Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Социальное обеспечение безработных
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Правовые основы социального обеспечения безработных
граждан. 5
1.1. Нормативно-правовые основы социального обеспечения
безработных. 5
1.2. Социально-правовой статус безработных граждан. 15
2. Особенности социального обеспечения безработных граждан
в РФ.. 23
2.1. Гарантии социальной поддержки безработных граждан. 23
2.2. Порядок и основания предоставления гарантий
обеспечения занятости лиц, нуждающихся в социальной защите, пособие по
безработице. 35
Заключение. 52
Список источников и литературы.. 56
Введение:
Актуальность темы настоящего исследования определяется,
прежде всего, тем, что в современных экономических условиях одним из ключевых
аспектов стратегии государственного развития выступают обеспечение
социально-экономической стабильности государства, повышение уровня качества
жизни населения, снижение безработицы, что оказывает непосредственное влияние
на конкурентоспособность государства и уровень национальной безопасности. Для
страны в целом безработица может являться фактором экономической дестабилизации
общества при наличии значительной безработицы в стратегически важных отраслях.
В настоящее время с учетом ситуации с распространением
пандемии коронавируса COVID-19, а также новой волны мирового экономического
кризиса одними из наиболее актуальных вопросов являются сдерживание роста
безработицы и применение мер социальной защиты безработного населения в
международном масштабе.
Нивелирование проблем занятости и безработицы является
одной из ключевых стратегических задач каждого государства в мире. В
соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ), безработными
признаются лица в возрасте, установленном для измерения экономической
активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяют
одновременно следующим критериям:
− не имеют работы (доходного занятия);
− занимались поиском работы в течение четырех недель,
предшествующих обследуемой неделе, используя при этом любые способы;
− были готовы приступить к работе в течение обследуемой
недели.
Отметим, что обучающиеся, пенсионеры и инвалиды учитываются
в качестве безработных, если они не имели работы, занимались поиском работы и
были готовы приступить к ней.
Согласно Закону РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1,
безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка,
зарегистрированные в органах службы занятости для поиска работы, ищущие работу
и готовые приступить к работе.
Следовательно, в работе необходимо раскрыть понятие,
определить и установить что такое статус «безработный», ознакомиться и изучить
особенности социального обеспечения безработных граждан в РФ.
Объект исследования представляют правоотношения,
складывающиеся в ходе социальных гарантий по безработице. Предметом
исследования является правовой статус безработного гражданина и его социальные
гарантии.
Цель исследования — изучить и систематизировать
теоретические характеристики статуса безработного и его социальные гарантии.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— изучить нормативно-правовые основы социального
обеспечения безработных;
— раскрыть социально-правовой статус безработных граждан;
— исследовать гарантии социальной поддержки безработных
граждан;
— рассмотреть порядок и основания предоставления гарантий
обеспечения занятости лиц, нуждающихся в социальной защите, пособие по
безработице.
Эмпирическую базу исследования составили научные работы и
тематические исследования в данной области таких авторов, как Гусов А.Ю.,
Добындо М.Н., Ильичев В., Казанцев, В.И. Низова Л., , Саенко Л.А., Сергомасова
Н.А., Стребков Д., Фесина Е.Л., Шалишкина А., Шевчук А.и других.
Информационной базой исследования стали нормативно-
правовые акты по теме исследования: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ,
Федеральный закон «О занятости населения в РФ», а также другие нормативные
акты, в качестве практических примеров использовались материалы судебной
практики.
Цель и задачи исследования определили структуру работы,
которая представлена введением, двумя главами, заключением и списком источников
и литературы.
Заключение:
Мировой
рынок труда характеризуется отсутствием достойной работы в сочетании с растущей
безработицей и сохраняющимся неравенством, что все больше является фактором
снижения уровня жизни.
Однако
наиболее важной проблемой, ставшей причиной стремительного роста безработицы в
мире в начале 2020 г., стала пандемия коронавируса COVID-19, который
распространился на территории почти всех стран мира.
Правительства
всех государств принимают меры по поддержке незащищенных слоев населения, в
частности безработных. По прогнозам экспертов, уровень безработицы в мире по
итогам 2020 г. значительно возрастет вследствие пандемии коронавируса.
В
нашей стране безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют
работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска
подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
При
этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и
сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной
службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в
связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников
организации.
Безработные
граждане сталкиваются с огромным количеством проблем, к которым относятся не
только проблемы материального плана, но и психологического.
Человеку,
который не имеет постоянного места работы и стабильного заработка, очень сложно
самостоятельно решать свои социальные проблемы. Будучи безработным, человек не
может в полной мере реализовать себя как гражданин, как член семьи, как
личность в целом.
Совокупность
нормативно – правовых актов, направленных на эффективную реализацию прав
безработных граждан подразделяются на три уровня: международные, федеральные,
региональные. Данные документы способствуют социализации безработных и
поддержку их в трудной жизненной ситуации.
В
работе с безработными гражданами применяются различные формы деятельности,
которые условно можно разделить на две группы: общие и специальные.
Общие
формы работы применяются в отношении всех безработных, специальные – в
отношении социально уязвимых, слабозащищенных групп. Так же применяются две
основные группы методов: формальные и содержательные методы.
Как
объект социальной защиты безработные граждане имеют особый статус, определяемый
конституционным правом на труд и защиту от безработицы.
Социально-правовой
статус безработного закрепляется за гражданами органами занятости в
соответствии со статьей 3 Закона «О занятости населения в Российской
Федерации», которая дает четкое определение понятия безработный, а также
определяет порядок постановки граждан на учет в качестве безработных.
Стоит
отметить, что социально-правовой статус безработного определяет не только
положение безработного гражданина в обществе, но и наделяет его определенным
набором прав и обязанностей, ответственностью за выполнение этих обязанностей,
социальными гарантиями и компенсациями.
Социально-правовая
защита безработных выражается в конкретных организационно-правовых формах,
регулируемых законом. Эти формы могут быть как пассивными, так и активными и
являются следствием государственной политики занятости.
Как
следует из названия, пассивные формы защиты направлены на поддержание
социального функционирования безработных граждан, но они не направлены на
обеспечение их занятости и выражаются в основном в форме материальной помощи.
Выплата
пособий и страховых возмещений — основная форма материальной поддержки
безработных граждан, гарантируемая государством за счет средств федерального
бюджета.
Активные формы защиты безработных направлены
на обеспечение занятости этих граждан и повышение их конкурентоспособности на
рынке труда. К ним относятся такие меры со стороны государства, как бесплатное
профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации, организация
общественных работ, помощь в поиске подходящей работы и самостоятельная
занятость населения.
Также
существует государственная помощь в трудоустройстве наиболее уязвимых категорий
граждан: инвалидов, молодежи и женщин, воспитывающих детей — путем квотирования
рабочих мест, предоставления льгот и субсидий для открытия собственного дела.
Анализ законодательных норм социальной и правовой защиты безработных показывает
приближение российского законодательства к нормам международного права.
Международные
документы в сфере занятости устанавливают стандарты в области труда и защиты от
безработицы, а также ряд мер, направленных на создание условий для полной
занятости безработных граждан и их социальной защиты.
Таким
образом, международные акты формируют единую правовую основу для защиты
безработных граждан. Российское законодательство в области занятости и защиты
безработных основано на конституционном праве каждого гражданина на работу и
защиту от безработицы.
Трудовой
кодекс Российской Федерации основан на принципе социальной и правовой защиты
безработных граждан и устанавливает ряд правил, предотвращающих незаконное
увольнение граждан, а значит, защищает их от безработицы.
«Вершиной»
законодательного механизма в сфере социальной и правовой защиты безработных
является Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации». Этот
закон содержит нормы, предъявляемые к безработным, определяет набор социальных
гарантий и компенсаций, установленных государством. Кроме того, в этом
документе определены полномочия органов Федеральной службы занятости, их структура
и характер деятельности. Важнейшим инструментом социальной и правовой защиты
безработных граждан является служба занятости.
Есть
местные отделения службы занятости, называемые Центрами занятости. Они
предоставляют безработным гражданам услуги по содействию занятости,
самозанятости, профессиональному обучению, переподготовке и повышению
квалификации, а психологическое консультирование безработных также играет
важную роль.
Таким
образом, говоря о существующих проблемах в российском обществе, можно сделать
вывод, что уровень гарантий трудовых прав и мер социальной защиты очень низкий,
а количество их довольно незначительно.
Кроме
того, большинство из них носят формальный характер, часто не обеспечиваются
необходимыми ресурсами и условиями, даже несмотря на то, что существует
множество нормативно-правовых актов, регулирующих занятость населения. В
заключение можно сказать, что при эффективных мерах для исправления сложившейся
ситуации на рынке труда в России, можно устранить проблему трудоустройства молодого
поколения, а также дать существенный толчок к развитию экономики.
Фрагмент текста работы:
1. Правовые основы социального обеспечения безработных граждан
1.1. Нормативно-правовые основы социального обеспечения безработных Общепризнанные
принципы и стандарты международного права являются неотъемлемой частью правовой
системы Российской Федерации. Таким образом, в системе российского
законодательства о занятости населения есть международно-правовые акты по
данной проблеме, ратифицированные Российской Федерацией.
Одним
из таких актов является Всеобщая декларация прав человека, провозглашающая
право каждого на работу и защиту от безработицы. Однако краткая декларация
ограничивается только заявлением о том, что лицо имеет это право. Чтобы
подробно описать право на защиту от безработицы, необходимо сослаться на часть
2 статьи 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных
правах, которая предусматривает полную, производительную и свободно выбранную
занятость [8].
Право
на защиту от безработицы проявляется двояко — через создание системы
профессионального обучения и через организацию занятости. Так интерпретируются
эти концепции в части 2 статьи 6 Пакта, обязывающей государства осуществлять
право на труд с помощью комплекса мер, направленных на достижение определенных
целей [3].
С
точки зрения планового типа экономики, эти меры включают программы
профессионального образования и обучения, способы и методы достижения
устойчивого экономического, социального и культурного развития и полной
производительной занятости в условиях, гарантирующих основные политические и
экономические свободы личности.
Принимая
во внимание рыночную модель экономического развития, участвующие в настоящем
Пакте государства будут стремиться создать условия для развития эффективной
системы профессиональной ориентации и обучения, способной поставлять
квалифицированный персонал на рынок труда.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
Глава 1. Безработные граждане: общая характеристика
правового статуса и мер социальной поддержки. 5
1.1. Понятие безработного и социальные риски безработицы.. 5
1.2. Правовое регулирование социального обеспечения
безработных. 13
Глава 2. Государственная поддержка безработных граждан. 18
2.1. Виды социальной помощи при безработице. 18
2.2. Система социально-правовой защиты безработной
молодежи. 38
Глава 3. Пособие по безработице как основной вид
социального обеспечения граждан. 44
3.1. Понятие, признаки пособия по безработице. 44
3.2. Условия назначения и размеры пособия по безработице. 52
3.3. Проблемы правоприменительной практики по вопросам
предоставления пособия по безработице. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 75
Введение:
Сегодня проблема, связанная с
безработицей, является одной из самых актуальных на планете. Многими
государствами уделяется этому вопросу большое значение.
Актуальность данной темы
обусловлена тем, что безработица приводит к достаточно тяжелым последствиям
в любой стране: повышается преступность, сокращается производство, людям
наносится тяжелая травма психологического характера. Впервые понятие «пособие
по безработице» в нашей стране было введено в начале 20-х годов ХХ-го столетия,
еще в СССР.
Затем, уже в сталинские время, оно
больше не назначалось, так как считалось, что в стране такой проблемы не
существует. И только с 1991 года в
России в то время, как начала складываться многоукладная система, действующая
при экономических отношениях, пособие для безработных снова было восстановлено.
Пособие по безработице является денежной выплатой тем гражданам, которые
признаны государством безработными в установленном порядке. Оно начисляется с
первого дня, как гражданин был признан неработающим. Если человека уволили из
организации, в которой он работал, при сокращении штата или сама организация
была упразднена, и при этом ему не удалось найти работу, то ему положено данное
пособие. При этом гражданин должен быть зарегистрирован в соответствующей
службе занятости и действительно признан безработным. Однако очень важно знать,
что выплаты производятся не на весь период нетрудоустроенности гражданина:
размер и период получения пособия может меняться в зависимости от срока, во
время которого человек его получает. Помимо пособия по безработице
предусмотрены и иные меры поддержки, в том числе, нематериального характера,
однако, именно данное пособие наиболее востребовано и ощутимо.
Целью выпускной
квалификационной работы является комплексный анализ социального обеспечения
безработных.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить правовой статус
безработных на территории России,
— рассмотреть основные
меры поддержки безработных граждан,
— рассмотреть понятие и
признаки пособия по безработице,
— рассмотреть условия
назначения пособия по безработице,
— изучить порядок организации
выплат, сокращения, приостановления, прекращения выплат пособия по безработице.
Объектом исследования
работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере социальной
поддержки безработных граждан.
Предметом –
нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие особенности социальной
поддержки безработных граждан.
Теоретическую базу работы
составили труды таких ученых-юристов как Агешкина Н.А., Адриановская
Т.Л., Сторожук
Д.А., Голенко Е.Н., Ковалев В.И., Гаврищук С. В., Четвернина
Т.Я. и др.
Нормативную основу
составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления
Правительства РФ, указы Президента РФ, судебная практика в рассматриваемой
сфере.
Эмпирической основой
послужили: электронные ресурсы сети Интернет, справочные правовые системы
«КонсультантПлюс» и «Гарант».
Методологической основой
исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из
него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический,
технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения,
нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Структура выпускной квалификационной работы
определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического
расположения материала. Работа включает введение, две главы, состоящие из шести параграфов,
заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
Подводя итог, можно
отметить, что в ходе исследования была достигнута указанная цель и решены
поставленные задачи.
Система мер социальной поддержки и льгот безработным
гражданам включает в себя:
— пособие по безработице,
— дополнительное пособие безработным, пострадавшим от
воздействия радиации,
— стипендии,
— единовременная субсидия для создания собственного
бизнеса,
— участие в оплачиваемых общественных работах,
— досрочное назначение пенсии,
— социальная материальная помощь.
Основной мерой государственной поддержки, безусловно,
является пособие по безработице.
Пособие по безработице –
это денежные выплаты гражданам, признанным безработными в установленном
надлежащем порядке.
В целях совершенствования
государственного регулирования рынка труда как фактора социальной безопасности
населения и минимизации количества безработных считаем целесообразными на
регулярной основе реализовывать следующие меры:
— переход к инновационной
экономике и повышение производительности труда, сопровождающиеся обновлением
сложившейся структуры занятости;
— сокращение
неэффективных рабочих мест и перераспределение работников по секторам
экономики, что требует регулярного проведения мониторинга высвобождения
работников организаций в связи с ликвидацией либо сокращением численности или
штата работников;
— снижение неформальной
занятости, предполагающей выявление случаев неформальной занятости и принятие
мер по легализации трудовых отношений, информированию работников о
необходимости легального оформления трудовых отношений и негативных
последствиях неформальной занятости;
— повышение качества и
доступности государственных услуг в области содействия занятости населения;
— стимулирование
работодателей к созданию и модернизации рабочих мест;
— расширение услуг по активной политике
занятости;
— увеличение
сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
— подготовка специалистов
в соответствии с потребностями рынка труда;
— опережающее профессиональное обучение и
стажировка работников, находящихся под риском увольнения;
— квотирование рабочих
мест для выпускников всех видов учебных заведений; — обучение граждан предпенсионного возраста,
проводимое строго под гарантированное трудоустройство.
Все это аргументирует
целесообразность национального проекта № 9 в сфере производительности труда и
поддержки занятости населения, так как уровень занятости, валовый региональный
продукт и производительность труда находятся на едином экономическом поле и
взаимосвязаны друг с другом.
Таким образом, реализация
предложенных мер будет способствовать усилению государственного регулирования
рынка труда и повышению социальной безопасности населения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Безработные граждане:
общая характеристика правового статуса и мер социальной поддержки 1.1. Понятие безработного и социальные риски безработицы Безработица
— это одна из глобальных социально-экономических проблем современности, решение
которой становится тем более острой и актуальной в меняющихся современных
социально-экономических условиях жизни российского общества, бросающих вызовы в
связи с цифровизацией экономики, роботизацией, автоматизацией, могущих повлечь
массовую безработицу.
Одним
из необходимых условий решения обозначенной проблемы в России является создание
эффективного механизма правового регулирования содействия занятости и
трудоустройства, для реализации которого требуется, в частности, провести
научное переосмысление понятия безработного, содержащегося в Законе Российской
Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля
1991 г. № 1032-1 (далее — Закон о занятости). Актуальность данного исследования
тем более усиливается в связи с появлением новых, нетипичных форм занятости и
развитием нетипичных трудовых отношений.
Еще
один круг проблем связан с пониманием такого социального риска, как
безработица, с точки зрения системного подхода: отсутствие соответствия
(тождества) между понятием социального риска безработицы и соответствующими
способами его компенсации в Законе о занятости, а равно определением понятия
субъекта данного риска — безработных граждан.
Под
этим углом зрения правовой анализ критериев признания лица безработным согласно
п. 1 ст. 3 Закона о занятости (трудоспособность; отсутствие работы и заработка;
регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы; готовность
приступить к подходящей работе) свидетельствует о противоречивости норм
комплексного, межотраслевого законодательства о занятости, их
несогласованности.
Для
осмысления понятия безработного обратимся к понятию социального риска
безработицы. В свою очередь, в качестве отправной точки исследования данного
риска может быть использована концепция свободы труда, предложенная ученым —
представителем пермской школы трудового права Л.Ю. Бугровым.
Подчеркивая
ее межотраслевое значение, ученый отмечает, что "свобода труда в
юридическом плане охватывает отражение социально-экономического аспекта свободы
труда в структурах не только трудового, но и других отраслей права и
законодательства"[1].
Опираясь
на данную межотраслевую концепцию свободы труда, М.Ю. Федоровой обосновывается
зависимость условий социального обеспечения от формы реализации права на труд:
форма реализации гражданами права на труд выступает одним из критериев
дифференциации форм социального обеспечения, а также условий предоставления в
рамках названных форм некоторых видов социального обеспечения[2].
М.Ю.
Федорова исходит из того, что выбор того или иного варианта реализации
конституционного принципа свободы труда предполагает учет необходимости
удовлетворения потребности в социальной безопасности. Делая этот выбор, человек
должен сознавать, на каких условиях и в рамках какой из организационно-правовых
форм социальной защиты он может рассчитывать на поддержку в случае отсутствия
возможности для самообеспечения (в частности, при утрате дохода от трудовой или
иной приравненной к ней деятельности). [1] Бугров Л.Ю. Проблемы свободы труда в советском
трудовом праве: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 1992. 30 с. [2] Федорова М.Ю. Форма реализации права на труд как
фактор дифференциации условий социального обеспечения (в контексте концепции
свободы труда Л.Ю. Бугрова) // Вестник Пермского университета. Юридические
науки. 2013. N 3. С. 188 — 203.