Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Юриспруденция Псо

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Социальная адаптация заключённых в местах лишения свободы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3
1.
Теоретико-методологические аспекты изучения адаптационных ресурсов осужденных. 7
1.1 Теоретические подходы к исследованию социальной
адаптации осужденных в местах лишения свободы.. 7
1.2 Виды
социально-психологической адаптации осужденных к местам лишения свободы.. 15
2. Практические
аспекты социальной адаптации осужденных в период отбывания наказания в виде
лишения свободы.. 25
2.1
Социокультурная деятельность с людьми, находящимися в местах лишения свободы.. 25
2.2 Трудовая
адаптация как основной фактор ресоциализации осужденных. 27
2.3 Религиозные
служители как необходимый компонент в социальной адаптации осужденных в местах
лишения свободы.. 34
3. Проблемные
аспекты социальной адаптации заключённых в местах лишения свободы и пути их
решения на примере исправительного учреждения Костромской области. 39
3.1 Проблемы
социальной адаптации заключённых исправительного учреждения Костромской
области. 39
3.2 Пути
оптимизации социальной адаптации заключённых в местах лишения свободы
Костромской области. 47
Заключение. 51
Библиографический список. 54

  

Введение:

 

Актуальность изучаемой темы
обусловлена следующими факторами.

Одной из важнейших задач, поставленных перед
персоналом мест лишения свободы уголовно-исполнительным законодательством,
наряду с другими, является оказание помощи осужденным в социальной адаптации.

Указанная задача направлена на то, чтобы приспособить
человека, оказавшегося в местах лишения свободы к условиям, имеющимся здесь, а
также к социуму, т.е. окружению, которое может быть образовано такими же
осужденными и персоналом, исполняющим специальные обязанности. Кроме УИК РФ
более детализированным образом условия исполнения наказаний изложены еще в
Правилах внутреннего распорядка ИУ, утвержденных Приказом Минюста России от 16
декабря 2016 г. № 295 [3]. Именно в этих Правилах подробно определены права,
обязанности, условия проживания, примерный распорядок дня, запреты и правила
взаимоотношений, которые необходимо соблюдать осужденным в отношении окружающих
граждан и персонала ИУ.

Отсюда следует заметить, что бывает не просто
человеку, впервые оказавшемуся в местах лишения свободы адаптироваться к
жестким, строго регламентированным правилам проживания и поведения в
исправительном учреждении, тем более, что за допускаемые нарушения возможно
применений различных видов дисциплинарных наказаний, т. е. привлечение к
ответственности.

Многолетний опыт наблюдений за осужденными в
исправительных учреждениях показывает, что не все лица, поступившие в ИУ для
отбытия уголовных наказаний, одинаково адаптируются к существующим в них
условиям и социальному окружению. Осужденные различаются между собой по степени
адаптивности к условиям исправительных учреждений. Кроме того, как присуще
обычным гражданам, так и осужденным свойственны различного рода фобии, стрессы,
истерические реакции и кризисные состояния. Последствия проявления названных
состояний могут быть и негативными.

Осужденные, как правило, не испытывают тревоги в
отношении построения возможных негативных отношений с представителями
администрации ИУ. В подавляющем большинстве все опасения и тревоги у них
связаны с построением отношений с лицами, себе подобными. У одних были
отношения конфликта с кем-либо из лиц, также находящихся здесь, еще на свободе,
другие уверены, что конфликты на определенной почве могут обязательно возникать
в процессе отбывания срока наказания. Вот как описывает ситуации мест лишения
свободы современный известный исследователь: «Законы тюрьмы просты и жестоки.
Санкции их примитивны и однообразны – увечье, побои, а иногда и лишение жизни.
Личность новичка проверяется жестоким и примитивным ритуалом.

Индивид оказывается перед выбором: принять или не
принять навязываемый ему статус. Решение должно быть быстрым, а действия
чрезмерно интенсивными. Реакция личностного самосохранения часто бывает бурной,
аффективной. Суровые тюремные законы исходят из жестких условий существования.
Эти законы примерно одинаковы в тюрьмах всего мира. Дополнительные блага здесь
добывают за счет других.

Личность, не утвердившаяся в социуме, стремится к
самоутверждению в асоциальном мире. Однако и здесь она сталкивается с жесткой
борьбой. Личностный статус в криминальной среде зависит от индивида, его
физической силы, «бывалости», толерантности (уступчивости к трудностям) в
адаптационный период, жестокости и цинизма в обращении с «низами».

Чтобы не допустить негативных явлений названного
характера в среде осужденных необходима их социальная адаптация.

Объектом исследования являются социальные отношения, складывающиеся в системе
социальной адаптации заключенных.

Предмет исследования составляют нормы права, регулирующие отношения
по социальной адаптации заключенных.

Цель исследования
– выявление особенностейсоциальной адаптации
заключённых в местах лишения свободы.

Исходя из заявленной цели были поставлены следующие
задачи:

— изучить теоретические
подходы к исследованию социальной адаптации осужденных в местах лишения
свободы;

— рассмотреть виды социально-психологической адаптации
осужденных к местам лишения свободы;

— охарактеризовать социокультурную деятельность с
людьми, находящимися в местах лишения свободы;

— исследовать трудовую адаптацию как основной фактор
ресоциализации осужденных;

— проанализировать деятельность религиозных служителей
как необходимый компонент в социальной адаптации осужденных в местах лишения
свободы.

Практическая
значимость
заключается в возможности использования результатов исследования в практической
деятельности.

Методологическое основание данного исследования составил
диалектико-материалистический метод познания объективной действительности,
благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в развитии,
взаимосвязи, взаимообусловленности, с применением категориального аппарата
диалектики, в частности таких ее понятий, как «общее и особенное», «явление и
сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность и
возможность» и др.

Формально-логический метод отразил применение при написании
данной работы законов логики и приемов выводного знания (анализ, синтез,
индукция, дедукция).

При помощи системно-функционального и системно-структурного
метода появилась возможность рассмотреть изучаемую тему в разрезе  системного образования в структуре уголовного
права, определить его функциональное предназначение, внутреннюю сущность,
системные связи его элементов.

При
работе над темой исследования была использована нормативно- правовая база Российской
Федерации, регулирующая правовые основы назначения, выплат и прекращения
предоставления пособий и денежных социальных выплат.

Гипотеза. В местах лишения
свободы процесс социальной адаптации имеет свою специфику, связанную прежде
всего с экстремальностью и сложностью условий отбывания наказания. От того,
какой характер примет социальная адаптация, зависит дальнейшая: судьба,
осужденного, а на макроуровне от степени эффективности социальной адаптации
заключенных зависит уровень, рецидивной преступности, который в современном
российском обществе имеет тенденцию роста. Следовательно, пенитенциарная
система российского; общества требует коренного преобразования в соответствии с
международными стандартами, в которых за основу берется: уважение: и соблюдение
прав осужденного, а также неущемление его человеческого достоинства.

Структура
работы. Данная работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность
выбранной темы, ставятся цели и задачи, двух глав и пяти параграфов, в которых
раскрывается сущность рассматриваемого  в
данной работе вопроса, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Социальная реабилитация и адаптация лиц, находящихся в
местах лишения свободы, является важной задачей государственной власти и
органов местного самоуправления.

Положение человека, отбывшего наказание, является
довольно тяжелым потому, что в период лишения свободы он, ежедневно подчиняясь
строгим правилам тюремного распорядка, утрачивает способность к
самостоятельности, отвыкает от необходимости заботиться о себе, во всем
полагается на «предусмотрительность» администрации.

Социальная адаптация (в широком смысле) – это
деятельный процесс приспособления и привыкания человека к выполнению условий и
правил проживания в социальной среде, и состоит в том, чтобы адаптировать
осужденного, освобождаемого от наказания, к новому обществу, следовать
определенным нормам, правилам, предписаниям, устоям, которые характерны для
данной среды, приобретению навыков, которые позволяют жить и приспосабливаться
в обществе.

Сама подготовка к освобождению от наказания длится в
течение всего срока отбывания наказания осужденным.

Она включает в себя такие задачи, как: получение новых
специальностей, трудовых навыков, повышение общего образования, которые
впоследствии позволяют организовать свой быт.

Даже находясь в местах лишения свободы, осужденные
имеют право на телефонные переговоры, посылки, передачи, бандероли, свидания,
что позволяет беречь отношения со своей семьей и воспрепятствовать ее распаду.

В свою очередь, учреждения, исполняющие наказание в
виде лишения свободы обязаны проводить воспитательную работу с осужденными, с
целью привития навыков общения с людьми и их поведения в обществе.

Перед тем, как осужденные освобождаются от наказания,
с ними проводится целенаправленная работа, которая заключается в решении
проблем, встающих перед выходом на свободу.

Данная работа проводится не позднее чем за шесть
месяцев до истечения срока лишения свободы, а что касается осужденных к лишению
свободы на срок до шести месяцев – после вступления приговора в законную силу.

В это время администрация учреждения обязана уведомить
органы местного самоуправления и Федеральную службу занятости по избранному
осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, имеется ли у него
жилье, его трудоспособность, а также наличие у него образования и
специальностей.

В настоящее время существует целый ряд проблем
социализации осужденных после отбывания наказания в виде лишения свободы:

— ни на федеральном, ни на областном, ни на местном
уровнях не существует специальных программ и органов по социальной адаптации
лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

— многие руководители органов местного самоуправления
имеют слабое представление о сути, содержании, целях и задачах деятельности по
комплексной социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

— государственные и муниципальные структуры,
оказывающие населению помощь и государственные услуги, практически не
взаимодействуют с Федеральной службой исполнения наказаний. Преемственность в
работе с бывшими осужденными отсутствует. Не учитываются и не анализируются
опыт и результаты работы учреждений уголовно-исполнительной системы по
социальной адаптации осужденных;

— большинство бывших заключенных остается один на один
со своими проблемами без поддержки государства.

Для того чтобы скорее приблизить процесс социальной
адаптации лиц, освободившихся или готовящихся к освобождению из мест лишения
свободы, необходимо принять следующие меры:

– проведение беседы с каждым осужденным, в ходе
которой нужно выяснить, где он намерен проживать, работать или учиться после
освобождения, поддерживает ли связь с родственниками, его жизненные планы, с
разъяснением целесообразности возвращения на место постоянного проживания, а
также на предприятие, где он работал до осуждения;

– проведение занятий в «Школе подготовки осужденных к
освобождению»;

– получение письменных заявлений освобождаемых об
оказании им содействия в трудовом и бытовом устройстве по месту жительства;

– рассмотрение заявлений и принятие должных решений об
оказании помощи в трудовом и бытовом устройстве органами местного
самоуправления.

В свою очередь, рассматривая проблему правоотношений
государства с бывшими заключенными, нельзя ограничиваться только вопросами
оказания им помощи. Лица асоциальной направленности, с искаженной ценностной
ориентацией требуют особого внимания, не только правоохранительных органов, но
также общественности, и УИС.

В нашем государстве на данном этапе формирования
общества не хватает именно такой службы, которая могла бы целенаправленно
помогать осужденным, освободившимся из мест лишения свободы не только в
социальном аспекте, но также в моральном и материальном.

Фундамент ресоциализации закладывается с самого
первого дня пребывания осужденного в ИУ.

Отсюда следует, что содержание в местах лишения
свободы должно способствовать возвращению осужденных в общество в качестве
законопослушных, общественно полезных граждан

 

Фрагмент текста работы:

 

1.
Теоретико-методологические аспекты изучения адаптационных ресурсов осужденных 1.1 Теоретические подходы к исследованию социальной
адаптации осужденных в местах лишения свободы Развитие воспитательной системы пенитенциарных
учреждений, в рамках которой работа психолога направленана оптимизацию процесса
социально-психологической адаптации осужденных к наказанию в виде лишения
свободы, обусловливает изучение особенностей их социально-психологической
адаптации к условиям исправительного учреждения [11, с. 108].

Основными целями деятельности персонала УИС в
направлении социальной адаптации осужденных в ИУ являются:

1) обеспечение оптимальных условий для адаптации
осужденных к условиям изоляции, их исправления;

2) создание предпосылок для успешной адаптации после
освобождения из мест лишения свободы.

Социальная адаптация может рассматриваться как:
задача, вид деятельности, технология, процесс в исправительной деятельности в
отношении лиц, отбывающих уголовные наказания.

Социальная адаптация – это интегративный показатель
состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные
биосоциальные функции, а именно: адекватное восприятие окружающей действительности
и собственного организма; построение адекватной системы отношений и общения с
окружающими; способность к труду, обучению, к организации отдыха и досуга;
изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями
других [4, с. 11].

Социальная адаптация (в широком смысле) – процесс
приспособления человека к соблюдению условий и правил проживания в обществе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы