Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Экономические науки Банковское дело

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.. 6

1.1 Сущность государственного бюджета. 6

1.2 Роль государственного бюджета. 16

1.3 Бюджетное устройство и бюджетная система. 24

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОЛИ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.. 33

2.1 Состояние государственного бюджета России. 33

2.2 Проблемы государственного бюджета в
современных макроэкономических условиях  43

2.3 Пути совершенствования развития
государственного бюджета. 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 68

  

Введение:

 

Главную роль в
формировании и развитии экономической структуры любого современного общества
играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках экономической
политики. Для государства необходимо планирование доходов, поступающих в
распоряжение органов государственной власти, и влияющих на расходы этого
государства. Бюджет государства это главная составляющая финансовой системы
страны. Именно с помощью финансовой системы государство образует условия для
эффективного развития экономики и решения для государства задач финансового
характера.

Пандемия COVID-19
способствовала изменению макроэкономической и политической ситуации в
большинстве стран мира, Россия не исключение. Благодаря нашему президенту и
правительству, которые зная и понимая всю сложность и драматичность сложившейся
ситуации, вместе с ведущими специалистами экономики, на примере стран, где
пандемия поразила большое количество людей – это Испания, Америка, Италия,
Индия и другие страны, вовремя предприняли меры по предотвращению серьёзных
финансовых проблем, и все же, несмотря на правильную политику, экономика нашей
страны столкнулась с серьезными финансовыми проблемами. Подтверждено, что
уровень валового внутреннего продукта (ВВП) России, под воздействием пандемии,
снизился как минимум на десять-двадцать процентов. Еще одним важным негативным
фактором, является уровень цен на энергоносители, представленные на мировом
рынке. В краткосрочной перспективе среднегодовые цены на нефть не должны
превышать 25 долларов, а они превысили. Быстрое реагирование, согласование,
заключение договоров со стороны России со странами экспортерами нефти
Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Кувейт и т.д. способствовало стабилизации и
сдерживанию падения цен на нефть в связи с сокращением добычи сырья. Нефть —
это основной экспортный продукт в РФ. Вирус стал своеобразным переключателем
социально-экономических и политических процессов в мировом экономическом
пространстве.

Эпидемиологическая
обстановка и введение карантинных мер оказало сильное воздействие на финансовый
рынок Российской Федерации, финансовое состояние предприятий и организаций,
физических лиц, что несомненно сказалось на доходной и расходной статьях федерального
бюджета и бюджета бюджетной системы. По предварительным оценкам экспертов,
бюджет страны будет исполнен с дефицитом, что негативным образом отразиться на
социально-экономическом развитии страны. Ряд мер, которые приняты с целью
поддержки населения позволил максимально стабилизировать ситуацию и снизить
финансовые риски как для граждан и хозяйствующих субъектов, так и для экономики
в целом.

Актуальность темы выпускной
квалификационной работы состоит в том, что на сегодняшний день бюджет нашего государства
является крайне не стабильным. Именно из-за отсутствия стабильности и
сбалансированности государственного бюджета в государстве в первую очередь
начинает страдать производство и как следствие экономическая и социальная
сферы.

Объектом исследования
выпускной квалификационной работы являются общественные и экономические
отношения, возникающие в процессе формирования и развития государственного
бюджета.

Предметом исследования
выпускной квалификационной работы являются механизмы формирования и развития
государственного бюджета.

Целью выпускной
квалификационной работы является анализ особенностей роли государственного
бюджета в социально-экономическом развитии общества.

Задачи выпускной
квалификационной работы:

— раскрыть сущность государственного
бюджета;

— изучить роль
государственного бюджета;

— рассмотреть бюджетное
устройство и бюджетную систему;

— проанализировать состояние
государственного бюджета России;

— выявить проблемы
государственного бюджета в современных макроэкономических условиях;

— определить пути
совершенствования развития государственного бюджета.

При исследовании роли
государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества использовалась
совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия,
сравнение) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный,
сравнительный) методов познания.

Нормативную базу
выпускной квалификационной работы составили Конституция РФ[1], федеральные законы РФ.

Эмпирической основой
выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского
законодательства. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы
конференций, диссертации, научные статьи российских исследователей, которые в
своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.

Теоретическая и
практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том,
что изложенные в ней выводы и предложения могут быть учтены и использованы в
научно-исследовательской работе при дальнейшем изучении роли государственного
бюджета в социально-экономическом развитии общества.

Структурно выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка
использованной литературы. [1] Конституция
Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС
«КонсультантПлюс».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и
выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы
и предложения в рамках представленной темы.

1. Государственный бюджет — это основная программа государства,
позволяющая органам власти осуществлять свои полномочия в экономической,
социальной, политической и других сферах и сферах деятельности. Государственный
бюджет как основное средство регулирования экономики отражает реальные финансовые ресурсы, имеющиеся в
распоряжении государства, и определяет способность государства выполнять свои
функции.

Государственный
бюджет является главным централизованным фондом денежных средств государства,
обеспечивающим выполнение органами государственной власти и управления своих
функций и задач.

Все
функции государственного бюджета тесно связаны между собой и направлены на
эффективную деятельность бюджетного механизма.

2. Государственный бюджет
— это неотъемлемый атрибут каждой страны и важный инструмент реализации
экономической и социальной политики государства. Сегодня особую актуальность
приобретает проблема построения совершенной и эффективной системы формирования
доходной и расходной части государственного бюджета, учитывая их структуру, для
эффективного развития экономики.

3. Структура бюджета позволяет установить желаемую иерархию для
бюджетных статей доходной и расходной частей.

В
бюджетной системе РФ каждый уровень бюджета автономен и имеет силу закона. При
этом ведущее значение отводится федеральному бюджету, за ним закрепляются такие
источники налоговых доходов, как налог на прибыль, некоторые виды акцизов,
налоги на товары, ввозимые и реализуемые на территории РФ. К наиболее крупным
статьям расходов федерального бюджета можно отнести военные расходы, расходы на
национальную экономику, расходы на социальную политику.

Бюджеты
субъектов РФ и муниципальных образований играют второстепенную роль, это
связано с тем, что они служат основой для обеспечения финансовыми ресурсами
территорий и формируются за счет закрепленных за ними таких доходов как
имущественные налоги с физических и юридических лиц, регулирующие налоговые
доходы.

Бюджетная
система — это основанная на экономических отношениях и государственном
устройстве, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов.

4. Проанализированные в ходе исследования показатели федерального
бюджета РФ свидетельствуют нам об устойчивом финансовом положении страны и
стабильности федерального бюджета. Однако стоит обратить внимание на повышение
эффективности государственного управления, а также усилить контроль над
расходованием средств, направленных на реализацию целевых программ.

Наблюдается
достаточно высокий дефицит федерального бюджета под воздействием шоков для
экономики из-за пандемии коронавируса. Выделяют множество проблем, с которыми
сталкивается бюджетная система РФ.

Среди
негативных явлений, которые оказали существенное воздействие на бюджетную
систему России в последние годы следует выделить: —
высокую волатильность мировых цен на углеводороды;


секторальные санкции стран Запада;


высокую волатильность курса рубля;


воздействие пандемии коронавируса на отдельные отрасли и виды деятельности и
экономику в целом.

В
связи с появлением новых тенденций в развитии национальной и международной
экономических систем требуется внесение конкретных изменений в процессы
разработки и реализации государственной бюджетной политики РФ.

5. В результате
проведенного анализа проблем, функционирования бюджетной системы, выявлен ряд
актуальных вопросов, требующих пристального внимания со стороны государственной
власти, связанных с:

— разбалансированностью
процесса перераспределения денежных потоков по субъектам РФ;

— несовершенством
инструментов распределения дотаций, субсидий и субвенций для регионов, и, как
следствие, сокращением мотивационного фактора для создания собственных
производств и крепкой региональной экономики в целом;

— нецелевым
использованием бюджетных средств, а также отсутствием критериев для оценки и
степени эффективности их использования; — использованием
устаревших контрольных инструментов при выявлении фактов неэффективного
использования бюджетных средств (на основании экспертного мнения ревизионных
комиссий);

— проблемами реализации
финансового контроля на местном и федеральном уровне;

— сокращением
вовлеченности гражданского общества в процесс формирования и расходования
общественных финансов социальной направленности.

6. Для улучшения социально-экономического развития государства
необходимо выполнить следующие задачи:


разработать систему общественного контроля за целевым использованием средств,
поступающих из бюджета в учреждения образования и здравоохранения;


реформировать медицинскую отрасль, путем определения в качестве приоритетных
первичную помощь и профилактику заболеваний, а не лечение;


увеличить финансирование культурных и спортивных учреждений;


осуществлять массовую пропаганду здорового образа жизни;


оптимизировать функционирование системы управления государственными финансами;


четко регламентировать законодательно процесс аккумуляции и движения финансовых
потоков, обеспечения их прозрачности для общества;


обеспечить высокие темпы роста национальной экономики как основного фактора
снижения финансовых рисков при разработке показателей государственного
(Федерального) бюджета;


достичь надежности прогноза основных макроэкономических показателей, на основе
которых формируются доходная и расходная части государственного бюджета,
объемов и темпов роста ВВП, темпов инфляции, валютного курса;


соблюдать объективность при формировании доходной части бюджета;


минимизировать финансовые потери государства при использовании государственной
собственности;


оптимизировать бюджетные расходы, что будет способствовать полноценному
финансовому обеспечению реализации государственных функций;


обеспечить последовательность развития бюджетного процесса, достаточность
финансовых ресурсов для выполнения бюджетных обязательств на каждом уровне на
основе законодательно утвержденных минимальных государственных социальных
стандартов и обоснованных нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;


создать систему управления государственным долгом, которая позволила бы
оптимизировать соотношение финансирования процентных и непроцентных расходов;


освоить современные методы оценки рациональности бюджетных ассигнований;


внедрить индикаторы результативности расходов государственных средств,
ориентированных на достижение положительного конечного результата и
стимулировать органы власти разных уровней и бюджетные организации к экономному
использованию бюджетных средств.

Таким
образом, необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях
определяется объективными требованиями экономической действительности. Общество
нуждается в сильной власти, которая способна контролировать те или иные
процессы в развитие рыночного регулирования. Бюджет позволяет стимулировать
финансовые ресурсы и осуществлять их использование. Таким образом, для развития
рыночной системы характерно совершенствование бюджетного устройства. Это
совершенствование должно осуществляться как по отношению к внутренним,
межбюджетным отношениям, так и по отношению к количественным и качественным
показателям. Эти совершенствования способны превратить государственный бюджет в
мощный стимул экономического роста. Ведь только в совокупности эти изменения
способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики
в мощный стимул экономического роста.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
ОБЩЕСТВА

1.1 Сущность
государственного бюджета Без социальной
модернизации достижение экономических целей будет крайне сложным, а результат
такой политики не будет приемлемым для социума. Социальные преобразования
назрели сразу в нескольких сферах, в той или иной степени нуждающихся в
поддержке со стороны государства. Выделение среди видов государственной
деятельности бюджетной деятельности как сферы экономики государства послужило
фактором формирования отдельных систем научного знания. Процесс составления
государственного бюджета претерпел серьезные преобразования в зависимости от
степени эволюции, достигнутой человеком, обществом, политикой и экономикой.

Первые государственные
бюджеты появляются в средние века. Что понимается под словом «бюджет»? Слово
«бюджет» происходит от латинского «bulga» – «кожаный мешок, ранец» к нам же оно
пришло из Англии. Канцлер казначейства (министр финансов), излагая в английском
парламенте содержание будущих доходов и расходов, открывал мешок с деньгами и
документами (budget). Эта процедура называлась «открытием бюджета».
Родоначальником бюджета и процесса его утверждения является Англия. Таким
образом, бюджет приобретает форму документа, утверждаемого законодательным
органом, только с приходом к власти буржуазии[1].

Немного иначе этот
процесс происходил в России. Рассмотрим хронологическое развитие
государственного бюджета в Российской Федерации:

IX-XIII века – в
исторических документах Киевской Руси появляется должность казначея – хранителя
княжеских ценностей, которые назывались казной. В период становления и развития
Киевской Руси государственные доходы и расходы не отделялись от доходов и расходов
великого князя.

XVI век — в структуре
государственной казны Московского княжества стала увеличиваться денежная часть
и уменьшаться доля натуральных платежей и личных повинностей. В этот период с
увеличением внешней торговли появляется таможенная пошлина на заграничную торговлю.

XVII век — доходы казны
формировались из трех основных источников: налогов, доходов от перечеканки
монет, доходов от казенной промышленности и торговли, так же были предприняты
попытки составления государственной сметы, стал формироваться учет казенных доходов
и расходов[2].

1655 год — организован
Приказ счетных дел, которому было указано «ведать всего Московского государства
приход и расход, и остаток по книгам за многие годы».

1700-1721 годы — 2/3
расходов государственного бюджета составляли потребности армии, флота и обороны
страны.

1722 год — первая
российская роспись государственных доходов и расходов на 1723 год.

1802 год — росписи стали
составляться ежегодно. Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждено Министерство
финансов, на обязанности которого лежало «управление казенными и
государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его
доходы, и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям
государственных расходов».

1811 год — начинается
составление бюджета России.

1862 год — средства
министерств стали концентрироваться в руках государства по принципу единства
кассы, в результате разработки бюджетного устройства. Так же впервые были
изданы правила составления сметы по росписи, улучшен государственный контроль,
и на каждый год министром финансов стал составляться проект росписи, началась
публикация государственной росписи доходов и расходов в «Правительственном
вестнике».

1906 год — изданы Правила
о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в России, а
государственный бюджет принял окончательное оформление.

1922 год — основание для
создания новой бюджетной системы государства, в результате образования Союза
Советских Социалистических Республик.

1991 год — Российская
Федерация начала переход к принятому в большинстве стран бюджетному устройству,
предусматривающему независимость местных бюджетов от бюджетов вышестоящего
уровня[3].

По мнению Афанасьева М.П.
— «бюджет — это определенная форма концентрации и расходования средств для
обеспечения эффективной реализации функций государственных органов»[4].

Арлашкин И.Ю. считает,
что бюджет — это модель создания и потребления фонда денежных средств,
направленных на финансовое обеспечение целей и функций государства и местного
самоуправления. В качестве правового акта бюджет выступает в роли основного
финансового плана по формированию, распределению и использованию
централизованного денежного фонда государственного или муниципального
образования, утверждаемого соответствующим представительным органом[5].

Сегодня в БК РФ
определены общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и
функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных
правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в РФ,
порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного
законодательства РФ.

Как любой план, бюджет
составляется на определенный период. В большинстве стран таким периодом
является так называемый финансовый год. Статьей 12 БК РФ определенно понятие
финансового года, которое соответствует календарному году и длится с 1 января
по 31 декабря.

Однако масштабные задачи,
стоящие перед государством, не всегда можно решить за один год. Поэтому для
обеспечения стабильности и предсказуемости финансовой системы, а, значит, и
всей экономики, в большинстве развитых стран используется еще и среднесрочный
бюджет. Как правило, это трехлетний финансовый план. [1]
Воронцова И.А. Государственный бюджет и формирование бюджетной системы в
Российской Федерации // NovaUm.Ru. — 2020. — № 25. — С. 65-69. [2] Морозов И.В., Янгульбаева
Л.Ш., Гачаев А.М., Родермель Т.А. Государственная система управ ления финансами
и реформы в России // Вопросы истории. — 2021. — № 2. — С. 4-10. [3] Богданова М.Н. Исторический
аспект государственного бюджета РФ // Студенческий: электрон. научн. журн. —
2019. — № 27(71). – С.17. [4] Афанасьев М. П. Бюджет и бюджетная система. — М.:
Юрайт, 2016. – С.77. [5] Арлашкин И.Ю. Региональные бюджеты в 2019 г //
Экономическое развитие России. — 2020. — №4. — С.12.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы