Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Роль игры в обучении старших дошкольников продуктивным деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РОЛЬ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕПКЕ, РИСОВАНИЮ И АППЛИКАЦИИ 6
1.1. Понятие и характеристика продуктивных видов деятельности 6
1.2. Особенности продуктивной деятельности старших 9
1.3. Использование игры в процессе обучения старших дошкольников продуктивным видам деятельности 12
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РОЛИ ИГРЫ В ОБУЧЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРОДУКТИВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Констатирующий этап эксперимента 27
2.2. Формирующий этап эксперимента 35
2.3. Контрольный этап эксперимента 41
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
Введение:
Дошкольный возраст, как отмечают многие психологи и педагоги, является сензитивным периодом для формирования многих видов деятель-ности. Наряду с ведущей деятельностью дошкольника – игровой, одной из значимых, развивающих видов деятельности является продуктивная дея-тельность.
Продуктивные виды деятельности способствуют всестороннему раз-витию личности детей дошкольного возраста, развитию познавательных процессов, раскрывают творческий потенциал. Занятия различными вида-ми художественной деятельности создают основу для полноценного и со-держательного общения детей со взрослыми и сверстниками. «Продуктив-ная деятельность, — пишет психолог В.В. Давыдов, — есть удел всех, … она обязательно должна быть нормальным и постоянным спутником развития детей».
В процессе занятий продуктивными видами деятельности происходит всестороннее развитие личности, развитие познавательных процессов (во-ображения, мышления, память, восприятия), раскрытие творческого по-тенциала дошкольника, формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятель-ность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Навыки, приобретенные в процессе продуктивной деятельности, способ-ствуют дальнейшему обучению в школе.
Однако успешность в развитие всех перечисленных качеств и навы-ков зависит от условий, созданных в детском саду и семье, от применения форм, методов и приемов, имеющих значительный потенциал в развитии ребенка дошкольного возраста.
Игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность являются главными формами организации жизни в детском саду.
Существует много различных подходов в использовании игры в дошкольном возрасте. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги КД.Ушинский, Е.И.Тихеева, ЕЛ.Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Е.И.Радиной, З.М.Богуславской, Г.Г.Григорьевой и др.
В ряде психологических исследований, проведенных под руковод-ством А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца, обнаружено, что такие психиче-ские процессы, как ощущение (Г.В.Ендовицкая), восприятие (З.М.Богуславская), память (Л.И.Зинченко), внимание (З.М.Истомина), во-ображение (Г.Д.Луков), процессы мышления ( З.В.Мануйленко, Я.З.Неверович), протекают наиболее успешно в игре.
Таким образом, выводы педагогов и психологов подтверждают ак-туальность нашего исследования, направленного на определении роли иг-ры в освоении детьми различных видов продуктивной деятельности (лепка, аппликации, конструирование, рисование), которые активно влия-ют на формирование умственных способностей ребенка, столь необходи-мых для познания окружающего мира и решения различного рода прак-тических задач. А также подтверждение способности игры сделать про-цесс обучения интересным, возможностью представить неинтересную для детей учебную задачу в занимательной форме, в процессе игрового дей-ствия многократно упражнять детей в формировании какого-либо умения, побуждая ребенка к качественному выполнению задания.
Целью настоящей работы является исследования роли игры в обуче-нии старших дошкольников продуктивным видам деятельности.
Объект исследования — обучение старших дошкольников продук-тивным видам деятельности.
Предмет исследования — игра, и ее роль в обучении продуктивным видам деятельности
Задачи исследования заключаются в следующем:
1. Раскрыть содержание понятия и характеристику продуктивных видов деятельности;
2. Изучить особенности продуктивной деятельности старших до-школьников;
3. Проанализировать использование дидактической игры и иг-ровых приемов в процессе обучения продуктивной деятельности старших дошкольников;
4. Провести экспериментальную работу по определению роли иг-ры в обучения старших дошкольников продуктивным видам деятельности;
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по три параграфа, выводам по главам, заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, на основании теоретического анализа приходим к выводам, что старший дошкольный возраст, является сенситивным перио-дом для становления многих видов деятельности. Ведущая роль в разви-тии ребенка отдается продуктивным видам деятельности, так как они спо-собствуют всестороннему развитию о личности, развитию познавательных процессов (воображения, мышления, память, восприятия), раскрытию творческого потенциала дошкольника. Продуктивная деятельность являет-ся одним из важнейших средств познания мира, формирование эстетиче-ского восприятия. В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, ини-циатива, которые являются основными компонентами творческой деятель-ности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении ра-боты, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содер-жания, подборе материалов, использовании разнообразных средств худо-жественной выразительности.
Однако успешность в развитие всех перечисленных качеств зависит от условий, созданных в детском саду и семье, от применения форм, мето-дов и приемов, имеющих значительный потенциал в развитии ребенка до-школьного возраста.
Игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно-практическая деятельность являются главными формами организации жизни в детском саду.
Продуктивная деятельность является важным средством всесторон-него развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструи-рованию способствует умственному, нравственному, эстетическому и фи-зическому воспитанию дошкольников.
Продуктивная деятельность играет большую роль в воспитании эсте-тических чувств дошкольника. Специфика занятий рисованием дает широ-кие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоцио-нально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная дея-тельность показывает человеку мир реально существующей красоты, фор-мирует его убеждения, влияет на поведение, содействует развитию творче-ских способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения до-школьниками и практического применения ими знаний, умений и навыков.
Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач нрав-ственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действи-тельности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоя-тельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.
Игровые приемы помогают воспитателю сделать процесс обучения занимательным, соответствующим возрастным особенностям дошкольни-ков (особенно это относится к младшему дошкольному возрасту), позво-ляют представить неинтересную для детей учебную задачу в заниматель-ной форме; дают возможность многократно упражнять детей при форми-ровании какого-либо умения; играют роль мотива, побуждающего детей к качественному выполнению задания.
В то же время следует подчеркнуть, что все задания, предъявляемые детям в игровых ситуациях, вуалируют учебную задачу; ребенок не ста-вится в условия осознания особенностей деятельности на занятиях (необ-ходимость в приложении усилий, старания; наличие умения сосредоточи-вать свое внимание на предложенном задании, стремления выполнить его как можно точнее, достичь результата, соответствующего поставленным требованиям). Поэтому игровые приемы следует сочетать с другими прие-мами.
Следовательно, значимость игровых приемов на занятиях зависит от возраста детей и степени сформированности у них опыта учебной деятель-ности; они доминируют в младших группах и сочетаются, взаимодейству-ют с другими в старших. Все возрастающий у детей старшего дошкольно-го возраста опыт деятельности на занятиях, интерес к ней позволяют педа-гогу ставить перед воспитанниками учебную задачу в других формах, обосновывающих необходимость выполнения заданий, приложения уси-лий.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы по формирова-нию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, можно сформулировать следующие выводы:
— Формирование коммуникативных умений у детей происходит наиболее эффективно при реализации таких форм организации педагоги-ческой работы, как продуктивная деятельность.
— Анализ контрольного этапа показал значительное продвижение де-тей экспериментальной группы как в использовании нормативных спосо-бов взаимодействия друг с другом, так и в творческом решении различ-ных задач. Объединение детей в небольшие группы, для совместного вы-полнения заданий в ходе продуктивной деятельности позволило сформи-ровать у них прочные способы сотрудничества, а также определенные представления об особенностях работы в коллективе. Изолированность отношений у детей снизилась, характер общения стал более открытым, де-ти, которые держались в отдалении от коллектива, были охвачены общей деятельностью.
— Итоги экспериментальной работы в целом подтвердили преимуще-ства разработанных и внедренных в воспитательно-образовательный про-цесс комплекса педагогических условий, способствующих повышению об-щего уровня коммуникативности дошкольников, и формированию умения работать в коллективе детей старшего дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности.
— Теоретическое исследование и экспериментальная работа опреде-лили ряд условий, при которых продуктивная деятельность способствует успешной социализации детей: создание развивающей социализирующей среды, реализация научно обоснованной модели формирования социаль-ных качеств дошкольников.
— Реализация комплекса педагогических условий повысило эффектив-ность процесса социализации детей старшего дошкольного возраста. Ре-зультаты исследования носят универсальный характер, что позволяет ис-пользовать их не только в деятельности дошкольных образовательных ор-ганизаций, но и в системе дополнительного образования.
— Данное исследование не является исчерпывающим и может служить основой для дальнейшего изучения и разработки новых подходов к про-блеме социализации детей дошкольного возраста.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РОЛЬ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДО-ШКОЛЬНИКОВ ЛЕПКЕ, РИСОВАНИЮ И АППЛИКАЦИИ
1.1. Понятие и характеристика продуктивных видов деятельно-сти
Продуктивная деятельность дошкольников охватывает целый ряд конкретных видов детской активности – рисование, конструирование, леп-ку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занима-ющих в ней существенное место. Понятие «продуктивная деятельность» введено И. Кантом. Дальнейшее развитие получило в работах Фихте И.Г., который описывал продуктивный процесс как перевод некоторой неопре-деленности в определенность, а полученный результат – продукт является рефлексией созданного образа. Продуктивная деятельность — это деятель-ность, направленная на получение какого-либо продукта (постройки, ри-сунка, аппликации, лепной поделки и т. п.), обладающего определенными заданными качествами (Н.И. Ганошенко).
Все продуктивные виды деятельности детей, выполняют ответствен-ную функцию по всестороннему развитию дошкольников.
Наиболее активно продуктивная деятельность исследовалась во 2-й половине XX в. и в начале XXI в. Изучением процесса развития и содер-жания продуктивной деятельности дошкольников занимались такие уче-ные, как: Выготский Л.С, Ветлугина Н.А, Запорожец А.В, Комарова Т.С, Сакулина Н.П, Савенков А.И, Теплов Б.М, Тихеева Е.И, Флерина Е.А, Шпикалова Т.Я.и др.
В результате различных исследований было доказано, что благодаря продуктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста фор-мируются следующие навыки:
— графический навык;
— настойчивость;
— усидчивость;
— целенаправленность;
— умение планировать свою деятельность;
— умение достигать некоторого результата.