Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Социальная защита лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, природных катаклизмов по законодательству рф
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, природных катаклизмов 6
1.1. Понятие и сущность социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, природных катаклизмов 6
1.2. Система нормативных правовых актов, регулирующих особенности социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, природных катаклизмов 10
Глава 2. Условия, виды и механизмы социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, природных катаклизмов 14
2.1. Виды и формы социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, природных катаклизмов 14
2.2. Проблемы социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, природных катаклизмов 20
2.3. Направления совершенствования законодательства в сфере социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, природных катаклизмов 29
Заключение 35
Список использованных источников 38
Введение:
Актуальность темы исследования. Защита прав граждан в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства.
26 апреля 1986 г. на четвертом блоке Чернобыльской АЭС прогремел взрыв, последствием которого стало полное разрушение атомного реактора станции. Прогремел взрыв, едва не поставивший крест на всей ядерной энергетике и оставивший неизгладимый след на Земле.
Прошло 36 лет, и чем дальше эти события, тем глубже их осмысление.
За это время:
— Чернобыльская катастрофа заставила пересмотреть регламенты эксплуатации реакторов и ужесточить требования ядерной безопасности, которые были введены только после 1986 г.;
— ООН отмечает 26 апреля Международный день памяти о Чернобыльской катастрофе;
— В 2019 году на экраны вышел сериал «Чернобыль», в котором подкупает захватывающе выстроенное драматическое повествование. Зрелище увлекает целостностью и мощью, но что удивляет – выхолащивание героизма: превращение реального подвига сотни тысяч добровольцев, руководителей в страх и наглость. Между тем, хроника событий об катастрофе записана поминутно
Только такие люди и такая мощная огромная страна как наша могли:
— организовать работу 600 тыс. ликвидаторов;
— через 36 часов провести радиационную разведку, определить и подготовить места, для приема почти 50 000 человек и очень организованно и дисциплинированно провести эвакуацию из Припяти;
— залить 345 000 м3 бетона, смонтировать свыше 7 000 тонн металла;
— возвести саркофаг практически за полгода.
Актуальность темы исследования подтверждается тем, что государство обязано предоставить социальную помощь гражданам, пострадавшим в результате воздействия радиации. Но, к сожалению, действующее законодательство настолько сложно, что гражданам сложно понять в каких случаях и при каких условиях они имеют право на получение социального обеспечения.
Система социального обеспечения затрагивает интересы всего населения страны: и тех, кто уже получает материальную помощь (около 38 миллионов человек), и тех, кому в последствии помощь из фондов социального обеспечения может понадобиться. Именно этим объясняется повышенное внимание к организации социального обеспечения.
Цель настоящего исследования – это анализ социальной защиты лиц, которые пострадали в результате радиационных и техногенных катастроф, рассмотрение правовых вопросов социальной защиты данной группы лиц.
Задачи исследования:
— раскрыть понятие и сущность социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, природных катаклизмов;
— рассмотреть систему нормативных правовых актов, регулирующих особенности социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, природных катаклизмов;
— охарактеризовать виды и формы социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, природных катаклизмов;
— выявить проблемы социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, природных катаклизмов;
— определить направления совершенствования законодательства в сфере социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, природных катаклизмов.
Объектом данного исследования являются правовые отношения, которые возникают по теме социальной защиты лиц, пострадавших от техногенных и радиационных катастроф.
Предметом настоящего исследования выступают виды и особенности социальной защиты лиц, которые пострадали от техногенных и радиационных катастроф.
Методы исследования: анализ, синтез, дедукция, обобщение, формально-юридический и сравнительно-правовой методы.
Структура работы включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Подводя итоги проводимого анализа, следует отметить, что масштабные, многоаспектные, долговременные и непредвиденные последствия радиационных излучений требуют комплексного системного решения на федеральном уровне в области социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному облучению.
Социальное обеспечение представляет собой форму выражения социальной государственной политики, которая нацелена на материальное обеспечение отдельных категорий граждан, в частности лиц, подвергшихся радиационному воздействию, за счет средств специальных внебюджетных фондов и государственного бюджета при наступлении социально значимых событий для улучшения социального положения граждан.
Одну из частей системы социальной защиты населения составляет система социального обеспечения лиц, которые пострадали в результате техногенных или радиационных катастроф.
В настоящее время следует отметить следующие проблемы в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности. По прежнему глобальной мировой проблемой являются риски трансграничных негативных последствий радиационных аварий и катастроф, а также ядерных испытаний на территориях иностранных государств.
На значительных по площади территориях Российской Федерации, ранее подвергшихся радиоактивному загрязнению, в настоящее время сохраняется для населения риск облучения, а также установлены ограничения на ведение хозяйственной деятельности. В настоящее время в России существуют определенные группы населения, подверженные воздействию природных источников с повышенными и высокими уровнями излучения.
Работники иных сфер деятельности, таких, как нефтяная и газовая, ТЭК, горнодобывающая, строительство, космическая и авиационная и др. также подвергаются радиационному воздействию. Кроме этого, в целях безопасности необходимо принятие соответствующих мер в отношении объектов ядерного наследия: мер по обеспечению прекращения жизненного цикла указанных объектов; мер по реабилитации загрязненных территорий.
Также следует решить проблему накопленными радиоактивных отходов и отработанного топлива. С учетом появления новых мировых технологий, к проблеме обеспечения радиационной и ядерной безопасности следует отнести угрозу террористических актов в отношении объектов атомной энергии.
Следует отметить, что нормативная правовая база по обеспечению регулирования радиационной и ядерной безопасности постоянно совершенствуется. Так, за годы, прошедшие после Чернобыльской аварии был принят ряд федеральных законов в области радиационной безопасности.
Существенное сокращение масштаба радиоэкологических проблем в сельском и лесном хозяйстве позволяет продолжить их решение на местном уровне. Задачи, требующие централизованного управления и бюджетного финансирования, по-прежнему решаются на государственном уровне. К ним относятся:
— исполнение социальных обязательств в отношении пострадавших граждан в соответствии с законодательством;
— совершенствование законодательства в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы с целью повышения эффективности предоставляемых гражданам мер социальной поддержки;
— продолжение реабилитации пострадавших территорий, в том числе программными методами;
— укрепление международного сотрудничества в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы.
Также из средств федерального бюджета в настоящее время продолжают финансироваться:
— работа Национального радиационно-эпидемиологического регистра;
— деятельность межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан с последствиями радиационного воздействия;
— работа по пересмотру перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
— проведение специальных мероприятий в лесном хозяйстве.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, природных катаклизмов
1.1. Понятие и сущность социальной защиты лиц пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф, природных катаклизмов
Социальное обеспечение – это одна из форм социальной политики государства по поддержке граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Оно осуществляется в материальной форме и обычно представляет собой материальные выплаты гражданам.
Социальное обеспечение способствует сохранению социально-политической стабильности общества, гарантирует гражданам материальную помощь в случае возникновения сложных жизненных ситуаций, гарантирует получение материальных выплат людям, не имеющим возможности вести нормальную трудовую деятельность, таким как: пенсионеры, инвалиды и пр. нетрудоспособные граждане.
6 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС), которая расположена на территории Украины, на тот момент находившейся в составе СССР, произошел взрыв четвертого энергоблока станции, в результате чего он был полностью разрушен. Авария на Чернобыльской АЭС стала крупнейшей за всю историю ядерной энергетики.
В окружающую среду было выброшено огромное количество радиоактивных, вредоносных веществ, что подвергло радиоактивному заражению огромные территории Восточной Европы, европейской части СССР и Скандинавии.
По количеству пострадавших и погибших в результате самой аварии и ее последствий, чернобыльская катастрофа является крупнейшей в мире, не говоря уже об общественно-политическом значении и экономическом ущербе. Под воздействие радиоактивного загрязнения попало множество людей, свыше 200 тысяч человек были эвакуированы.
По прогнозным данным Росгидромета, заметное снижение радиоактивного загрязнения территорий ожидается только к 23-му столетию. В связи с этим в этот предстоящий долгий период население будет нуждаться в мерах социальной поддержки.
Тема исследования актуальна и в наши дни, так как последствия Чернобыльской катастрофы оказали воздействие на здоровье многих поколений людей, которые нуждаются в социальной защите государства. Детальное исследование законодательства о чернобыльцах в настоящей работе поможет охарактеризовать правовое регулирование социальной защиты граждан, пострадавших от аварии, а также рассмотреть возможные альтернативные решения спорных вопросов в сфере применения действующего закона, внести предложения о его совершенствовании.
Первые оценки масштаба и характера последствий облучения были представлены советскими специалистами в августе 1986 года на международном совещании МАГАТЭ в Вене. По результатам дозиметрических обследований наиболее загрязненных территорий трех пострадавших республик СССР были сделаны четыре вывода, крайне важных для принятия решений по управлению ресурсами в области здравоохранения:
— тяжелые радиационные поражения среди населения не ожидаются;
— увеличение онкологической заболеваемости будет незначимым с точки зрения организации медицинской помощи, хотя в определенные периоды времени в некоторых группах населения с помощью эпидемиологических методов ряд последствий может быть выявлен;
— следует ожидать значительного увеличения частоты рака щитовидной железы из-за радиационного облучения, особенно среди детей;
— от психологической травмы пострадают миллионы людей.
Первые 15 лет после аварии шло активное накопление фактических данных, уточнялись научные прогнозы. До 1989 года советские и зарубежные специалисты работали достаточно независимо, но их выводы, как правило, не противоречили друг другу. Благодаря политике «гласности» эти усилия удалось объединить, и следующие 10 лет радиологические последствия аварии изучались совместно в рамках крупных международных проектов. Обобщенный анализ накопленных за 15 лет данных был представлен в докладе НКДАР ООН за 2000 год. Сформулированные в докладе выводы в целом соответствовали ранним прогнозам и продемонстрировали научный консенсус относительно ограниченного масштаба медицинских последствий влияния радиации на здоровье. Однако в обществе, в том числе на государственном уровне в трех странах, противоречия в интерпретации медицинских последствий сохранялись.
С тех пор научное сообщество пытается преодолеть эти противоречия. По инициативе МАГАТЭ в 2003-2005 гг. был созван международный Чернобыльский форум, зафиксировавший достигнутый в рамках системы ООН консенсус относительно медицинских, экологических, а также гуманитарных последствий. В 2008 году НКДАР проанализировал накопленные за 20 лет данные и подтвердил прежние выводы.
В России с 1996 года с периодичностью раз в 5 лет выпускались Национальные доклады по Чернобылю, в которых подводились итоги реализации государственных программ по преодолению последствий аварии, а также результаты проводимых в рамках этих программ научных исследований. Эти доклады представлялись официальными российскими делегациями на крупных международных симпозиумах и конференциях.
В 2016 году масштабные программы по преодолению последствий аварии в России были завершены, жизнь на радиоактивно загрязненных территориях в основном вернулась в норму, за исключением некоторых аспектов социального самочувствия, связанных с восприятием радиационных рисков.
В национальных рейтингах социального благополучия и качества жизни четыре наиболее загрязненные области России стабильно располагаются в середине списка. Однако общество продолжает считать радиационный ущерб здоровью самым тяжелым последствием Чернобыля. К 35-й годовщине подготовлен очередной Национальный доклад для информирования общества о проблемах и итогах многолетней работы.
В работе над докладом приняли участие представители Росатома, Росгидромета, Минздрава, ФМБА, Роспотребнадзора, Минсельхоза, Федерального агентства лесного хозяйства и РАН. В докладе зафиксировано, что к медицинским последствиям аварии в настоящее время относятся:
— 134 случая острой лучевой болезни (ОЛБ) у сотрудников станции и аварийных рабочих, получивших самые высокие дозы радиации. В этой группе o высокие дозы облучения оказались смертельными для 28 человек;
— у 106 пациентов, переживших ОЛБ и наблюдавшихся в России, основными последствиями стали радиационные повреждения кожи и катаракты и более вероятны злокачественные новообразования системы крови; до 2016 года от разных причин (чаще всего не связанных с облучением) умерли 26 человек;
— от 7 до 50 процентов из более чем 19 000 случаев заболевания раком щитовидной железы, зарегистрированных в 1991-2015 гг. у жителей загрязненных территорий Беларуси, Украины и четырех наиболее загрязненных областей России, бывших на момент аварии детьми до 18 лет;
— длительные психологические последствия в форме различных симптомов эмоционального стресса и тревоги относительно ухудшения здоровья из-за возможного облучения.
Однозначных свидетельств проявления других негативных последствий для здоровья ликвидаторов и населения, которые можно было бы отнести на счет воздействия облучения, не получено. Повышенный выход наследственных эффектов у потомков ликвидаторов и жителей РЗТ не выявлен.
Таким образом, накопленная за 36 лет доказательная база подтверждает вывод об ограниченности медицинских последствий аварии.