необходимости проведения занятий изобразительного творчества в раннем возрасте ввиду несомненной пользы для детского развития.
Объект работы: изобразительное творчество.
Предмет работы: изобразительное творчество детей в группе раннего развития детского сада.
Цель работы: на основе изучения специфики изобразительного творчества детей раннего возраста составить методические рекомендации по его становлению в условиях группы раннего развития.
Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие изобразительного творчества;
— изучить роль изобразительного творчества в развитии детей раннего возраста;
— исследовать особенности изобразительного творчества детей раннего возраста;
— сформировать методические рекомендации по становлению детского изобразительного творчества детей раннего возраста.
Методы исследования:
— теоретические (анализ и синтез психолого-педагогической литературы);
— практические (педагогическое наблюдение, эксперимент, методическая работа).
Практическая значимость. Предлагаемые методические рекомендации применялись на практике в детском саду на занятиях изобразительным творчеством с детьми раннего возраста.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №11» г. Каширы микрорайона Ожерелье.
Структура работы составляет введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованных источников, глоссарий, список сокращений, Приложение).
Заключение:
В ходе проведенной теоретической работы по теме исследования было выявлено, что изобразительное творчество представляет собой процесс сознательного создания ребенком нового, субъективно и объективно значимого духовно-материального продукта деятельности, в ходе которого ребенком реализуется художественный потенциал и ранее усвоенный изобразительный, личностный (познавательный, эмоциональный).
В раннем возрасте изобразительное творчество имеет особое значение. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики ребенка раннего возраста связана высокая сила воздействия на него изобразительного творчества. Специфика его различных видов делает художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития детей.
Особенностью изобразительного творчества является то, что результат его не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения. Исследования ученых показали, что занятия рисованием в раннем детстве положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей ребенка.
В ходе методической работы предварительно были исследованы особенности изобразительного творчества детей раннего возраста. Наблюдения показали, что ребенку в возрасте 1-3 лет интересен сам материал, потому что он так лучше чувствует предмет, исследуя его руками, и при этом действует свободнее, чем с кистью. Поэтому мы практиковали способ рисования пальчиками, кистью следов зверей. Изобразительно-игровым способом ребенок не просто показывает, как шагает маленькая кошка – пальчиком, как топает большой медведь – кистью, но и воображает себя этой кошкой и медведем.
Рисование необычайными материалами позволяет детям ощутить не забываемые, положительные эмоции. А эмоции – это и процесс, и результат практической деятельности и художественного творчества.
Так, было выявлено, что у детей преимущественно средний и низкий уровни изобразительного творчества по ряду выделенных критериев. Причем, к 3 годам творческие навыки детей становятся более совершенными и уверенными, что соответствует особенностям психофизиологического развития. Также выявлен более устойчивый интерес к изобразительному творчеству у детей, кто посещает группу детского сада уже некоторое время, а не пришел на первое занятие. Более младшие дети (от 1 года) еще не всегда могут фиксировать свое внимание в течении хотя бы трех минут.
Выявлено, что творческое воображение в раннем возрасте требует опоры на предмет, его признаки, оперирование и обыгрывание его в сюжетных игровых эпизодах, в соединении его с речью и действиями с предметом. В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная. Малыш в возрасте от 1,5 лет узнает изображение. Сначала ребенок воспринимает лист бумаги как неограниченную плоскость. Поэтому рисует, заполняя его различными изображениями, переворачивает, рисует на столе, если не помещается задуманное. Первые шаги ребенка: выделять верх и низ листа бумаги, а затем и центр, помещая в нем главный объект (элемент) на картинке. Он отражает предмет обобщенно, выделяя самое существенное. Восприятие и эмоции еще не отделены друг от друга, что обуславливает чрезвычайную впечатлительность детей раннего возраста, яркость и быстротечность их эмоций.
Поэтому мы сделали акцент на том, что важным стимулом развития воображения является формирование игровой деятельности у ребенка (например, вымышленная история о персонаже – зайке, мишке, побуждаем ребят им помочь, вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помочь героям.
В обучении необходимо развивать участие обеих рук ребенка: удерживать кисть, карандаш пальчиками в «щепотке» ведущей руки, а другой рукой держать лист бумаги, при необходимости продвигать его, переворачивать, для чего очень полезно выполнять упражнения на развитие синхронности движений рук.
Таким образом, дети развивают эмоциональный интеллект, сенсорные возможности, становятся более любознательными и внимательными.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие изобразительного творчества
Однажды Аристотель говорил о том, что занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребенка. Кроме того, работы отечественных исследователей также свидетельствуют о том, что изобразительное творчество является основой для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми.
Изобразительное творчество также выполняет терапевтическую функцию, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние, развивают детей.
Изобразительное творчество может рассматриваться как определенное специфическое и образное познание окружающей действительности. При этом оно имеет существенное значение для воспитания детей и развития и воображения, которое не представляется возможным без развития наблюдательной деятельности. В частности, для умственного развития детей очень важно поэтапно расширять имеющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов в окружающей действительности, величинах, большом количестве оттенков цветов.
В данном случае в процессе организации восприятия предметов и явлений особенно необходимо обращать внимание детей на трансформацию форм, величин, цветов, а также на разное пространственное расположение предметов и частей.
Кроме прочего, в условиях детского сада также развивается активно речевая деятельность: происходит усвоение названий форм, цветов и их оттенков, а также пространственных представлений, что, собственно, и способствует обогащению словаря.
Изобразительное творчество в том числе представляет собой средство всестороннего развития детей. Оно по своей природе способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников. Развитие наглядно-образного мышления происходит в процессе обучения.
Исследования известного педагога Н.П. Сакулиной продемонстрировали, что успешное овладение приемами изображения и создание выразительного образа требуют не только ясных представлений об отдельных предметах, но и установления связей внешнего вида предмета с его назначением в ряду предметов или явлений. Поэтому перед началом изображения дети решают умственные задачи на основе сформировавшихся у них понятий, а затем ищут способы реализации этой задачи.
Кроме того, изобразительное творчество связывается и с решением задач нравственного воспитания. Причем, необходимо обратить внимание на то, что эта связь реализуется посредством содержания творческих работ, которые закрепляют необходимое отношение к окружающей среде, а также воспитания у детей наблюдательности, настойчивости, активности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.
Процесс жизнедеятельности и творческой активности предоставляет детям простор для фантазии, наполняя их впечатлениями, что впоследствии отражается в содержании творческих работ. Более того, в процессе изображения закрепляется устойчивое отношение к тому, что изображается, поскольку ребенок повторно переживает весь спектр чувств, которые испытывал в процессе восприятия данного явления.
По этой же причине преимущественное влияние на формирование личности ребенка оказывает непосредственно само содержание работы. В некоторых случаях работа дошкольников должна организовываться как коллективное выполнение работы, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно сотрудничать, приходить на помощь друг другу.
Еще А. Лилов, определяя понятие изобразительного творчества, писал о том, что оно имеет свои общие, качественно новые определяющие признаки и характеристики, среди которых выделяется то, что суть творчества состоит в том, что оно создает общественно необходимые и общественно полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, а также в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного общественного субъекта при его взаимодействии с объективной действительностью.
В.Н. Шацкая пришла к выводу, что в условиях общего эстетического воспитания детское изобразительное творчество понимается как метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности, чем как созидание объективных художественных ценностей.
По сути, изобразительное творчество – это вполне разностороннее воздействие на ребенка. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет создавать более яркие образы.
Существует классификация средств, определяющих изобразительное творчество у детей:
— самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;
— видение новой функции предмета (объекта);
— видение проблемы в стандартной ситуации;
— видение структуры объекта;
— способность к альтернативным решениям;