Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Социальная работа с подростками подверженными расстройствам пищевого поведения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
Глава 1. Теоретические
аспекты изучения психологических особенностей подростков с расстройствами
пищевого поведения. 5
1.1. Психологическая
характеристика развития подростка. 5
1.2. Сущность расстройства
пищевого поведения. 9
1.3.  Расстройства пищевого поведения у подростков. 15
Выводы по 1 главе. 18
Глава 2. Социальная работа
по профилактике факторов нарушений пищевого поведения среди подростков. 19
2.1. Материалы и методы
исследования. 19
2.2. Результаты
исследования о факторах нарушений пищевого поведения среди подростков. 19
2.3. Содержание технологий
социальной работы по профилактике и преодолению факторов нарушений пищевого
поведения среди подростков. 27
Выводы по 2 главе. 32
Заключение. 33
Список использованной литературы.. 35
Приложение. 38

  

Введение:

 

Расстройства
пищевого поведения — это целая группа психических расстройств, основными
проявлениями которых являются те или иные нарушения приема пищи, чаще всего в
форме чрезмерного уменьшения или, напротив, чрезмерного увеличения ее
количества. Наиболее значимыми формами данных расстройств являются нервная
анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание.

Актуальность проблемы
расстройств пищевого поведения определяется, прежде всего, высокой
распространенностью указанной патологии. Согласно литературным данным,
заболеваемость расстройствами пищевого поведения в населении в целом составляет
0,4-1,6 на 100 тыс. населения в год, а среди девушек в возрасте 15-20 лет может
достигать 16 на 100 тыс.[1]

В
основе клинических проявлений расстройств пищевого поведения обычно лежит страх
набрать лишний вес, преодолеваемый различным и поведенческими способами, а
также искажение образа своего тела.

Актуальность
проблемы расстройства пищевого поведения у подростков в настоящее время
обусловлена увеличением количества данных нарушений, трудностями диагностики,
коррекции, реабилитации, а также опасностью для их жизни и нормальной
деятельности. Эти трудности обусловлены склонностью подростков к диссимуляции
(утаиванию) проблемы, несвоевременностью их обращения к специалистам.

Этиология
расстройств пищевого поведения до сих пор до конца не установлена. Наибольшее
значение в их происхождении на сегодняшний день придается трем группам
факторов: генетическим, конституционально-личностным и психогенным.

Несмотря
на большую значимость проблемы расстройств пищевого поведения у подростков для
современной психиатрии, их терапия до сих пор представляет собой непростую
задачу, а ее эффективность остается недостаточной. Данный факт определяет
актуальность темы настоящего исследования.

Степень разработанности темы исследования. Изучению вопросов
расстройства пищевого поведения у подростков посвящены работы Б.С. Братусь, В.
Бройтигам, А.Е. Брюхина, Э.А. Бухаровой, А. Грин, Н.В. Дмитриевой, Ц.П.
Короленко, М.В. Коркиной, И.Г. Малкина-Пых, В.Д. Мендлевич, А.В. Соловьевой,
М.А Цивилько, К.В. Цымбал, У. Эграс и др.

Объект исследования – процесс социальной работы с
подростками.

Предмет исследования  – расстройства
пищевого поведения

Цель исследования – изучить
особенности социальной работы с подростками подверженными расстройствам
пищевого поведения.

Для достижения поставленной цели необходимо
решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Дать психологическую
характеристику развития подростка;

2.
определить сущность расстройства пищевого поведения;

3.
рассмотреть особенности расстройства пищевого поведения у подростков;

4.
провести социальную работу по профилактике факторов нарушений пищевого
поведения среди подростков.

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения, опросник.

Методологической
основой для исследования послужили научные
труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура
дипломной работы включает
введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложение. [1] Нарушения пищевого поведения / Е.
А. Григорьева, Л. Н. Горобец, Г. Э. Мазо, А. О. Кибитов // Психиатрия.
Национальное руководство/под ред. Ю. А. Александровского, Н. Г. Незнанова. —
М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. — С. 1290-1314.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким
образом, можно сделать вывод, что в современном мире появляется все больше
социальных факторов, приводящих к нарушению пищевого поведения.

Подрастающее
поколение является самой большой группой риска в этом явлении, так как именно
эта группа имеет еще неустойчивую психику и подвластно влиянию со стороны.

В
результате появления различных культов моды и диктовки параметров в интернете,
в повседневной жизни и в мире медиа, подростки сталкиваются с личным
несоответствием идеалу, которое служит появлению комплексов и различных
расстройств, что в конечном итоге приводит к нарушениям пищевого поведения.

Конечно,
данный фактор является не единственным, так же к нарушениям приводят и
психологические травмы, оставленные близким окружением и повседневным социумом.
Данная проблема имеет положительную динамику и мало исследуема, несмотря на то,
что приводит к печальным последствиям, вплоть до летального исхода подростка.

Пищевое
поведение человека вклю­чает личные вкусовые пристрастия, режим и рацион
питания, которые зависят от социальных, биологических, этнических и
идеологических факторов.

Наиболее
значимыми формами расстройств пищевого поведения подростка на сегодняшний день
являются нервная анорексия, нервная булимия и компульсивное переедание.

Прогноз
данных расстройств зависит от своевременного обращения пациента за помощью,
качественной диагностики, эффективной терапии. При этом терапия расстройств
пищевого поведения должна подчиняться определенным общим принципам и единой
тактике: раннее начало комплексной индивидуальной терапии, достаточная длительность
и этапность, своевременная госпитализация в случаях, когда этого требует
состояние пациента.

Ведущий
подход к лечению расстройств пищевого поведения подростков состоит в комбинации
психотерапии (наиболее часто используются методы когнитивно-поведенческой и
семейной психотерапии), фармакотерапии (в основном с применением
антидепрессантов), диетотерапии и последующей реабилитации.

Подводя
итог, можно сделать вывод, что терапия расстройств пищевого поведения
подростков является развивающейся областью психиатрической науки и практики.

Данной
проблеме в настоящее время посвящается большое количество исследований во всем
мире, что определяет дальнейшие перспективы ее развития.

Возможности
лечения расстройств пищевого поведения подростков имеют высокий потенциал, и
дальнейшие исследования в данной области помогут повысить эффективность
применяемых методов с достижением длительной ремиссии.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения
психологических особенностей подростков с расстройствами пищевого поведения

1.1. Психологическая характеристика развития подростка Подростковый возраст представляет собой
переход от детства к отрочеству (11-16 лет). В данном периоде, по мнению Л.С.
Выготского, одновременно присутствуют и «детские», и «взрослые» тенденции
поведения:

1) тормозящие развитие тенденции (низкий уровень
социальных обязанностей и ответственности, родительская опека и т.п.);

2) тенденции, способствующие взрослению
(феномен акселерации, рост самостоятельности, появление субъективного ощущения
взрослости и т.п.)[1].

С одной стороны, к подростку предъявляются
повышенные требования со стороны родителей, педагогов, а с другой стороны
подросток еще не обладает взрослостью, внутренней ответственностью, зрелым
отношением к жизни. Его самосознание, образ «Я», ценности только формируются. В
подростковом возрасте происходят кардинальные преобразования в сфере сознания,
деятельности, в межличностных отношениях. Значительно увеличивается количество
стрессовых факторов в значимых для подростка видах деятельности[2].

Социальная ситуация развития в подростковом
возрасте изменяется в связи с тем, что подростки активно пытаются приобщаться к
взрослой жизни, его нормам и ценностям. Основное новообразование подросткового
периода – это «чувство взрослости», появляющееся в ходе развитие самосознания и
самооценки, когда у подростка появляется интерес к себе как личности, к
узнаванию своих возможностей и способностей. В подростковом возрасте
самосознание еще достаточно неустойчиво, Я-концепция формируется, подросток
пытается понять самого себя и свои возможности.

С точки зрения И.С. Кона, основными линиями
развития личности в подростковом возрасте являются:

1. Процесс сепарации и индивидуации (речь идет
о постепенном отделении от семьи, от родителей, поиск себя).

2. Процесс самоопределения (подросток узнает
самого себя, формирует ощущение собственного «Я» – данный процесс является
сложным и болезненным).

3. Процесс определения референтной группы
(подросток задает себе вопросы «Кто я?», «С кем я?». В подростковом возрасте
особенно важным является принятие сверстниками, эта потребность в установлении
связи превышает потребность в самоуважении. Подростку важно сформировать
удовлетворяющую его референтную группу.

4. Процесс развития половой идентификации.
Подростки открывают свою сексуальность, проявляют интерес к противоположному
полу,  это вызывает разного рода
переживания.

5. Процесс формирования личной системы
ценностей. До подросткового периода преобладающей является система ценностей
взрослых (родителей, педагогов), после – подросток пересматривает ранее
усвоенные ценности, подвергая прежние установки сомнению.

6. Процесс формирования жизненных ориентиров,
целей, профессиональное самоопределение[3].

А.Е. Личко выделяет пять точек амбивалентности
(противоречивых тенденций) в поведении подростка:

1. Подросток протестует против контроля со
стороны взрослых – и в то же время нуждается в адекватной помощи от взрослых,
которые должны быть рядом, когда подростки принимают, возможно, неправильные
решения, и помогать им учиться на собственных ошибках. В то же время у
подростков должно быть достаточно свободы, чтобы иметь возможность на
неправильные решения.

2. Стремление к близости – страх близости.
Подросткам хочется иметь близкие отношения с другими, как со сверстниками, так
и с авторитетными взрослыми, но они подозрительны, поэтому долго «проверяют»
отношения.

3. Испытание на прочность внешних границ –
поддержка и забота со стороны взрослых. Структура или система (семья, школа,
церковь, порядки в учебном заведении и т.д.) должны быть крепче, чем подростки,
проверяющие их на прочность. Это основная составляющая безопасного взросления.

4. Мысли о будущем – ориентация на настоящее.
Подростки, готовящиеся к поступлению в институт, с одной стороны хорошо
понимают, что для этого нужно много заниматься, а с другой – им хочется
свободно проводить время, отдыхать.

5. Сексуальное созревание – неподготовленность
к сексуальному опыту в психологическом плане: подростки активно интересуются
областью сексуальности, но вступать в сексуальные отношения эмоционально пока
не готовы[4].

Неспособность подростков самостоятельно
проживать стресс, делая для себя выводы, часто приводит к девиантному
(отклоняющемуся) поведению. В качестве причин девиантного поведения можно
выделить  дезадаптацию подростка в
ситуации школьного обучения, когда он не справляется с возложенными на него
новыми обязанностями, с новой ролью и ответственностью за него, при этом не
получает необходимой поддержки, заботы со стороны значимых взрослых (родителей,
педагогов).

Кроме того, у подростка могут не складываться
отношения со сверстниками, от которых он может чувствовать отвержение и также
отсутствие поддержки. Данная ситуация вызывает достаточно сильное
психоэмоциональное напряжение у подростка, которое может находить выход в
разного рода девиациях[5]. [1] Выготский Л.С.
Психология развития ребенка. – М.: Эксмо-Пресс, 2015. – 1008 с. – С. 516. [2] Казанская В.Г.
Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. –
2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2014. – 283 с. – С. 196. [3] Кон И.С.
Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 2012. – 252 с. – С. 96. [4] Личко А. Е.
Психопатии и акцентуация характера у подростков. – М.: АСТ, 2013. – 225 с. – С.
127. [5] Минина К.В.
Нарушение социализации в подростковом возрасте: теоретико-методологический
анализ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012.
– №10. – С. 116

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы