Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Ресурсная база справочно-библиографического обслуживания на современном этапе: соотношение традиционных и электронных источников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА I. Возможности и
особенности использования традиционных и электронных источников в качестве
ресурсной базы справочно-библиографического обслуживания 6 1.1. Современные
представления о справочно-библиографическом обслуживании: понятие и
особенности 6 1.2. Традиционные
информационные ресурсы и их возможности в реализации
справочно-библиографического обслуживания 14 1.3 Электронные
информационные ресурсы: видовой состав и проблемы классификации 18 ГЛАВА II. Тенденции
справочно-библиографического обслуживания в условиях развития цифровой среды 26 2.1. Инновации в
справочно-библиографическом обслуживании пользователей библиотек 26 2.2. Виртуальные
справочные службы: классификация, особенности использования и этапы
выполнения виртуального справочно-библиографического обслуживания 32 2.3. Анализ виртуальных
справочных служб России 39 ГЛАВА III.
Справочно-библиографическое обслуживание на примере МБУК «Милютинская
межпоселенческая центральная библиотека» 46 3.1. Особенности
деятельности МБУК «Милютинская межпоселенческая центральная библиотека» 46 3.2. Анализ организации
справочно-библиографического обслуживания читателей МБУК «Милютинская
межпоселенческая центральная библиотека» 54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 65
Введение:
Актуальность выбранной темы
исследования связана, прежде всего, с тем, что на
современном этапе библиотеки стали не только хранителями научного и культурного
наследия человечества, но и, непосредственно, центрами связи с современной
глобальной информационной системой. Для современного общества библиотеки
являются, не только хранилищами книг, периодических, электронных и других
изданий, но и информационными учреждениями, где автоматизированы многие
процессы.
Развивающиеся
процессы информатизации общества, компьютеризации деятельности государственных
учреждений, школ, вузов, фирм и предприятий, системы здравоохранения и других
институтов, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, изменили
требования людей к сфере библиотечного обслуживания. Библиотеки в настоящее
время выступают как проводники информации в мире независимо от её носителя –
традиционного бумажного или электронного. Постепенно информатизация проникает
во все библиотечные технологические процессы. Это закономерно приводит к
смещению акцентов практически во всех традиционных процессах: от комплектования
до обслуживания читателей. Информационные технологии меняют сам способ
пользования библиотекой.
На
сегодняшний день самыми распространёнными информационно-коммуникационными
технологиями, используемыми в повседневной практике библиотек, являются —
предоставление электронных услуг населению, ведение электронного каталога;
создание электронных презентаций для сопровождения мероприятий и книжных
выставок; предоставление информации на сайт; использование интернет-ресурсов;
создание собственных электронных информационных продуктов.
В
настоящее время как федеральные и региональные библиотеки, так и муниципальные
активно вовлечены в процесс построения в России информационного общества. В
настоящее время все более востребована среди населения становится услуга
справочно-информационного обслуживания. Этому способствует еще и то, что в
последнее десятилетие электронные ресурсы активно внедряются в состав фондов
библиотек. В комплектовании, хранении, организации электронных материалов, а
также в обслуживании ими пользователей имеется ряд проблем, которые замедляют
внедрение новых технологий в библиотечную практику, существенно снижая
информационный потенциал нетрадиционных носителей. Эти проблемы нуждаются в
своевременной констатации, осмыслении и решении. Поэтому важными направлениями
научно-исследовательской работы каждой библиотеки является определение
информационной ценности электронных ресурсов, осмысление основных теоретических
положений для создания профиля комплектования этого ресурса, изучение рынка
электронных ресурсов, анализ собственного и чужого опыта в этой сравнительно
новой области. Таким образом, актуальность выбранной темы не вызывает сомнений.
Цель исследования
– выявить и охарактеризовать особенности организации справочно-информационного
обслуживания в муниципальных библиотеках.
Достижение
цели потребовало решения следующих задач:
₋ раскрыть современные представления о
справочно-библиографическом обслуживании;
₋ исследовать традиционные информационные
ресурсы и их возможности в реализации справочно-библиографического
обслуживания;
₋ провести обзор электронных информационных
ресурсов;
₋ рассмотреть инновации в
справочно-библиографическом обслуживании пользователей библиотек;
₋ изучить и провести анализ виртуальные
справочные службы;
₋ раскрыть особенности деятельности МБУК «Милютинская
межпоселенческая центральная библиотека»;
провести анализ
организации справочно-библиографического обслуживания читателей МБУК «Милютинская
межпоселенческая
Заключение:
Общеизвестно,
что библиотека появилась в обществе как социальный институт, специализирующийся
на сборе, описании, организации и хранении документальной информации.
Документальный поток как искусственная интеллектуальная структура, входящая в
состав системы информационных коммуникаций, существует и развивается под
влиянием науки, образования, искусства и культуры. Библиотека способствовала
трансляции из поколения в поколение моделей культуры каждой эпохи, осуществляя
пока никем не замещенную функцию отбора, смысловой фильтрации, упорядочения
документов.
На
протяжении всего длительного периода своего существования библиотека в полной
мере зависела от многих тенденций развития цивилизации, обусловленных
интеллектуальной жизнью общества.
Выделяется
несколько ощутимых факторов влияния социально-культурного значения на развитие
библиотек. В первую очередь, это трансформации, происходящие в обществе:
социальные, культурные, политические, технологические; трансформации,
происходящие с читателями, обусловленные социальными и психологическими
факторами; трансформации, происходящие с документопотоком, который продуцирует
общество: меняется производящая среда, содержание документов, их формы, виды,
технологии записи информации. Современное российское общество меняется под
влиянием «вызовов» времени, меняются социальные условия, интересы людей и их
потребности.
Сейчас
библиотеки столкнулись с некой противоречивостью развития системы документных
коммуникаций: растут объемы цифрового, виртуального контента – как текстового,
так и аудиовизуального – на фоне снижения использования всего объема публикаций
в обществе, обостряется проблема сбора, отбора, описания, организации и
хранения ресурсов, которые представлены аналоговыми и электронными документами.
В обществе складывается иллюзорное представление о доступности любой информации
благодаря интернету в то время как эта среда содержит множество недостоверных
или неполных сведений.
Качественная
информация стала дорогостоящим товаром, покупку которого не каждая библиотека
может себе позволить, поэтому постоянная финансовая ограниченность библиотек
способствует снижению их социального статуса. Особенно значим фактор
информационного обеспечения в научной и образовательной сфере для академических
и вузовских библиотек.
Ответственность
библиотеки как транслятора традиций культуры чтения и института,
способствующего адаптации человека к меняющимся условиям цивилизационного
развития, в такой сложной и противоречивой ситуации повышается. Самое очевидное
воздействие на политику и технологию формирования фондов оказывает развитие
документопотока, система его представления, распространения, технологии его
реализации в разных форматах. Документопоток как источник формирования фондов
реализуется в двух планах: традиционная издательская деятельность и связанная с
ней система распространения, производство и продвижение электронных изданий,
представленных на рынке и существующих в открытом доступе.
В
традиционной издательской деятельности России проявляются общие для мирового
издательского процесса качества: коммерческий прагматизм, гибкая тиражная
политика с тенденцией к малотиражности, что оправдано в эпоху динамичного
обновления научного знания, меняющихся читательских потребностей, невысокой
покупательной способности контингента, конкуренции с электронными изданиями.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
I Возможности и особенности
использования традиционных и электронных источников в качестве ресурсной базы
справочно-библиографического обслуживания
1.1 Современные представления о справочно-библиографическом
обслуживании: понятие и особенности
Справочно-библиографическое
обслуживание (СБО) – деятельность, направленная на удовлетворение
информационных потребностей путем предоставления информационных продуктов и
услуг или поддержку / обеспечение содействия информационному самообслуживанию.
