Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Социальная помощь и льготы студентам
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЬГОТ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 6
1.1. Понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения 6
1.2. Правовое регулирование льгот в системе социального обеспечения 12
2. ИНЫЕ МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И ЛЬГОТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 19
2.1. Студенческая карта ISIC 19
2.2. Образовательный кредит 25
2.3. Проблемы и пути совершенствования социальной поддержки студентов в России 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что согласно исследованиям Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» совместно с Министерством науки и высшего образования РФ, Министерством просвещения РФ и Федеральной службой государственной статистики студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в Российской Федерации год от год становится меньше: в 2010/11 учебном году обучалось чуть более 7 млн., в 2018/19 – 4,1 млн., а по состоянию на текущий год – 4, 04 млн. чел.
Во многом вышеуказанная статистика обусловлена материальным фактором, бюджетных мест для всех не хватает, а оплачивать обучение может себе позволить не каждый студент, кроме того, очное обучение практически исключает возможность трудоустройства, в связи с чем, студенты оказываются в критической финансовой ситуации.
Большинство студентов, как правило, финансово несамостоятельные люди, их доходы и расходы в основном зависят от доходов родителей (законных представителей), если же такой поддержки нет, то речь о продолжении образования фактически не идет, поэтому сразу же после школы многие ребята отправляются работать.
Для поддержки студентов действуют различные льготы, но они не обеспечивают даже минимальных потребностей человека, но позволяют сэкономить немного денег родителям студентов.
Студенту – очнику, получающему образование в рамках бюджетного финансирования, выплачивается стипендия. Ее объем назначается в зависимости от того какое образование получает студент (высшее или среднее профессиональное образование). В тоже время в рассматриваемой сфере существует немало сложностей.
Прежде всего, размер стипендий очень маленький и не может гарантировать студенту комфортной в материальном смысле жизни.
Стипендия не равна прожиточному минимуму, составляет небольшую сумму, особенно для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования.
Помимо этого, стипендию получают далеко не все студенты, обучающиеся по очной форме, в большинстве российских вузов существует рейтинговый подход к выплате стипендий, поэтому только те студенты, которые учатся хорошо, то есть успевают по всем предметам и дисциплинам учебного плана и имеют отметки «5» и «4» либо среднюю отметку по итогам сессии не ниже «4», получают стипендию.
Хорошие льготы существуют для студентов, получающих впервые высшее образование по заочной форме обучения, таким студентам не выплачивается стипендия, но, если они официально трудоустроены, получают «белую» зарплату и имеют гарантированный Трудовым кодексом РФ социальный пакет, то таким студентам оплачиваются учебные отпуска, сохраняется трудовой стаж. То есть в материальном смысле учиться заочно таким студентам выгодно. Материальная помощь и социальные выплаты студентам в основном касаются детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также нуждающихся студентов. В данном случае следует отметить, что забота государства для таких категорий граждан очень нужна и важна, так как они могут получить среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, не будь поддержки от государства, путь к профессии для многих социально незащищённых граждан был бы закрыт.
Все указанные проблемные вопросы дополнительно обуславливают актуальность рассматриваемой темы.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ социальной помощи и льгот студентам.
Для достижения оставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— исследовать понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения,
— рассмотреть правовое регулирование льгот в системе социального обеспечения
— дать общую характеристику студенческой карты ISIC,
— рассмотреть образовательные кредиты,
— выявить проблемы и перспективы, существующие в рассматриваемой сфере.
Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере предоставления социальной помощи и льгот студентам.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, акты судебных органов, статистика, отражающие различные аспекты предоставления социальной помощи и льгот студентам.
Теоретической основой исследования стали научные труды в области права таких ученых, как Д.В. Агашев, В.С. Аракчеев, А.Л. Благодир,
Е.И., Бутенко, В.В. Волкова, М.В. Гончарова, Е.Е. Мачульская, Г.Г. Пашкова, Е.Г. Крылатых, В.И. Шкатулла и др.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, подзаконные и ведомственные правовые акты.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частно научные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала. Работа включает введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Неоспоримым остается тот факт, что в современных реалиях проблема обеспечения права граждан на социальную защиту не теряет своей актуальности. Российская Федерация провозглашается социальным государством, вектор правового регулирования которого направлен на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, поэтому изучение области социальной защиты граждан привлекает к себе все большее внимание не только ученых, но и практиков.
Несмотря на активную политику государства в сфере повышения уровня жизни населения, уровень бедности в России по-прежнему находится на высоком уровне, в связи с чем необходима более детальная проработка механизма социального обеспечения и защиты малообеспеченных граждан не только на федеративном уровне, но и на уровне субъектов.
