Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Роль наблюдений в формировании экологической грамотности во время проведения экскурсии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ 7
1.1 Проблема формирования экологической грамотности в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Особенности формирования экологической грамотности младших школьников во время проведения экскурсии 11
1.3 Наблюдения как метод формирования экологической грамотности во время проведения экскурсии 17
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙГРАМОТНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ 25
2.1 Диагностика уровня сформированости экологической грамотности 25
2.2 Система работы по формированию экологической грамотности младших школьников 32
2.3 Анализ результатов исследования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Введение:
Актуальность исследования. В последнее время в образовательном процессе начальной школы сделан акцент на Концепцию духовно-нравственного развития гражданина РФ, где в разделе базовые национальные ценности, прописано, что основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России. Одной из базовых национальных ценностей является природа, которая рассматривается как эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Реализация современных ФГОС НОО в условиях глобализации обостряющихся экологических проблем предполагает формирование у ребенка экологической грамотности, под которой понимается уровень естественнонаучных знаний, специальных умений и навыков, а также нравственных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в природоохранной деятельности.
В решении поставленной задачи важную роль играет школа. Одним из основных направлений работы школы является воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической грамотности, которое имеет большое значение. Таким образом, государство ставит перед школой задачу совершенствования экологического образования подрастающего поколения.
Экологическая грамотность предполагает наличие у индивида базовых социально-бытовых экологических знаний и умений, необходимых для осмысления конкретных экологических ситуаций, возникающих в повседневной жизни, способность и готовность совершать элементарные природоохранительные действия и адекватные поступки в ситуациях экологического характера.
Содержание экологической грамотности как минимальной необходимой ступени в экологическом становлении личности определяется в рамках личностного контекста. Как считают В.А. Ермоленко, Р.Л. Перченок, С.Ю. Черноглазкин, экологическая грамотность связана с формированием обыденных (социально-бытовых) знаний и умений в области экологии, введением в практическую социально-бытовую экологию, где осваиваются элементарные знания об экологии жилища, поселений, пищи, досуга, производственных процессов и трудовой деятельности людей. Именно поэтому особое внимание необходимо уделять формам, методам и средствам формирования экологической грамотности.
Одним из методов экологического воспитания младших школьников является наблюдение. Метод наблюдения — это результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит формирование и развитие мыслительной деятельности, источник знаний и различного рода информации, но в тоже время для наблюдения необходимо определенное количество знаний и фактов как исходных моментов организации конструктивного вида деятельности, поэтому наша тема является актуальной.
Объект исследования – процесс формирования экологической грамотности младших школьников.
Предмет исследования – роль наблюдений в формировании экологической грамотности младших школьников во время проведения экскурсии.
Цель исследования — теоретическое обоснование и апробация комплекса наблюдений во время проведения экскурсий в природу, обеспечивающих формирование экологической грамотности у младших школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования решались следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему формирования экологической грамотности в методической и психолого-педагогической литературе.
2. Выявить особенности наблюдения во время проведения экскурсии.
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня экологической грамотности у младших школьников во время проведения экскурсий.
4. Разработать методическое пособие по формированию экологической грамотности в процессе наблюдения на экологической экскурсии.
Гипотеза исследования: предполагаем, что у младших школьников будет более успешно формироваться экологическая грамотность, если:
— систематически проводить экскурсии в природу;
— в содержание экскурсий включать наблюдения за природой.
Методы исследования.
Теоретические: — анализ литературы;
— обобщение;
— сравнение;
— систематизация;
— опрос;
— беседа;
— тестирование.
Эмпирические: — наблюдение;
— эксперимент (констатирующий, формирующий контролирующий);
— статистическая обработка материала (определение средних величин).
Методологическая и теоретическая основа исследования: изучены труды Соколовой, Н. Д., Виноградовой, Н. Ф., Бобылевой Л.Д., Рыжовой, Н. А., Щеглова, В. В., которые рассматривали вопросы, связанные с решением задач экологического образования младших школьников.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования можно рассматривать как определенный вклад в методику преподавания естествознания в начальной школе, в представлении процесса естественнонаучного образования как процесса формирования экологической картины мира.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения на практике сезонных экскурсий в природу для усиления воспитательного потенциала естественнонаучного образования через создание условий для формирования у школьников ценностного и на его основе личностного ответственного отношения к окружающему миру; а также разработанный диагностический материал для определения уровня сформированности экологической грамотности младших школьников — как один из способов педагогической диагностики эффективности экологического образования в образовательном учреждении.
Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
База исследования: МБОУ СОШ №42, г. Набережные Челны. Принимали участие учащиеся 2-В класса в количестве в количестве 30 человек, из них 13 мальчиков и 17 девочек.
Заключение:
Проблема формирования экологически культурной и грамотной личности в настоящее время становится одной из центральных и значимых. Это связано с тем, что экологическая грамотность является важной составной частью общей культуры человечества. Об этом свидетельствует Концепция духовно-нравственного развития личности. Важным моментом в формировании экологической грамотности является развитие гуманного отношения к природе, способности воспринимать и чувствовать ее красоту, умение бережно относиться ко всем природным компонентам и богатствам.
Формировать экологическую грамотность необходимо уже в младшем школьном возрасте, так как данный возраст является наиболее благоприятным периодом. В этом возрасте ребенок полностью открыт для общества, готов к процессу познания, он с интересом воспринимает новую для него информацию, у него преобладает эмоционально-чувственный способ познания окружающего мира, активно формируются свойства и качества личности, которые определяют его сущность в будущем.
Экологическая грамотность – это начальная ступень формирования экологической культуры личности. Экологическая грамотность складывается из таких составляющих, как экологические знания, оценка окружающей действительности, предвосхищение последствий деятельности человека в природе, изучение всех способов грамотного природопользования и стремление к природоохранной деятельности. Таким образом, экологическая грамотность является продуктом экологического образования и воспитания.
Непосредственное формирование экологической грамотности происходит в процессе целенаправленного влияния педагога. Следовательно, задача педагога – давать детям определённый объём знаний, а так же корректировать уже имеющиеся знания и представления об окружающей действительности. Экологически развивающая среда в школе должна способствовать развитию познавательной активности ребенка, расширению его кругозора, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, формированию целостной картины мира.
Во второй главе проведена диагностика, целью которой было выявление уровня сформированности экологической грамотности у детей младшего школьного возраста. В ходе исследования выявлены уровни сформированности экологической грамотности у школьников: высокий уровень сформированности экологической грамотности выявлен у 13% младших школьников, у 59% учащихся — средний уровень, Вместе с этим отмечается наличие детей с низким уровнем экологической грамотности – 28% учащихся. Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне сформированности экологической грамотности у младших школьников, определяющий характер отношения младших школьников к природе.
Результаты исследования доказывают необходимость проведения формирующего этапа при соблюдении комплекса условий, которые будут способствовать решению проблемы эффективности формирования экологической грамотности у младших школьников.
Подводя итог исследования на контрольном этапе, можно сделать вывод, что после проведенного нами эксперимента уровень экологической грамотности значительно повысился. К высокому уровню относятся 33% учащихся – это на 20% выше, чем на констатирующем этапе исследования. К среднему уровню экологической грамотности относятся 67% – это на 8% выше, чем на констатирующем этапе исследования. И, наконец, на низком уровне учащихся не выявлено.
Таким образом, подтвердили выдвинутую гипотезу: экологическая грамотность у младших школьников будет более успешно формироваться, если систематически проводить экскурсии в природу и в содержание экскурсий включать наблюдения за природой.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ
1.1 Проблема формирования экологической грамотности в психолого-педагогической литературе
В настоящее время формирование экологической грамотности рассматривается в качестве одной из актуальных педагогических проблем. Главная причина разрушения окружающей среды – это наша безграмотность в отношении принципов экологии. Безграмотность оказывает большое влияние на нынешний экологический кризис, который будет существовать до тех пор, пока мы не станем экологически грамотными. В современной педагогике термин «грамотность», даже, несмотря на его широкое использование, не имеет четкого определения.
В соответствии с ФГОС НОО среди предметных результатов освоения дисциплины «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» определяет «осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире» [30].
Экологическое образование также приобретает свою авторитетность в рамках системы образования по причине положений, обозначенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», где указано, что «базовые национальные ценности –основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях». Одной из таких ценностей во все времена признавалась и природа, во всем многообразии существующей системы нравственных представлений об эволюции, родной земле, заповедной природе, планете Земля в целом, которые в конечном итоге формируют итоговое экологическое сознание граждан России [13].
Надлежит указать на тот факт, что в рамках современной педагогики, термин «грамотность» не имеет четкой, единой формулировки, поэтому вполне целесообразно обратиться к толковому словарю Ожегова С.И., где под грамотностью понимается обладание пониманием, знаниями и умениями необходимыми для успешной деятельности в какой-либо области [22, с.124].
В этой связи, термин «экологическая грамотность» также не имеет единого общепринятого понятия и различными исследователями трактуется разным образом. Так, в соответствии с исследованиями Н. Е. Яценко, экологическая грамотность – это уровень естественно-научных знаний, специальных умений и навыков, а также нравственных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в природоохранной деятельности [15, с.80].
Такие авторы как И. Т. Суравегина, И. Н. Пономарева, С. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, Н. Е. Яценко, А. Н. Захлебный каждый в свое время приходили к такому выводу, что именно планомерное и целенаправленное формирование экологических знаний учеников младших классов в конечном итоге в полном объеме формирует основу экологической грамотности населения страны, которая проявляется в осознанности и соблюдении правил экологически грамотного поведения, а также бережного отношения ко всем явлениям природы [20, с.91].
С.В. Юркина под целью экологической грамотности младших школьников определяет не что иное, как конечное формирование в полной степени ответственного отношения к проявлениям окружающей среды, строящимся на базе экологического сознания, что проявляется при неукоснительном соблюдении правовых и нравственных принципов природопользования, изучении региональных особенностей окружающей среды края, где проживает ученик, а также разработке действенных мер по ее охране [34, с.65].
Д.С. Головских под экологической грамотностью представителей молодого поколения подразумевает наличие у них базового багажа экологических знаний с последующей возможностью применения на практике в реальной жизни как для себя, так и для окружающего мира с целью дальнейшего полноценного развития всего человечества в целом [11, с.50].