Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Методика преподавания литературного чтения

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Развитие познавательной активности 3 класса посредством рефлексивной технологии на уроке литературного чтения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 7

1.1. Понятие познавательной активности и способы ее развития 7

1.2. Возрастные особенности обучающихся 3-го класса и особенности развития их познавательной активности 16

1.3. Роль уроков литературного чтения в развитии познавательной активности обучающихся 3 класса 26

1.4. Учебный проект как метод развития познавательной активности на уроках литературного чтения 34

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 39

2.1. Анализ исходной ситуации 39

2.2. План опытно-практической работы 51

2.3. Методическое обоснование метода учебного проекта на уроках литературного чтения 54

2.4. Анализ эффективности использования методических рекомендации по развитию познавательной активности 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 75

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 77

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 83

  

Введение:

 

Литературное чтение – это учебная дисциплина, цель которой состоит в приобщении обучающегося младших классов к миру искусства слова, в обу-чении правильному и выразительному чтению, а так же в формировании умения понимать замысел автора произведения и составлять собственное мнение.

Все, кто работают с обучающимися начальной школы, знают, как не-легко обучить их технике чтения, но еще труднее воспитывать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из букв слова и овладеть техникой чте-ния еще не значит стать читателем. Необходимо развивать интеллект, эмоци-ональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении, как источник дальнейшего развития.

Проблема активизации познавательной активности достаточно акту-альна, обусловлена потребностью современного общества в специалистах, способных к проявлению инициативы, самостоятельности, стремления к дея-тельности на основе высокой мотивации, социальной активности, творчества, что обеспечивается активной позицией личности в процессе обучения. В свя-зи с этим одной из основных задач школы становится развитие познаватель-ной активности личности, которая обеспечит условия для максимальной са-мореализации обучающегося, для улучшения его познания.

Познавательная активность является важным компонентом структуры общей способности к учению. В начальной школе большое внимание уделя-ется мотивации учебной деятельности, поскольку она становится ведущей у обучающихся младшего школьного возраста. Очень важно сформировать у обучающихся желание учиться. Поэтому учителю начальных классов необ-ходимо использовать различные методы и приемы для формирования по-знавательной активности.

Проблеме познавательной активности уделяли внимание Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, JI.B. Благонадежина, Л.И. Божович, В.Г. Иванов, Г.С. Ко-стюк, А.Н. Леонтьев, К.А. Лычалова, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Трайтак, H.H. Тулькибаева, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, A.B. Усова и другие. Познавательная активность возникает под влиянием различных факторов и может иметь различное содержание, глубину, направленность, устойчивость и т.д.

Весьма ценными в плане исследования различных аспектов проблемы развития познавательной активности обучающихся и деятельности в целом являются работы Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой.

Объект исследования: процесс развития познавательной активности обучающихся.

Предмет исследования: учебный проект как метод развития познава-тельной активности обучающихся 3-го класса на уроках литературного чте-ния

Цель исследования: изучение развития познавательной активности обу-чающихся 3-го класса посредством метода проектов на уроках литературно-го чтения и анализ результатов разработки и реализации учебного проекта на уроках литературного чтения в 3 классе.

Задачи исследования:

1. Определить понятие познавательной активности и способы ее фор-мирования

2. Описать возрастные особенности психического развития обучаю-щихся 3-го класса.

3. Определить роль уроков литературного чтения в развитии познава-тельной активности обучающихся 3 класса.

4. Описать учебный проект как метод развития познавательной актив-ности на уроках литературного чтения.

5. Провести диагностику уровня развития познавательной активности обучающихся 3-го класса

6. Разработать и реализовать учебный проект, направленный на разви-тие познавательной активности обучающихся 3-го класса.

7. Составить методические рекомендации по организации учебного проекта на уроках литературного чтения в 3 классе, направленного на раз-витие познавательной активности.

8. Провести сравнительный анализ развития познавательной активно-сти «до» и «после» практической деятельности.

Методы и методики исследования:

1.Анкетирование:

— анкета Гинзбурга М. Н. «Изучение школьной мотивации»;

— анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой.

2. Опрос:

— методика «Диагностика показателей мотивации учения младших школьников».

3. Интервью с учителем.

4. Анализ документов.

Базовые понятия исследования:

Познавательная активность — главнейшее условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладении навыками творческой деятель-ности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний; фунда-мент, являющийся условием дальнейшего образования и личностного роста (Шамова Т.И.) [33]. Ссылка

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершить-ся вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта (Е. С. Полат) [27].

Учебный проект — организационная форма работы учащихся, сочета-ющая индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которой школьники создают конечный продукт их собственной творческой деятельности. Учебный проект является основной формой орга-низации познавательной деятельности обучающихся в рамках метода проек-тов (Полонский В.М.) [20].


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования мы решали поставленные нами задачи. Так мы охарактеризовали понятие познавательной активности и способы ее форми-рования. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить понимание познавательной активности, как интегративное качество личности, проявляющееся в стремлении к познанию, определяющее устойчивый инте-рес к поиску новых знаний, готовность к поисковой деятельности, инициа-тивности и самостоятельности в ней, выражающееся в положительных эмо-циях и рефлексивном самоуправлении включающее мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный компо-ненты и имеющее уровни развития: воспроизводящий, интерпретирующий, творческий.

Определили психолого-педагогические особенности обучающихся 3-го класса и особенности развития их познавательной активности. Младший школьный возраст — это период усвоения, накопления знаний о мире и отно-шении человека к нему. Особенностью психики здорового обучающегося яв-ляется познавательная активность. Любознательность обучающегося посто-янно направлена на познание окружающего мира и построение своей карти-ны мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит формирование познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить позна-вательный интерес.

Выяснили роль уроков литературного чтения в развитии познаватель-ной активности обучающихся 3 класса. Литературное чтение в начальной школе является учебным предметом и одновременно средством обучения. Чем успешнее дети овладевают полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализовываться возможности в обучении, воспитании и разви-тии обучающихся. Познавательная активность на уроках литературного чте-ния осуществляется через использование игровых технологий, дидактиче-ских игр, технологии проблемного обучения, нетрадиционных уроков, а также использование информационно-коммуникационных технологий.

Провели первичную диагностику познавательной активности обучаю-щихся 3 класса. Уровень познавательной активности младших школьников данного класса является недостаточным для полноценного процесса обуче-ния и для полноценного развития школьника. Данная проблема подтвержда-ет актуальность и необходимость развития познавательной активизации с це-лью развития уровня учебной деятельности младших школьников.

Составили методические рекомендации по развитию познавательной активности 3 класса на уроках литературного чтения.

Провести сравнительный анализ развития познавательной активности «до» и «после» практической деятельности. Для этого мы повторно продиа-гностировали обучающихся. Проведенные анализы диагностик показали, что уровень познавательной активности младших школьников данного класса после использования проекта «Живи книга» изменились в лучшую сторону. А это значит, что необходимо продолжать работу по внедрению в практику составленных практических рекомендаций.


 

Фрагмент текста работы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Понятие познавательной активности и способы ее развития

Понятие «познавательная активность» является сложносоставным по-нятием и может быть рассмотрено как видовое по отношению к понятию «ак-тивность».

Понятие «активность» рассматривается исследователями как общена-учное и обосновано связывается с деятельностью. В частности, в философии «активность» (от франц. — сила действия) понимается как деятельное поведе-ние [34].

В психологии термин «активность» трактуется как деятельное состоя-ние живых организмов, условие их существования в мире. Активное суще-ство не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого дви-жения [25].

В зарубежной психологии, в силу лингвистических причин, понятия «активность» и «деятельность» являются тождественными. В некоторых язы-ках для обозначения терминов — активность и деятельность — существует только один термин (например, «activity» в английском языке, «activitee» — во французском). В отечественной психологии до XX века рассматриваемые понятия также употреблялись как синонимы. Однако, ряд исследователей различают эти два понятия. В частности, С.Л. Рубинштейн, подчеркивает, что мышление, например, — это активность, а не деятельность. В данном ис-следовании значимыми являются исследования С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева, рассматривающих деятельность как сложный процесс, несущий в себе внутренние противоречия, выступающие как необходимое условие раз-вития деятельности ее субъектом, приводящие к формированию интеллекту-альной, эффективной и потребностно-мотивационной сфер [22].

М.И. Лисина понятие активности также связывает с деятельностью и рассматривает ее в трех аспектах: как вид деятельности; как состояние проти-воположное пассивности; как инициативность.

В работах Б.Г. Ананьева активность выделяется как показатель его ин-дивидуальности.

В социологии активность понимается как деятельность в самом широ-ком смысле слова, один из основополагающих элементов человеческого по-ведения [30].

В педагогике термин «активность» определяется как [20]:

— деятельное отношение личности к миру;

— способность производить общественно значимые преобразования ма-териальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта че-ловечества;

проявляется:

— в творческой деятельности, волевых актах, общении.

Обобщая сказанное выше, определим «активность» как деятельностную характеристику личности.

Переходя к рассмотрению познавательной активности, отметим, что проблема развития познавательной активности в научной литературе не яв-ляется новой.

Педагоги прошлого Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление обучающихся к познанию. По мнению Я.А. Коменского «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению» [21].

Ряд ученых (Л.Н. Клименко, М.И. Лисина) рассматривают познава-тельную активность в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Под познавательной активностью они понимают [22]:

— самостоятельную, инициативную деятельность обучающихся, направ-ленную на познание окружающей действительности;

— самостоятельную деятельность по добыванию нужной информации, вычленению проблем и поиску пути их решения.

О.Г. Шишкова не разграничивает понятия «познавательная актив-ность» и «самостоятельность».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы