Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Педагогика, теория преподавания математики в нач. классах

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Содержание и методика изучения величины время в начальной школе в соответствии с ФГОС НО

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Научно-теоретические и методические основы
изучения величины «время» в курсе математики в начальной школе. 5

1.1. Сущность и содержание понятия
«время», единицы измерения и приборы, исторический аспект изучения времени. 5

1.2. Методика изучения величины
«время» в начальной школе. 10

1.3. Реализация требований ФГОС НОО в
процессе изучения величины «время» в начальной школе. 18

Выводы по первой главе. 22

Глава 2. Практическое исследование величины «время» в
курсе математики в начальной школе. 23

2.1. Сравнительный анализ изучения
темы «Время» в УМК «Школа России» и УМК «Перспектива». 23

2.2. Разработка уроков и внеклассного
мероприятия по теме «Время. Единицы измерения времени» по УМК «Перспектива». 29

Выводы по 2 главе. 46

Заключение. 48

Список литературы.. 51

Приложение 1. Материал учебников по теме «Время. Единицы
времени» УМК «Школа России». 54

Приложение 2. Материалы учебника по теме «Меры времени.
Календарь. Таблица мер времени. Часы. Преобразование единиц времени» УМК «Учусь
учиться» 3 класс. 56

Приложение 3. Задания к уроку по теме «Единицы времени.
Решение задач»  57

Приложение 4. Задания для квеста «В поисках утраченного
времени». 59

  

Введение:

 

С введением Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования от учителя требуется умение придать учебному и
воспитательному процессу развивающий характер, активизировать познавательную
деятельность учащихся. Кроме того, в ходе обучения математике необходимо
развивать у учеников начальных классов личностные, познавательные,
коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия.

Одной из важнейших задач, решаемых в процессе образования младших
школьников, является формирование мотивов учебной деятельности, осознание
практической важности изучаемых дисциплин. В рамках предметной линии
«математика» достижению этой задачи способствует изучение величин, в частности
величины «время».  Содержание курса
математики в начальной школе определено в Примерной основной образовательной
программе начального общего образования [15], в соответствии с которой у младших
школьников должно быть сформировано понятие о величинах как о некоторых общих
свойствах реальных предметов и явлений, которые, прежде всего, связаны с их измерением.

Вопросы изучения величины «время» рассматриваются в педагогической и
методической литературе, которая послужила методологической основой данного
исследования. М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, В.П. Ручкина определяют основные этапы,
общие для изучения величин в начальной школе, а также конкретизируют
особенности изучения величины «время», Г.И. Глейзер и О.В. Воронина
рассматривают вопрос включения исторического материала при изучении темы
«Время» с целью пробуждения интереса младших школьников. Авторы педагогических исследований отмечают что, время является наиболее
трудной для изучения младшими школьниками величиной. Во многом это объясняется
характером самой величины «время». Оно течет непрерывно, его нельзя остановить,
возвратить, «потрогать», поэтому измерение времени, сравнение событий по
продолжительности очень затруднительно. Особенно тяжело в этом отношении
ребенку, который только учится ориентироваться во времени, рационально его
использовать, планировать свою деятельность во времени.

Единицы времени имеют недесятичное соотношение, что приводит к
многочисленным ошибкам младших школьников при выполнении перевода временных
единиц, выполнении действий с ними. Необходимость преодоления указанных
сложностей в изучении величины «время» объясняет актуальность выбранной темы данного исследования.

Объект
исследования: математическое образование в начальной
школе.

Предмет
исследования: организация изучения величины «время» в
начальной школе в соответствии с ФГОС НОО.

Цель
исследования: определение особенностей содержания и
методики изучения величины «время» в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО.

Для достижения
поставленной цели решались следующие задачи:

1. Определить значение и
сущность понятия «время», единицы измерения времени.

2. Рассмотреть
исторический аспект изучения времени

3.  Изучить методические основы изучения темы
«Время» в начальной школе.

4. Определить возможности
реализации требований Федерального государственного стандарта начального общего
образования в процессе изучения величины «время» в начальной школе.

5. Проанализировать
структуру и содержание изучения величины «время» в УМК «Школа России» и УМК
«Перспектива».

6. Разработать
методические рекомендации по проведению уроков и внеклассного мероприятия по
теме «Время. Единицы времени».

Методы
исследования: в работе использовались теоретические
методы исследования: анализ научной, педагогической методической литературы, сравнительно-сопоставительный
анализ учебно-методических комплексов, обобщение и систематизация данных.

Теоретическая
значимость исследования заключается в определении и
структурировании требований ФГОС НОО, реализуемых в процессе изучения величины
«время» в начальной школе.

Практическая
значимость исследования заключается в том, что проведенный
анализ УМК позволит педагогам сделать выбор того комплекса, который будет более
соответствовать поставленным задачам, интересам учащихся. Разработанные
методические рекомендации могут быть применены в практике преподавания.

Структура
исследования: исследование включает введение, две
главы, заключение, список литературы, приложения. Первая глава посвящена
теоретическому изучению и анализу научной, педагогической, методической
литературы по вопросам изучения величины «время» в курсе математики в начальной
школе. Во второй главе приведены анализ УМК, практические разработки уроков и
внеклассного мероприятия. Каждая глава завершается выводами. В приложения
вынесены фотографии учебников, используемых в ходе анализа УМК и разработки
уроков.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования была
сформулирована цель определить особенности изучения величины «время» в
начальной школе в соответствии с ФГОС НОО. Для достижения поставленной цели
проведен анализ педагогической, методической литературы, в результате которого
были сделаны следующие выводы.

Понятие «время», его
сущность и содержание рассматриваются в философии, истории, физике, математике,
других науках. Время рассматривается как длительность протекания процессов и
обладает свойствами неповторимости, непрерывности и необратимости.

Необходимость в измерении
времени и осознании его сущности, связи с другими величинами возникла еще в
глубокой древности. Сложность в определении единицы времени заключалась в том,
что нужно было выбрать такое событие, которое повторяется регулярно, не зависит
от условий деятельности человека и имеет характер цикличности. Таким событием
является вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Первыми приборами для
измерения этой величины были солнечные часы. С развитием человечества,
ускорением социальных процессов требовались более точные и простые в
использовании приборы. Так постепенно люди стали пользоваться механическими,
электрическими и электронными часами.

С понятием «время» дети
знакомятся еще в дошкольном детстве. В начальной школе происходит уточнение их
знаний о временах года, днях недели, месяца, вводятся новые единицы измерения
времени: секунда, минута, век. Учащиеся младших классов учатся не только измерять
промежутки времени, но и сравнивать их, переводить одни единицы времени в
другие. В процессе изучения темы «Время» младшие школьники изучают такие
единицы времени как секунда, минута, час, неделя, месяц, год, век. В УМК для
начальной школы включаются задания по определению промежутков времени, их
сравнению, переводу меньших единиц времени в большие, и наоборот, сравнению
единиц времени, решению текстовых задач.

С целью лучшего усвоения
младшими школьниками временных понятий предлагаются практические задания по
определению времени по календарю, часам, секундомеру. Углубление знаний и
формирование интереса к изучению величины «время» происходит в процессе
знакомства с историческим материалом, проведения внеклассных занятий,
самостоятельной деятельности учащихся.

Организация изучения
величины «время» в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО
позволяет младшим школьникам достигать личностных, метапредметных и предметных
результатов. К личностным результатам относятся формирование мотивации учебной
деятельности, умения анализировать свою деятельность, адекватная самооценка,
среди метапредметных результатов, достигаемых младшими школьниками, можно
выделить умение определять цель учебной деятельности, сохранять ее на
протяжении учебного действия, умение находить нужную информацию и использовать
ее, умение планировать, и другие. Предметные результаты составляют знание
единиц измерения времени, умение определять и сравнивать промежутки времени,
навыки пользования часами, календарем, секундомером. Важно, чтобы учащиеся
понимали практическую значимость своих достижений. Для этого они выполняют
задания, которые направлены на получение практического опыта: составление
режима дня, определение промежутка времени, которое необходимо затратить на то
или иное действие.

В практической части
исследования был проведен сравнительный анализ изучения величины «время» по УМК
«Школа России» и УМК «Перспектива». В рассмотренных УМК изучение темы разбито
на два класса. Во втором классе учащиеся знакомятся с единицей времени «минута»,
соотношением минуты и часа, учатся определять время с точностью до минуты. В
УМК «Перспектива» больше внимания уделено вычислениям примеров с именнованными
числами. В четвертом классе учащиеся знакомятся с секундой, веком, учатся
определять время суток по 24-часовому исчислению, определяют соотношение между
разными единицами времени.

В результате проведенного
сравнительного анализ был сделан вывод о том, что рассмотренные УМК
соответствуют требованиям ФГОС НОО, предусматривают изучение величины «время» в
объеме, рекомендованном Примерной основной образовательной программой
начального общего образования. Различия заключаются в организации учебного
процесса, выборе заданий.

На основании изученных и
проанализированных методических рекомендаций были разработаны уроки по изучению
величины «время» по УМК «Перспектива», в которых предусмотрены результаты,
которые должны быть достигнуты младшим школьником в соответствии с ФГОС НОО.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Научно-теоретические и методические основы
изучения величины «время» в курсе математики в начальной школе

1.1. Сущность и содержание понятия «время», единицы
измерения и приборы, исторический аспект изучения времени Методика обучения любому
предмету предполагает, что при изложении материала педагог должен оперировать
соответствующей научной терминологией и довести ее до обучающихся в доступной
для них форме. Величины не существуют в
отрыве от реальности, их вводят в ходе познания для наблюдений за происходящими
изменениями в природе и обществе. Термин «величина» впервые появился в
философской литературе и был связан с действительными числами.

Понятие «время»
рассматривается в различных областях науки: в математике, физике, философии,
астрономии, других науках, не считая множества исторических, календарных,
специальных и бытовых применений этой величины. И в разных отраслях знания
ученые пытались определить понятие категории времени.

В учебных пособиях по
физике время определяется как одна из основных величин, ему дается такое
определение: «время – физическая величина, отображающая координацию сменяющих
друг друга состояний или явлений (последовательность, длительность и т.д.)» [8].
А.М. Прохоров рассматривает время в единстве с пространством: «Пространство и
время – категории, обозначающие основные формы существования материи.
Пространство выражает порядок сосуществования отдельных объектов, время –
порядок смены явлений» [16].

Анализируя различные
понятия категории «время», А.И. Ляпин выделил следующие его свойства, имеющие
как философский, так и математический характер: «время не является движением
или изменением, но и не существует без них; есть число движения и изменения (длительность);
непрерывно и необратимо; объективно отражает свойство события; имеет
упорядоченную шкалу значений, отражает координацию событий; является общим для
всех событий; имеет размер (его можно 
измерить)» [9; С. 318].

Время имеет свойство
однородности, что означает равноправие всех его моментов. Специфическим
свойством времени является необратимость, то есть невозможность возврата в
прошлое[14].

Ручкина В.П. дает
следующее определение: «Время – это длительность протекания процессов» [18; С. 112].

Промежутки времени можно
сравнивать, складывать, вычитать, умножать на положительное действительное
число, делить. То есть для них выполняются все свойства однородных
положительных аддитивно-скалярных величин, поэтому в математике и физике время
считают именно такой величиной.

Выделенные свойства
времени обусловливают сложность его измерения, поскольку за единицу времени
можно принять только промежуток, связанный с периодически и постоянно
повторяющимся процессом, не зависимым от каких-либо воздействий. Существующее
измерение времени основано на учете вращения Земли вокруг оси и обращения Земли
вокруг Солнца.

За основную единицу
измерения времени в астрономии приняты сутки – промежуток времени,
равный времени обращения Земли вокруг своей оси. Сутки, их доли (часы, минуты,
секунды) используются при измерении коротких промежутков времени [21; С. 48-51].

В силу характера вращения
Земли, астрономические сутки как единица измерения не обладают достаточной
точностью. Поэтому в Международной системе физических единиц (СИ) одной из семи
основных единиц является секунда, которая равна 9192631770 периодам излучения,
соответствующего переходу между двумя сверхтонкими уровнями основного состояния
атома цезия – 133, находящемуся в покое при температуре 0 К [3; С. 154]. Для измерения больших
промежутков времени используют единицу измерения, которая называется «тропический
год»  и определяет промежуток, за который
наша планета совершает один оборот вокруг Солнца, от положения в зените над
тропиком до следующего такого же положения. Тропический год равен 365 суткам 5
часам 48 минутам 46 секундам.

Система счета длительных
промежутков времени называется календарем.

Гай Юлий Цезарь в 45 году
до нашей эры ввел календарь, названный юлианским. В нём было 365,25 дня. Это
было на 11 минут больше чем тропический год. Для того, чтобы не набегала
разница с течением времени, в 1582 году папа Римский Григорий XIII ввёл новый
календарь, названный григорианским. В нём были исключены «набежавшие» со
времени Цезаря «лишние» дни. Именно по григорианскому календарю мы живем в
настоящее время [9].

Самыми древними «часами»,
которые к то­му же никогда не ломались и не останавли­вались, оказалось Солнце.
В глубокой древ­ности люди заметили периодическую смену дня и ночи. С этим
явлением человек тесно связал чере­дование труда и отдыха в своей деятельности.
Появилось представление о сутках – первой естественной единице измерения времени.
С развитием общества возникает необходимость в измерении более коротких
промежутков времени. Считается, что первым устройством для определения времени
были солнечные часы, упоминание о которых имеется в описании жизни египтян
(рисунок 1).

Египетские солнечные часы
состояли из двух сколоченных углом пластинок. Утром, когда солнце только
вставало, конец тени отмечали зарубкой на длинной планке (6 часов утра), затем
делили на 6 равных частей. Время, за которое тень перемещалась от одной метки
до другой, принимали за 1 час.  Получалось всего 12 дневных часов — 6 утренних
и 6 вечерних (рисунок 1). Недостаток таких часов в том, что они показывают
время только в светлое время суток и при отсутствии облачности. В качестве
альтернативы применялись водяные часы. Вода перетекала из одного сосуда в
другой. На стенке нижнего сосуда была нанесена шкала, показывающая текущий час.

Солнечные и водяные часы
позже применялись в Греции и Риме, а затем и в Европе, в раннем средневековье.
Песочные часы были изобретены в Средние века и используются до сих пор. Они
отсчитывают время по периоду просыпания песка из верхнего стеклянного
резервуара в нижний через узкое отверстие (рисунок 1). Китайские башенные часы
XI в. с водяным колесом предшествовали появлению механических часов в Европе.

История создания первых
механических часов начинается в 725 году нашей эры в Китае и является значимым
событием в истории развития часов. Хотя, еще ранее, предположительно во II веке
до нашей эры в Древней Греции, был создан механизм, позволяющий отслеживать с
большой точностью положения небесных тел. Этот механизм состоял из 30
шестеренок помещенных в корпус из дерева, на лицевой и тыльной сторонах
которого имелись циферблаты со стрелками. Этот древнейший механический
календарь можно определить как прототип первых механических часов [24].

Первые механические часы
в Европе были изготовлены в конце XIII в. Минутная стрелка на часах появилась
только в 1675 году, а секундная — в 1700 году. Такие часы устанавливались в
церкви или в другом общественном месте, где их могли видеть многие. Часы
приводились в движение одним из двух способов – заводом пружины или подъёмом
груза. Зубчатые колёса, или шестерни, передвигали стрелки по циферблату,
указывая время.

Небольшие домашние часы и
первые карманные часы были созданы в XVI в. Наручные часы стали
распространённым способом отсчёта времени в XX веке. Сначала они приводились в
движение небольшой пружинкой. Более новые кварцевые часы определяют время,
подсчитывая колебания кристалла кварца. Виды часов, используемых в разные
эпохи, представлены на рисунке 3.

В 1847 году А. Бейном был
создан электрический часовой механизм, работающий по следующему принципу:
раскачивающийся посредством электромагнита маятник периодически замыкал
контакт, а электромагнитный счетчик, который соединен был системой шестерен со
стрелками часов, считывал и суммировал количество колебаний.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы