Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Организация различных видов деятельности и общения детей

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Сенсорное воспитание детей среднего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности 6

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного воспитания детей 6

1.2 Психолого-педагогические основы развития детей среднего дошкольного возраста 17

1.3 Особенности продуктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста 21

Глава 2 Методические аспекты сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности 30

2.1 Организационные аспекты исследования 30

2.2 Диагностика начального уровня сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста 40

Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности 50

3.1 Содержание работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности 50

3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 61

Заключение 71

Список использованных источников 75

Приложение 1 – Технологическая карта НОД по сенсорному воспитанию детей

Приложение 2 – Технологическая карта НОД по развитию сенсорной культуры детей

Приложение 3 – Технологическая карта НОД по сенсорному воспитанию детей

  

Введение:

 

Дошкольный возраст является периодом активного познания ребенком окружающего мира. Дети знакомятся с предметами, которые находятся рядом с ними, дома и на улице. Действуя с различными предметами, изучая их, вслушиваясь к издаваемым звукам, дошкольники познают их свойства и качества. К числу основных составляющих воспитательно-образовательного процесса в дошкольном возрасте относится развитие сенсорных и умственных способностей. Многие педагоги изучали систему сенсорного воспитания детей: Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Н.Н. Поддьяков, Н.П. Сакулина, А.П. Усова.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пункте 2.7. указывается, что развитие сенсорных способностей рассматриваются в рамках образовательной области «познавательное развитие» через формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Чувственный опыт для детей – это источник познания окружающего мира. То, как дошкольник мыслит, видит и принимает мир тактильно, во многом определяет его нервное и психическое развитие.

В среднем дошкольном возрасте знакомство с основными характеристиками предметов играет важную роль. Верная ориентация дошкольников в окружающем мире может быть достигнута в результате конкретных действий по изучению размеров, формы и цвета предметов, внимания, потому как это дает возможность обучать адекватному изучению предметов, выделению главных параметров. Однако многочисленные исследования в области педагогики и психологии демонстрируют, что восприятие детей дошкольного возраста отличается отсутствием полноты, точности, наличием фрагментарности и нецелесообразности. У детей наблюдается недостаточное овладение сенсорными эталонами (форма, цвет, размер, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.). Важность сенсорного воспитания ребенка для его будущей жизни ставит перед теорией и практикой дошкольного образования задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.

Теория восприятия разработана в отечественной психолого-педагогической науке Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Л.А. Венгером.

В работах Ш.А. Абдуллаевой, С.Л. Новоселовой, Э.Г. Пилюгиной, Э.Л. Фрухт доказано, что именно в раннем возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей.

Однако многие важные вопросы остаются мало разработанными. Изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы выявило отсутствие совокупности положений, в достаточной мере раскрывающих сущностную основу использования продуктивной деятельности как средства сенсорного воспитания для детей среднего дошкольного возраста.

Исходя из данного противоречия, проблема исследования состоит в определении возможностей продуктивной деятельности влиять на сенсорное воспитании детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: особенности воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Предмет исследования: сенсорное воспитание детей среднего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Цель исследования: теоретически обосновать особенности сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности и на основе опытно-экспериментальной работы проверить эффективность методики сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если следовать следующие условиям, то можно успешно способствовать сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста:

 продуктивная деятельность как средство сенсорного воспитания;

 создание предметно-развивающей среды в ДОО по сенсорному воспитанию детей, которая будет состоять из материалов, необходимых для эффективной продуктивной деятельности;

 консультирование родителей по вопросам сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме сенсорного воспитания детей.

2. Изучить психолого-педагогические основы развития детей среднего дошкольного возраста.

3. Рассмотреть особенности продуктивной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

4. Представить организационные аспекты исследования.

5. Изучить начальный уровень сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста.

6. Представить содержание работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

7. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение, интерпретация, классификация, наблюдение за детьми, экспериментальные методы, качественный и количественный анализ полученных данных.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате выполнения данного исследования были получены следующие результаты:

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить понятие «сенсорное воспитание» как развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Ученые подчеркивают роль перцептивных действий в развитии восприятия целостного образа предметов. Только в деятельности формируются нужные системы связей, развиваются новые свойства нервных процессов. Все это подтверждает необходимость специального обучения сенсорным действиям, педагогического руководства сенсорным развитием.

Средний дошкольный возраст – это важный период в жизни ребенка. В этот период за довольно короткое время происходят значительные изменения в формировании психических процессов, в установлении межличностных отношений ребенка с окружающим миром. У детей среднего дошкольного возраста можно выделить такие особенности психических процессов, как их произвольность, любознательность (проявляющаяся в активности и инициативе), активное взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и ровесниками.

Опираясь на мнение ученых, можно сделать вывод о том, что продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей, в результате которой появляется определённый продукт. Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Стандарты продуктивной деятельности в основном исходят из аналогичных общих сенсорных стандартов (цвет, форма, размер, текстура). Выделяют как традиционные, так и нетрадиционные формы работы, направленные на развитие сенсорных способностей посредством продуктивной деятельности.

Для решения исследовательских задач на основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования организовано экспериментальное изучение начального уровня сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста. Исследовательская работа включала 3 этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В исследовании приняли участие дети среднего дошкольного возраста в количественном составе 20 человек. В эксперименте принимали участие 12 девочек и 8 мальчиков. Дети разделены на две группы – экспериментальную и контрольную по 10 детей в каждой из группы.

Анализ полученных результатов на констатирующем этапе позволил сделать следующие выводы:

 в экспериментальной группе детей соответствующих высокому уровню сенсорного воспитания было выявлено 30%, в контрольной группе – 0%, они самостоятельно выполнили все задания;

 у 40% от общего числа воспитанников в экспериментальной группе и у 50% детей контрольной группы, мы выявили средний уровень сенсорного воспитания, ребенок самостоятельно и правильно выполнил не менее половины задания, либо выполнил 2/3 задания с помощью педагога;

 30% детей в экспериментальной группе имеют низкий уровень сенсорного воспитания, а в контрольной группе – 50%. Эти дети не справлялись с заданиями даже с помощью педагога.

При этом многие родители имеют представление о сенсорном воспитании детей, о том, что его нужно развивать, используя разнообразные методы и приемы, большинство из них считает, что сенсорное воспитание необходимо начинать в раннем возрасте.

Целью формирующего этапа исследования было повышение уровня сенсорного воспитания у детей среднего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности в экспериментальной группе. Одна из групп – экспериментальная, подвергалась педагогическому воздействию, другая – контрольная, нет.

В ходе формирующего эксперимента была учтена разница в уровнях сенсорного воспитания у отдельных дошкольников экспериментальной группы, следовательно, к дошкольникам с низкими показателями был особенно необходим индивидуальный подход. В основу формирующего этапа исследования была положена гипотеза, поставленная во введении.

Первое положение – продуктивная деятельность как средство сенсорного воспитания. Также нами были отобраны и внедрены занятия по рисованию, лепке, аппликации. Всего было проведено 8 занятий: 4 по рисованию, 2 по лепке и 2 по аппликации. При проведении занятий обращалось внимание на развитие сенсорных эталонов формы, цвета, развитию сенсомоторики детей младшего дошкольного возраста.

Второе положение – создание предметно-развивающей среды в ДОО по сенсорному развитию детей. Для сенсорного воспитания детей нами был создан центр сенсорного воспитания в группе, в который вошли игрушки, для развития мелкой моторики: сенсорные коврики, прищепки, бусы, бросовый материал, природный материал, крышки, шнуровки, крупные пазлы, шишки, камни, крупы, массажные мячи.

Третье положение – консультирование родителей по вопросам сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Анализ полученных результатов на контрольном этапе позволил сделать следующие выводы:

 в экспериментальной группе детей соответствующих высокому уровню сенсорного воспитания было выявлено 40%, в контрольной группе – 0%, они самостоятельно выполнили все задания;

 у 60% от общего числа воспитанников в экспериментальной группе и у 60% детей контрольной группы, мы выявили средний уровень сенсорного воспитания, ребенок самостоятельно и правильно выполнил не менее половины задания, либо выполнил 2/3 задания с помощью педагога;

 0% детей в экспериментальной группе имеют низкий уровень сенсорного воспитания, а в контрольной группе – 40%. Эти дети не справлялись с заданиями даже с помощью педагога.

По результатам контрольного этапа эксперимента количество детей с высоким уровнем сенсорного воспитания в экспериментальной группе увеличилось на 10% (было 30%, стало 40%). Количество детей со средним уровнем сенсорного воспитания в экспериментальной группе увеличилось на 20% (было 40%, стало 60%), а количество детей с низким уровнем сенсорного воспитания в экспериментальной группе уменьшилось на 30% (было 30%, стало 0%).

По итогам проведенной опытно-экспериментальной работы можно отметить положительную динамику в сенсорном развитии детей экспериментальной группы. Следовательно, разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня сенсорного воспитания у дошкольников в системе продуктивной деятельности достаточно эффективен.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены. Гипотеза исследования подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорного воспитания детей

Исследование сенсорного воспитания детей является одной из классических научных проблем, которая на протяжении многих лет занимала внимание зарубежных и отечественных авторов. О. В. Морозова указывает на то, что в психологической и педагогической литературе прошедших нескольких веков широко использовались понятия «развитие и воспитание органов чувств», «организации ощущений», «развитие и воспитание сенсорных способностей». В трудах таких авторов как О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Михеева и иных исследователей представлена целостная система сенсорного воспитания. Авторы придерживались разных подходов к описанию сути детского восприятия.

В отечественных литературных источниках понятие «сенсорное воспитание», как правило, считается синонимом развития восприятия либо перцептивного развития. Восприятие (латинское происхождение) означает принятие, усвоение, постижение умом либо чувствами. По традиционным представлениям существует 5 органов чувств. На самом деле их больше, потому что каждому типу сенсорной информации соответствует свой специфический тип «чувствительности», собственная сенсорная система .

Сегодняшняя психология изучает основные компоненты чувственного восприятия, чувственного познания – ощущения, восприятие, представление – как формы психического отражения объективного мира. В кратком словаре системы психологических понятий определяется ощущение в качестве «простейшей формы познания некоторых свойств объектов, воздействующих на анализаторы». В свою очередь восприятие – «простейшая из свойственных человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа, а также субъективный образ объекта, непосредственно воздействующего на анализатор». Представление понимается как наглядный образ, который возникает на базе предшествующего опыта восприятие посредством его воспроизведения в памяти или воображении .

В первую очередь, восприятие является чувственным осознанием некоторых предметов либо явлений. В соответствии с мнением А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, «в каждое восприятие включается и воспроизведенный предыдущий опыт, и мышление воспринимаемого, с его чувствами, эмоциями» .

Процессы восприятия, в соответствии с деятельностным подходом к изучению психики, могут изучаться как специфические действия, которые можно назвать перцептивными, либо сенсорными. В трудах отечественных психологов (Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко) указывается на то, что перцептивное действие – это действие в полном и точном смысле данного слова. Данная целостная активность, которая ориентирована на решение определенных задач и реализуется при помощи особых операций, основанных на применении известных средств .

Задача перцептивных действий состоит в том, чтобы исследовать определенные объекты, их отношения и создать их внутренний образ, посредством которого субъект управляет их поведением. Ведущим средством осуществления перцептивных действий на определенном этапе развития ребенка являются сенсорные эталоны. Перцептивные операции являются способами использования сенсорных стандартов при решении перцептивных задач, стоящих перед человеком.

Продуктом перцептивного действия, по мнению В.П. Зинченко, является субъективный образ объекта, процесса или явления, непосредственно воздействующий на анализатор. Его нельзя назвать суммой ощущений, человеку не нужно каждый раз учитывать все свойства объекта. «Будучи объектом восприятия, объект поворачивается к субъекту определенной стороной в зависимости от поставленной задачи и сформированных способов перцептивных действий», — отмечает В. П. Зинченко .

На основании данного подхода Ю.М. Хохрякова определяет сенсорное воспитание детей раннего возраста как развитие восприятия, рассматриваемое через призму формирования перцептивных действий.

Л.А. Венгер, Е.Г. Пилюгина представляют следующее определение: «сенсорное воспитание детей является развитием их восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предмета: его форме, цвете, размере, положении в пространстве, а также обонянии, вкусе и др.».

Л.А. Венгер называет сенсорное воспитание «фундаментом» общего психического развития. Однако оно имеет и самостоятельное значение, поскольку полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов работы» .

Высокий уровень сенсорного воспитания важен для человеческой деятельности вообще, и особенно для творческой деятельности. Истоки сенсорных способностей, по мнению ученого, лежат в общем уровне сенсорного воспитания, который достигается в раннем детстве .

А.П. Усова и Н.П. Сакулина считают, что сенсорное воспитание – это формирование новых сенсорных процессов и свойств, не существовавших у ребенка под влиянием активного педагогического воздействия .

Сенсорное воспитание, по мнению Ю.М. Хохрякова, трактуется в отечественной науке как процесс необратимых качественных и количественных позитивных изменений, происходящих под влиянием приобщения детей к сенсорной культуре, созданной обществом .

Продуктом сенсорного воспитания, по мнению А. В. Запорожца, являются сенсорные эталоны-образцы чувственно воспринимаемых свойств и отношений предметов (цвета, геометрические фигуры, высота музыкальных звуков и др.), которые исторически идентифицируются, фиксируются вербально и упорядочиваются на основе принципов классификации. «Индивид усваивает системы такого рода в детстве и учится использовать их как системы сенсорных мер или эталонов для анализа окружающей среды и систематизации своего сенсорного опыта», — пишет А.В. Запорожец .

Сенсорные стандарты можно рассматривать как средство выполнения перцептивных действий. В дошкольных образовательных организациях организуется процесс формирования у детей сенсорных референтных систем и способов выполнения перцептивных действий, приобщения их к сенсорной культуре общества, что можно определить как сенсорное воспитание, или «педагогическое руководство» сенсорным развитием .

В психологии учение о роли субъектной деятельности в формировании восприятия как целостного образа субъекта обусловлено практической обособленностью субъекта в деятельности человека. Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев и др. доказали, что сенсорика развивается не только в процессе пассивного созерцания действительности, но и в процессе активной практической деятельности .

Изучая природу восприятия и ощущения, И. М. Сеченов показал, что все виды деятельности исходят из рефлекса и сохраняют его структуру. Ощущение как явление возникает только как часть рефлекторного акта с его «двигательными последствиями». Предметная деятельность, по мнению ученого, выступает условием практической реализации прежде, чем она может быть дана в ощущении. Наши ощущения и восприятия не имели бы качества объективности, соотнесенности с предметами внешнего мира без участия движения .

Сказанное выше определяет важность практической деятельности и специальной подготовки в сенсорных действиях, то есть педагогического руководства в сенсорном развитии детей.

Л. А. Венгер считает, что процесс сенсорного воспитания заключается в ознакомлении дошкольников с сенсорными эталонами и развитии у них перцептивных операций для использования этих эталонов с целью изучения предметов и явлений, выделения их свойств и характеристик.

Усвоение ребенком системы сенсорных эталонов является главным средством выполнения перцептивных действий. Ребенок усваивает различные свойства определенных объектов, сравнивая их воспринимаемые качества с элементами этих систем, и его восприятие становится целенаправленным и организованным .

Ребенок не способен усвоить все системы чувственных эталонов сразу, поскольку они представляют собой достаточно сложные образования, выработанные человечеством в процессе общественно-исторической практики. Л. А. Венгер говорит о постепенном усвоении универсального чувственного опыта, которое заключается в том, что формированию индивидуальных средств выполнения перцептивных действий – «пред-эталонов» предшествует усвоение общепринятых типов эталонов. Кроме того, система норм усваивается ребенком не сразу, а по отдельным элементам .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы