Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Роль общественно-полезного труда в воспитании нравственных качеств у обучающихся младших школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1 Теоретические и методические основы проблем воспитания
нравственных качеств у младших школьников. 7
1.1 Особенности воспитания нравственных качеств у
младших школьников. 7
1.2 Особенности организации общественно-полезного труда в
начальной школе 14
2 Опытно-практическая работа по воспитанию нравственных
качеств у младших школьников посредством общественно-полезного труда. 26
2.1 Первичная диагностика сформированности нравственных
качеств у обучающихся в начальных классах. 26
2.2 Организация работы общественно-полезного труда с целью
воспитания нравственных качеств у младших школьников. 34
2.3 Итоговая диагностика
сформированности нравственных качеств у обучающихся в начальных классах. 40
Заключение. 46
Список литературы. 50
Приложение А. Результаты первичной диагностики
сформированности нравственных качеств:
уровней трудолюбия, отношения к процессу труда, готовности младших
школьников к общественно-полезному труду. 55
Приложение Б. Беседа на тему: «Что нам известно о труде и
трудолюбии?». 57
Приложение В. Коллективный проект «О труде и трудолюбии». 61
Приложение Г. Алгоритм проведения коллективных творческих
трудовых дел. 64
Приложение Д. Результаты повтроной диагностики
сформированности нравственных качеств:
уровней трудолюбия, отношения к процессу труда, готовности младших
школьников к общественно-полезному труду. 65
Введение:
Актуальность
исследования обуславливается тем, что нравственное воспитание младших
школьников требует обновления подходов к обучающимся, методов и приемов
общественно-полезного труда. В этих условиях школа является главным социальным
институтом, местом, где ребенок получает не только теоретические знания, но и
формируется как личность.
На современном этапе
необходимы новые формы, методы и средства нравственного воспитания, которые должны
отвечать изменениям, происходящим в обществе: необходимо обогащение содержания
воспитательных мероприятий с экологическим значением, призванными обеспечить
безопасное будущее, гармоничное сосуществование человека и природы. Возникает необходимость
создания новой модели нравственного воспитания младшего школьника,
соответствующей современному ФГОС НОО, так «Стандарт направлен на обеспечение: духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся при получении начального общего образования,
становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского
общества… в соответствии со Стандартом при получении начального общего
образования осуществляется: духовно-нравственное развитие и воспитание
обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных
установок, национальных ценностей»
[2].
Проблема исследования: анализ существующей школьной системы
образования, показывает, что образовательный процесс не в полном объеме решает
духовно-нравственные и социально-педагогические задачи, т.к. некоторые
программы не предполагают рассмотрения базовых понятий нравственности (труд,
долг, эмпатия и т.д.), а также частично отсутствуют способы формирования таких
важных качеств, как честь, достоинство, патриотизм, гуманизм и т.д.
Преобладающее значение имеет учебная деятельность в ущерб формированию нравственных
качеств. Анализ научной литературы позволил выявить наличие противоречия между
высокими требованиями программно-методических материалов к формированию
нравственных качеств у младших школьников и недостатком арсенала
методических средств для решения этой задачи.
Проблема исследования
– как организация общественно-полезного труда младших школьников будет
способствовать воспитанию нравственных качеств.
Цель исследования – теоретически обосновать и
апробировать педагогическую модель воспитания нравственных качеств младших
классов посредством общественно-полезного труда.
Объект исследования – процесс воспитания нравственных качеств
у младших школьников посредством общественно-полезного
труда.
Предмет исследования – комплекс разнообразных форм общественно-полезного
труда, как средство процесса воспитания нравственных качеств у младших
школьников.
Гипотеза
исследования: предполагается, что воспитание нравственных
качеств младших школьников осуществляется наиболее эффективно, если используется
педагогическая модель воспитания нравственных качеств младших школьников
посредством общественно-полезного труда.
Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования
можно сформулировать задачи:
1) выявить
особенности воспитания нравственных качеств у младших школьников;
2) раскрыть
особенности организации общественно-полезного труда в начальной школе; 3) провести
первичную диагностику сформированности нравственных качеств у обучающихся в
начальных классах;
4) провести
работу по организации общественно-полезного труда с целью воспитания
нравственных качеств у младших школьников;
5) провести
итоговую диагностику сформированности
нравственных качеств у обучающихся в начальных классах.
Теоретические и
методологические основы исследования содержатся в научных разработках, определяющих
нравственное воспитание как процесс не только самодостаточный, но и
интегрированный с остальными направлениями формирования гармонично развитой
личности будущего гражданина России. Данный аспект прослеживается в трудах С.А.
Абросимовой, Г.А. Баудер, А.А. Беспрозванных, А.А. Брагиной, Л.В. Крыжановской,
Т.И. Ланцовой, А.О. Порошиной, П.Д. Редькиной, Г.В. Скляренко, Т.М. Чурековой,
Е.Н. Шторгиной и др. Вместе с тем не достаточно разработаны практические
вопросы нравственного воспитания в процессе организации общественно-полезного
труда.
Методы
исследования. Для достижения
поставленной цели исследования применялись следующие методы:
теоретические:
− анализ
педагогической и методической литературы по заявленной теме исследования,
− изучение
и систематизация передового педагогического опыта в аспекте проблемы воспитания нравственных качеств
личности младшего школьника посредством
общественно-полезного труда,
− другие
приемы обобщения научного материала и практического опыта воспитания нравственных качеств
личности младшего школьника посредством
общественно-полезного труда,
эмпирические:
− моделирование
и проектирование,
− наблюдение,
беседа, анкетирование, тестирование,
− количественный
и качественный анализ результатов исследования,
− математические
методы обработки данных.
Практическая
значимость исследования −
результаты работы могут найти применение в практике образовательных учреждений
по формированию воспитанию нравственных качеств младших школьников.
База
исследования: в качестве базы
для проведения исследования было выбрано ГБОУ «Средняя образовательная школа № 29 им. М.Т.Калашникова».
Выбор базы исследования определялся готовностью администрации образовательного
учреждения к сотрудничеству.
Структура работы выстроена в соответствии с
поставленными целью, задачами. Работа представлена введением, двумя разделами,
пятью подразделами, заключением, списком использованных источников и
приложением, содержащими пояснительный материал.
Во введении обосновывается актуальность работы, определяются
объект и предмет исследовании, цель, задачи работы, выдвигается гипотеза
исследования.
В первой главе проводится анализ теоретических и
методических основ проблем воспитания нравственных качеств у младших школьников,
в частности, раскрываются особенности воспитания нравственных качеств у младших
школьников и организации общественно-полезного труда в начальной школе.
Вторая глава содержит опытно-экспериментальное
исследование по воспитанию нравственных качеств у младших школьников
посредством общественно-полезного труда: проводится первичная диагностика
сформированности нравственных качеств у обучающихся в начальных классах; организация
работы общественно-полезного труда с целью воспитания нравственных качеств у
младших школьников; итоговая диагностика
сформированности нравственных качеств у обучающихся в начальных классах.
В заключении подводится итог проделанной работы на тему:
«Роль общественно-полезного труда в воспитании нравственных качеств у
обучающихся младших школьников».
Заключение:
По итогам первого раздела уточнено понятие нравственного
воспитания, оно определяется как целенаправленный, деятельностный, личностно-ориентированный
процесс усвоения человеком знаний, умений и навыков, способствующий самореализации
и самосовершенствованию личности в соответствии с общечеловеческими
нравственными ценностями.
Начальной школе отводится важная роль в воспитании
нравственных качеств обучающихся. Младший школьный возраст характеризуется
активным вступлением ребенка в общественные отношения, в ходе этого младшим
школьником приобретается социальный опыт, в результате чего формируются
представления об определенных нравственных качествах и о последствиях нарушения
моральных норм. Данное служит основой формирования фундаментальных
духовно-нравственных качеств личности.
Процесс воспитания
нравственных качеств личности младшего школьника имеет направленность на
принятие нравственных ценностей, формирование духовных потребностей,
нравственных мотивов поведения, развитие общественно значимых чувств, выработку
привычек нравственного поведения
Воспитание нравственных качеств младшего школьника может
быть представлено как процесс усвоения и переработки моральных ценностей в
систему индивидуального сознания. Формирование нравственных качеств младших
школьников осуществляется наиболее эффективно, если используются современные средства
воспитания нравственных качеств личности младшего школьника, в качестве такого
средства выступает общественно-полезный труд.
Под общественно
полезным трудом предлагается понимать целенаправленную, осознанно-мотивированную,
добровольную деятельность, мотивом которой является забота о других людях
(когда другой человек не средство, а цель).
Выделены
предпосылки привлечения младших школьников к общественно полезному труду:
– наличие целевого
компонента общественно полезного труда в федеральных нормативно-правовых документах
(Концепция духовно-нравственного воспитания личности гражданина России,
Федеральный государственный образовательный стандарте начального общего образования
и др.), школьной документации (положение об общественно полезном труде, рабочие
программы внеурочной деятельности, устав школы, планы воспитательной работы),
включающего развитие трудовых умений и навыков, доброжелательности, воспитание
положительного отношения к разным видам труда и т. д.;
– расширение
воспитательной системы школы дополнительными образовательными программами внеурочной
деятельности, ориентированными на подготовку учащихся начальной школы к
общественно полезному труду;
– наполнение содержательного
аспекта образовательных программ внеурочной деятельности различными видами
общественно полезного труда.
По итогам первого раздела
построена теоретическая модель нравственного воспитания младших школьников
посредством общественно-полезного труда, которая включает следующие структурные
компоненты: цель – воспитание нравственных качеств у детей младшего школьного
возраста; субъекты воспитания – педагоги, дети младшего школьного возраста,
родители; содержание нравственного воспитания – развитие тех сторон и качеств
личности, способствующих нравственной регуляции младшими школьниками своей
деятельности и их позитивной ориентации в социуме; методы нравственного
воспитания во внеурочной деятельности – способы воздействия педагогов на
младших школьников в направлении цели искомого воспитания; средства
нравственного воспитания – технологии, направленные на формирование готовности
к реализации нравственных ценностей – технологии организации
общественно-полезного труда; результатом данной деятельности выступает
нравственная воспитанность младших школьников.
Данная модель
апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась в три
этапа:
1 этап – первичная диагностика уровней
сформированности
трудолюбия и готовности младших школьников к общественно-полезному труду.
Второй этап – организация
воспитания нравственных качеств у младших школьников посредством
общественно-полезного труда.
3 этап предполагал итоговую диагностику оп
итогам организации воспитания нравственных качеств у младших
школьников посредством общественно-полезного труда, на данном этапе
определяли эффективность педагогической
модели воспитания нравственных качеств у младших школьников посредством
общественно-полезного труда.
По итогам этапа первичной
диагностики установлено, что уровень
сформированности
трудолюбия и готовности младших школьников к общественно-полезному труду находится на низком и среднем уровнях,
что подтверждает необходимость апробации педагогической модели
воспитания нравственных качеств у младших школьников посредством
общественно-полезного труда.
Далее апробирована педагогическая модель нравственного
воспитания младших школьников посредством общественно-полезного труда, проведен комплекс бесед, проектов, направленных на воспитание
нравственных качеств у младших школьников посредством общественно-полезного
труда.
По результатам итоговой диагностики доказана эффективность педагогической
модели воспитания
нравственных качеств у младших школьников посредством общественно-полезного
труда. В ходе формирующего эксперимента созданы
психолого-педагогические условия для успешного воспитания
нравственных качеств у младших школьников посредством общественно-полезного
труда: воспитание нравственных качеств
младших школьников осуществляется наиболее эффективно, если используются
современные подходы к воспитанию нравственных качеств личности младшего
школьника посредством общественно-полезного труда
с учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников.
Таким образом, в процессе исследования достигнута цель – теоретически
обосновать и апробировать педагогическую модель воспитания нравственных качеств
младших классов посредством общественно-полезного труда.
В ходе достижения цели решены задачи:
1) выявить
особенности воспитания нравственных качеств у младших школьников;
2) раскрыть
особенности организации общественно-полезного труда в начальной школе; 3) провести
первичную диагностику сформированности нравственных качеств у обучающихся в
начальных классах;
4) провести
работу по организации общественно-полезного труда с целью воспитания
нравственных качеств у младших школьников;
5) провести
итоговую диагностику сформированности
нравственных качеств у обучающихся в начальных классах. По итогам проведенного исследования нами подтверждена гипотеза,
выдвинутая в начале исследования.
Фрагмент текста работы:
1
Теоретические и методические основы проблем воспитания нравственных качеств у
младших школьников
1.1 Особенности
воспитания нравственных качеств у младших школьников На сегодняшний
день нравственное воспитание подрастающего поколения является насущной
проблемой нашего общества. Наблюдается нарушение преемственности поколений,
трансляции духовных ценностей и культурных традиций. Нравственное воспитание
является фактором достижения личностных результатов младших школьников в
современном образовании. Существующие сегодня проблемы нравственного воспитания
обусловлены множеством факторов, касающихся развития личности в современных
условиях, зависимых от общественных тенденций. Изменения в
общественных отношениях оказывают непосредственное влияние на систему образования,
которая должна адаптироваться к этим условиям. Нравственное воспитание – это
основополагающая часть процесса социализации, способствующая всестороннему
раскрытию нравственных качеств, при котором подросток рационально оценивает
свои обязанности, где нравственные качества младших подростков – это
психологические характеристики личности, проявляющиеся через отношения к
социуму и собственной личности в поведении и осознании этого отношения. В
основе нравственного воспитания лежит нравственное развитие с опорой на
положительное представление ребенка о себе [7, с. 16].
Следовательно,
нравственное воспитание представляет собой сложную систему воздействий на
человека, которая направлена на формирование у него нравственных качеств и
нравственного поведения.
Понятие
нравственность в учебнике «Этика» авторов А.А. Гусейнова и Р.Г. Апресяна,
определяется как одна из наиболее универсальных форм общественного и личного
миропонимания. Нравственность является совокупностью общих принципов и норм
поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Она регулирует чувство,
желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами
определѐнного мировоззрения [5].
Нравственное
воспитание − становление нравственных оценок и мотивов поведения выступает на
первое место в детском и подростковом возрасте в процессе развития ребѐнка как
члена общества. Нравственное воспитание является процессом совместной деятельности
по становлению позитивной личности индивида, осваивающей основные ценности
общества. К нравственным чувствам относят ответственность, патриотизм, долг
перед Родиной, совесть, к высоконравственным чувствам – умение выявлять зло и
добро, способность к анализу моральных свойств в себе и других. Нравственная
деятельность младших школьников представлена как готовность придерживаться
социальных общепризнанных норм нравственности [27, с.116].