Дипломная работа (ВКР) — колледж, техникум на тему Развитие поисковой активности и познавательной активности у детей в экспериментальной деятельности в возрасте 4-5 лет.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОИСКОВОЙ
АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6
1.1. Понятие экспериментальная деятельность, поисковая
активность, познавательная мотивация. 6
1.2. Роль экспериментальной деятельности в познавательном
развитии дошкольников. 13
1.3. Особенности и условия организации экспериментальной
деятельности с детьми в ДОУ.. 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОИСКОВОЙ
АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 28
2.1. Диагностика уровня развития поисковой активности и
познавательной мотивации у детей. 28
2.2. Содержание работы по развитию поисковой активности и
познавательной мотивации у детей в экспериментальной деятельности. 35
2.3 Анализ результатов исследования. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ. 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 73
Введение:
Актуальность исследования. В современном дошкольном образовании
проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности
является одной из актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим
миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь
способствует формированию самостоятельности и инициативности.
В статье 48 законе РФ «Об
образовании в Российской Федерации» обозначены обязанности и ответственность
педагогических работников: «педагогические работники обязаны: развивать у
обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу,
творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и
жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру
здорового и безопасного образа жизни».
Проблемой развития познавательной активности занимались ученые: Б.Г.
Ананьева, Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Я. Коменский А.Н. Леонтьев, Н.Г.
Морозова, Д.И. Мясищев, Н.Л. Погореловой, Л.С. Рубинштейн, В.А Сластенин, К.Д.
Ушинский, Н.Г Чернышевский, Г.И. Щукина, Д.Б. Эльконин и другие. Наукой
доказано необходимость разработки этой проблемы и осуществление ее практикой
обучения. Многие педагоги активно используют в практике своей работы различные
приемы и методы, способствующие развитию познавательной деятельности детей.
Педагоги и психологи отмечают, что для развития познавательной активности
необходима организация содержательной, интересной, мотивированной и развивающей
практической деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования
рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребёнка в различных видах деятельности. Включение ребенка в исследовательскую
деятельность в дошкольной образовательной организации должно способствовать
саморазвитию и самореализации ребенка, развитию исследовательской активности и
инициативы.
Теоретические основы детского экспериментирования разрабатывали Н. Н.
Поддьяков, И.С. Фрейдкин, Н.А. Рыжова и другие известные учёные.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы формирования поисковой
активности и познавательной мотивации дошкольников в экспериментальной
деятельности, а также трудности в практической деятельности воспитателей в этом
направлении определили выбор области научного исследования. Это подтверждает
актуальность проблемы, поставленной в исследовании.
Анализ научной литературы позволяет выявить противоречие между потребностью
в развитии поисковой активности и познавательной мотивации дошкольников в
реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой
содержательно-методических основ развития компонентов поисковой активности и
познавательной мотивации дошкольников в экспериментальной деятельности.
Проблема, решаемая в работе: как организовать экспериментальную
деятельность дошкольников, чтобы она стала средством развития их поисковой
активности и познавательной мотивации.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Развитие поисковой активности и
познавательной мотивации экспериментальной деятельности в возрасте 4-5 лет».
Объект исследования – экспериментальная деятельность дошкольников.
Предмет исследования – развитие поисковой активности и познавательной мотивации
экспериментальной деятельности в возрасте 4-5 лет.
Цель исследования – теоретические
обосновать развития поисковой активности и познавательной
мотивации у детей в
возрасте 4-5 лет в
экспериментальной деятельности и проверять эффективность опытно-практической
работы по развитию поисковой активности и познавательной мотивации у детей в
экспериментальной деятельности.
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятия «экспериментальная
деятельность», «поисковая активность», «познавательная мотивация».
2. Изучить роль влияния
экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников.
3. Проанализировать особенности и
условия организации экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ.
4. Представить диагностику уровня
развития поисковой активности и познавательной мотивации у детей.
5. Представить содержание работы по
развитию поисковой активности и познавательной мотивации у детей в
экспериментальной деятельности.
6. Проанализировать результаты
исследования.
В ходе исследование
использовались следующие методы исследования: теоретические: анализ
психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; обобщение полученных теоретических данных; систематизация; эмпирические:
анализ педагогического опыта; качественный и количественный анализ полученных
экспериментальных результатов.
База исследования. МАДОУ «Детский сад №6 комбинированного вида г. Горно-Алтайска», 20 детей в
возрасте 4-5 лет.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Итак, в ходе выполнения работы
были получены следующие выводы:
1. Рассмотрев понятия
«экспериментальная деятельность», «поисковая активность», «познавательная
мотивация», можно сделать вывод о том, что среди всевозможных средств развития
познавательной активности дошкольников особого внимания заслуживает детское
экспериментирование. Знания, полученные в результате собственного эксперимента,
исследовательского поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех
сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
2. Познавательная деятельность
дошкольника – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Она характеризуется познавательной и поисковой активностью ребенка, его
активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности.
Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и
самостоятельной познавательной деятельности дошкольников. Детям нравится
деятельность, где вместе с взрослыми они совершенствуют свои первые открытия,
учатся объяснять и доказывать. Возможности экспериментальной деятельности
многообразны: формируется положительное отношение к окружающей
действительности; экспериментальная деятельность вводит ребенка в мир интересного,
доставляя наслаждение самому открывать мир; развиваются психические процессы,
которые необходимы при обучении в школе: память, мышление, наблюдательность,
умение устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы,
умозаключения; развивается речь дошкольника.
3. Для организации
экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ следует учитывать особенности
поисково-исследовательской деятельности, а также создавать условия в
соответствии с современными требованиями. Педагогическими условиями успешного
эксперимента будут являться его организация в форме планирования и ведения
картотеки; организация предметно-средового пространства; поддержание
комфортного уровня психологического климата; взаимодействие между детьми и
воспитателем как организатором экспериментальной деятельности. Современными и
инновационными приемами и средствами, используемыми в экспериментировании
являются: кейс-технологии (кейс-иллюстрации; фото-кейсы),
информационно-коммуникационные технологии, квест технология, метод проектов,
использование лэп-буков.
4. Для решения исследовательских
задач на основе анализа психолого-педагогической литературы по теме
исследования организовано опытно-практическое изучение особенностей развития
поисковой активности и познавательной мотивации у детей. Базой исследования
является МАДОУ «Детский сад №6 комбинированного вида города Горно-Алтайска». В
опытно-практической работе приняли участие дети в возрасте 4-5 лет в количестве
20 человек. Исследование включало 3 этапа: диагностирующий, формирующий, контрольный. По
результатам проведенного исследования на диагностирующем этапе нами выявлено, что уровень
поисковой активности и познавательной мотивации дошкольников соответствует
среднему, а также низкому. Результаты диагностирующего этапа позволили нам говорить о необходимости проведения
формирующего этапа по совершенствованию поисковой активности и познавательной
мотивации у детей.
5. По результатам формирующего этапа можно отметить то, что целенаправленная, систематическая и планомерная
работа по развитию
познавательной мотивации и поисковой активности детей дошкольного возраста в
процессе использования обучающих игр и экспериментирования с природными
материалами, также во взаимодействии с родителями дала положительные результаты.
Дети стали чаще играть в различные виды игр самостоятельно, стали
экспериментировать и проводить свои исследования, возросла речевая активность
детей, речь стала более эмоциональной, улучшились все психические процессы.
6. Сравнительные результаты по
первой методике, показали, что количество детей с высоким уровнем поисковой
активности увеличилось на 20%. Количество детей с низким уровнем поисковой активности
уменьшилось на 20%. Сравнительные результаты по второй методике, показали, что
количество детей с высоким уровнем поисковой активности увеличилось на 15%.
Количество детей с низким уровнем поисковой активности уменьшилось на 20%.
По итогам проведенной опытно-практической
работы можно отметить положительную динамику в развитии познавательной мотивации
и поисковой активности детей дошкольников. Следовательно, разработанный
комплекс мероприятий по повышению уровня познавательной мотивации и поисковой
активности у дошкольников в системе экспериментирования достаточно эффективен.
Таким образом, цель, поставленная
в работе, достигнута, а задачи решены. В конце опытно-практической работы также
обнаружены различия между уровнем развития познавательной мотивации и поисковой
активности дошкольников на диагностирующем этапе и на контрольном этапе. В результате
проведённого эксперимента полученные показатели свидетельствуют о положительном
влиянии на развитие познавательной мотивации и поисковой активности у
дошкольников организации данной формирующей работы. Это доказывает
эффективность применения детского экспериментирования и игр на развитие
познавательной мотивации и поисковой активности у дошкольников.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОИСКОВОЙ АКТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У
ДЕТЕЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Понятие экспериментальная деятельность,
поисковая активность, познавательная мотивация В психолого-педагогической
литературе существует огромное число исследований, которые посвящены проблемам
развития поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного
возраста. Несмотря на это, авторы не смогли до сих пор прийти к единому описанию
позиций.
Следует упомянуть, что в ФГОС ДО
говорится о формировании познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности, что является одним из принципов
дошкольного образования. К числу одних из основных видов деятельности в современной
дошкольной педагогике можно отнести экспериментирование. Во ФГОС ДО в
образовательной области «Познавательное развитие» определено содержание работы
в обозначенном направлении. Особое внимание в документе уделено
познавательно-исследовательской деятельности дошкольников исследованию объектов
окружающего мира и экспериментированию
с ними.
В связи с этим следует отметить, что проблема познавательного развития
рассматривается на уровне государства и отражается в основных федеральных законах
и документах, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных
организаций.
В процессе изучения теоретических основ проблемы исследования в первую
очередь обратимся к
понятию «поисковая активность».