Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Современный рынок кредитных банковских карт в России: состояние, проблемы и тенденции развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка кредитных банковских карт 6
1.1. Понятие и виды кредитных банковских карт 6
1.2. Сущность и организация рынка кредитных карт 13
2. Проблемы и перспективы развития рынка банковских карт в Российской Федерации 18
2.1. Оценка современного состояния рынка кредитных банковских карт в Российской Федерации 18
2.2. Современные проблемы рынка кредитных банковских карт в Российской Федерации и пути их решения 24
2.3. Перспективные направления развития рынка кредитных банковских карт в Российской Федерации 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что развитие российского рынка платежных карт способствует сокращению расчетов в наличной форме в стране, а также обеспечивает развитие сферы безналичных розничных платежей.
На рынке платежных карт функционирует два типа карт: дебетовые (расчетные) и кредитные. В России второй тип карт составляет 13% от общего числа выпущенных карт.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о неразвитости рынка кредитных карт. Так согласно данным статистики аналитического центра НАФИ, в России на сегодняшний день каждый пятый житель владеет кредитной картой .
Для сравнения: в США на одного жителя в среднем приходится три кредитные карты, 67% жителей страны используют данный вид банковской услуги ежедневно .
Представленные данные подчеркивают неразвитость рынка кредитных карт в России, а также свидетельствует о наличии ряда барьеров, препятствующих развитию анализируемого рынка.
На сегодняшний день рынок кредитных карт в России далек от насыщения. Однако специалисты отмечают, что в отличие от других сегментов потребительского кредитования этот сегмент не требует длинного фондирования в несколько лет, не зависит от какой-то отдельной категории товаров, и потребители здесь не так чувствительны к уровню процентной ставки.
Кредитные карты были и являются важным инструментом стимулирования потребительского спроса, поэтому в течение времени заинтересованность в продукте сохранится как у банков, так у их клиентов.
Степень изученности проблемы. В отечественной литературе в течение последнего десятилетия разработке проблемы, посвященной анализу рынка кредитных карт, уделено существенное внимание.
Вопросы данной проблематики, представляющие безусловный интерес для науки и практики, нашли свое отражение, прежде всего, в трудах Е.А. Воронцовой, Ю.Н. Гищенко, Ю.В. Гофмана, М.Г. Ерохиной, Е.А. Звоновой, М.Н. Зубовой, Е.В. Ивановой, О.Г. Коваленко, И.А. Крестовского, Н.Ю. Поповой, А.В. Куликова и других ученых.
Вместе с тем, состояние современной науки характеризуется недостаточной теоретической разработанностью ряда проблем, крайне актуальных для современной практики.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ современного рынка кредитных банковских карт в России, выявление существующих проблем, путей их решения и тенденций развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и виды кредитных банковских карт,
— исследовать сущность и организацию рынка кредитных банковских карт,
— оценить современное состояние рынка кредитных банковских карт в Российской Федерации,
— выявить современные проблемы рынка кредитных банковских карт в Российской Федерации и пути их решения,
— проанализировать перспективные направления развития рынка кредитных банковских карт в Российской Федерации.
Объектом исследования настоящей работы является современный рынок кредитных банковских карт в России.
Предметом – состояние, проблемы и тенденции развития рынка кредитных банковских карт в России.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выработанные в ходе исследования предложения могут быть использованы в целях совершенствования рынка кредитных банковских карт в России.
Работа включает введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Кредитная карта – банковская платёжная карта, предназначенная для совершения операций, расчёты по которым осуществляются за счёт денежных средств, предоставленных банком клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.
Отличием кредитной карты от традиционного потребительского кредита является то, что у данного финансово-кредитного инструмента нет сроков погашения: до тех пор, пока заемщик вносит минимальный платеж, банк восстанавливает кредитный лимит клиента, что позволяет пользоваться картой длительный период времени, исчисляемый годами.
Кредитные карты различаются по нескольким признакам:
1. По техническому устройству:
-магнитные;
-чиповые;
-магнитно-чиповые;
-виртуальные;
По платежной системе:
-в международных платежных системах (Visa, MasterCard, AmEx, UnionPay, JCB);
-в местных платежных системах (МИР);
2. По бонусам:
-кобрендовые карты;
-карты с кэшбэком;
-карты с милями;
-благотворительные карты;
-карты рассрочки.
3. По статусу:
-электронные;
-классические;
-золотые;
-платиновые;
-премиальные;
-элитные.
Кредитные карты стали самым популярным кредитным продуктом у россиян во втором квартале 2022 года, на такие карты пришлось более половины (55%) от новых выдач кредитов.
За второй квартал 2022 года было выдано 4,4 млн. кредитных карт с общим лимитом 300,00 млрд. рублей. Их доля в общей структуре новых выдач превысила 55%, еще год назад на кредитные карты приходилось только 35% всех новых кредитов.
В деньгах доля кредитных карт за прошедший год увеличилась почти в три раза: с 7% до 20%. Всего в настоящий момент на руках у россиян находятся 36,8 млн. кредитных карт с общим лимитом 3,7 трлн. рублей, утилизация лимитов по кредитным картам в конце второго квартала 2022 года составляет почти 65%.
В ходе исследования были выявлены некоторые проблемы правового регулирования, в связи с чем, на наш взгляд, требуется переработать и дополнить нормы Положения Банка России № 266-П, либо создать отдельные правила для имеющихся видов платежных карт, так как недостаточная урегулированность условий, связанных с использованием заемных денежных средств, размытость между платежными картами с возможностью овердрафта, кредитными картами и картами рассрочки приводит к нарушению прав потребителей банковских услуг на достоверную и полную информацию, например, о стоимости кредита, об условиях возврата уплаченных денежных средств, а также процентов и иных платежей по кредиту в случае возврата товара и др.
Говоря о перспективах развития, следует отметить, что в работе была подробно описана концепция кредитной карты, которая поможет по-новому взглянуть на кредитование.
Правильное использование данного продукта не только поспособствует избавлению от долгов, уменьшая задолженность населения, но и обеспечит клиента постоянным притоком денежных средств.
Также в целях безопасности держателей карт и самих кредитных организаций считаем целесообразным рассмотреть вопрос о внедрении биометрических кредитных карт первоначально в отношении лиц с крупным одобренным лимитом, а в дальнейшем с распространением их в отношении и иных граждан.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы функционирования рынка кредитных банковских карт
1.1. Понятие и виды кредитных банковских карт
Кредитная карта – это банковский продукт, с помощью которого клиент может делать покупки, переводы и снимать наличные, даже если в данный момент не имеет собственных денег.
Операции по кредитной карте могут совершаться только за счет средств, предоставляемых банком-эмитентом клиенту в пределах установленного лимита . За счет собственных средств клиента операции совершаться не могут.
Основные характеристики кредитной карты:
1) для выпуска кредитной карты клиенту открывается счет;
2) карта может быть как именной, так и неименной (моментального выпуска);
3) операции проводятся от имени клиента и только за счет предоставленных банком средств в пределах установленного лимита;
4) клиенту доступны любые операции, за исключением безналичных переводов, в отношении которых банки очень часто устанавливают ограничения либо запреты.
По многим признакам кредитки не отличаются от обычных дебетовых карточек. Кредитка используется для оплаты товаров и услуг в интернете и торговых точках, с неё можно переводить и снимать денежные средства.
Есть несколько типов банковских пластиковых карт с кредитными лимитами.
1. Моментальные
В отделении банка оформляют моментальную кредитку за несколько минут. Процесс не отличается от оформления дебетовых карточек. Получить её можно в офисе банка в день посещения .
Основные признаки продукта:
-минимум требований к клиенту. Обычно для оформления и выдачи кредитки нужен только паспорт;
-наличие льготного периода. Он рассчитывается по правилам, указанным в договоре;
-небольшой доступный лимит. Большинство банков предлагают этот вид кредитной карты с лимитом кредитования от 15 тыс. до 100 тыс. рублей;
-повышенная ставка. Процентная ставка по кредиткам обычно выше, чем при оформлении классического или целевого кредита;
-бесплатное годовое обслуживание. У этой банковской карты практически всегда стоимость обслуживания — 0 рублей. Так организации стимулируют новых клиентов пользоваться банковской услугой.
Самая известная моментальная пластиковая карточка — Momentum от Сбербанка. Оформить кредитку можно за 10 минут и использовать в качестве основной или до получения другого банковского продукта.
2. Стандартные
Вид кредитных карт Standard выпускается в именном виде. Стоимость годового обслуживания пластика — от 0 рублей, обычно не более 1 500 руб. Стандартные пластиковые кредитки есть в линейке каждого банка. Их признаки:
-классический набор возможностей;
-возможен беспроцентный льготный период;
-срок изготовления — от 5 дней;
-размер лимита — определяется персонально для каждого клиента, может увеличиваться при успешном сотрудничестве.
В России этот тип пластиковых карт наиболее популярен. Банки не предъявляют жёстких требований к клиентам, желающим оформить классическую кредитку, но могут запросить документальное подтверждение дохода и дополнительные документы.
3. Кобрендинговые (кобрендовые)
Кобрендинговая карта — это совместный продукт банка-эмитента и компании-партнёра. Другое название этого вида кредитной карты — кобрендовая.
Банк и компания получают обоюдную выгоду от сотрудничества, а владелец карточки — дополнительные бонусы за оплату любой покупки (товаров, услуг) у компании-партнёра. У банка появляются новые клиенты, у продавца товаров — дополнительные покупатели .
Пример кобрендинговой кредитной карты — продукт Альфа-Банка World of Warships. Самая широкая линейка кобрендовых кредиток — у банка Тинькофф. Выпускаются карты с бесплатным годовым обслуживанием и стоимостью до нескольких тысяч рублей в год. Премиальные категории клиентов получают кредитку с максимальным лимитом кредитования. Также им доступны дополнительные услуги.
4. Золотые кредитные карты
Золотые кредитки банки предлагают премиальным клиентам. Банковский продукт представляет собой пластиковые карточки категории GOLD, которые выпускаются в небольшом количестве. Комиссия за годовое обслуживание — от 0 р. до 5 тысяч рублей и более .
Возможности, которые получают владельцы пластика Gold:
-доступная сумма — до нескольких миллионов (банки устанавливают лимит индивидуально, он зависит от среднемесячного дохода);
-начисление бонусов — по повышенной ставке;
-льготный период для погашения задолженности, в течение которого можно бесплатно пользоваться деньгами;
-выдача наличных — в любых банкоматах;
-процентная ставка — ниже, чем по моментальным и стандартным карточкам;
-дополнительные преимущества — большой набор привилегий и бесплатных опций.
Высокая стоимость годового обслуживания компенсируется выгодными программами лояльности, премиальным обслуживанием в путешествиях, повышенным кешбэком и т. д.
5. Платиновые (премиальные)
По платиновым кредиткам банки устанавливают высокую стоимость обслуживания.
К большинству держателей карточек эмитенты предъявляют жёсткие требования, включая:
-наличие крупных сумм на накопительных счетах;
-открытие депозитов с неснижаемым остатком;
-инвестиционная деятельность.
Держатели премиальных пластиковых карточек получают дополнительные сервисы и привилегии:
-участие в программах лояльности — партнёрских и банка;
-максимальные бонусы;
-самая низкая процентная ставка по сравнению с другими кредитами этого банка;
-премиальное обслуживание в путешествиях;
-медицинская страховка;
-максимальный размер кредитной линии;
-стандартный период беспроцентного пользования кредитными картами;
-услуги персонального менеджера;
-обслуживание без очереди во всех отделениях банка-эмитента.
Во многих банках нельзя оформить заявку на этот вид карты. Она доступна только тем, кто получил персональное предложение банка.
Существуют классификации по платежной системе.