Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология ДО

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Сенсорные игры и их роль в формировании целостной картины мира у детей раннего возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава1. Научно — теоретические основы формирования
целостной картины мира у детей раннего возраста в процессе сенсорных игр. 6

1.1.Теоретическое обоснование формирования
целостной картины мира у детей раннего возраста. 6

1.2.Специфика сенсорных игр. 9

1.3. Влияние сенсорных способностей на
формирование целостной картины мира  12

Глава 2. Методы развития сенсорных способностей детей
раннего возраста. 19

2.1. Особенности организации сенсорных игр у детей раннего
развития как средства формирования целостной картины мира. 19

2.2. Методическая разработка сенсорных игр для детей
раннего развития. 25

2.3. Эффективность разработанной методики. 33

Заключение. 36

Список используемой литературы.. 39

Приложения. 42

  

Введение:

 

Ощущения, чувственное восприятие и
наглядные представления являются главным средством познания окружающей
действительности. Сенсорное развитие – необходимое условие овладения любой
практической деятельностью. Именно поэтому процесс сенсорного развития ребенка
находится в фокусе интересов психологов и педагогов.

С момента рождения ребенок начинает
постигать окружающий его мир, а уже в раннем детстве, после двух лет, уже на
новом уровне он развивает свои сенсорные способности, полученные в
младенчестве. Осязание, мышечные чувства, зрение направлены на познание
величины, формы и цвета предметов. Сенсорное развитие оказывает влияние на
многие сложные процессы в формировании ребенка, развитие памяти, мышления,
воображения и т.д. Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира.
От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным и
обонятельным путем во многом зависит его будущее нервно-психическое развитие.
Упущения в формировании сенсорной сферы детей на ранних этапах развития
компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Вот почему в дошкольном
образовании этому вопросу уделяется основное внимание.

Еще одной важной задачей, которую
ставит ФГОС ДО, является создание пространства, способствующего развитию всех
сенсорных систем ребенка. Решение данной задачи осуществляется педагогами ДОО в
рамках сенсорного развития.

Гаврилушина О.П. в своих
исследованиях указывает, что: «Сенсорное развитие – это развитие процессов
восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов». [7,
с.17].  Ребенок в жизни сталкивается с
многообразием форм и свойств предметов (игрушек, предметов домашнего обихода),
воспринимая все это и без целенаправленного воспитания. Однако, если усвоение
происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, оно нередко
оказывается поверхностным, неполноценным. Именно поэтому так важно сенсорное
воспитание и последовательное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Вопросом сенсорного развития в своих
работах уделяли внимание такие ученые как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А.
Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др., использование сенсорных игр в развитии
детей раннего возраста рассмотрено в исследованиях Л. А. Венгер, Т. П. Высоковой,
Е. И. Тихеевой, Т. Д. Марцинковской, Л. Н. Павловой, В. А.Пилюгиной, Е. А.
Флериной, Ю. М. Хохряковой и др. Большое значение игр обусловлено возрастными
особенностями детей.

Таким образом, актуальность изучения
проблемы заключается в том, что от формирования сенсорного воспитания у детей
раннего возраста напрямую зависит развитие всех самых важных качеств,
необходимых ребенку для дальнейшей жизни. А, как утверждают специалисты,  формирование любых навыков лучше всего
происходит в процессе игровой деятельности.

Объект: формирование целостной картины мира у детей раннего
возраста

Предмет: использование
сенсорных игр в формировании целостной картины мира у детей раннего возраста.

Цель: изучение возможности использования сенсорных игр в формировании целостной картины мира у
детей раннего возраста.

В соответствии с целью нами определены задачи:

1. Изучить
понятие всестороннее развитие детей раннего возраста.

2. Определить
взаимосвязь сенсорного и умственного развития детей раннего возраста.

3. Проанализировать
виды игр по сенсорному развитию детей.

4. Рассмотреть
особенности методики проведения сенсорных игр с детьми раннего возраста.

5. Изучить
опыт МБДОУ № 53 по формированию целостной картины мира у детей раннего возраста
на основе использования сенсорных игр.

6. Составить методические рекомендации по использованию сенсорных игр
как средства формирования целостной картины мира.

Практическая значимость результатов работы состоит в том, что
разработанный комплекс мероприятий по формированию целостной картины мира у
детей раннего возраста средствами сенсорной игры, включающий содержание и формы
работы с детьми, методическую работу с педагогами и родителями по организации
данной деятельности, а также методические рекомендации могут быть востребованы
в профессиональной деятельности педагогами дошкольных учреждений, педагогами
дополнительного образования и родителями.

Структура: работа состоит
из введения, двух глав, заключения, и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для нашей выпускной
квалифицированной работы мы взяли тему «Сенсорные
игры и их роль в формировании целостной картины мира у детей раннего возраста».
Целью работы было изучение возможности
использования сенсорных игр в формировании целостной картины мира у детей
раннего возраста.

В соответствии с целью в работе были решены следующие задачи:

1. Изучено понятие всестороннего развития детей раннего возраста.

2. Определена взаимосвязь сенсорного и умственного развития детей раннего
возраста.

3. Проанализированы виды игр по сенсорному развитию детей.

4. Рассмотрены особенности методики проведения сенсорных игр с детьми
раннего возраста.

5. Изучен опыт МБДОУ № 53 по формированию целостной картины мира у детей
раннего возраста на основе использования сенсорных игр.

6. Составлены методические рекомендации по использованию сенсорных игр
как средства формирования целостной картины мира.

Изучив
научно-методическую литературу, мы сделали следующие выводы в теоретической
частинашейработы:

1. Формирование целостной картины мира
происходит с самого раннего детства при осуществлении образования ребенка в
системе ценностных ориентиров, составляющих собственно человеческое измерение,
а именно: родной язык, история, вера, философия, наука, религия, культура,
литература, традиции, образ мысли, образ родины, природы, привычки, семья.

2. Формирование целостной картины мира
ребенка является необходимой предпосылкой становления личности и означает, что
человек способен полно и глубоко понимать окружающий мир, отведя для себя в нем
определенное место.

3. Для формирования целостной картины мира
особое значение имеет сенсорное воспитание ребенка, потому что само слово
«сенсорика» происходит от латинского слова sensus, что означает «восприятие» и
означает непосредственное восприятие ощущений и внешних воздействий. Сенсорика
отвечает за восприятие человека всех процессов окружающего мира, за всю
информацию, которую он несет. Одним из основных сенсорных процессов является
ощущение. Оно отражает в человеческом сознании отдельные свойства и качества
предметов и явлений, непосредственно воздействующие на органы чувств.

4. Формированием и динамичным развитием всех
процессов сенсорики занимается сенсорное воспитание. Для более гармоничного
развития детской личности сенсорное воспитание необходимо начинать в самом
раннем детстве и проводить на всех этапах роста и развития ребенка. Содержание
сенсорного воспитания детей включает широкий объем свойств и признаков
предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного возраста.
Оно идёт от народной педагогики и получило развитие в теоретических трудах и
практике известных педагогов (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева и
другие). Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой,
тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в
пространстве.

5. Для того, чтобы вся необходимая информация
и все навыки усваивались наиболее эффективно, а дети не уставали и испытывали
интерес и удовольствие от процесса, сенсорное воспитание рекомендуется
проводить с помощью сенсорных игр. Многие из них связаны с обследованием
предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих
признаков. В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или
иному качеству. Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными
признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность
подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков.

В практической части
нашей работы была проведена диагностика сформированности навыков цвета,
величины и формы в младшей группе МБДОУ
№ 53, которая показала общий низкий и средний уровень развития этих навыков. После
применения разработанной методики сенсорных игр для детей раннего развития мы
провели повторную диагностику. Она показала, что выросло количество детей со
средним и высоким уровнем сформирванности навыков цвета, величины и формы

Таким образом, задачи изучения выполнены, следовательно, цель выпускной
квалификационной работы — изучить
возможности использования сенсорных игр в формировании целостной картины
мира у детей раннего возраста достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Ощущения, чувственное восприятие и
наглядные представления являются главным средством познания окружающей
действительности. Сенсорное развитие – необходимое условие овладения любой
практической деятельностью. Именно поэтому процесс сенсорного развития ребенка
находится в фокусе интересов психологов и педагогов.

С момента рождения ребенок начинает
постигать окружающий его мир, а уже в раннем детстве, после двух лет, уже на
новом уровне он развивает свои сенсорные способности, полученные в
младенчестве. Осязание, мышечные чувства, зрение направлены на познание
величины, формы и цвета предметов. Сенсорное развитие оказывает влияние на
многие сложные процессы в формировании ребенка, развитие памяти, мышления,
воображения и т.д. Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира.
От того, как малыш слышит, видит, как он воспринимает мир осязательным и
обонятельным путем во многом зависит его будущее нервно-психическое развитие.
Упущения в формировании сенсорной сферы детей на ранних этапах развития
компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Вот почему в дошкольном
образовании этому вопросу уделяется основное внимание.

Еще одной важной задачей, которую
ставит ФГОС ДО, является создание пространства, способствующего развитию всех
сенсорных систем ребенка. Решение данной задачи осуществляется педагогами ДОО в
рамках сенсорного развития.

Гаврилушина О.П. в своих
исследованиях указывает, что: «Сенсорное развитие – это развитие процессов
восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов». [7,
с.17].  Ребенок в жизни сталкивается с
многообразием форм и свойств предметов (игрушек, предметов домашнего обихода),
воспринимая все это и без целенаправленного воспитания. Однако, если усвоение
происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, оно нередко
оказывается поверхностным, неполноценным. Именно поэтому так важно сенсорное
воспитание и последовательное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Вопросом сенсорного развития в своих
работах уделяли внимание такие ученые как Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А.
Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др., использование сенсорных игр в развитии
детей раннего возраста рассмотрено в исследованиях Л. А. Венгер, Т. П. Высоковой,
Е. И. Тихеевой, Т. Д. Марцинковской, Л. Н. Павловой, В. А.Пилюгиной, Е. А.
Флериной, Ю. М. Хохряковой и др. Большое значение игр обусловлено возрастными
особенностями детей.

Таким образом, актуальность изучения
проблемы заключается в том, что от формирования сенсорного воспитания у детей
раннего возраста напрямую зависит развитие всех самых важных качеств,
необходимых ребенку для дальнейшей жизни. А, как утверждают специалисты,  формирование любых навыков лучше всего
происходит в процессе игровой деятельности.

Объект: формирование целостной картины мира у детей раннего
возраста

Предмет: использование
сенсорных игр в формировании целостной картины мира у детей раннего возраста.

Цель: изучение возможности использования сенсорных игр в формировании целостной картины мира у
детей раннего возраста.

В соответствии с целью нами определены задачи:

1. Изучить
понятие всестороннее развитие детей раннего возраста.

2. Определить
взаимосвязь сенсорного и умственного развития детей раннего возраста.

3. Проанализировать
виды игр по сенсорному развитию детей.

4. Рассмотреть
особенности методики проведения сенсорных игр с детьми раннего возраста.

5. Изучить
опыт МБДОУ № 53 по формированию целостной картины мира у детей раннего возраста
на основе использования сенсорных игр.

6. Составить методические рекомендации по использованию сенсорных игр
как средства формирования целостной картины мира.

Практическая значимость результатов работы состоит в том, что
разработанный комплекс мероприятий по формированию целостной картины мира у
детей раннего возраста средствами сенсорной игры, включающий содержание и формы
работы с детьми, методическую работу с педагогами и родителями по организации
данной деятельности, а также методические рекомендации могут быть востребованы
в профессиональной деятельности педагогами дошкольных учреждений, педагогами
дополнительного образования и родителями.

Структура: работа состоит
из введения, двух глав, заключения, и списка литературы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы