Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Право и организация социального обеспечения

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Социальные услуги: понятие, виды, порядок предоставления (на примере отдела социальной защиты населения городского округа г. Черноголовка Московской области)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ. 6

1.1 Понятие социальных услуг,
их роль и специфика предоставления. 6

1.2 Виды социальных услуг, их
характеристика. 12

1.3 Законодательное
регулирование предоставления социальных услуг в РФ.. 18

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ОТДЕЛОМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА Г. ЧЕРНОГОЛОВКА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.. 27

2.1 Характеристика отдела
социальной защиты населения городского округа г. Черноголовка Московской
области. 27

2.2 Анализ объемов и структуры
предоставления социальных услуг. 32

2.3 Описание порядка и
эффективности процесса предоставления социальных услуг отделом социальной
защиты населения городского округа г. Черноголовка Московской области. 41

Заключение. 49

ГЛОССАРИЙ.. 53

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 55

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 59

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. На современном этапе
развития общества особенно актуальными становятся вопросы обеспечения
социальной политики. Это связано с теми тенденциями, которые наблюдаются в
современном обществе: старение населения, рост уровня заболеваемости и
инвалидности граждан, обострение социально-экономических проблем (в т.ч. в связи
с пандемией коронавируса, ростом безработицы, снижением реальных доходов
населения). Все эти факторы значительно актуализируют потребности населения в
разнообразной социальной поддержке и повышают значимость социальных услуг,
реализуемых на муниципальном уровне.

Об актуальности указанной темы свидетельствует также необходимость
нормативного урегулирования некоторых аспектов реализации социальных услуг. 13
июля 2020 года был принят Федеральный
закон № 189-ФЗ «О
государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных
(муниципальных) услуг в социальной сфере». Указанный нормативный акт
закрепляет возможность организации процесса оказания социальных услуг разными
способами: в качестве государственного (муниципального) задания, в формате
конкурса, а также в форме сертификата. Использование таких новых способов оказания
социальных услуг требует разработки дополнительных правовых рекомендаций и
консультаций.

Степень разработанности темы. Основные аспекты темы
достаточно глубоко раскрыты в научной литературе. Так, И.В. Малофеев определяет
сущность социальных услуг, а также рассматривает тенденции их изменения в
условиях трансформации социальной сферы. Н.Л. Зуева  рассматривает государственные услуги в
системе социального обслуживания населения, а также описывает административные
регламенты предоставления таких услуг. А. Н. Казанцева детально характеризует
нормативно-правовые аспекты предоставления социальных услуг в России в
сравнении с зарубежной практикой. М.Н. Семендуева рассматривает в своем
исследовании финансовые аспекты предоставления социальных услуг и пути
оптимизации в данной сфере. Вместе с тем, актуальным остается исследование
системы социальных услуг и особенностей их реализации на уровне отдельных
муниципалитетом и учреждений социальной сферы.

Объектом исследования в данной выпускной квалификационной
работе выступают процессы социального обеспечения граждан в Российской
Федерации.

Предмет исследования – понятие, виды социальных услуг и порядок
их предоставления.

Цель исследования – предложить пути повышения эффективности
социальных услуг, предоставляемых отделом социальной защиты населения
городского округа г. Черноголовка Московской области.

Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие
задачи исследования:


изучить понятие социальных услуг, их роль и
специфику предоставления;


охарактеризовать виды социальных услуг;


описать вопросы нормативно-правового
регулирования предоставления социальных услуг в РФ;


дать общую организационную характеристику отдела
социальной защиты населения городского округа г. Черноголовка Московской области;


провести анализ объемов и структуры
предоставления социальных услуг;


описать порядок и оценить эффективность процесса
предоставления социальных услуг отделом социальной защиты населения городского
округа г. Черноголовка Московской области.

В ходе выполнения данной впускной квалификационной работы
были использованы такие методы исследований: анализ источников и научной
литературы; обобщение отечественной и зарубежной практики; наблюдение;
анкетирование; статистические методы анализа объемов и структуры предоставления
социальных услуг.

Практическая значимость исследования состоит в том, что
предложенные в работе пути повышения эффективности предоставления социальных
услуг могут значительно улучшить систему социального обслуживания граждан  городского округа г. Черноголовка Московской
области, а также и других муниципалитетов.

ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария,
списка использованных источников и приложения. Первая глава работы является
теоретической и содержит в себе обзор научных источников и нормативно-правовых
актов по теме исследования. Вторая глава является практической и выполнена на
материалах отдела социальной защиты населения городского округа г. Черноголовка
Московской области. В ней не только проведен анализ объемов предоставляемых
отделом социальных услуг, но также оценена их эффективность и выявлены пути
оптимизации процесса предоставления социальных услуг.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, под социальными услугами целесообразно
понимать деятельность специального круга поставщиков услуг в социальной сфере,
направленную на оптимизацию жизнедеятельности отдельных представителей
общества, которые характеризуются недостаточной социальной защищенностью. Круг
объектов предоставления социальных услуг достаточно широкий, в него может
попасть каждый житель страны в тот или иной момент своей жизни в связи с
неблагоприятным воздействием окружающей среды. Круг субъектов предоставления
социальных услуг в России сегодня не ограничивается государственными или
муниципальными учреждениями, а включает также систему некоммерческих
организаций, которые на принципах субсидирования и платности оказывают
социальные услуги населению Российской Федерации.

Классификация социальных услуг может проводиться по
различным признакам: по направлению или целям (социально-бытовые,
социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические,
социально-трудовые, социально-правовые, в целях повышения коммуникативного
потенциала получателей, срочные социальные услуги); по форме и месту
предоставления (в стационарной форме, в полустационарной форме, на дому); по
субъектам предоставления услуг (государственные и муниципальные учреждения,
некоммерческие организации); в зависимости от получателя услуг (например,
малообеспеченные, многодетные семьи, безработные и т.д.); в зависимости от
платы за услуги (платные, бесплатные) и т.д. Порядок предоставления социальных услуг закреплен
соответствующими нормативными актами, как в сфере хозяйственного, так и в сфере
социального права. Это связано с тем, что на современном этапе характерно
предоставление услуг в социальной сфере системой некоммерческих организаций,
субъектами частного права. Важным направлением регулирования процессов
предоставления социальных услуг является их стандартизация, в основе которой
лежит строгое нормирование качества услуг.

Практическое исследование в работе проведено на материалах
ОСЗН города Черноголовка, которое является территориально-обособленным
структурным подразделением Министерства социального развития Московской области
и выполняет основные задачи по оказанию населению города Черноголовка различных
социальных услуг.

Анализ показал, что работа ОСЗН города Черноголовка
проводится  в соответствии с возложенными
полномочиями по социальной поддержке и предоставлению льгот различным
категориям граждан, определенных действующим законодательством, и планами
работ. Значительное место в работе ОСЗН города Черноголовка занимает реализация
различных социальных услуг. В частности, основными группами социальных услуг
организации являются: услуги в сфере социальной поддержки граждан, имеющих
детей; услуги в сфере государственной поддержки населения; услуги в сфере
социальной поддержки малообеспеченных граждан, граждан, попавших в трудную
жизненную ситуацию: питание малообеспеченных граждан, лиц, попавших в трудную
жизненную ситуацию, и граждан без определенного места жительства в пунктах
общественного питания и т.д.; услуги в сфере опеки и попечительства.

С целью анализа эффективности предоставления социальных
услуг в ОСЗН города Черноголовка был использован метод опроса в форме
анкетирования. Это позволило оценить основные критерии социальных услуг. Так,
для характеристики доступности социальных услуг использованы такие критерии:
график работы учреждения; время предоставления услуг; транспортная и пешеходная
доступность; информационная доступность, эффективность действующей системы
информирования; финансовая доступность; создание условий для людей с
ограниченными возможностями; наличие телефонной связи; наличие электронных
каналов связи; время ожидания в очереди при получении услуг. Для характеристики
качества предоставляемых социальных услуг оценены такие критерии:
профессиональные и личностные качества сотрудника, предоставляющего социальную
услугу; комфортность помещения, где предоставляются социальные услуги; сроки
предоставления социальных услуг; сроки реакций на жалобы по поводу
предоставления социальных услуг.

В ходе анализа условий предоставления социальных услуг ОСЗН
города Черноголовка и в результате анализа анкет сделан вывод о том, что в
целом процесс предоставления социальных услуг ОСЗН города Черноголовка
организован на достаточно высоком уровне. Среди недостатков можно выделить
ограниченное время приема граждан, 
недостаточная транспортная доступность учреждения, неполная информация
на сайте учреждения о порядке предоставления социальных услуг, длительность
ожидания в очереди в ОСЗН города Черноголовка. Также негативной характеристикой
является значительная доля жалоб на невежливость сотрудников ОСЗН города
Черноголовка при предоставлении социальных услуг.

Выявленные недостатки процесса предоставления социальных
услуг в ОСЗН города Черноголовка позволили выделить наиболее важные пути
оптимизации этого процесса.

С целью улучшения доступности социальных услуг рекомендовано
изменить график работы учреждения, в частности важно рассмотреть возможность
работы учреждения в воскресенье. Это может потребовать введения нескольких
дополнительных должностей специалистов ОСЗН города Черноголовка в тех отделах,
которые имеют максимальную нагрузку.

С целью улучшения транспортной доступности целесообразно согласовать
перенос остановки транспорта ближе к зданию ОСЗН города Черноголовка. Это
особенно актуально для пожилых людей, людей с ограниченными физическими
способностями, которые часто обращаются в ОСЗН города Черноголовка за
социальными услугами.

С целью улучшения информационной доступности услуг ОСЗН
города Черноголовка необходимо обеспечить более полное наполнение сайта ОСЗН
города Черноголовка с размещением на нем порядка предоставления всех социальных
услуг. Это позволит населению получать всю необходимую информацию об услуге, не
выходя из дома. В условиях пандемии коронавируса это мероприятие особенно
важно, поскольку позволяет сократить время пребывания получателей социальных
услуг в помещении ОСЗН города Черноголовка.

Также для сокращения время ожидания в очереди в ОСЗН города
Черноголовка важно оптимизировать работу с посетителями путем электронной
записи. Такая система приема посетителей также будет минимизировать риски
заражения вирусными заболеваниями и повысит комфортность предоставления
социальных услуг населению.

С целью повышения качества предоставляемых социальных услуг
важно обеспечить высокую культуру общения и квалификацию персонала ОСЗН города
Черноголовка. Для этого целесообразно организовать тренинги с персоналом ОСЗН
города Черноголовка, направленные на повышение вежливости и коммуникативности
сотрудников, профилактику конфликтных ситуаций с посетителями.

Предложенные мероприятия в целом улучшат качество
предоставляемых ОСЗН города Черноголовка социальных услуг и будут
способствовать оптимизации условий их предоставления.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ 1.1 Понятие социальных услуг, их роль и специфика
предоставления Для определения сущности социальных услуг, прежде всего,
следует охарактеризовать родовое понятие – «услуга». Оно является достаточно
универсальным и распространяется на различные сферы жизнедеятельности. Поэтому
трактовка термина «услуга» присутствует в ряде научных дисциплин. В наиболее
общем понятии под услугой понимается «действие, приносящее помощь, пользу
другому»[1].

 Согласно Большому
юридическому словарю под услугами понимается «деятельность, направленная на
удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности,
осуществляемой на основе трудовых правоотношений»[2]. При этом подчеркивается,
что услуги – это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей, как
граждан, так и предприятий. Услугу следует отличать от выполнения работ.
Последние подразумевают, что заказчик принимает все сделанное уже по факту их
исполнения. Большинство же услуг потребляются во время их оказания[3].

С учетом вышесказанного, под социальными услугами можно
понимать деятельность, направленную на удовлетворение социальных потребностей
граждан. Достаточно часто при определении термина «социальные услуги»
используют нормативный подход, который отражен в нормативно-правовых документах
Российской Федерации.  Так, согласно ст.
3 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» дано следующее определение: «социальная
услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию
постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи,
гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения
его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные
потребности»[4].

Таким образом, главными характеристиками социальных услуг
являются:


деятельный характер, поскольку в основе их
предоставления лежит определенная деятельность;


направленность на граждан (или других социальных
групп населения), поскольку социальная сфера распространяется именно на
индивидуальных субъектов, а не на предприятия;


направленность на оказание помощи в социальной
сфере. [1] Услуга // Толковый словарь Кузнецова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://endic.ru/kuzhecov/Usluga-75601.html [2] Большой юридический словарь (У) [Электронный ресурс].
– Режим доступа: https://petroleks.ru/dictionaries/dict_big_law20.php [3] Услуги [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://rullex.com/uridicheskiy_slovar/uslugi [4] Федеральный закон «Об
основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013
№ 442-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс. – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы