Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Дошкольное образование

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

I.
Пояснительная записка. 3

1.1 Квалификационные характеристики
проекта. 3

1.2 Теоретические подходы к
проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
на занятиях декоративным рисованием в психолого-педагогической литературе. 7

1.3 Творческая изобразительная
деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием. 18

II.
Проектная часть. Комплект материалов для развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием. 31

2.1. Перспективный план занятий,
направленный на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста на занятиях декоративным рисованием. 31

2.2 Альбом видов декоративного
рисования с этапами и приемами, направленный на развитие творческих способностей
детей старшего дошкольного возраста. 38

2.3 Советы для родителей по
развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на
занятиях декоративным рисованием. 48

III.
Результаты апробации проекта. 50

Заключение. 52

Литература. 54

Приложения. 57

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обучение творчески мыслящих людей должна
начинаться уже в дошкольном возрасте для того, чтобы в первую очередь выявить
склонности и способности детей к какой-либо деятельности и направить их в
нужное направление. Проблемой формирования способностей, в том числе детей
дошкольного возраста, занимались Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, О.М.
Дьяченко, А.М. Матюшкин, Н.Н. Поддъяков, П. Торренс.

Исследовав научную литературу, мы пришли к
выводу, что «творческие способности – это результат овладения человеком
знаниями, умениями и навыками, необходимыми для того или иного вида творчества»
(А.Н. Леонтьев). Процесс развития творческих способностей – это процесс
направленного изменения ведущее к появлению новых качества, специальных
способностей, определяющие успех творчества (оригинальность замысла, проявление
инициативы творчества и владение художественными техниками).

Говоря о результате развития творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста, мы выделили ряд показателей
развитости творческих способностей: оригинальность замысла и его
характеристика, возникновение замысла, проявление творческой инициативы;
творческая самостоятельность и его характеристика, стремление к решению
творческих задач без помощи со стороны взрослого, самоконтроль и оценка
результата; показатель – владение художественными техниками и его
характеристика, уверенность и ловкость во владении инструментами и материалами,
скорость выполнения работы.

В ходе рассмотрения
психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста в
развитии творческих способностей было выявлено следующее: дошкольное детство
также является сензитивным периодом для развития творческих способностей,
самостоятельность детей в решении поставленных задач, первое место занимают
собственные придуманные образы, элементы реальности занимают второстепенное
место, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений.

Художественная деятельность –
деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение
искусства. (И.Т. Фролова). Одним из видов художественной деятельности относится
изобразительная деятельность, в процессе которой дети рисуют, различными
материалами, лепят, конструируют, делают аппликации, выполняют творческие
продукты в смешанных техниках. Это мы учли при разработке комплекса занятий по
художественной деятельности. Художественная деятельность позволяет решать
задачи развития творческих способностей детей в условиях ДОО.

Помимо понятия декоративно – прикладного
искусства были изучены и проанализированы приемы организации учебного процесса,
некоторые из которых легли в основу разработки дидактических средств обучения
(прием пошаговой ориентировки, прием сравнения, прием акцентирования). Были
проанализированы виды декоративно-прикладного искусства, некоторые из которых
легли в основу разработки заданий рабочей тетради (вышивка, печать, роспись).

В процессе исследования была разработан перспективный
план, направленный на развитие творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста на занятиях декоративным рисованием, а также альбом видов
декоративного рисования с этапами и приемами. Альбом включает темы,
разработанные с учетом возрастных и индивидуальных качеств детей. Все темы занятий
направлены на развитие творческих способностей у старших дошкольников. На
занятиях дошкольники приобретаются такие практические умения как: создание
легкого карандашного рисунка с помощью шаблона, прорисовка декоративных
элементов (круги, дуги, точки, ромбы, волны), оформление рисунка в цвете
(желтый, красный, зеленый, оранжевый, синий и т.д.), рисование концом кисти, боковой поверхностью кисти, тычкование с помощью
ватной палочки.

 

Фрагмент текста работы:

 

I. Пояснительная записка

1.1 Квалификационные характеристики проекта

В настоящее время вопрос о развитии
творческого потенциала ребенка является актуальным. В Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о
том, что одной из задач, на решение которой должно быть ориентировано дошкольное
образование, является создание благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Развитие творческих способностей –
достаточно сложный психический процесс. Под творчеством Л.А. Венгер называет
самостоятельную деятельность, в процессе которой ребёнок создаёт новые образы,
которые в свою очередь рассматриваются как оригинальный и ценный продукт.

Сегодня можно выделить ряд стержневых
направлений в понимании процессов развития творческих способностей. Так одно из
них рассматривает творчество как качество личности, которое присуще человеку от
рождения. Следовательно, что творчеству научить нельзя. Творчество либо есть,
либо его у человека нет. Ученые, поддерживающие данное направление (А.В.
Бакушинский, Р. Риччи, Ф. Шмит, А. Эренцвейг и др.), рассматривают создание
условий для развития творчества, предлагая упражнять детей в «созерцании»
окружающей жизни. Представители другого направления (Б. Джефферсон, В.
Лоунфельд, Н. Михайловская и др.) рассматривают творчество как самовыражение
личности, которое может развиваться самостоятельно, но для этого должны быть
созданы предопределенные условия.

Мы в своём исследовании опираемся на точку
зрения представителей третьего направления, которые рассматривают творчество,
как процесс взаимодействия человека с окружающей его действительностью. О.В.
Дыбина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Я.А. Пономарев, С.Я. Рубинштейн, Н.П.
Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина и многие другие педагоги и психологи
считают, что творчество не является врожденным качеством личности, а
развивается поэтапно под воздействием целенаправленного воспитания и обучения.
Творчеству можно научить и следует учить. При рождении закладываются задатки,
из которых при определённых условиях могут развиваться творческие способности
личности.

Исследованиями проблемы развития
художественного творчества дошкольников занимались многие учёные. Среди них
А.А. Волкова, А.В. Запорожец, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.Я. Лернер, В.С.
Мухина, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая и другие.

Н.П. Сакулина писала, что «творческий
процесс по структуре своей и по основным закономерностям у ребёнка такой же,
как и у взрослого» [30, с. 45].

Современные образовательные программы
дошкольного образования нацеливают педагогов на внедрение в
учебно-образовательный процесс новых форм работы, технологий обучения,
нетрадиционных методов обучения, направленных на развитие творческих
способностей детей, одним из которых являются занятия декоративным рисованием.

Знакомство детей с декоративным
рисованием, мастерством народных умельцев и русским фольклором, позволяет детям
почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну,
богатую традициями, воздействует на развитие чувств, умственных способностей,
характер ребёнка и способствует заложению фундамента эстетического воспитания
будущего поколения. Любой творческий процесс зависит, прежде всего, от
культуры, в которую прогружен человек. Основой для творческого человека
являются его потребности и возможности. Культура влияет на творчество, в том
числе через особенности воспитания. Сказанное обуславливает актуальность темы
исследования [34, с. 289].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы