Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 10
1.2. Понятие, принципы и сущность социального обеспечения в
Российской Федерации. 10
1.2 Виды социального обеспечения в Российской Федерации. 13
1.3 Анализ деятельности органов социального обеспечения в
Российской Федерации. 26
2 АНАЛИЗ
АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МИНИСТЕРСТВА ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 31
2.1 Состояние системы социального обеспечения в Республике
Татарстан 31
2.2 Правовые и организационные проблемы в сфере социального
обеспечения 49
2.3 Перспективы и проблемы дальнейшего развития системы
социального обеспечения. 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
Введение:
Актуальность
темы исследовательской работы заключается в том факте, что социальная
деятельность, которая включает в себя такие понятия как социальная защита и
обеспечение населения, а также его страхование по разным случаям, гарантируются
государством в отношении нуждающихся в такой помощи граждан. Если обратиться к
статистическим данным, которую в течение каждого года ведёт российская
федеральная служба государственной статистки, то можно проследить, что в 2019 и
2020 годах около 18 млн граждан имели доходы, по размеру которые меньше
прожиточного минимума. При этом, нами была замечена тенденция, что данной
категории лиц постепенно снижалось с 1992 года и вплоть до 2013 года, высокий
скачок роста произошел в период 2014-2015 годов и рост граждан, имеющие доходы
по размеру меньше, чем сумма прожиточного минимума, за год вырос более чем на 3
млн человек. Причиной этому был экономические кризис 2014 года в Российской
Федерации, который характеризуется резким падением цен на нефть.
Поддержка
государства устанавливается в отношении социально- незащищенных граждан. Стоит
отметить, что законодательством не предусмотрено определение такому понятию, а
также перечень лиц, которые относятся к такой категории. Можно предположить,
что к категории социально- незащищённых граждан могут относиться: дети, молодые
семьи, пенсионеры, престарелые, граждане, которые по медицинским показателям
признаны инвалидами, лица, которые не имеют определенного места жительства,
многодетные семьи, матери- одиночки, малообеспеченные граждане и т.д. Таким
образом, мы можем определить то, что больше половины граждан Российской
Федерации нуждаются в помощи государства, что является наиболее важным аспектом
для решения проблем, так как данная категория граждан была, есть и будет, но
прежде всего политика государства должна быть направлена на то, чтобы
численность нуждающихся минимизировать.
Положение
статьи 7 российской конституции говорит о том, что Российская Федерация
является социальным государством, у которого одно из направлений деятельности
заключается в создании условий необходимых для свободного развития человека в
рамках обеспеченной государством ему достойной жизни[1].
Вместе с этим Конституция содержит норму права,
которая гласит о том, что в России существует гарантированный минимальный
размер оплаты труда, людям положены разного рода социальные выплаты, их труд и
здоровье находятся под государственной охраной, а одной из обязанностей
государства является обеспечением поддержки семьей, материнства, отцовства и
детства, людей с инвалидностью и пожилых граждан. В дополнение ко всему,
система социальных службы в России находятся в постоянном развитии.
Положение
статьи 39 российской конституции говорит, что в зависимости от
разных случаев жизни: например, определённый возраст, профессиональная или иная
болезнь, инвалидность и другое, каждый вправе быть социально обеспеченным
государством.
Исходя из вышеуказанных норм Конституции Российской
Федерации, что право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение и
страхование регламентировано высшим законом государства.
В связи с огромным количеством нуждающихся и потоком
работы, который лежит на плечах органов, осуществляющих политику по обеспечению
граждан услугами, помощью, денежными выплатами возникает немало проблем, как
правового характера, так и организационного. Проблемы правового характера могут
проявляться в пробелах законодательства, в противоречии одного нормативно-
правового акта другому. Проблемы организационного характера находят свое
отражение в структуре органов, осуществляющих социальную политику государства,
в порядке предоставления социальной помощь и т.д. Прежде всего, государство для
более эффективного действия социальной системы должно минимизировать все эти
проблемы, в таком случае и будут достигаться все цели деятельности тех или иных
учреждений в большем объеме.
Текстовый материал определен рядом задач, по успешному
выполнению которых, будет достигнута цель исследовательской работы — это
всестороннее изучение теоретических и практических основ социальной структуры,
в которую входит понятие социального обеспечение населения, а также его
страхование, выявление проблем по его дальнейшему развитию.
Для достижения целей, поставленных в выпускной
квалификационной работе необходимо решение следующих задач:
1) Раскрыть понятие, сущность структуры социального
обеспечения граждан в Российской Федерации;
2) Проанализировать содержание правовых основ по
поводу социального обеспечения и страхования в Российской Федерации;
3) Провести анализ деятельности органов,
уполномоченных на осуществление деятельности по социальному обеспечению и
социальному страхованию на примере субъекта Российской Федерации – Республики
Татарстан;
4) Выявление проблем в регулировании отношений,
которые создаются и развиваются в рамках систем социального обеспечения
населения;
5) Анализ перспектив развития системы социального
обеспечения и выявление ее проблем.
Объектом исследования являются основные направления по
осуществлению деятельности в сфере системы социального обеспечения населения.
Предметом исследования является процесс осуществления
мер по организации в сфере социального обеспечения.
Методология
исследования. Всесторонний анализ состояния и развития систем
социальной защиты и обеспечения населения, а также его страхования проводился на основе системного (рассмотрение
социальной защиты как системы), комплексного (раскрытие новых свойств системы в
междисциплинарном плане на стыке различных наук), функционального подходов.
В
работе использованы такие методы получения информации как анализ
нормативно-правовых документов и Интернет-ресурсов, синтез, наблюдение,
обобщение.
Для
выполнения анализа в практической части выпускной квалификационной работы были
использованы материалы Григорьева И.В., Воронцовой М.В., Макаровой
Е.В., Филипповой М.В. и других.
Структура
работы состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой
главе рассматриваются общие основы теории в сфере системы
социального обеспечения населения, а также его страхования, раскрываются теоретические основы системы
социального обеспечения, существующие подходы в их изучении, элементы (объект,
субъект, механизмы, функции, организационная структура) системы в целом и
каждого структурного элемента.
Во второй главе анализируется направления, по которым идет развитие системы социальной защиты и обеспечения населения,
а также его страхования в субъекте Российской Федерации- Республике
Татарстан. Это институционализация системы распределения полномочий в сфере
социальной защиты между различными уровнями и органами власти; анализ
деятельности органов, уполномоченных на их осуществление. Раскрываются проблемы
функционирования системы социального обеспечения населения, а также
его страхования, которые с одной стороны повторяют общероссийские тенденции, с другой
стороны являются актуальными только для данного субъекта. Предложены направления
совершенствования системы
социального обеспечения населения, а также его страхования. Рассмотрены перспективы дальнейшего развития системы социального
обеспечения, деятельности данной системы, как на территории Российской
Федерации, так и на примере субъекта Российской Федерации – Республики
Татарстан. Изучены проблемы данных перспектив. [1]«Конституция
Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//
Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020
опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru,
04.07.2020.
Заключение:
На
основании проведенных исследования нами было раскрыто понятие социальной защиты
трактуется как система механизмов по
осуществлению предписаний закона, в которых содержаться гарантии гражданам
(социальные, экономические), а также как систему органов, деятельностью которых
является помощь в достижении нуждающимися достойного уровня жизни. Рассматривая
социальную защиту, как систему, то необходимо и анализировать все ее элементы.
Целью
социальной обеспечения, прежде всего является обеспечение такого уровня жизни
незащищенному гражданину, при котором будут удовлетворяться его потребности.
Таким образом, рассматривая элементы социального обеспечения мы пришли к
следующим выводам:
1) Практикой и
наукой не предусмотрено единой концепции о системе социальной защиты, мнения
ученых расходятся, например, одни считают, что социальное страхование- это одна
из форм социального обеспечения, другие относят социальное страхование как
отдельный институт социальной защиты. Наше предложение заключается в том, что
необходимо разработать единую систему социальной защиты, во избежание путаницы,
так как имея определенность, будет намного удобнее разбираться во всех
направлениях деятельности социальной защиты;
2) Законодательство
не предусмотрено определение понятию «социальная защита», вместе с этим оно
предусматривает другое понятие, в котором есть упоминание о ней- «социальная
защита инвалидов». Соответственно социальная защита представляет собой
совокупность всех мер поддержки населения, мы считаем необходимым
законодательного закрепления данного термина, так как он является основой
социальной политики государства;
3) Нами был
рассмотрен утверждаемый бюджет для Пенсионного Фонда Российской Федерации,
Фонда социального страхования Российской Федерации и Фонда обязательного
медицинского страхования Российской Федерации. Таким образом дефицит бюджета
наблюдается у двух фондов- у Пенсионного Фонда Российской Федерации, Фонда
социального страхования Российской Федерации, в случае Фонда обязательного
медицинского страхования Российской Федерации доходы равняются доходам.
4) Первой
причиной проблемы дефицита фондов выступает неофициальный доход населения,
который может проявляться как в неофициальном трудоустройстве, в данном случае
страховые взносы вообще не уплачиваются, либо в «черной» заработной плате,
иными словами за одну ее часть страхователь уплачивает взносы, а за другую-
нет. Для решения данной проблемы необходимо ужесточить меры контроля
Пенсионного Фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования
Российской Федерации и Фонда обязательного медицинского
страхования Российской Федерации по выявлению предпринимателей, уклоняющихся от
уплаты страховых взносов, а также предусмотреть более жесткие меры наказания.
5) Система социального обеспечения не стоит
на месте, в связи с чем, зачастую вносятся изменения в законодательство,
разрабатываются новые государственные целевые программы, появляются новые меры
поддержки, обусловлено это тем, что государство, в связи со своей обязанностью,
которая провозглашена в Конституции РФ о предоставлении мер социальной защиты,
социального обеспечения и социального страхования усовершенствует данную
систему для достижения целей и минимизации нуждающегося населения.
6) Социальное
обеспечение- это отдельный вид социальной политики, регулируемый государством,
основное направление которого заключается в обеспечении материального характера
граждан, которые в этом нуждаются, финансирование осуществляется из средств
бюджетов разных уровней при наступление особых событий, именуемых социально-
значимыми событиями, которые государство признает, как социально значимые
Фрагмент текста работы:
1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.2. Понятие, принципы и сущность социального
обеспечения в Российской Федерации
Российской Конституция Российская
Федерация признается социальным государством. В связи с этим провозглашением
должен обеспечиваться высокий уровень социальной защищённости населения
государства.
Вместе с этим высший закон государства предусматривает
положение в 39 статье, которое гласит о том, что: каждому гражданину в
зависимости от возникших социальных случаев в его жизни, например, достижение
определённого возраста, установление инвалидности, возникновение профессионального
заболевания и другое[1].
Социальная политика государства включает в себя
понятие «социальная защита». Необходимо
отметить, что не раскрывается понятие социальной защиты в действующем
законодательстве, а лишь присутствуют упоминания о нём. Так, например, в
федеральном законодательстве[2],
которое регулирует вопросы по социальной защите лиц, имеющих инвалидность,
понятие раскрывается как система мер социальной поддержки, сформированная и
гарантированная государством, действие которой предназначена с целью помощи
преодоления ограничений лицам, имеющим инвалидность, а также создания условий
достойного уровня жизни другим категориям граждан[3].
Рассматривая
социальную защиту, как систему, правоведы определяют, что социальная защита
является системой механизмов по осуществлению предписаний закона, в которых
содержатся гарантии гражданам (социальные, экономические), а также как систему
органов, деятельностью которых является помощь в достижении нуждающимися
достойного уровня жизни[4].
Сам факт,
что речь идет о системе социальной защиты, говорит о необходимости применения системного подхода и к ее
теоретическому рассмотрению, и к разработке мер по ее практическому
совершенствованию.
Под
системой социальной защиты в настоящее время понимается совокупность
социальных, экономических, организационных и правовых мер, которые
гарантируются и реализуются органами государственной власти и местного
самоуправления, целью назначения которых является обеспечение потребностей
граждан, которые нуждаются в осуществлении права на развитие и надлежащие
условия жизни так же, как и остальное население.
Таким образом, социальное обеспечение является
элементом социальной защиты. Следует отметить, что нет определенности в системе
социальной защиты. В частности, это касается социального страхования, где одни
ученые выделяют его как элемент социальной защиты, а в свою очередь другие
ученые определяют социальное страхование формой социального обеспечения. В связи с этими обстоятельствами необходимость в
установлении единой системы стоит остро, прежде всего данная проблема вводит
население в заблуждение, а также могут возникать определенные вопросы в сфере
разграничения полномочий между различными органами и организациями в этой сфере
деятельности.
Социальное
обеспечение- это отдельный вид социальной политики, регулируемый государством,
основное направление которого заключается в обеспечении материального характера
граждан, которые в этом нуждаются, финансирование осуществляется из средств
бюджетов разных уровней при наступление особых событий, именуемых социально-
значимыми[5]событиями,
которые государство признает, как социально значимые[6].
Так, общеправовые принципы социального обеспечения в
нашей стране сформулированы следующим образом:
-Признание в России прав и свобод граждан, обеспечение
их гарантированности. Этот принцип осуществляется согласно общим признанным
принципам, а также нормам, которые закреплены за международным правом и,
безусловно, учитываются и на территории нашей страны;
-Неотчуждаемость основных прав и свобод гражданина,
принадлежность этих прав и свобод ему от рождения. Человека нельзя просто так
лишить его прав и свобод, даже если он будет признан виновным в преступлении,
недееспособным. Правами и свободами обладают маленькие дети, пенсионеры,
инвалиды – все категории граждан, и каждый из них имеет право на достойный
уровень жизни в стране;
-Признание прав и свобод гражданина непосредственно
действующими – где бы ни оказался человек, он имеет право на жизнь, на защиту
своей чести и своего достоинства;
-Равенство всех граждан перед законом, а также перед
судом – это значит, что человек независимо от пола или возраста, социального
статуса, профессии будет отвечать перед судом, а также будет иметь право на
социальное обеспечение со стороны государства в случае нужды в адресной помощи. [1] «Конституция
Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//
Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020
опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. [2]
Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
19.12.2020) [3] Федеральном законе от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в
силу с 19.12.2020) [4]
Право социального обеспечения: учебник и практикум для вузов /
М. В. Филиппова [и др.] ; под редакцией
М. В. Филипповой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва:
Издательство Юрайт, 2019. — 406 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-11753-0. — Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446881
(дата обращения: 29.05.2021). [5] Григорьев, И. В. Право
социального обеспечения : учебник и практикум для бакалавриата и
специалитета / И. В. Григорьев,
В. Ш. Шайхатдинов. — 3-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 383 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-05403-3. — Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/413241
(дата обращения: 03.06.2021). [6] Григорьев, И. В. Право
социального обеспечения : учебник и практикум для бакалавриата и
специалитета / И. В. Григорьев,
В. Ш. Шайхатдинов. — 3-е изд., перераб. и доп. —
Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 383 с. — (Высшее
образование). — ISBN 978-5-534-05403-3. — Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/413241
(дата обращения: 03.06.2021).