Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР 6
Сущность и содержание понятия «творческие способности» в психолого-педагогической литературе 7
Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 11
Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр 21
Глава 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР 27
Методы и организация исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях социального приюта для детей и подростков. 31
Реализация системы работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр 36
Анализ результатов исследования 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Введение:
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты,
морали и нравственности. А чем они богаче,
тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»
(Б.М.Теплов).
«Театрализация – это волшебный мир,
в котором ребенок радуется, играя,
а играя, познает окружающее…»
(О.П. Радынова).
На современном этапе модернизации дошкольного образования важной задачей является формирование творческой личности ребенка и развитие его творческих способностей. Нужно пробуждать у детей творческое начало и воспитывать в них грамотность. Ребенок должен уметь понимать и ценить искусство, чтоб в будущем стать цельной, гармонически развитой и творчески активной личностью. Поскольку Россия находится на пути становления, то соответственно и нуждается в образованных гражданах, креативных личностях, способных творчески подходить к решению любых проблем. Перед родителями стоит важная задача: способствовать тому, чтобы их чадо в будущем стал инициативным, творческим, общественно полезным.
Глобальная проблема развития человеческого потенциала, способного к самореализации и интеллектуально-творческой деятельности, стимулирует потребность общества до возникновения неординарного видения решения задач и проблем. Наша страна не стала исключением, и именно поэтому современные процессы реформирования образования направлены на пробуждение художественно-творческой активности и развитие творческой личности, начиная с дошкольного возраста. Известно, что отсутствие умений по эстетическому восприятию творчества, недостаточное развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям разных видов искусства, тормозит проявления творческого потенциала детей и, соответственно, развитие их творческих способностей.
В дошкольном образовании в России весомое значение придается развитию творческих способностей для всестороннего гармоничного развития личности дошкольников. Показатель творческих способностей детей старшего дошкольного возраста определяется уровнем развития эстетического восприятия объектов и явлений, умением работать с различными материалами, использовать разные техники, подбирать соответствующие средства реализации замысла, проявлять творческое воображение, эстетическую чувствительность, эмоционально-ценностное отношение к окружающему.
Организация театрализованной деятельности предполагает формирование у детей определенных представлений о театре и театральной терминологии, что составляет познавательное направление специального обучения; создание благоприятных условий для игровой деятельности, побуждение детей к импровизации, использование полученных знаний в игре, составляющее игровое и сценическое направление, в процессе которого происходит формирование театральных действий, элементов сценической выразительности.
Роль и значение народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей исследовали такие ученые, как: А. Бакушинский, П. Блонский, Ю. Максимов, Н. Саккулина, Г. Смирнова, и др. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Ю. Максимов предпринял попытку определить особенности восприятия детьми произведений декоративно-прикладного искусства.
Детское творчество основывается на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, в частности, его творческих способностей. Задача педагога – опираясь на склонность детей к подражанию, прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность, воспитывать в них самостоятельность, активность в применении этих знаний и умений, формировать критическое мышление, целеустремленность.
С театром дети знакомятся в атмосфере сказки, радости и праздника. Поэтому заинтересовать детей театром очень легко. Все свои придумки, впечатление из жизни дети хотят воплотить в живые образы и действия. Изображая любые образы, в этот момент дети играют придуманные роли, стараются подражать тому, что видели, и что их заинтересовало, получая при этом огромное эмоциональное наслаждение.
Заключение:
Современная жизнь во всех ее проявлениях становится все более разнообразной и сложной. Чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, обычных действий, а подвижности мышления, быстрого ориентирования, творческого подхода к решению больших и малых задач. Поэтому перед педагогами стоит задача воспитания творческой личности, начиная уже с дошкольного возраста.
Значительная роль в развитии творческих способностей детей 6 года жизни в процессе самостоятельной художественной деятельности принадлежит педагогу, а качество занятий зависит от его умения использовать методы и приемы, вызвать заинтересованность, вдохновить на творчество и создать соответствующие условия для дошкольников.
Наша цель – не только развивать фантазию детей, но и научить рассуждать системно, понимая происходящие процессы, а воспитателям дать в руки орудия по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.
Дошкольный возраст – это возраст, подходящий для развития творчества. Ребенку все дается легко, все интересно и все он выполняет с большим увлечением, особенно когда эти действия связаны с игрой или просто включены в игровые отношения.
Развитие творческих способностей детей благодаря ткатральным навыкам является естественным и высокоэффективным процессом. Вовлекая детей в художественно-творческую деятельность, педагог реализует не только задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивает интеллектуально-творческий потенциал детей.
Чтобы открыть перед ребенком дорогу в мир радостных переживаний, нужно развивать творческие способности, которые помогут ему проявить себя в музыкальной деятельности. Формирование этих способностей – процесс сложный, успех его зависит от мастерства учителя, знания структуры творческих возможностей детей, врожденных задатков к музыкальной деятельности и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Главная особенность творческой личности – потребность в творчестве, которое становится жизненной необходимостью. Существенным для педагогики понимание детского творчества как процесса усвоения материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством. Именно в таких условиях и формируются качества творческой личности. Ориентация в качествах творческой личности позволяет своевременно выявить творческие способности, сосредоточить внимание на их развитии, обезопасить их от угасания.
Для того чтобы определить методику проведения разносторонней творческой работы, способствующей развитию у детей творческих способностей, необходимо было прежде всего выяснить потенциальные возможности детей, учитывая влияние факторов социального окружения.
По статистике девочки больше, чем мальчики, проявляли интерес к разным видам творческой деятельности. Особенно значительна разница в их интересах к танцевальному искусству. Относительно безразличия или негативного отношения к пению или ритмическому движению (танцу) – дети часто объясняют в процессе беседы тем, что они стесняются, не умеют правильно и хорошо выполнить, не уверены, что у них получится.
Кроме того, чтобы пробудить интерес детей к творчеству, учитель должен использовать все методы и средства для целостного эмоционального восприятия игр разного содержания и жанров, а также ее выразительных средств. В этом процессе у детей будет скапливаться художественный опыт, на основе которого будут воспитываться музыкальные слуховые представления, звукообразность, творческие способности.
Музыкальный материал для восприятия должен быть небольшим по объему. Интересным и завершенным по содержанию. Чтобы убедиться в результативности восприятия детьми музыки, можно после прослушивания произведения задать перед ним следующие вопросы: «Где начало, а где конец музыки?», «Музыка звучала все равно одинаково, или она менялась?» и подобные. Правильный ответ будет свидетельствовать о восприятии пьесы в целом и о возможности замечать изменения в мелодии, гармонии и ритме, то есть ученик уже воспринимает драматургию развития образа.
Итак, анализируя все вышеупомянутое можно утверждать, что одной из важных задач образовательного развития любого успешного государства является развитие творческой личности, которая будет способна к проявлению собственного потенциала и самореализации, что станет первой ступенью к духовному, культурному и эстетическому обогащению нации. Все упомянутое, лишь маленький пример того, как мир отходит от старых штампов развития художественно-творческих способностей личности ребенка и направляется к развитию его творческого потенциала. Страны, где главной ценностью является человеческая жизнь и самореализация каждого гражданина, уделяют огромное количество времени на творчество и искусство.
Актуальным остается вопрос подготовки специалистов к осуществлению работы по привлечению детей к искусству и развитию их художественно-творческих способностей, а также развитие дошкольного образования в реалиях евроинтеграционных измерений. Говоря о самореализации ребенка важно понимать, что он невозможен без заложенных ранее творческих начал – формирования и развития художественно-творческих способностей. Ребенок, который не боится выразить собственное мнение, видит свое решение проблемы, способен целостно воспринимать произведения искусства, проявлять эмоциональную трогательность и собственные предпочтения, отличается особой любознательностью и наблюдательностью, свободой собственного мнения не будет никаких проблем в дальнейшем развитии. Процесс развития детской личности набирает обороты на 6-м году жизни, поскольку это ребенок, который начинает активно социализироваться: выходит за рамки собственного комфорта в процессе знакомства с новыми социальными группами (садик, центры развития, арт-школы, школы искусств и прочее); активно знакомится с дидактическими и сюжетно-ролевыми играми, что способствует развитию интеллекта, воображения, внимания, фантазии и, как следствие, художественно-творческих способностей ребенка; глубже знакомится с произведениями искусства и искусством в целом.
Фрагмент текста работы:
Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Театрализованная деятельность имеет большое воспитательное влияние. Принимая в ней участие, дети имеют возможность познать все разнообразие окружающего мира через краски, образы, звуки, а искусно поставленные вопросы побуждают их к мыслям, анализу, обобщениям, выводам. Умственное развитие связано с выразительностью реплик действующих лиц, незаметно увеличивается словарь старших дошкольников, совершенствуется культура речи, ее интонационный строй. Роль и реплики заставляют ребенка четко, понятно изъясняться. У нее улучшается речь, ее грамматический строй.
Театрализованная деятельность-источник развития чувств, переживаний и новых открытий дошкольника, которая вовлекает его в духовные ценности. Это конкретный, видимый результат. Но не стоит и забывать, что занятия по театрализованной деятельности влияют на развитие эмоциональной сферы ребенка, заставляя его сочувствовать героям, поддерживать их, сопереживать разыгрываемым событиям.
Каждое произведение литературы или сказка для детей-дошкольников всегда имеют мораль (добро, дружба, искренность), дети выражают свое отношение к добру и злу. Все это способствует формированию опыта социальных навыков поведения. Любимые персонажи становятся примерами для подражания. Способность дошкольников к идентификации дает возможность воспитателям именно через театрализованную деятельность направлять положительное влияние на детей.
Театрализованная деятельность помогает старшим дошкольникам, которые ассоциируют себя с героем, моделировать различные жизненные ситуации, решать множество проблемных ситуаций, опосредованных лицом любого героя. Это способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости.
Занятия по театрализованной деятельности влияют не только на развитие психических функций личности старшего дошкольника, художественных способностей, творческого потенциала, но и на общечеловеческую способность к межличностного взаимодействия, творчества в различных сферах, способствующих приспособлению в социуме, ощущению себя успешным
Цель театрализованной деятельности в дошкольном учебном заведении — развивать, расширять, совершенствовать творческие способности детей, улучшать их внутренний мир. Нелегкому процессу формирования эстетических чувств дошкольников способствует их активное участие в процессе создания театрального представления в дошкольном учебном заведении. Разнообразное ежедневное включение детей во многие виды деятельности — это обязательное условие развития у них творческих способностей.
Театр рождает чудеса, забавляя, развлекая, обучая, развивая творческие способности дошкольников, корректируя их поведение, способствует эмоциональному раскрытию. Он обогащает и развивает речь, ораторские способности детей, расширяет их кругозор, формирует нравственные представления, обеспечивает уверенность в себе, способствует овладению навыками публичных выступлений .
Таким образом, театральное искусство обеспечивает всестороннее развитие личности дошкольника. Непосредственное ежедневное общение детей с театром учит их сдержанности, собранности, быть приветливее друг к другу.
В рамках каждой возрастной категории этой театрализованной деятельности свойственны свои особенности, которые вызваны особенностями развития речи, игровой деятельности, театральных действий, восприятия детьми музыкальных и литературных произведений. Возраст дошкольников влияет на изменение методов и характер руководства театрализованной деятельностью.
Для младшего дошкольного возраста характерно планомерное влияние на содержание игр, но без замены инициативы и самостоятельности детей, что создает условия для развития творчества.
В процессе работы со старшими дошкольниками больше используют методы опосредованного педагогического воздействия: организация предметно-игровой среды, постановка проблемных игровых задач, поддержка при планировании деятельности, предварительная речевая работа Для правильной организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении считаем целесообразным опираться на следующие принципы:
Принцип гуманизации: он заключается в умении воспитателя поставить себя на место ребенка, учитывать его мнение, не пренебрегать его эмоциями и чувствами, то есть воспитатель рассматривает ребенка как равноправного партнера, ориентируясь на высшие общечеловеческие ценности.
Принцип дифференциации: предполагает обеспечение наилучших условий для самореализации каждого дошкольника в процессе театрализованной деятельности, учитывая его возраст, пол, накопленный опыт, особенности эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности: В педагогическом процессе интеграцию рассматривают как средство обеспечения эмоционального комфорта и благополучия детей в дошкольном учебном заведении, как одно из важнейших условий всестороннего развития личности, первых творческих проявлений и формирования индивидуальности. Это гармоничное комбинирование как на занятиях, так и в ежедневных разнообразных жизненных ситуациях элементов музыки и литературы, поэзии, живописи, выхода на образотворчество в разновидностях художественной деятельности — рисовании, лепке, аппликации, музицировании, мимических и пантомимических этюдов.
Принцип содержательности — определяет содержательность занятий, различную тематику и методы работы.
Принцип систематичности заключается в ежедневном включении театрализованных упражнений во все формы организации учебно-воспитательного процесса. Это обеспечивает их необходимость на уровне дидактических и сюжетно — ролевых упражнений.