Дипломная работа (ВКР) колледж, техникум - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Развитие поисковой активности и познавательной активности у детей в экспериментальной деятельности в возрасте 4-5 лет.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОИСКОВОЙ
АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6

1.1. Понятие экспериментальная деятельность, поисковая
активность, познавательная мотивация. 6

1.2. Роль экспериментальной деятельности в познавательном
развитии дошкольников. 13

1.3. Особенности и условия организации экспериментальной
деятельности с детьми в ДОУ.. 20

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОИСКОВОЙ
АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 28

2.1. Диагностика уровня развития поисковой активности и
познавательной мотивации у детей. 28

2.2. Содержание работы по развитию поисковой активности и
познавательной мотивации у детей в экспериментальной деятельности. 35

2.3 Анализ результатов исследования. 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 50

ПРИЛОЖЕНИЕ. 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 54

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 70

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 72

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 73

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современном дошкольном образовании
проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности
является одной из актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим
миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь
способствует формированию самостоятельности и инициативности.

В статье 48  законе РФ «Об
образовании в Российской Федерации» обозначены обязанности и ответственность
педагогических работников: «педагогические работники обязаны: развивать у
обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и
жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру
здорового и безопасного образа жизни».

Проблемой развития познавательной активности занимались ученые: Б.Г.
Ананьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Я. Коменский А.Н. Леонтьев, Н.Г.
Морозова, Д.И. Мясищев, Н.Л. Погореловой, Л.С. Рубинштейн, В.А Сластенин, К.Д.
Ушинский, Н.Г Чернышевский, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и другие. Наукой
доказано необходимость разработки этой проблемы и осуществление ее практикой
обучения. Многие педагоги активно используют в практике своей работы различные
приемы и методы, способствующие развитию познавательной деятельности детей.

Педагоги и психологи отмечают, что для развития познавательной активности
необходима организация содержательной, интересной, мотивированной и развивающей
практической деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования
рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка в различных видах деятельности. Включение ребенка в исследовательскую
деятельность в дошкольной образовательной организации должно способствовать
саморазвитию и самореализации ребенка, развитию исследовательской активности и
инициативы.

Теоретические основы детского экспериментирования разрабатывали Н. Н.
Поддьяков, И.С. Фрейдкин, Н.А. Рыжова и другие известные учёные.

Недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования поисковой
активности и познавательной мотивации дошкольников в экспериментальной
деятельности, а также трудности в практической деятельности воспитателей в этом
направлении определили выбор области научного исследования. Это подтверждает
актуальность проблемы, поставленной в исследовании.

Анализ научной литературы позволяет выявить противоречие между потребностью
в развитии поисковой активности и познавательной мотивации дошкольников в
реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой
содержательно-методических основ развития компонентов поисковой активности и
познавательной мотивации дошкольников в экспериментальной деятельности.

Проблема, решаемая в работе: как организовать экспериментальную
деятельность дошкольников, чтобы она стала средством развития их поисковой
активности и познавательной мотивации.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие поисковой активности и
познавательной мотивации экспериментальной деятельности в возрасте 4-5 лет».

Объект исследования – экспериментальная деятельность дошкольников.

Предмет исследования – развитие поисковой активности и познавательной мотивации
экспериментальной деятельности в возрасте 4-5 лет.

Цель исследования – теоретические
обосновать развития поисковой активности и познавательной
мотивации у детей в
возрасте 4-5 лет в
экспериментальной деятельности и проверять эффективность опытно-практической
работы по развитию поисковой активности и познавательной мотивации у детей в
экспериментальной деятельности.

Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть понятия «экспериментальная
деятельность», «поисковая активность», «познавательная мотивация».

2. Изучить роль влияния
экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.

3. Проанализировать особенности и
условия организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ.

4. Представить диагностику уровня
развития поисковой активности и познавательной мотивации у детей.

5. Представить содержание работы по
развитию поисковой активности и познавательной мотивации у детей в
экспериментальной деятельности.

6. Проанализировать результаты
исследования.

В ходе исследование
использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ
психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; обобщение полученных теоретических данных; систематизация; эмпирические:
анализ педагогического опыта; качественный и количественный анализ полученных
экспериментальных результатов.

База исследования. МАДОУ «Детский сад №6 комбинированного вида г. Горно-Алтайска», 20 детей в
возрасте 4-5 лет.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак, в ходе выполнения работы
были получены следующие выводы:

1. Рассмотрев понятия
«экспериментальная деятельность», «поисковая активность», «познавательная
мотивация», можно сделать вывод о том, что среди всевозможных средств развития
познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское
экспериментирование. Знания, полученные в результате собственного эксперимента,
исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех
сведений о мире, что получены репродуктивным путем.

2. Познавательная деятельность
дошкольника – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Она характеризуется познавательной и поисковой активностью ребенка, его
активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности.
Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и
самостоятельной познавательной деятельности дошкольников. Детям нравится
деятельность, где вместе с взрослыми они совершенствуют свои первые открытия,
учатся объяснять и доказывать. Возможности экспериментальной деятельности
многообразны: формируется положительное отношение к окружающей
действительности; экспериментальная деятельность вводит ребенка в мир интересного,
доставляя наслаждение самому открывать мир; развиваются психические процессы,
которые необходимы при обучении в школе: память, мышление, наблюдательность,
умение устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы,
умозаключения; развивается речь дошкольника.

3. Для организации
экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ следует учитывать особенности
поисково-исследовательской деятельности, а также создавать условия в
соответствии с современными требованиями. Педагогическими условиями успешного
эксперимента будут являться его организация в форме планирования и ведения
картотеки; организация предметно-средового пространства; поддержание
комфортного уровня психологического климата; взаимодействие между детьми и
воспитателем как организатором экспериментальной деятельности. Современными и
инновационными приемами и средствами, используемыми в экспериментировании
являются: кейс-технологии (кейс-иллюстрации; фото-кейсы),
информационно-коммуникационные технологии, квест технология, метод проектов,
использование лэп-буков.

4. Для решения исследовательских
задач на основе анализа психолого-педагогической литературы по теме
исследования организовано опытно-практическое изучение особенностей развития
поисковой активности и познавательной мотивации у детей. Базой исследования
является МАДОУ «Детский сад №6 комбинированного вида города Горно-Алтайска». В
опытно-практической работе приняли участие дети в возрасте 4-5 лет в количестве
20 человек. Исследование включало 3 этапа: диагностирующий, формирующий, контрольный. По
результатам проведенного исследования на диагностирующем этапе нами выявлено, что уровень
поисковой активности и познавательной мотивации дошкольников соответствует
среднему, а также низкому. Результаты диагностирующего этапа позволили нам говорить о необходимости проведения
формирующего этапа по совершенствованию поисковой активности и познавательной
мотивации у детей.

5. По результатам формирующего этапа можно отметить то, что целенаправленная, систематическая и планомерная
работа по развитию
познавательной мотивации и поисковой активности детей дошкольного возраста в
процессе использования обучающих игр и экспериментирования с природными
материалами, также во взаимодействии с родителями дала положительные результаты.
Дети стали чаще играть в различные виды игр самостоятельно, стали
экспериментировать и проводить свои исследования, возросла речевая активность
детей, речь стала более эмоциональной, улучшились все психические процессы.

6. Сравнительные результаты по
первой методике, показали, что количество детей с высоким уровнем поисковой
активности увеличилось на 20%. Количество детей с низким уровнем поисковой активности
уменьшилось на 20%. Сравнительные результаты по второй методике, показали, что
количество детей с высоким уровнем поисковой активности увеличилось на 15%.
Количество детей с низким уровнем поисковой активности уменьшилось на 20%.

По итогам проведенной опытно-практической
работы можно отметить положительную динамику в развитии познавательной мотивации
и поисковой активности детей дошкольников. Следовательно, разработанный
комплекс мероприятий по повышению уровня познавательной мотивации и поисковой
активности у дошкольников в системе экспериментирования достаточно эффективен.

Таким образом, цель, поставленная
в работе, достигнута, а задачи решены. В конце опытно-практической работы также
обнаружены различия между уровнем развития познавательной мотивации и поисковой
активности дошкольников на диагностирующем этапе и на контрольном этапе. В результате
проведённого эксперимента полученные показатели свидетельствуют о положительном
влиянии на развитие познавательной мотивации и поисковой активности у
дошкольников организации данной формирующей работы. Это доказывает
эффективность применения детского экспериментирования и игр на развитие
познавательной мотивации и поисковой активности у дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У
ДЕТЕЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Понятие экспериментальная деятельность,
поисковая активность, познавательная мотивация В психолого-педагогической
литературе существует огромное число исследований, которые посвящены проблемам
развития поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного
возраста. Несмотря на это, авторы не смогли до сих пор прийти к единому описанию
позиций.

Следует упомянуть, что в ФГОС ДО
говорится о формировании познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности, что является одним из принципов
дошкольного образования. К числу одних из основных видов деятельности в современной
дошкольной педагогике можно отнести экспериментирование. Во ФГОС ДО в
образовательной области «Познавательное развитие» определено содержание работы
в обозначенном направлении. Особое внимание в документе уделено
познавательно-исследовательской деятельности дошкольников исследованию объектов
окружающего мира и экспериментированию
с ними.

В связи с этим следует отметить, что проблема познавательного развития
рассматривается на уровне государства и отражается в основных федеральных законах
и документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных
организаций.

В процессе изучения теоретических основ проблемы исследования в первую
очередь обратимся к
понятию «поисковая активность».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы