Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Сенсорное развитие раннего возраста по методике Монтессори

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты сенсорного развития раннего возраста по методике Монтессори 5

1.1. Психолого-педагогические исследования в области сенсорного развития детей дошкольного возраста 5

1.2. Методика Монтессори в сенсорном развитии детей раннего возраста 15

Выводы по главе 1 25

Глава 2. Практические аспекты сенсорного развития раннего возраста по методике Монтессори 27

2.1. Диагностика сенсорного развития детей раннего возраста 27

2.2. Комплекс мероприятий для раннего возраста в рамках Монтессори педагогике для сенсорного развития детей 43

В приложении также представлены примеры различных игр с элементами Монтессори. 48

Выводы по главе 2 49

Заключение 51

Список использованной литературы 54

Приложение 57


  

Введение:

 

Актуальность выбранной темы.

Проблема сенсорного развития детей младшего дошкольного воз-раста является актуальной, так как именно этот возраст наиболее благо-приятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Важность сенсорного развития определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятии.

Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зре-ния, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память воображе-ние, мышление.

Проблемой сенсорного развития занимались такие выдающиеся за-рубежные ученые в области дошкольной педагогики как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие.

Они справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из ос-новных сторон дошкольного воспитания.

Итальянский педагог Мария Монтессори предложила оригинальную методику, способствующую развитию сенсорных эталонов у детей млад-шего дошкольного возраста.

Разработанные ею дидактические материалы, подобранные соответ-ствующим образом, дают детям младшего дошкольного возраста сенсор-ные стимулы, управляющие органами чувств.

В педагогике М. Монтессори основное место уделяется сенсорным эталонам. Сенсорные эталоны – это выбранные человечеством представ-ления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений – цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоте звуков, длительности промежутков времени и т. д.

Объект исследования — развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования: Сенсорное развитие детей раннего возраста по методике Монтессори.

Цель работы является: формирование ребенка на сенсорное развитие по методике Монтессори.

Задачи:

1. Изучить психолого-педагогические исследования в области сен-сорного развития детей дошкольного возраста

2. Проанализировать методику Монтессори в сенсорном развитии детей раннего возраста

3. Провести диагностику сенсорного развития детей раннего возрас-та

4. Сформировать комплекс мероприятий для раннего возраста в рамках Монтессори педагогике для сенсорного развития детей.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Понятие о сенсорном развитии может быть выделено в сопоставле-нии со сходным понятием о сенсорном воспитании.

Сенсорные процессы, как известно интенсивно развиваются в до-школьном детстве. Многие исследователи согласны, что успешность ум-ственного, эстетического, физического воспитания зависит от сенсорного развития детей.

С сенсорным воспитанием органически связано умственное развитие ребенка. В результате активизации деятельности рецепторных систем у де-тей накапливаются, беспорядочные и смутные представления (впечатления) эмпирически воспринимаемого мира. Возникает задача их упорядочения, выработки ясных представлений и четких понятий».

Освоение сенсорных эталонов у детей начинается в раннем детстве и длится все дошкольное детство и выходит за его пределы.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и фор-мирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цве-те, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Зна-чение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве имеет большое

Монтессори — материалы служат важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое составляет основу обучения ребёнка в до-школьном и младшем школьном возрасте.

В исследовании участвовали 23 ребенка раннего возраста. 12 дево-чек и 11 мальчиков.

По методике «Группировка игрушек (методика Л.А. Венгера)» мы получили следующие результаты:

— 17% детей имеют низкий уровень, дети плохо справились с задани-ем, некоторые не поняли, показали низкий уровень развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение груп-пировки по форме;

— 66% детей имеют достаточный уровень, дети показали достаточный уровень развития восприятия формы, умения использовать геометриче-ские эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных пред-метов, т. е. выполнение группировки по форме;

— 0% детей имеют средний уровень;

— 17% детей имеют высокий уровень, дети показали высокий уровень развития восприятия формы, умения использовать геометрические этало-ны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.

Результаты по методике «Проверка уровня развития ориентировки на величину, методика» (Стребелева Е.А.):

— 13% детей имеют низкий уровень, дети плохо справились с задани-ем, некоторые не поняли;

— 48% детей имеют достаточный уровень, дети показали достаточный уровень развития ориентировки на величину;

— 39 % детей имеют средний уровень;

— 17% детей имеют высокий уровень.

Результаты диагностики по методике «Какой предмет на ощупь», «Что из чего сделано?» (Земцова М. И.):

— 26% детей имеют низкий уровень, дети плохо справились с задани-ем, некоторые не поняли;

— 43% детей имеют достаточный уровень, дети показали достаточный уровень развития;

— 22 % детей имеют средний уровень;

— 9% детей имеют высокий уровень.

Результаты по методике «Комплекс заданий по системе М. Монтес-сори»:

— 26% детей имеют низкий уровень, дети плохо справились с задани-ем, некоторые не поняли;

— 9% детей имеют достаточный уровень, дети показали достаточный уровень развития, они стремились обследовать предметы, но после обуче-ния не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к ре-зультату своей деятельности;

— 39 % детей имеют средний уровень, дети принимали и понимали задание, выполняли его методом перебора вариантов;

— 26% детей имеют высокий уровень.

Таким образом, мы видим, что у большинства детей достаточный уровень сенсорного развития.

Систематические занятия по методике Монтессори прекрасно раз-вивают механизмы, необходимые для овладения письмом, создают усло-вия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, раз-вивают навыки ручной умелости.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты сенсорного развития раннего возраста по методике Монтессори

1.1. Психолого-педагогические исследования в области сенсор-ного развития детей дошкольного возраста

Понятие о сенсорном развитии может быть выделено в сопоставле-нии со сходным понятием о сенсорном воспитании.

Содержание термина сенсорное воспитание раскрывается А.В. Запо-рожец, Н.Н. Поддьяковым как педагогическая деятельность, ориентиро-ванная на совершенствовании сенсорных процессов.

Методологической основой отечественной теории сенсорного воспи-тания XX века исследователи Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинчен-ко, Б.Ф. Ломов представляли как формирование систем перцептивных дей-ствий и сенсорных эталонов основанных на познавательной и практиче-ской деятельности детей [12].

Л.А. Венгер предложил формировать перцептивные действия (ком-поненты восприятия) в период детства с применением индивидуально си-туативных средств, обосновывая тем, что они являются основой развития сенсорной культуры дошкольников. Хохрякова трактует сенсорное воспи-тание как целенаправленный, логически выстроенный, содержательно наполненный, диагностируемый, результативный, индивидуализирован-ный педагогический процесс, обеспечивающий формирование сенсорной культуры. Однако, если разложить содержание данного понятия по ком-понентам, то можно отметить, что автор раскрывает одно понятие в дру-гом, что затрудняет восприятие термина сенсорного воспитания детей.

Теоретики и практики дошкольной педагогики Ф. Фребель, О. Де-кроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л.А. Венгер, считали, что сенсорное воспитание, обеспечива-ющее полноценное сенсорное развитие, и является

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы