Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Роль библиотеки в организации экологического воспитания читателя.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК В РАСПРОСТРАНЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 6
1.1.Понятия «экологического воспитания» и «экологической культуры»: теоретический и методический аспекты 6
1.2.Формы работы библиотек в экологическом просвещении читателей 14
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАЙОННОЙ БИБЛИОТЕКИ ГОРОДА ЛЕНСКА 29
2.1. Пути повышения эффективности и качества оказания услуг в области экологического просвещения и информирования 29
2.2. Проект «Биоразнообразие: вызов ХХІ столетия» в реализации стратегии экологического воспитания 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение:
Актуальность темы. В результате активного вмешательства человека в окружающую среду за последнее время все чаще отмечаются негативные последствия в экологии. Природные ресурсы истощаются, мелеют реки, загрязняется атмосфера. Ввиду этого, единственное спасение – экологическое просвещение населения и формирование экологической культуры. Только при таком подходе, можно решить глобальную проблему.
Библиотеки, как культурно-просветительные заведения способны содействовать экологическому просвещению и воспитанию экологической культуры. В российских библиотеках развитие экологического просвещения отмечается с конца ХХ в. Более того, данная проблема стала не только неотъемлемой частью их работы, но и приоритетной. Библиотеки России активно включаясь в процессы эколого-просветительской сферы, заняли свое особое место на основе научной, научно-популярной и художественной литературы.
Библиотеки в свою очередь способствуют претворению идеи о систематическом устойчивом развитии, внося свой вклад в реализацию идей в данном направлении.
Более того, в библиотеках создаются и пользуются популярностью среди населения информационные и культурно-экологические центры, где к услугам пользователей справочно-библиографические аппараты, тематические базы данных, ведется аналитическая работа, разрабатываются методики предоставления актуальной экологической информации.
Спасти природу и человечество могут только коренные изменения в системе ценностей, которые исповедует современное общество.
Таким образом, в сложных условиях глобального экологического кризиса, актуальность работы обусловлена приоритетным направлением экологического воспитания; объективной потребностью общества в формировании общественного экологического сознания с высоким уровнем социальной активности и экологической культуры; необходимостью изучения теоретических основ и современных тенденций развития экологического просвещения в передовом российском библиотечном опыте с целью возможности использования лучших достижений в практической работе; необходимостью стабильного повышения качества работы библиотек в данном направлении.
Объектом исследования является экологическое воспитание в библиотеки.
Предмет исследования – деятельность организации экологического воспитания.
Цель исследования – изучение роли библиотеки в экологическом просвещении читателей.
Соответственно поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятия «экологическое воспитание» и «экологическая культура»;
– определить сущность, содержание, общее положение и тенденции развития деятельности библиотек в области экологического воспитания;
– выявить пути и средства повышения эффективности и качества оказания библиотечных услуг в данном направлении;
– провести исследование «Проблемы экологии и роль библиотек в формировании экологического мировоззрения молодежи»;
– разработать проект для реализации стратегии экологического просвещения в библиотеке.
Методологическую основу исследования составляют положения, изложенные в трудах отечественных библиотековедов М. Н. Глазкова, М. Я. Дворкиной, P. C. Мотульского; теоретические исследования в области экологического просвещения в библиотеках О. В. Покровской, Н. Ф. Церцек; исследования в области экологического образования C. B. Алексеева, С. Н. Глазачева, И. Д. Зверева, H. H. Моисеева, И. Т. Суравегиной; философские теории экологического воспитания и формирования экологической культуры Э. В. Гирусова, В. И. Данилова-Данильян, H. H. Моисеева, Е. А. Рипачевой, В. М. Рыбаковой.
Методы исследования. Теоретические методы представлены историческим и статистическим анализом и синтезом, а также терминологическим анализом, анализом документов, сравнительно-сопоставительным и ретроспективным анализом, обобщением и систематизацией полученных данных.
Среди эмпирических методов – изучение реальной ситуации, сложившейся с экологическим образованием и информированием в библиотеках путем прямого и косвенного наблюдения; беседы со специалистами библиотек.
Заключение:
Экологические проблемы затрагивают всю мировую цивилизацию. В связи с этим становятся актуальными вопросы экологического воспитания и экологической культуры. В нашем исследовании рассмотрены понятия, функции и задачи, связанные э данными вопросами.
В процессе работы нам также удалось выяснить, что публичные библиотеки становятся центрами экологических инициатив, определяя экологическое просвещение и воспитание одним из основных направлений своей деятельности.
Экологическая практика библиотек осуществляется во взаимодействии с другими институтами, ведущими деятельность в области охраны окружающей среды. Формированию экологической культуры как залога выхода из кризиса способствует модель внедрения в библиотеках новых институтов (экологических центров, отделов, секторов) с собственным сайтом, блогом, группой в социальной сети; а также модель проникновения, в рамках которой специалисты всех подразделений публичной библиотеки осваивают экологические знания для активной просветительской работы, направленной на формирование экологической культуры населения.
В настоящее время трансформационных изменений деятельности библиотек, взглядов на их задачи и функции, преобразования публичной библиотеки современности на креативное пространство для коммуникаций, надо сохранить понимание того, что книга (бумажная, электронная) остается социальным маркером.
Это позволит библиотекарям продолжить работу над разработкой новых инновационных проектов экологического просвещения; внедрению форм традиционной и виртуальной среды; объединение документных ресурсов библиотек, архивов, музеев анализом и оценкой потоков экологической информации и созданию информационно-аналитических библиотечных продуктов по обозначенной проблематике в соответствии с потребностями пользователей и общества.
Во второй части исследования нами проанализирована деятельность Центральной районной библиотеки города Ленска и ее филиалов в экологическом просвещении. Удалось выяснить, что в данной библиотеке постоянно идет поиск новых форм проведения социокультурных мероприятий, способствующих воспитанию творческих личностей, развития экологической культуры, а также повышению уровня экологической активности.
Путем проведения в библиотеке социологического исследования «Проблемы экологии и роль библиотек в формировании экологического мировоззрения молодежи» нам удалось выяснить отношение молодых людей к экологии, определить их уровень экологической грамотности и осведомленности об экологических проблемах региона. Опрос помог сориентироваться в выработке рекомендаций по улучшению работы библиотек региона по экологическому воспитанию пользователей.
Стоит обратить внимание на некоторые из них:
– использовать в своей деятельности для привлечения молодежи больше интерактивных мероприятий, при этом, не забывая, что книга не должна выходить из поля зрения пользователя;
– уделять особое внимание краеведческой деятельности в вопросах экологического воспитания. Экологическое краеведение воспитывает не только чувство патриотизма, но и внимательного отношения к каждому уголку родного края, уникальных природных объектов;
– с целью понимания направленности работы и аудитории, периодически проводить опросы не только с читателями библиотеки.
Кроме того, нами разработан Проект «Биоразнообразие: вызов ХХІ столетия», предусматривающий формирование экологической культуры пользователей как одного из важных направлений работы библиотеки.
Основные направления деятельности проекта – формирование фонда экологической направленности, информационно-библиографическая и просветительская деятельность по проблемам экологии, повышение уровня экологической подготовки библиотечных работников.
Таким образом, анализируя наше исследование, можем прийти к выводу, что современные библиотеки проводят весомую работу в организации экологического воспитания, а, следовательно, играют одну из ведущих ролей в данном вопросе.
Фрагмент текста работы:
1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК В РАСПРОСТРАНЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
1.1.Понятия «экологического воспитания» и «экологической культуры»: теоретический и методический аспекты
Сущность понятия «экологическое воспитание» большинством специалистов рассматривается сегодня, прежде всего, через призму непрерывного образовательного процесса, направленного на формирование целостной личности, которая вовлечена в мир человеческих ценностей и способна достойно ответить на современные вызовы цивилизованного общественного развития XXI века. То есть, очевидно, что экологическое воспитание является актуальной и значимой научно-прикладной проблемой.
Следовательно, логика исследования требует конкретизации феномена «экологическое воспитание» через анализ его составляющих «экология» и «воспитание». Хотя термин «экология» был впервые предложен Э. Геккелем еще в 1866 году, сегодня он используется как полидисциплинарная отрасль знаний об окружающей среде, как многогранная комплексная наука, изучающая закономерности существования, формирования и функционирования биологических систем всех уровней – от организма до биосферы и их взаимодействия с внешними условиями.
Так, в современном словаре иностранных слов экология трактуется как раздел биологии, изучающий взаимосвязь животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой; раздел социологии, в котором изучаются взаимоотношения человека и среды [20].
Понятие «воспитание» в научном дискурсе традиционно характеризуется как «система воспитательных мероприятий, направленных на формирование всесторонне и гармонично развитой личности»; «… предполагает вооружение человека определенной суммой общественно необходимых знаний, умений и навыков, подготовку его к жизни и труду в обществе, к соблюдению норм