Результаты
изучения зарубежного и отечественного опыта показали, что используются
различные модели организации и технологии осуществления библиографической
деятельности библиотек. Но принципы работы одни: удовлетворение информационных
потребностей пользователей с помощью совокупных библиотечных ресурсов, хранение
и предоставление доступа к фондам библиотек, создание информационных ресурсов.
Термин
«модель» часто используется для наименования самых различных научных
построений, отмеченных чертами систематизации и регуляризации. Следует обратить
внимание на то, что данный термин (от франц. modele, от лат. modus – «мера,
мерило, образец, норма») используется в значении схемы, описания процесса
справочно-библиографического обслуживания[1].
Перечислим
некоторые модели организации библиографической работы библиотек, описанные Е.
Васиной[2].
Модель
1. Справочное обслуживание, распределенное по функциональным участкам: 1.
Участок общей информации (помощь пользователям в работе с электронным
каталогом). 2. Справочный участок. 3. Участок баз данных (БД).
Модель
2. Распределение справочно-библиографического обслуживания между структурными
подразделениями.
Функции
библиографического отдела при этом ограничиваются традиционными методиками
поиска. Приоритетным является создание библиографами локальных баз данных.
Формирование полноценного справочно-библиографического аппарата (СБА), которое
осуществляет отдел обработки документов.
Функцией
отдела информационных технологий является информационное обслуживание с использованием
сетевых коммуникаций, доступа к локальным и удаленным БД. Сотрудники центра
помогают:
₋ находить справочную и библиографическую
информацию;
₋ ориентироваться в информационном
пространстве собственной библиотеки, библиотеках города, России, мира;
₋ правильно составлять запросы, грамотно
оформлять результаты поиска.
Модель
3. В российских библиотеках и библиотеках ближнего зарубежья чаще всего
используется модель, где справочно-библиографическое обслуживание
осуществляется параллельно с помощью электронных и традиционных источников
информации. Отделы библиотек в зависимости от функций, характера, содержания
работы называются информационно-библиографическими, научно-библиографическими, справочно-библиографическими,
электронных ресурсов и библиографии и т. п.
В
библиографических отделах концентрируются базы данных всей библиотеки. Штат
представляет собой команду высококвалифицированных специалистов, владеющих
навыками работы на компьютерах. Постоянно проводится обучение библиографов
использованию новых технологий в работе, а пользователей – традиционному и
электронному поиску информации. При этом можно выделить общие процессы
библиографических отделов, преимущества такой организации работы. Общие
процессы:
₋ поиск (информационный, библиографический);
₋ преобразование информации
(библиографирование);
₋ распространение информации (доведение до
потребителя);
₋ обслуживание потребителей.
Преимущества:
₋ сочетание библиографической культуры и
компьютерной грамотности;
₋ высокое качество работы;
₋ обслуживание осуществляется сотрудниками,
хорошо знающими библиотеку, информационную среду.
Достоинства:
₋ гибкость в использовании кадров;
₋ оказание помощи специалистами технического
профиля в организации библиографической работы. При поиске (традиционном и
автоматизированном) библиограф должен:
₋ уметь читать библиографические записи и
замечать ошибки;
₋ владеть моделью оптимального
информационного поиска;
₋ уметь пользоваться
справочно-библиографическим аппаратом;
в совершенстве знать
информационные издания [1] Вершинин М. И. Электронный каталог:
проблемы и решения : учеб. практич.
пособ. СПб.: Профессия, 2007. 231 с. [2] Васина Е. Ю.
Информационно-библиографическая работа: выбираем приоритеты /М.Д. Афанасьев.-
Текст (визуальный): непосредственный //
Библиотеки вузов Урала, 2017. № 4. С. 37–43.