Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Роль уроков окружающего мира в формировании здорового образа жизни младших школьников (тема может изменится)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни на уроках окружающего мира 5
1.1. Особенности формирования здорового образа жизни младших школьников 5
1.2. Возможности уроков окружающего мира в формировании здорового образа жизни 13
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование особенностейформирования у младших школьников понятия о здоровом образе жизни на уроках окружающего мира 22
2.1. Диагностика сформированности здорового образа жизни младших школьников 22
2.2. Реализация формирования здорового образа жизни на уроках окружающего мира 33
2.3. Эффективность уроков окружающего мира в формировании здорового образа жизни младших школьников 37
Заключение 49
Список использованной литературы 55
Приложение 58
Введение:
Тема здоровья всегда была и остается актуальной. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом развитие школьников направлено на всестороннее развитие личности. Современная социокультурная среда, ее такие факторы, как трансформация системы ценностей и моделей поведения, не способствуют формированию у детей ценностного отношения к здоровью.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения младшие школьники овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно — следственные связи в окружающем мире. Предмет «Окружающий мир» обладает огромными возможностями для развития у младших школьников представлений о здоровом образе жизни.
Проблема здоровья широко отражена в трудах, как отечественных (А.А. Анциферова, Т.И. Бабаева, А.М. Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Т.А. Маркова, Д.В. Менджерицкая, В.Г. Нечаева, А.Ш. Шахманова и др.), так и зарубежных исследованиях (А. Адлер, А. Бандура, Л. Кольберг, К. Лоренц, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.).
Формирование здоровья школьников входит в перечень задач образовательной области. Поэтому наша тема является актуальной.
Приведённые выше доводы легли в основу выбора содержания темы выпускной квалификационной работы – «Роль уроков окружающего мира в формировании здорового образа жизни младших школьников».
Объект исследования – процесс формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет исследования – условия формирования представлений о здоровом образе жизни на уроках окружающего мира.
Цель исследования – изучить условия формирования здорового образа жизни у младших школьников на уроках окружающего мира. Гипотеза исследования: если обучающиеся будут систематически знакомиться с правилами и нормами здорового образа жизни на уроках окружающего мира, то это позволит выработать у них правильное отношение к своему здоровью.
Задачи исследования:
1. Дать анализ методической, педагогической литературе по проблеме исследования.
2. Изучить особенности формирования здорового образа жизни младших школьников.
3. Выявить возможности уроков окружающего мира в формировании здорового образа жизни.
4. Провести диагностику сформированности здорового образа жизни младших школьников.
5. Разработать комплекс конспектов уроков, по окружающему миру отражающих формирование здорового образа жизни у младших школьников.
В работе были использованы следующие методы:
— теоретический: анализ научной (психолого-педагогической) и учебно-методической литературы по теме исследования;
— эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент), объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента;
— математические методы обработки экспериментальных данных.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
База исследования
Заключение:
В настоящее время критерии здорового образа жизни можно сформулировать следующим образом:
Здоровый образ жизни – это образ рационально-организованной активной, доставляющей радость жизни, включающей состояние защищенности от неблагоприятных воздействий окружающей среды и позволяющий с ранних лет и до глубокой старости, сохранять нравственное, психическое, эмоциональное и физическое здоровье, а также социальное благополучие.
В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как научные знания, медико-профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Одним и важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника.
Вопросы формирования представлений и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в многочисленных работах психологов.
Предмет «Окружающий мир» рассматривается с точки зрения возможности формирования представлений обучающихся младших классов о здоровом образе жизни и приобретение навыков в этом направлении.
В исследования приняли участие учащиеся 4 «Б» класса.
В нем приняли участие 26 испытуемых (17 мальчиков и 9 девочек).
Были использованы следующие методики:
-диагностики уровня ценностных установок и жизненных приоритетов младших школьников по вопросам здоровья (методика С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью»);
— диагностики уровня сформированности культуры ЗОЖ у младших школьников (методика С.Гаркуши);
— диагностики уровня понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни (методика С.Гаркуши «Гармоничность образа жизни);
Таким образом, у многих детей контрольной группы здоровье и здоровый образ жизни является лидирующей ценностью в жизни. У 9 (36%) человек здоровье занимает первое место в списке ценностей.
У 10 (40%) человек на первом месте в списке главных ценностей — общение с друзьями и другими окружающими людьми.
У 3 (12%) человек на первом месте материальный ценности — хорошие вещи, материальное благополучие.
У 3 (12%) человек на первом месте любовь и семейная жизнь.
Большинство выборов на первое место пришлось на здоровье и здоровый образ жизни, а также на общение, рассмотрим результаты на рисунке.
Можно отметить, что ценность «здоровье» не для всех является главной. Но необходимо отметить, что в незначимых ценностях отсутствует «здоровье и здоровый образ жизни», данная ценность у всех респондентов отмечена в приоритетных, то есть занимает 1, 2 и 3 место у всех школьников.
По методике «Гармоничность образа жизни школьников» (Н.С. Гаркуша) вданной выборке школьников не наблюдается низкого уровня, что, несомненно, является хорошим результатом воспитания.
На среднем уровне 60% респондентов (15 человек), эти дети имеют частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
На высоком уровне наблюдается 40% школьников (10 человек), эти дети имеют осознанное отношение школьников к собственному здоровью; ведение здорового образа жизни; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
По первой методике у многих детей экспериментальной группы здоровье и здоровый образ жизни является лидирующей ценностью в жизни. У 10 (38%) человек здоровье занимает первое место в списке ценностей.
У 9 (35%) человек на первом месте в списке главных ценностей — общение с друзьями и другими окружающими людьми.
У 5 (19%) человек на первом месте материальный ценности — хорошие вещи, материальное благополучие.
У 2 (7%) человек на первом месте любовь и семейная жизнь.
Большинство выборов на первое место пришлось на здоровье и здоровый образ жизни, но тем не менее, данная ценность на первом месте у меньше половины исследуемых.
Таким образом, можно отметить, что ценность «здоровье» не для всех является главной. Но необходимо отметить, что в незначимых ценностях отсутствует «здоровье и здоровый образ жизни», данная ценность у всех респондентов отмечена в приоритетных, то есть занимает 1, 2 и 3 место у всех школьников.
По второй методике в данной выборке школьников не наблюдается низкого уровня, что, несомненно, является хорошим результатом воспитания.
На среднем уровне 65% респондента (16 человек), эти дети имеют частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
На высоком уровне наблюдается 38% школьников (10 человек), эти дети имеют осознанное отношение школьников к собственному здоровью; ведение здорового образа жизни; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
Далее были реализованы занятии по формированию здорового образа жизни на уроках окружающего мира.
Работа по формированию здорового образа жизни на уроках окружающего мира была направлена на формирование следующих компонентов:
— когнитивный компонент включает знания ребенка о содержании базовых понятий, ценностях здоровья и нормах поведения, понимание их общественно-значимого смысла, представление о качествах личности, их сущности, осознание необходимости регулировать свое поведение в соответствии с нормами и руководствоваться ими в процессе общения и взаимодействия с другими людьми;
— эмоционально-мотивационный компонент заключается в сознательном и эмоционально переживаемом усвоении ребенком ценностей, проявляется в эмпатии, радостном предвосхищении результатов, если таковые соответствуют усвоенным нормам сохранения здоровья и ценностям, желании ребенка овладеть качествами и проявить их в общении и взаимодействии с другими людьми;
— деятельностный компонент проявляется в способности ребенка регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными ценностями и нормами;
— рефлексивный компонент представляет собой осознание и присвоение правил и норм как собственных эталонов поведения, перенос их в самостоятельную деятельность, проявляется в способности ребенка адекватно оценивать качества для поддержания здорового образа жизни, собственные действия и поступки, сопоставляя их с нормами как эталонами регуляции поведения.
Далее мы провели повторное исследование по тем же методикам.
У многих детей контрольной группы здоровье и здоровый образ жизни является лидирующей ценностью в жизни. У 12 (48%) человек здоровье занимает первое место в списке ценностей.
У 9 (36%) человек на первом месте в списке главных ценностей — общение с друзьями и другими окружающими людьми.
У 3 (12%) человек на первом месте материальный ценности — хорошие вещи, материальное благополучие.
У 1 (4%) человека на первом месте любовь и семейная жизнь.
Большинство выборов на первое место пришлось на здоровье и здоровый образ жизни, а также на общение, рассмотрим результаты на рисунке.
Можно отметить, что ценность «здоровье» увеличилось в количестве выборов на «первое место», теперь данную ценность выбрали на первое место на 3 человека больше, чем на констатирующем этапе.
В данной выборке школьников не наблюдается низкого уровня, что, несомненно, является хорошим результатом воспитания.
На среднем уровне 56% респондентов (14 человек), эти дети имеют частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
На высоком уровне наблюдается 44% школьников (11 человек), эти дети имеют осознанное отношение школьников к собственному здоровью; ведение здорового образа жизни; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
Результаты немного изменились в данной группе, на высоком уровне теперь 44% школьников, это на 4% больше, чем на констатирующем этапе.
У всех детей экспериментальной здоровье и здоровый образ жизни является лидирующей ценностью в жизни. У 26 (100%) человек здоровье занимает первое место в списке ценностей. Общение с друзьями и другими окружающими людьми у респондентов теперь на третьем у 21 человека (80%) и втором месте у 5 человек (20%). Хорошие вещи и материальное благополучие у некоторых школьников отмечаются теперь в менее значимых ценностях – 5 человек (20%). У остальных (80%) данная ценность осталась в списке значимых на втором и третьем месте. Любовь и семейная жизнь у 6 человек занимают в списке значимых ценностей второе и третье место (23%).
У всех респондентов осуществлен выбор на первое место ценность «здоровье и здоровый образ жизни», рассмотрим результаты динамики на рисунке.
Можно отметить, что ценность «здоровье» для всех является главной.
По второй методике в данной выборке школьников не наблюдается низкого уровня, что, несомненно, является хорошим результатом воспитания.
На среднем уровне 20% респондентов (5 человек), что на 42% меньше, чем на исходном уровне, эти дети имеют частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
На высоком уровне наблюдается 80% школьников (21 человек), что на 42% больше чем а исходном уровне, эти дети имеют осознанное отношение школьников к собственному здоровью; ведение здорового образа жизни; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья.
Таким образом, можно отметить, что благодаря программе повысился уровень ценности к здоровью у школьников и повышена роль здорового образа жизни среди школьников экспериментальной группы, а контрольной наблюдается небольшая динамика, эти результаты говорят о эффективности программы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования здорового образа жизни на уроках окружающего мира
1.1. Особенности формирования здорового образа жизни младших школьников
В России до Петра I учение сводилось к обучению грамоте и письму и носило частный характер [1, с. 12].
На структуру школьного образования, содержание учебных предметов и методику их преподавания, в том числе на структуру и методику преподавания естественной истории большое влияние оказали идеи великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Прежде всего Коменский ставит и обосновывает вопрос необходимости связи обучения и воспитания. «Человек, чтобы быть человеком, должен получить образование». Уставом 1786 г. в 4 классе главных училищ была введена естественная история, которая представляет для нас интерес как начальный этап естественнонаучного образования [1, с. 16].
Устав, введя в школу новый предмет, не определял его содержание. Эту задачу решил изданный для народных училищ учебник «Начертание естественной истории». Автором его был академик Василий Федорович Зуев (1754—1794). В первой четверти XIX века значительно усиливается влияние религии. Все чаще раздаются голоса о запрещении преподавания естественной истории [1, с. 18].
Вторая половина XIX века совпала с оживлением прогрессивных настроений во всех сторонах жизни русского общества. К концу XIX века сложилось определенное мнение о начальных естествознании и географии не как об учебных предметах, знакомящих с классификацией природных объектов и с географической номенклатурой, предметах, «приноровленных к тренировке памяти», а об учебных предметах, дающих знания о природе в их связях и зависимостях, играющих огромную роль в воспитании и развитии учащихся [1, с. 20].