Особую группу незащищенных слоев населения представляют собой студенты образовательных учреждений. Отдельно среди них стоит выделить малообеспеченных граждан, помощь в достижении достойного уровня жизни которых, является прерогативой современного государства.
Молодежь — это будущее нашей страны. Своевременное оказание помощи призвано не только повысить их уровень жизни, но и простимулировать дальнейшее развитие каждой отдельно взятой личности. Меры поддержки, принимаемые сейчас, безусловно, принесут свои плоды в будущем при укреплении позиций государства.
На сегодняшний день студенты являются одной из наиболее финансово уязвимых категорий российских граждан, что особенно характерно для обучающихся очно.
Не имея возможности работать либо подрабатывать, они находятся на полном содержании родителей, опекунов или попечителей. В том случае, если таковых нет, материальная ситуация студента многократно ухудшается.
Для того, чтобы поддержать студенчество на государственном уровне предусмотрены разнообразные льготы и меры социальной поддержки.
Однако необходимо отметить, что получить их возможно совершенно не во всех учебных заведениях, это напрямую зависит от объема бюджетного финансирования, предоставления дополнительных платных услуг, в общем, наличия свободных денежных средств, которые можно было бы дополнительно потратить на эти цели.
В основной массе студентам предоставляются стипендии, которые могут носить повышенной характер либо являются социальными, также могут предоставляться компенсация средств, затраченных на проезд или же бесплатное питание, как это было в условиях пандемии covid-19.
Мерой, направленной на развитие студенческого кругозора, является возможность осуществления международного туризма с помощью карты ISIC, при этом необходимо отметить, что популярностью она в нашей стране не пользуется, а большинство студентов даже никогда не слышали о её существовании.
Во многом это обусловлено ранее обозначенными проблемами, полное отсутствие финансовых возможностей исключает проявление интереса в рассматриваемой сфере, в связи с чем, доля студенческих туристов в России ничтожна мала, по сравнению с зарубежными странами.
Примерно аналогичным образом ситуация обстоит в отношении образовательных кредитов.
Желая поддержать студентов, государство ввело льготные ставки и программы, однако, на сегодняшний день реально действует они исключительно в Сбербанке, но особым спросом также не пользуются.
Вместе с тем, большинство студентов не знают о тех мерах социальной поддержки, которые которыми они могли бы воспользоваться при наличии определенных условий.
Сам материальный уровень студентов очень низок, именно отсутствие средств к существованию большинство из них называет в качестве своей основной проблемы.
Нередко ситуация обостряется до таких пор, что студентам приходится прибегать к судебной защите своих прав, в связи с чем были также выявлены сложности, касающиеся срока рассмотрения дел в административном и судебном порядке.
Промежуток времени между подачей иска и вынесением судебного акта огромен, а отсутствие финансовых средств требует принятия немедленных мер.
Для повышения эффективности социальной и воспитательной работы со студенческой молодежью, руководство учебного заведения должно разрабатывать особые программы, методы по улучшению качества информирования студентов на базе университета о мерах социальной поддержки студентов. А также проводить мониторинг состава обучающихся, для лучшего понимания ситуации в учебном учреждении и контроля благополучного положения студентов в обществе.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛЬГОТ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения
Льготы в самом общем представлении рассматривают как средства, способы, мероприятия, с помощью которых субъект ставится в лучшее положение по сравнению с общеустановленным статусом граждан государства, как правило, путем освобождения от несения некоторых обязанностей. Но эту задачу, законодательство решает и с помощью иных юридических средств: преимуществ, предпочтений, прерогатив, привилегий, иммунитетов, гарантий.
При этом в законодательстве, включая и зарубежное [28, С.590], в большинстве случаев указанные категории используют как синонимы, преследующие одну и ту же цель — создание более благоприятного правового режима для отдельных категорий лиц (физических и юридических).
Данный подход является наиболее распространенным, однако он имеет существенный недостаток, поскольку под понятием «льгота» скрываются необоснованные привилегии и прерогативы, что приводит к нарушению важнейшего правового принципа социальной справедливости. Поэтому льготы многими авторами понимаются как разновидности специальных прав граждан (либо как более высокого уровня прав), предоставляемых отдельным группам населения, либо как поощрительное освобождение участника общественной жизни от некоторых установленных законом обязанностей.
К пониманию правовых льгот необходимо подойти иначе, рассматривая улучшение правового положения отдельных субъектов двумя способами.
Первый состоит в предоставлении субъекту дополнительных прав имущественного, организационного и личного неимущественного характера с сохранением общеустановленных обязанностей, к примеру, право на дополнительную жилую площадь и др.
Суть второго способа состоит в снижении отдельным категориям субъектов (индивидуальных или коллективных) бремени несения общеустановленных обязанностей, то есть полное или частичное освобождение от исполнения ряда обязанностей, которые возложены на всех иных лиц.