Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Реализация прав граждан на лекарственные обеспечение
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1. ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 6
1.1. Общая
характеристика и законодательные основы лекарственной помощи. 6
1.2.
Стратегии лекарственного обеспечения граждан Российской Федерации. 10
2.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.. 17
2.1. Порядок
обеспечения бесплатными лекарственными средствами. 17
2.2.
Реализация прав отдельных категорий граждан Российской Федерации на обеспечение
необходимыми лекарственными средствами. 23
3. ПРОБЛЕМЫ И
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН.. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 45
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 54
Введение:
Актуальность темы
исследования обусловлена тем, что на современном этапе демографическая ситуация
в России характеризуется приростом доли пожилых людей, увеличением уровня
смертности населения и снижением рождаемости, распространением хронических
заболеваний.
В сложившейся обстановке
актуально надлежащее обеспечение пациентов достаточно широким диапазоном
медико-социальных услуг, которые построены на основе рационального
гарантированного льготного лекарственного обеспечения за счет финансирования из
бюджетов различных уровней.
Эффективная организация
обеспечения лекарственными препаратами и качественное оказание медицинских услуг
возможно исключит первоочередные сложности профилактики, диагностики и лечения
болезней, что, несомненно, проявится во всем многообразии человеческой жизни и
выступит приоритетом социально-экономической политики государства.
Особого внимания
заслуживает проблема льготного лекарственного обеспечения социально уязвимых
групп населения. Эта проблема имеет большую общественную значимость.
Во-первых, данный процесс
нацелен на успешное преодоление существующих социальных рисков, поскольку
обеспечение социально незащищенных людей необходимыми лекарственными
препаратами способствует поддержанию их здоровья, препятствует снижению уровня
жизни и переходу в бедные слои населения.
Во-вторых, доступность
лекарств, в целом, способствует успеху лечения, снижает уровень госпитализации
и улучшает качество жизни пациентов, сокращая затраты на дорогостоящие виды
медицинской помощи.
Несмотря на проводимую
государственную политику, до сих пор встречаются проблемы, связанные с
обеспечением информационного взаимодействия между всеми участниками организации
льготного лекарственного обеспечения, эффективным распределением средств бюджета
на отпуск лекарственных препаратов.
Вопросы законодательной
регламентации обеспечения права на лекарственное обеспечение неоднократно
поднимались в научных работах.
Так, проблемам правового
регулирования права на лекарственное обеспечение посвящены работы Д.Д.
Ермаковой, Ю.В. Павловой, правовым основам лекарственного обеспечения – В.В.
Комаровой, законодательные проблемы осуществления программы льготного
обеспечения лекарственными препаратами освещены в трудах И.Г. Березина, А.Ю.
Пайкова.
Целью выпускной квалификационной работы
является комплексный анализ особенностей реализации прав граждан на
лекарственное обеспечение, выявление существующих проблем и перспектив
развития.
Для
достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи исследования:
—
рассмотреть законодательные основы лекарственной помощи,
—
изучить стратегии лекарственного обеспечения граждан РФ,
—
исследовать порядок обеспечения бесплатными лекарственными средствами,
—
проанализировать особенности прав отдельных категорий граждан РФ на обеспечение
необходимыми лекарственными средствами,
—
выявить проблемы и направления совершенствования законодательства в сфере
лекарственного обеспечения граждан.
Объектом исследования в настоящей
работе выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации прав
граждан на лекарственное обеспечение.
Предметом исследования являются
нормативно-правовые акты, научная и учебная литература, отражающие различные
аспекты реализации прав граждан на лекарственное обеспечение.
Научная новизна исследования
состоит в комплексности предпринятого анализа лекарственного обеспечения
граждан, выявлении существующих проблем и выработке предложений по их решению.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Положения настоящей работы могут быть использованы в преподавательской
деятельности, а также для дальнейших теоретических исследований и в целях
совершенствования действующего законодательства.
Методологической основой
настоящей работы является как общенаучный диалектический метод, так и отдельные
частно-научные методы: логический, исторический, сравнительно-правовой,
формально-юридический, анализ научных концепций.
Нормативно-правовую базу
исследования составляют Конституция Российской Федерации,
федеральные законы и подзаконные акты в сфере лекарственного обеспечения
граждан.
По своей структуре исследование
состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Государственная политика
в области лекарственного обеспечения населения определяет приоритетные
направления его развития; формирует согласованность действий органов
государственной власти различных уровней по направлениям развития
лекарственного обеспечения; задает основной вектор для разработки и корректировки
нормативно-правовой базы системы обращения лекарственных средств; служит
основой для принятия решений на государственном уровне по разработке и
реализации целевых программ и проектов лекарственного обеспечения.
За последние годы система
льготного лекарственного обеспечения (ЛЛО) претерпела ряд существенных
позитивных изменений. Например, изменено законодательство, связанное со сроком
вывода лекарственного препарата на рынок с сохранением и обеспечением гарантий
качества, эффективности и безопасности. Введены меры по контролю за качеством
лекарственных средств, находящихся в гражданском обороте, обеспечен мониторинг
за ценами на лекарственные препараты, включенных в перечень жизненно
необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), обеспечен контроль за
наличием их в ассортименте в аптечных организациях.
В соответствии с
программой государственных гарантий каждый гражданин имеет право на бесплатное
оказание лекарственной помощи в РФ при лечении в стационарных условиях из
перечня ЖНВЛП.
В случае установления
индивидуальной непереносимости по индивидуальным показаниям граждане могут быть
обеспечены лекарственными препаратами, не включенными в перечень ЖНВЛП, но
зарегистрированными в РФ. В амбулаторных условиях право на бесплатное
лекарственное обеспечение или частично компенсируемое (50% от стоимости) имеют
право только 20% населения. Остальные граждане обеспечиваются лекарственными
препаратами за счет собственных средств.
Региональное
лекарственное обеспечение требует совершенствования, которое реализуется в
разных условиях с разной мерой полноты, эффективности в разных субъектах, что,
конечно, не может не вызывать недовольства граждан. Проблема усугубляется
отсутствием единой системы учета федеральных и региональных составляющих
лекарственного обеспечения, что не позволяет наладить эффективный контроль в
сфере лекарственного обеспечения.
Лекарственное обеспечение
делится по разным признакам:
— в зависимости от форм
оказания помощи (стационарное, амбулаторное), — вхождения в разряд льгот,
— профессиональному
статусу (военнослужащим лекарственное обеспечение компенсируется из
ведомственного учреждения).
В результате проведенного
системного анализа были выявлены проблемы в системе лекарственного обеспечения:
инфраструктурного, нормативно-правового, финансового характера.
Проблемы имеют место в
системе льготного лекарственного обеспечения, в процедуре регистрации, в
процедуре закупки лекарственных средств для государственных нужд и другие.
Для решения перечисленных
проблем нами представлены предложения по совершенствованию системы
лекарственного обеспечения, которые представлены следующим образом:
1) предложения по
инфраструктуре:
– разработать систему
квотирования количества аптек в регионе;
– в каждом регионе
обязать субъект обеспечить наличие государственных аптек;
– для труднодоступных
регионов — можно было бы предложить передвижные аптечные пункты или аптеки на
колесах;
2) предложения для
фармацевтической промышленности:
а) в рамках программы
«ФАРМА-2020» или «ФАРМА-2030» предусмотреть преференции для предприятий с
полным циклом производства предусмотреть в программе открытие предприятий,
осуществляющих синтез и поставки Фармацевтических субстанций отечественным
производителям;
в) внедрить систему
стратегического планирования для поставки препаратов для государственных нужд;
г) пересмотреть
нормативные документы по регистрации лекарственных средств;
д) перейти к реальному
внедрению программы возмещения лекарственных средств; е) разработать регламент
взаимодействия аптек с врачами ЛПУ;
ж) пересмотреть
ценообразование на лекарственные средства в рамках государственных закупок;
з) разработать и
обеспечить регулярный мониторинг доступности лекарственных средств.
Фрагмент текста работы:
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Общая характеристика и
законодательные основы лекарственной помощи Построение социального
государства требует формирование различных институтов, одним из которых является
медицина. Наличие развитой медицины дает возможность говорить о благосостоянии
и здоровье граждан, что является одним из основных направлений социальной
политики.
На сегодняшний день
остается актуальной проблема лекарственного обеспечения граждан, однако в
последнее десятилетие государство активно проводит реформу в сфере социального
обеспечения граждан.
Для начала стоит
отметить, что в нынешних реалиях лекарства представляют из себя основной способ
лечения, который дает возможность поддерживать уровень благосостояния и
здоровья на должном уровне вне каких-либо медицинских учреждений.
Для раскрытия проблемы
лекарственного обеспечения, в первую очередь, необходимо дать определение этому
понятия: под лекарственным обеспечением стоит понимать совокупность различных
мероприятий по предоставлению определенному категорию населению лекарственных
средств, которая прошла сертификацию в Российской Федерации [27, С. 215].
Медицинские услуги в
государственных учреждениях предоставляются гражданам бесплатно за счет
бюджетных средств, страховых взносов и иных способов финансирования, что прямо
закреплено в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ.
Конституцией Российской Федерации закреплена статья о
том, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.». [1]
В связи с чем, повышение качества медицинской помощи,
которое предусматривает в числе главных задач совершенствование системы
лекарственного обеспечения, является приоритетным направлением реформирования
здравоохранения в стране.
Понятие «лекарственное обеспечение» законодательно не
закреплено.
В современной литературе нет единого подхода к
пониманию данного термина.
Так, например, М.В. Подвязникова рассматривает понятие
«лекарственное обеспечение» в соотношении с понятием «лекарственная помощь».
По ее мнению, «лекарственное обеспечение является
одним из этапов лекарственной помощи, в рамках которого пациент обеспечиваeтся
необхoдимыми ему лекарственными средствами» [26, С. 12].
В Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ на
период до 2025 года данный термин определяется в широком и узком смысле слова.
Лекарственное обеспечение в широком смысле рассматривается как обеспечение
доступности лекарственных средств для всех граждан страны.
В узком смысле слова лекарственное обеспечение
предполагает предоставление лекарств бесплатно или со скидкой отдельным
категориям граждан [15].
Таким образом, видим, что в современной литературе
имеют место расхождения в понимании рассматриваемого термина, не определена
четкость в его границах и однозначность понимания.
В соответствии с действующим законодательством в
рамках медицинской помощи не предусматривается лекарственное обеспечение.
Однако оказание экстренной и стационарной медицинской помощи является
исключением, так как по данному виду медицинской помощи предусмотрено
лекарственное сопровождение.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. №
323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [2],
при оказании амбулаторной медицинской помощи предусмотрено обеспечение
лекарственными средствами только отдельных категорий граждан.
Также стоит отметить, что
право на лекарственное обеспечение предоставляется гражданам и на основании
иных нормативно-правовых актов (далее – НПА). Одним из них следует считать
Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [3].
В данном нормативно-правовом
акте закреплены фундаментальные нормы, касающиеся социального обеспечения
граждан. В целом, данный закон является основополагающим в сфере социального
обеспечения граждан РФ. Лекарственное обеспечение также представляет из себя
один из видов социального обеспечения и трактуется законом как натуральная
помощь гражданам [2].
Также данный акт
устанавливает обязательства государства в сфере предоставления социальной
поддержки граждан. К основным обязанностям государства в сфере медицинского
обеспечения относятся: — предоставление гражданам фармацевтических препаратов
для медицинского применения; — предоставление медицинского оборудования для
профилактики, диагностики или же лечения заболеваний; — предоставление
специальных продуктов питания для детей-инвалидов [4, ч. 1 ст. 4.1]
Следующим значимым НПА
является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации». Данный акт формирует основу для осуществления
своих прав гражданами в сфере здравоохранения, устанавливает порядок
осуществления лекарственной помощь для населения, права и обязанности граждан в
области лекарственного обеспечения.
Отдельно стоит отметить,
что в законе указаны нормы о бесплатном предоставлении фармацевтических
препаратов для граждан РФ [5].
На основании положений
данного федерального закона, компетентный федеральный орган исполнительной
власти формирует процесс предоставления фармацевтических средств, формы
рецептурных бланков, порядок оформления бланков, а также их учет и хранения.